Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом

Словарный запас: СЕРВИТУТ

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Сервитут — (от лат. servitus — обязанность) — особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью. ( Большой юридический словарь )

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Елена Ракова, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета СПб филиала НИУ «Высшая школа экономики» кандидат юридических наук, доцент

Сервитут как правовой институт и инструмент регулирования был известен ещё в Римской империи. Он может быть переведён как «вещь в рабстве» и появился одновременно с правом собственности. Российское гражданское право определяет сервитут как ограниченное вещное право пользования одного лица чужим недвижимым имуществом другого лица. Чаще всего он касается земельных участков, но может устанавливаться и в отношении других объектов недвижимости. В римском праве существовал также личный сервитут, который давался конкретному лицу и прекращался со смертью лица, которому принадлежал. Например, проживание в чужом доме до смерти.

Закон определяет цели, для которых сервитут может быть установлен: сервитут перемещения для прохода, проезда, прогона скота; коммунальный сервитут для прокладки и обслуживания трубопроводов, горный сервитут для добычи полезных ископаемых, сервитут мелиорации, сервитут для размещения межевых, геодезических знаков, стационарных пунктов наблюдения государственной метеорологической службы и многое другое. Сервитут необходим тогда, когда без использования чужой вещи невозможно полноправно и полноценно использовать свою. Самым простым примером является право пользования частью соседнего земельного участка для прохода к собственному, когда к нему нет иного доступа.

По общепринятой классификации сервитуты могут быть частными, то есть установленными в отношении конкретного субъекта и для него, и публичными — в отношении неопределённого круга лиц, например чтобы использовать береговую линию водного объекта. Частные сервитуты определяются соглашением сторон по требованию лица, который нуждается в нём, — сервитуария, либо решением суда, если собственник служащей недвижимости отказывается добровольно заключить такое соглашение об установлении сервитута. Публичный же сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом в случаях, если необходимо обеспечить интересы государства, местного самоуправления или населения. Он не предусматривает изъятия земельных участков и может быть как бессрочным, так и срочным, то есть установленным на определённый срок.

По общему правилу сервитут носит возмездный характер, который компенсирует неудобства, испытываемые собственником служащей вещи, но также может быть и безвозмездным. Сервитуарий не вправе злоупотреблять своим правом пользования чужой вещью, и сервитут должен приносить минимум неудобств собственнику служащей недвижимости. Но и собственник не имеет права препятствовать реализации права сервитуария.

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«Напомним, что сквозной пешеходный проход когда-то должен был пройти как раз через элитный дом № 90, в котором для этого были сделаны арки в створе улицы Съездовской. Однако жители „судейского дома“ закрыли их калитками. Кроме того, за забором оказалась и территория вдоль улицы Учебной. Жители соседних домов потребовали установить здесь публичный сервитут, чтобы вернуть безопасный проход по пешеходному тротуару». (« Омскрегион »)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Мой сосед установил дополнительную дверь около своей комнаты в общем коридоре коммунальной квартиры, а остальные жители требуют сервитута». (Пояснение Елены Раковой: «Требовать надо не сервитута, поскольку никакого пользования чужой вещью здесь нет, а нечинения препятствий в пользовании общей собственностью»).

Предоставление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в Тетюшском муниципальном районе

Описание:

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Расчётное время:

Результат предоставления услуги:

Основания для отказа:

Способы обжалования:

1. Получатели услуги имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района, участвующих в предоставлении услуги, в досудебном порядке в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района и в суде в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. Получатели услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение.

3. При обращении получателей услуги в письменной форме в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

4. В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района. О продлении срока рассмотрения обращения получатель услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.

5. Обращение должно содержать следующую информацию:
— фамилию гражданина, который подает жалобу, его место жительства или пребывания;
— наименование должности, фамилии, имени и отчества должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
— суть обжалуемого действия (бездействия) и причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием);
— обстоятельства, на основании которых получатель услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
— требования о признании незаконным действия (бездействия);
— иные сведения, которые получатель услуги считает необходимым сообщить.

6. К обращению (жалобе) могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в обращении (жалобе) обстоятельства. В таком случае в обращении приводится перечень прилагаемых к ней документов.

7. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения обращения, отсутствуют или не приложены к обращению, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.

8. Обращение подписывается подавшим его (ее) получателем услуги.

9. По результатам рассмотрения обращения Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района принимает одно из следующих решений:
— признает действие (бездействие) должностного лица соответствующим законодательству и настоящему Регламенту и отказывает в удовлетворении обращения;
— признает действие (бездействие) должностного лица не соответствующим законодательству и настоящему Регламенту полностью или частично и принимает решение об удовлетворении обращения полностью или частично.
Копия решения направляется заявителю в течение трех дней по почтовому адресу, а в случае, если жалоба представлена в виде электронного документа, по адресу электронной почты заявителя либо по почтовому адресу, указанному в электронном документе.

Читать еще:  Реализация имущества должника в исполнительном производстве

10. В случае удовлетворения обращения полностью или частично Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения нарушений.

11. Обращение получателя услуги не рассматривается в следующих случаях:
— отсутствия сведений об обжалуемом действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия физического лица, его место жительства или пребывания);
— отсутствия подписи получателя услуги.

Консультирование заявителя

Заявитель лично и (или) по телефону обращается в Палату для получения консультаций о порядке получения муниципальной услуги.
Специалистом Палаты осуществляется консультирование заявителя, в том числе по составу, форме и содержанию документации, необходимой для получения муниципальной услуги.
Процедура осуществляется в день обращения заявителя.
Результат процедуры: консультации, замечания по составу, форме и содержанию представленной документации.

Приём и регистрация заявления

Заявитель (его представитель) лично на бумажном носителе, в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан либо по почте почтовым отправлением подает (направляет) заявление.

Специалистом отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района, ведущим прием заявлений, осуществляется:
— прием и регистрация заявления в специальном журнале;
— вручение заявителю копии заявления с отметкой о дате приема документов, присвоенном входящем номере, дате и времени исполнения муниципальной услуги;
— направление зарегистрированного заявления на рассмотрение Главе Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
Результат процедуры: заявление, рассмотренное Главой Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
Процедура осуществляется в течение одного дня.

Подготовка проекта постановления о предоставлении в аренду (собственность) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут) или проекта письма об отказе в предоставлении услуги

Специалистом отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района направляется в Палату зарегистрированное заявление с визой Главы Тетюшского муниципального района Республики Татарстан и листом согласования для подготовки проекта постановления о предоставлении в аренду (собственность) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

Специалистом Палаты осуществляется:
— прием и регистрация заявления в специальном журнале;
— подготовка документов для рассмотрения на заседании районной межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков;
— подготовка проекта постановления о предоставлении в аренду (собственность) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут), по результатам представленной информации из органов, участвующих в межведомственном взаимодействии;
— направление документов в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района на согласование и утверждение.
Результат процедуры: подготовленный проект постановления о предоставлении в аренду (собственность) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Процедура осуществляется в течение шестнадцати дней.

Утверждение постановления Руководителем Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района и выдача заявителю результата муниципальной услуги

Руководитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района подписывает постановление и направляет в отдел информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района.
Результат процедуры: утвержденное постановление.
Процедура осуществляется в течение трех дней.

Специалист отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района направляет постановление в Палату.
Результат процедуры: постановление о предоставлении в аренду (собственность) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Процедура осуществляется в течение одного дня.

Специалист Палаты готовит проект договора аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Результат процедуры: проект договора аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Процедура осуществляется в течение четырех дней.

Председатель Палаты утверждает договор аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Результат процедуры: договор аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется в течение одного дня.

Специалист Палаты выдает договор аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).
Результат процедур: договор аренды (купли-продажи) земельного участка с правом ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

В случае отказа в предоставлении муниципальной услуги заявитель уведомляется письмом, c указанием причин отказа, а также по телефону и (или) электронной почте в течение семи дней.

Гражданское право

Ограниченный характер таких вещных прав выражается в том, что они не охватывают всех правомочий владения, пользования и распоряжения вещью, а касаются лишь некоторых из них (либо сами правомочия имеют строго ограниченное содержание). Осуществление данных прав тоже ограничено законом или волей собственника.

Субъектами ограниченных вещных прав сервитутного типа, в отличие от вещных прав на хозяйствование с чужим имуществом, могут быть как юридические лица, так и отдельные граждане, причем некоторые серви-тутные права по самой природе могут принадлежать только гражданам. Объектами таких прав обычно являются не целые имущественные комплексы, а отдельные, индивидуально определенные недвижимые вещи (жилой дом, иное строение или помещение, земельный участок и т.п.).

Многие ограниченные вещные права пользования чужим имуществом имеют не коммерческое, а потребительское назначение, не требующее широких имущественных правомочий. Сказанное относится, главным образом, к сервитутным правам граждан. Однако некоторые из них, в том числе и принадлежащие гражданам, имеют чисто хозяйственные цели и поэтому обладают широким содержанием. Таковы права землевладения, включающие возможность самостоятельно хозяйствовать на земле. С учетом изложенного возможна классификация вещных прав ограниченного пользования чужим имуществом по их назначению .(производственному или потребительскому), по субъектному составу (принадлежащие гражданам или юридическим лицам).

Категория ограниченных вещных прав сервитутного типа является новой для нашего гражданского законодательства, которое не содержит исчерпывающего перечня таких прав. С учетом возможного развития в будущем может быть дана и их законченная, полная классификация.

В настоящее время можно выделить как отдельные, наиболее важные разновидности данных прав (право личного пользования имуществом государства или отдельных юридических лиц, право пожизненного наследуемого владения земельным участком), так и их группы, допускающие дальнейшую внутреннюю дифференциацию (например, ограниченные права пользования земельными участками гражданами или организациями).

Право личного (ограниченного) пользования чужим имуществом. Это особое вещное право гражданина владеть и пользоваться отдельными объектами собственности государства или юридических лиц, а в установленных законом случаях и пределах — также и распоряжаться ими с согласия собственника в целях удовлетворения определенных личных и семейных потребностей.

Оно наиболее широко используется для оформления отношений по удовлетворению жилищных потребностей граждан.

Читать еще:  Взаимное кредитование что нужно знать о p2p

ческим основанием в данном случае служат отношения членства гражданина в кооперативе.

В научной литературе давно обосновывается целесообразность признания вещным правом права нанимателя хилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, что в большей мере соответствует реальной природе рассматриваемых отношений (фактически бессрочный характер и возможность передачи по наследству совместно проживающему члену семьи, а также абсолютный характер защиты и наличие ограниченных правомочий распоряжения жильем в виде обмена, раздела, вселения новых жильцов и т.д.)*. Это могло бы стать еще одной гарантией стабильности, прочности жилищных прав граждан. Наконец, нет препятствий и для признания вещного характера права отчуждателя (продавца) жилого дома, сохраняющего за собой пожизненное право пользования одним или несколькими конкретными помещениями в нем (независимо от возможной в будущем новой смены собственника дома).

Субъектом рассматриваемого права являются граждане (и члены их семей), объектом — индивидуально определенное имущество (недвижимость) потребительского назначения, главным образом, жилые помещения и иные строения (дачи, гаражи и др.), находящиеся в собственности государства или юридических лиц.

Размер объектов данного права и их количество пока нормируется законодательством с учетом их недостатка, а также потребительского назначения. Содержание данного права характеризуется не только ограниченным характером правомочий, особенно правомочия распоряжения, но и их целевым (потребительским) назначением. Сказанное означает, что владение, и пользование объектами данного права осуществляется исключительно в целях удовлетворения соответствующих потребностей граждан, а распоряжение ими сверх того возможно лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законом и собственником имущества.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Оно представляет собой особое вещное право граждан бессрочно владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке с определенной хозяйственной или потребительской целью.

Земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение для производственных нужд (ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства, традици-

• См.: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа Основы советского жилищного законодательства. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1981. С. 22; БаруМ.И., Пушкин А.А., С и б и л е в М.Н. Понятие и юридическая природа права на жилище Там же. С. 60; Грибанов В.П., Суханов Е.А. Право собственности в новой редакции Основ гражданского законодательства Вестник Московского университета. Право. 1989. № 5. С. 22.

По отмеченному пути пошло чехословацкое жилищное законодательство, давно использующее названный институт (см.: Правовое регулирование удовлетворения жилищных потребностей в ЧССР Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан. М., 1989. С. 205-220).

оыных народных промыслов) и для удовлетворения личных (нехозяйственных) потребностей (строительство и обслуживание жилого дома, дачи) , а также в случае получения по наследству или приобретения жилого дома. Возможны и иные цели, для которых гражданам предоставляется это право.

Объектом пожизненного наследуемого владения является земельный участок, размер которого в зависимости от целей предоставления нормируется законом. У одного гражданина (семьи) для одной и той же цели одновременно не может быть более одного земельного участка установленного размера на праве пожизненного наследуемого владения. Это не исключает возможности прибегнуть к дополнительной аренде земли в случае надобности, но уже на ином правовом основании — обязательственном праве арендатора.

Содержание права пожизненного наследуемого владения складывается из правомочий владения и пользования, а также резко ограниченного распоряжения землей, осуществляемых в строго определенных при предоставлении земельного участка целях.

Наиболее широким является правомочие пользования, включающее возможность использования в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, лесных угодий и водных объектов, эксплуатацию других полезных свойств земли и даже право на возведение жилых, производственных и иных строений и сооружений. При этом посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации, возведенные на земельном участке строения и сооружения являются собственностью землевладельца.

Возможности распоряжения землей здесь заключаются в праве передачи ее по наследству. Раздел земельных участков граждан, ведущих крестьянское хозяйство, запрещен. Право пожизненного пользования носит фактически бессрочный характер, а по существу является пожизненной (долгосрочной) наследуемой арендой*.

Иные вещные права граждан по ограниченному пользованию земельными участками. К этой группе вещных прав относятся право ограниченного землепользования (краткосрочной аренды), право застройки (супер-фиций) и традиционные сервитутные права, принадлежащие гражданам. Все они характеризуются ограниченным содержанием (сводящимся к одному или двум правомочиям), касающимся возможности использования земли как особого объекта права.

Право ограниченного землепользования представляет собой особое вещное право гражданина владеть и пользоваться конкретным земельным участком для строго определенных нужд на условиях и в пределах,

* В этом качестве оно является институтом, хорошо известным еще классическому римскому праву под названием эмфитевзиса, являющегося весьма существенным ограничением прав собственника земли (см.: Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М., 1989. С. 120). В дореволюционном русском праве этот институт назывался чнншевым правом (см. :Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907. С. 338-341).

предусмотренных законом. По существу оно оформляет краткосрочную аренду земли, возникающую, однако, как по договору с собственником, так и в порядке земельного отвода.

Так, земельные участки предоставляются гражданам под огороды, для сенокошения, выпаса скота и других временных нужд. Следовательно, данный вид землепользования носит срочный характер. Кроме права пользования самой землей в строгом соответствии с условиями ее предоставления (включая возможность использования в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых свойств земли), субъект права ограниченного землепользования вправе возводить на земельном участке жилые, производственные и иные строения с обязательного предварительного согласия предоставившего землю местного Совета. Никаких возможностей распоряжения земельным участком он не имеет. Но его вещное право защищается наравне с правом землевладельца.

Право застройки предоставляется гражданам-арендаторам земельных участков в виде возможности возводить необходимые помещения производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилые дома, но по согласованию с арендодателем и при соблюдении правил застройки (п.

Сервитутные права граждан представляют собой отдельные, строго определенные правомочия по ограниченному использованию чужих земельных участков для конкретных хозяйственных или потребительских нужд, закрепленные законом или договором с собственником (землевладельцем).

Так, ст. 14 Закона Эстонии о хуторском хозяйстве предусматривала возможность установления с согласия владельца хуторского хозяйства права пользования водоемом, который окружен землевладениями хутора, для других лиц, а также права прохода по хуторской земле, ведения на ней охоты, сбора ягод и грибов в лесах хутора, права ловли рыбы, временного проживания и передвижения по земле хутора**.

Читать еще:  Исправление технической ошибки в кадастровых сведениях

Будучи закрепленными за определенными лицами, такие права по сути становятся личными сервитутами и независимо от договорного порядка

* Право застройки до 1948 было закреплено ст.ст. 71-84 ГК 1922. В юстиниановом праве оно было известно как суперфиций и стало даже наследственным и отчуждаемым (см.:

Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). С. 306).

По действующему земельному законодательству переход права собственности или иного вещного права на строение либо сооружение влечет и переход соответствующего права землепользования или землевладения, т.е. вещное право на землю «следует» за вещным правом на строение или сооружение. В классическом гражданском праве дело обычно обстоит прямо противоположным образом. Представляется, что такая ситуация у нас порождена в конечном счете отсутствием права собственности на землю в его обычном понимании.

•* Принят 6 декабря 1989 г. Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской CCP.1989.N539.CT.611.

возникновения приобретают вещный характер (в том числе и с точке г рения возможностей их защиты). С развитием отношений индивидуального и коллективного землевладения надобность в такого рода правах сервитутного типа, особенно регулирующих отношения владельцев в пользователей соседствующих земельных участков, несомненно повысится. Это потребует и более тщательного законодательного оформления.

Вещные права юридических лиц по ограниченному пользованию земельными участками. Эта группа вещных прав предназначена для оформления хозяйственного или иного использования земли организациями. Она включает в себя права землевладения (землепользования), которые возникают как по договору, так и в порядке земельного отвода, но пользуются абсолютной защитой.

Их субъектами могут стать только юридические лица, а объектами -конкретные земельные участки. Различие между ними предопределяется целями использования предоставляемой земли — необходимостью ведения сельскохозяйственного производства или иными производственными и непроизводственными нуждами.

Право землевладения предоставляет возможность постоянного (бессрочного) владения землей (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР). Его субъектами могут стать колхозы, совхозы и другие организации, использующие землю для сельскохозяйственного производства (ведения сельского и лесного хозяйства), независимо от формы собственности, на которой основана их деятельность.

Помимо права самостоятельно хозяйствовать на предоставленной земле, субъекты этого права могут использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты и эксплуатировать иные полезные свойства земли, возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения.

Они становятся собственниками посевов и посадок сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации, возведенных строений и сооружений. Кроме того, в случаях и в порядке, предусмотренном законом, они могут передавать свои земельные участки во временное пользование («субаренду») другим лицам, т.е. в строго ограниченных рамках распоряжаться ими. Их правомочия носят бессрочный характер.

В отличие от этого, право землепользования предоставляется организациям, использующим землю для несельскохозяйственных нужд,- промышленным, транспортным и другим предприятиям, учреждениям и организациям различных форм собственности, в том числе иностранным инвесторам. Соответственно их правомочия по использованию земли носят строго целевой характер, хотя и включают возможности использования полезных ископаемых и других полезных свойств земли, ее застройки и-даже передачи во временное пользование в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Вещное право землепользования возникает на основе долгосрочной (до 50 лет) аренды.

Ограниченные вещные права могут возникнуть у юридических лиц и в отношении иного имущества, принадлежащего государству, другим юри-

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 23 марта 2017 года №ЗР-70

О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Армения

Принят Национальным Собранием Республики Армения 01 марта 2017 года

Статья 1. Пункт 3 части 1 статьи 170 Гражданского кодекса Республики Армения от 5 мая 1998 года (далее – Кодекс) изложить в следующей редакции:

«3) сервитута, включая личный сервитут;».

Статья 2. Статьи 210-217 Кодекса изложить в следующей редакции:

«Статья 210. Права ограниченного пользования чужим имуществом (сервитуты)

1. Правами ограниченного пользования чужим имуществом являются:

1) имущественный сервитут;

2) личный ограниченный сервитут;

3) личный полноценный сервитут (узуфрукт);

4) право пользования жилым помещением.

Статья 211. Имущественный сервитут

1. Земельный участок или иное недвижимое имущество (служащее имущество) может быть обременено в пользу собственника другого земельного участка или недвижимого имущества (приоритетного имущества) таким образом, чтобы владелец приоритетного имущества мог ограниченно пользоваться служебным имуществом (положительный сервитут) или запретить владельцу служебного имущества как-либо пользоваться этим имуществом (отрицательный сервитут).

2. Имущественный сервитут может быть установлен по требованию владельца приоритетного имущества или лица, имеющего право на застройку.

3. В случае обременения недвижимого имущества имущественным сервитутом владелец недвижимого имущества не лишается прав владения, пользования и распоряжения этим недвижимым имуществом, которые может осуществлять без нарушения ограничений, предусмотренных сервитутом.

4. Имущественный сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, аренды или какой-либо иной сделки, за исключением соглашения между сторонами об установлении имущественного сервитута, предусмотренного статьей 213 настоящего Кодекса.

5. Имущественный сервитут может быть добровольным или принудительным.

Статья 212. Содержание имущественного сервитута

1. Владелец приоритетного имущества не имеет права вносить изменения в служащее имущество, за исключением изменений, необходимых для осуществления имущественного сервитута. Любое изменение, необходимое для осуществления имущественного сервитута, совершает владелец приоритетного имущества, и произведенные расходы не исчисляются в плате за имущественный сервитут.

2. При передаче права на недвижимое имущество другому лицу сервитут сохраняется.

Статья 213. Добровольный имущественный сервитут

1. Добровольный имущественный сервитут устанавливается письменным соглашением лица, требующего сервитута, и владельца служащего имущества.

2. В договоре об установлении добровольного имущественного сервитута должны быть указаны предмет, срок и условия действия сервитута. В компенсационном договоре, устанавливающем сервитут, должны быть указаны размер, порядок и сроки компенсации. К договору прилагается план недвижимого имущества, обремененного сервитутом, с указанием расположения сервитута.

3. Договор об установлении добровольного имущественного сервитута подлежит нотариальной заверке.

Статья 214. Принудительный имущественный сервитут

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector