Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами

Конфиденциальная информация

Ее сохранение и защита в процессе информационного сотрудничества между налоговыми органами разных стран предусмотрены многочисленными международными юридическими документами. Подробнее о том, как в глобализованном мире при осуществлении обмена налоговой информацией она хранится, передается и используется, в чем состоят особенности практики и процедур информационной безопасности, как осуществляется контроль за соблюдением правил, а также какие санкции действуют в случае нарушения конфиденциальности, речь идет в публикации заместителя начальника отдела обмена налоговой информацией Управления налогового сотрудничества Департамента международных связей Наталии ГЕРАСИМЕНКО.

Только для налоговых целей

Организация эффективного информационного сотрудничества в условиях углубления глобализации современного мира является одним из приоритетных заданий, стоящих перед правительствами стран — участников мирового сообщества. Ведь от эффективного обмена информацией между налоговыми органами зависит справедливое налогообложение участников международных экономических отношений.

В последнее время в этом направлении было осуществлено много важных шагов. Все формы обмена информацией — по запросу, автоматический, спонтанный — были значительно усовершенствованы благодаря общим усилиям международных организаций, и в частности Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), и правительств стран мира, осознающих важность такой деятельности. Наряду со стандартными формами налогового информационного сотрудничества особое внимание уделяется автоматическому обмену информацией о финансовых счетах нерезидентов в рамках FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act — закон Соединенных Штатов Америки «О налоговых требованиях к иностранным счетам») и CRS (Common Reporting Standard — общий стандарт отчетности) согласно общепринятым стандартам отчетности, разработанным ОЭСР.

В такой ситуации одним из главных заданий, которое стоит перед правительствами стран мира и, в частности, налоговыми органами, является обеспечение конфиденциальности данных, являющихся предметом обмена. Требования относительно конфиденциальности отражены в действующих двусторонних конвенциях об избежании двойного налогообложения, двусторонних соглашениях об обмене налоговой информацией, многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах Совета Европы/ОЭСР. Этой Конвенцией предусмотрено, что страны должны осуществлять мероприятия или предоставлять информацию в соответствии с их внутригосударственным правом и практикой, учитывая необходимость защиты конфиденциальной информации и принимая во внимание международные документы о защите личной жизни и о потоках персональных данных.

С любой информацией, полученной согласно заключенным договорам, нужно вести себя как с тайной, так же, как с информацией, полученной на условиях секретности, которые действуют на территории юрисдикции, предоставляющей информацию, если такие условия более строгие. Полученная информация в любом случае раскрывается только лицам или органам (в частности, судам и административным или надзорным органам), причастным к оценке, сбору или взысканию налогов, к осуществлению исполнительных мероприятий или уголовного преследования относительно налогов, надлежащих к уплате, или к принятию решений по апелляциям относительно таких налогов. Эта информация может использоваться только лицами или органами, о которых идет речь в заключенном международном договоре, и лишь для налоговых целей.

Конфиденциальность информации о налогоплательщике всегда рассматривается как краеугольный камень при построении налоговых систем. Как налогоплательщики, так и налоговые администрации вправе ожидать, что информация, которой обмениваются, останется конфиденциальной. Для того чтобы быть уверенными в действиях налоговых органов и придерживаться своих законных обязательств, налогоплательщики должны знать, что важная финансовая информация не будет разглашена специально, по неосмотрительности или из-за определенного случая.

Оценивая потенциальные риски

Граждане, предприятия и правительства будут доверять международному обмену информацией, если раскрытие информации, являющейся предметом обмена, происходит лишь согласно тому правовому инструменту, на базе которого осуществляется обмен. Это вопрос как правовой базы, так и наличия систем и процедур, включающих в себя весь спектр процессов для обеспечения практического соблюдения правовой базы, информационной безопасности и целостности в процессе обработки информации. Существуют базовые блоки, имеющие важное значение в обеспечении надлежащих гарантий защиты информации, являющейся предметом обмена:

  • правовая база;
  • менеджмент информационной безопасности: практики и процедуры;
  • контроль за соблюдением и санкции при нарушении конфиденциальности.

Инструменты обмена информацией в общем предусматривают, что информация не должна предоставляться другой юрисдикции, если ее разглашение будет противоречить правовым нормам юрисдикции, предоставляющей информацию. Хотя это редко применяется на практике, определенные юрисдикции могут требовать у своих компетентных органов указать, что предоставленная ими информация не может использоваться или разглашаться в ходе судебного разбирательства, которое может привести к наложению и исполнению смертного приговора или пыток либо других тяжелых нарушений прав человека (например, когда налоговая проверка мотивируется политическими, расовыми или религиозными преследованиями), поскольку это противоречит государственной политике юрисдикции, предоставляющей информацию. В этом случае обеспечение таких требований может включаться в соглашения между определенными компетентными органами.

Читать еще:  Группа компаний юридическое определение

Обеспечение конфиденциальности информации, полученной в соответствии с примененной правовой базой, чрезвычайно важно. В случае любого нарушения конфиденциальности или невыполнения гарантий (включая дополнительные гарантии при их наличии, указанные компетентным органом, предоставляющим информацию) компетентный орган должен немедленно уведомить другие компетентные органы о таком нарушении или невыполнении, включая любые санкции или меры по исправлению положения. Содержание любого такого сообщения должно соответствовать правилам конфиденциальности и отечественному законодательству юрисдикции, где произошло нарушение или невыполнение. Несоблюдение гарантий конфиденциальности и защиты данных может считаться значительным нарушением договорных условий и быть основанием для немедленного приостановления действия международного договора.

В целях соблюдения обязательств по конфиденциальности и безопасности данных, являющихся предметом обмена, налоговые органы должны оценивать потенциальный риск неавторизованного доступа к информации о налогоплательщиках, размер убытков от неавторизованного использования, разглашения, нарушения, модификации или уничтожения полученной или предоставленной информации о налогоплательщиках, которая была получена в ходе обмена налоговой информацией. Налоговые органы должны надлежащим образом защищать имеющуюся информацию в печатной форме или в цифровых информационных средствах, ограничивать доступ авторизованных пользователей к информации и очищать цифровые средства массовой информации перед утилизацией или повторным использованием, уделять особое внимание пользованию авторизованным программным обеспечением и осведомленности сотрудников о требованиях конфиденциальности. Кроме того, должен осуществляться мониторинг политики соблюдения конфиденциальности и выявления любого неавторизованного доступа и разглашения.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами

сегоднязавтра
USD ЦБ73.28-0.0973.19
EUR ЦБ86.67-0.2886.39
BTC/USD47698.36

калькулятор валют

  • Руководителю
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Личное
  • |
  • Книги
  • Подписка
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение, поступившее в ФНС России 1 июля 2019 года, и в рамках установленной компетенции сообщает следующее.

Согласно положениям статей 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в их совокупности и взаимосвязи с момента постановки юридического или физического лица на учет в налоговом органе (с момента присвоения идентификационного номера налогоплательщика) любые сведения (независимо от содержания информации, за исключением общедоступной) о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в рамках Кодекса и независимо от источника обладателя информации (налогоплательщика, налогового агента или других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень субъектов, обладающих в силу закона правом обращения в налоговые органы за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях. Однако АНО (далее — Агентство) не включено в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Согласно положениям статьи 102 Кодекса поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС России, в том числе приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (далее — Порядок от 03.03.2003 № БГ-3-28/96).

Следует отметить, что в соответствии с Порядком от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение Федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-разыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-разыскное мероприятие или проверка информации).

Читать еще:  Где проверить налог на имущество физических лиц

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с положениями статьи 102 Кодекса запрашиваемая информация не подлежит предоставлению.

Налоговым органам расширили полномочия по сбору данных о налогоплательщиках

Госдума приняла поправки в НК РФ, предоставляющие налоговым органам право на сбор, хранение и использование информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (законопроект № 96436-7).

Налоговый кодекс дополнен ст. 93.2, в соответствии с которой должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторской организации данные о налогоплательщике, полученные в ходе аудита, на основании решения руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти. Документы налоговым органом могут быть истребованы, в случае если налогоплательщик не представил такую информацию ФНС России в установленном порядке.

Важно отметить, что после принятия законопроекта в первом чтении в текст были внесены значительные изменения. Так, ранее «АГ» писала, что поправками предлагалось из п. 4 ст. 82 НК РФ исключить слова «аудиторскую тайну», чтобы налоговые органы имели право хранить и использовать по своему усмотрению информацию о налогоплательщиках, получаемую от аудиторов. Однако от внесения данного изменения было решено отказаться.

Комментируя принятый закон, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко напомнила, что, как следует из п. 4 ст. 82 НК РФ, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

«В первоначальной редакции законопроекта предлагалось исключить из данного пункта слова “аудиторскую тайну”. В тексте принятого закона от этой идеи формально решили отказаться, – обратила внимание юрист. – Однако, по сути, изъятие аудиторской тайны все равно оставили, установив, что в целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документов в ряде случаев, так что само по себе решение не исключать из п. 4 ст. 82 упоминание об аудиторской тайне не сильно отразится на интересах бизнеса».

Ольга Дученко заметила, что теперь налоговые органы смогут истребовать документы у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, при этом консалтеры без статуса аудитора не упоминаются. «Останется лазейка, – считает юрист. – Если клиент аудиторской организации захочет получить реальную оценку налоговых рисков, не боясь утечки информации, он сможет обратиться к услугам консалтинговых компаний без статуса аудитора».

Юрист добавила, что, как следует из пояснительной записки, принятые изменения потребовались для реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. «Вряд ли рассматриваемые изменения будут способствовать достижению прозрачности информации для целей налогообложения. Скорее наоборот, они будет стимулировать компании не раскрывать все данные аудиторам, что может негативно сказаться на оценке налоговых рисков, – отметила Ольга Дученко. – К тому же подобная мера, на мой взгляд, избыточна: у налоговых органов достаточно ресурсов и полномочий для всесторонней проверки деятельности налогоплательщика и его контрагентов».

Партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский, комментировавший законопроект ранее, на этот раз также обратил внимание на поправку, касающуюся процедуры раскрытия аудиторской информации. «Будет необходима письменная санкция руководителя ФНС или его заместителя. Это позволит защитить налогоплательщиков от злоупотреблений на уровне территориальных инспекций», – уверен он.

По мнению юриста АБ «Леонтьев и партнеры» Екатерины Суховой, сохранение понятия аудиторской тайны в п. 4 ст. 82 НК РФ значимо для компаний, так как данная норма не позволит выйти налоговому органу за рамки своих полномочий при осуществлении налогового контроля. «Внесенные изменения в закон помогут снизить опасения участников бизнеса о возможном незаконном распространении информации о них как о налогоплательщиках, – считает юрист. – Кроме того, в законе конкретизирована процедура истребования документов у аудиторских организаций, что также придаст уверенность налогоплательщикам в том, что принцип налоговой тайны не будет нарушен».

Читать еще:  Что значит прописка в квартире

В заключение Екатерина Сухова отметила, что закон о наделении ФНС правом получать от аудиторов информацию о налогоплательщиках может негативно отразиться на работе аудиторов и их отношениях с клиентами, так как налогоплательщик будет воспринимать аудитора как информатора и инструмент налогового органа до тех пор, пока не увидит данный закон в работе.

Тайне – бой!

Яркий пример – обход налоговым законодательством норм о банкротстве, фактическое право налоговых органов первыми запустить руки в карманы должника.

ЦИТАТА

«Стратегическая цель ФНС России – не допустить использование процедуры банкротства для уклонения от исполнения налоговых обязательств недобросовестными должниками. Должник должен понимать, что при возможности выплатить долг у него нет другой альтернативы. В противном случае он будет привлечен к административной, субсидиарной (гражданско-правовой), уголовной ответственности», – заявил начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев.

Следующий шаг – попытка разрушить целую профессию ради расширения контроля над налогоплательщиками. Речь об аудиторах, чья деятельность строится на доверии клиентов и на гарантированной возможности сохранять конфиденциальность представленной им информации.Законопроект № 96436-7 1 исключает из НК РФ понятие «аудиторская тайна» и разрешает в целях налогового контроля сбор, использование и распространение ­информации, полученной от аудиторов.

Пункт 4 ст. 82 НК РФ в действующей редакции

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговые инспекции наделяются правом истребовать у аудиторов документы и сведения, полученные ими от налогоплательщиков как в ходе аудита, так и при оказании любых других услуг: налогового консультирования, юридической помощи, составления деклараций и др. Если налогоплательщик не выдал истребуемых документов, инспекция получит их от его аудитора с санкции ­руководителя вышестоящего налогового органа.

В круг истребуемых попадают любые данные, «служащие основаниями исчисления и уплаты налога». При умелой интерпретации к ним можно отнести запросы консультаций о налоговых рисках, пояснения и справки по вопросам уплаты налогов и сборов, любую другую чувствительную для налогообложения информацию.

Аудиторы фактически не смогут удостовериться, что налогоплательщик противодействовал контролю, документы будут запрашиваться скопом, без конкретизации, как это делается сейчас, у налогоплательщиков.

Нет никаких ограничений в отношении документов, собранных аудиторами в предыдущие годы.

Как это нововведение скажется на профессии аудитора – понятно и непосвященному.

Профессиональная тайна – основа деятельности людей целого ряда профессий: адвокатов, медиков, священнослужителей. Желание власти проникнуть за завесу секретности было всегда (к сожалению, не редкость попытки допросить адвоката по делу его доверителя, священника – о содержании исповеди). Но эти действия представляли публике как эксцесс исполнителя: некомпетентный следователь вышел за рамки дозволенного. К тому же государство редко, но пытается оградить профессии от крайних проявлений любознательности.

Совсем недавно (11 февраля 2017 г.) Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 99653-7, предусматривающий поправки в уголовно-процессуальное законодательство, ограничивающие обыски, осмотры и выемки в отношении адвокатов.

Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, он направлен на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, их свидетельского иммунитета. Из числа доказательств исключаются те, что изъяты из производства адвоката по делам его доверителей. Подчеркивается, что конфиденциальность отношений адвоката и его поручителя – необходимое условие реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи 2 .

Этот шаг, направленный на укрепление конфиденциальности и доверительности в одной сфере, никак не стыкуется с системным разрушением тех же начал в другой. Можно найти лишь одно объяснение подобным разнонаправленным действиям власти: правам и свободам место есть где угодно, только не там, где речь идет о деньгах бюджета.

1 Внесен в Госдуму Правительством РФ в феврале.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector