Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уход от уплаты налогов ответственность

Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ).

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении гражданином обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции Российской Федерации, платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Объект преступления – установленный порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов.

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) – уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, как непредставление налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным и включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Субъект преступления – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налогов в органы налоговой службы декларацию о доходах и иные документы, а также выплачивать соответствующие сборы.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере. Цель действий (бездействия) – полностью или частично не уплатить налоги и (или) сборы.

Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога или сбора за соответствующий период в срок, установленный законодательством. Состав преступления материальный.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей.

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч.2 ст.198 УК РФ).

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

В соответствии с Примечанием к статье, лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уход от уплаты налогов ответственность

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 51. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Давно замечено, что люди не любят платить налоги. Некоторые идут на совершение правонарушений: занижают сумму доходов, не указывают некоторые из них, не являются в налоговую инспекцию. Словом, уклоняются от уплаты налогов.

Стоит ли это делать? Практика и здравый смысл свидетельствуют: не стоит. Сокрытие доходов от налогов, в сущности, не отличается от кражи государственного имущества. Так обязательно ли незаметно для самого себя становиться вором?

Налоги фиксирует и подсчитывает компьютер, машина бездушная, точная, пунктуальная, неподкупная. Подтверждается истинность известного положения: нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Налоговое правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие, в результате которого не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязанности по уплате налога, нарушаются права или законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Но нарушения в налоговой сфере происходят сплошь и рядом. Они распространены во всех странах.

По российскому законодательству должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

Административная ответственность. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры ответственности (разные суммы штрафов) налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Например, за:

• уклонение от постановки на учёт в налоговом органе;

• нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов в налоговую инспекцию;

• нарушение организацией учёта доходов и расходов объектов налогообложения, т.е. неотражение или неполное отражение доходов, в течение одного или более налоговых периодов;

• неумышленную неуплату или неполную уплату сумм налога;

• те же действия, совершённые умышленно, и т.д.

Уголовная ответственность. Особенно серьёзны санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Уголовная ответственность наступает вследствие совершения лицом преступления и налагается только судом.

Так, уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах, путём сокрытия других объектов налогообложения, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Крупным размером в настоящей статье признаётся сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Читать еще:  Сколько берут нотариусы за вступление в наследство

Уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) путём непредставления налоговой декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения в неё заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года. То же деяние, совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 18 месяцев до 3 лет либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Крупным размером в настоящей статье признаётся сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн руб.

Дисциплинарная ответственность. К дисциплинарной ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки, не предусматривающие уголовную ответственность.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налоговое правонарушение».

2. Классифицируйте виды правовой ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налогового законодательства.

3. Охарактеризуйте ответственность, которую несёт налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Проанализируйте ст. 198 УК РФ и рассмотрите ответственность, которая предусмотрена за уклонение гражданина от уплаты налогов уголовным правом России.

5. Приведите меры, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ).

6. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки? Объясните почему.

7*. Приведите конкретные примеры из жизни, СМИ, кинофильмов совершения налоговых правонарушений и привлечения к ответственности за них.

Информация к размышлению

Следует помнить, что пока налогоплательщик на Западе не в пример нашему. В Швеции, например, налоги платят 99,99% от общего числа деловых людей. Оставшиеся сотые доли процента – это внезапно умершие или заболевшие. Да и декларации о совокупном годовом доходе там не заполняют, а только подписывают. Все расчёты производятся в налоговых органах, от которых скрыть лишнюю крону дохода весьма проблематично.

(А. Комардина, работник Федеральной налоговой службы РФ).

Исследуем документы и материалы

Рэкетир не придёт к тому, у кого нет неучтённых денег. Мафия уже давно вычислила потенциальную доходность предпринимателей и берёт один вид налога, в точном проценте с того, что человек зарабатывает. Без институтов, без чиновников, без налоговых инспекторов. Сосчитали и берут.

Мы предложили нестандартный ход: разрешить облагать налогом нелегальные доходы. Если доказано, что у человека были нелегальные доходы, разрешите взять с них налоги. Это будет гораздо страшнее, чем любое другое наказание. Суммы, которые человек в этом случае должен заплатить, поистине огромные. Забирается доход, укрытый от налогов, плюс штраф в таком же или вдвое-втрое большем размере, плюс сам налог. В итоге мы наказываем страшнее, чем Уголовный кодекс РФ. Это с нашим правовым нигилизмом многие поехали в Испанию и на Кипр покупать недвижимость и думали, что она потом будет обходиться бесплатно. Сейчас уже пошёл плач горькими слезами. Вдруг обнаруживается, что там-то налог на недвижимость есть, а они по российской привычке забывают его платить.

В Европейском Сообществе введена система полного информирования о неуплате налогов во всех странах сообщества. Если вы не заплатили хоть какую-то мелочь в любой из этих стран, вам не дадут визу никуда в Европе, о вас везде будет известно, что вы неплательщик налогов. И мы будем присоединяться к этому. Со всеми вытекающими последствиями.

1. Налоговые правонарушения. Как часто и почему они совершаются? Аргументируйте свой ответ.

2. Должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки.

3*. Уголовная ответственность организаций за уклонение от уплаты налогов.

Темы для проектов и рефератов

1. Ответственность за уклонение от уплаты налогов по НК РФ.

2. Мировой опыт борьбы с налоговыми правонарушениями (для подготовки использовать интернет-ресурсы).

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Налоговые преступления все-таки не будут считать длящимися. ВС РФ решил, что срок давности по ним начинает течь со дня фактической неуплаты налогов в срок. Ранее в проекте предлагалось считать срок давности по налоговым преступлениям со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Под «натиском» юридического и бизнес-сообщества разработчики решили исключить это положение. Также Пленум ВС РФ разъяснил в постановлении от 26.11.2019 № 46 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», как считать крупный и особо крупный размер для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления, а также кому еще будет грозить наказание, если налоги не платил «подставной» директор.

Пленум ВС РФ утвердил постановление № 48 от 26.11.2019 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 48). В нем разъяснены особенности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и взносов физическими и юридическими лицами, а также за неисполнение обязанности налогового агента и сокрытие денег и имущества, за счет которых происходит взыскание налогов, сборов и взносов в бюджет (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ). Большинство положений Постановления Пленума ВС РФ № 48 уже давно применяются на практике, но есть и некоторые новшества.

Что считается уклонением от уплаты налогов и взносов?

ВС РФ четко указал, что способами уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов являются:

включение в налоговую декларацию или обязательные документы заведомо ложных сведений;

непредставление декларации или иных необходимых документов (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Под иными документами понимаются документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Под включением в налоговую декларацию (расчет) или в иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Включение заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ № 48

Читать еще:  Как самому рассчитать кадастровую стоимость квартиры

ВС РФ указал, что если лицо в целях уклонения от уплаты налогов подделывает официальные документы организации, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, а также штампы, печати, бланки, то содеянное повлечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. 199 (уклонение от уплаты налогов) и ст. 327 УК РФ (подделка документов, печатей и т.д.).

С какого момента считать срок давности?

В итоговой редакции Постановления Пленума ВС РФ № 48 было исключено положение о «бесконечном» сроке давности по налоговым преступлениям. В частности, в проекте предлагалось указать, что сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. То есть срок давности начинал бы течь только после оплаты недоимки. Получилось бы, что к налоговой ответственности уже нельзя привлечь, а к уголовной — можно.

Но в Постановлении Пленума ВС РФ № 48 включили только такое положение: срок представления налоговой декларации (расчета) и сроки уплаты налога, сбора, страхового взноса могут не совпадать, поэтому моментом окончания преступления (по ст. 198 и 199 НК РФ) следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 48). То есть в части срока давности никаких изменений в итоге не произошло. Он по-прежнему будет исчисляться с даты неуплаты налогов.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления?

ВС РФ перечислил субъектов, которых могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ.

Так, субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов физическим лицом), может быть не только физическое лицо, но и индивидуальный предприниматель, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся частной практикой. Также по этой статье к уголовной ответственности могут привлечь и иное физическое лицо, осуществляющее представительство, поскольку налогоплательщик вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

По статье 198 УК РФ привлекают к уголовной ответственности не только номинальных директоров, не уплативших налог, но и других лиц, которые фактически руководят компанией за спиной «номинала». В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, его действия следует квалифицировать как действия исполнителя данного преступления (ст. 198 УК РФ), а действия иного лица — как его пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ) при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период. Такими лицами являются руководитель организации либо уполномоченный представитель такой организации. Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Если лицо юридически и фактически руководит несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов, то его действия при наличии к тому оснований будут квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Как определить, грозит ли уголовная ответственность за неуплату налогов?

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ (за неуплату налогов) размер неоплаченных налогов или взносов должен быть крупным или особо крупным. ВС РФ указал, что этот размер определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. Ответственность за преступления по этим статьям может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый (расчетный) период. Например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Речь идет о ситуации, когда уклонение от уплаты одного или нескольких налогов, сборов, страховых взносов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Чтобы посчитать крупный или особо крупный размер уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, нужно сложить как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, страховых взносов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов, сборов, страховых взносов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых (расчетных) периодов по видам налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с НК РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

В случае возникновения неустранимых сомнений в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов суд должен толковать их в пользу обвиняемого (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Еще один момент: привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом. При решении вопроса о наличии такого умысла суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении, а также исходить из принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Поможет ли избежать наказания возмещение ущерба бюджету?

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198—199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме (ч. 1 ст. 76.1 УК РФ). ВС РФ указал, что возмещение ущерба может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Но обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Освободиться от уголовной ответственности за налоговое преступление стало проще

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают прекращение уголовного преследования, даже если ущерб возмещен уже после назначения судебного заседания, а не до этого

Каждому предпринимателю известно, что неверное бизнес-решение может повлечь за собой не только налоговую ответственность в виде штрафов и пени, но и уголовную. В октябре этого года были внесены изменения в ч. 1 ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) 1 , которая устанавливает порядок прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 198–199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

Читать еще:  Временная регистрация несовершеннолетнего ребенка по месту пребывания

О каких преступлениях идет речь в обновленной статье УПК РФ и как за них наказывают?

В ст. 28.1 УПК РФ упоминается несколько статей: ст. 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение физлица и организации от уплаты налогов, сборов и страховых взносов; ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов; ст. 199.3 и 199.4 УК РФ – за уклонение физлица и организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.

Под уклонением от уплаты налогов, сборов и страховых взносов понимается непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов либо указание в них заведомо ложных сведений. Ответственность за это преступление для физлиц, в том числе ИП, предусмотрена ст. 198 УК РФ: за совершение деяния в крупном размере наименее строгое наказание – штраф от 100 тыс. руб., самое строгое – лишение свободы на срок до года. Если деяние совершено в особо крупном размере, могут назначить штраф от 200 тыс. руб., а максимальным будет наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. В данном случае крупный размер – это сумма налогов, сборов и страховых взносов, превышающая 2,7 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный – более 13,5 млн руб. за тот же период.

Ответственность за то же преступление для организаций предусмотрена ст. 199 УК РФ: может быть наложен штраф от 100 тыс. руб., а самым строгим наказанием будет лишение свободы на срок до 2 лет, при этом могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если это деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, возможный минимальный штраф увеличится – от 200 тыс. руб., а свободы могут лишить на 6 лет. Налог или сбор считается не уплаченным организацией в крупном размере, если сумма превышает 15 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный размер – это более 45 млн руб. за тот же период.

Если организация умышленно не платила налоги и сборы, не подавала документы или включала в них заведомо ложные сведения, то к ответственности привлекают должностных лиц, которые должны были отвечать за полную и своевременную уплату налогов, подписывали отчетность и подавали ее в инспекцию. Такими лицами могут быть 2 :

  • руководитель организации;
  • другой сотрудник, который уполномочен подписывать и представлять отчетность (например, главный бухгалтер);
  • человек, который не является руководителем, но фактически выполняет его обязанности.

Причина привлечения к уголовной ответственности – умысел

Проводя предварительное расследование по уголовному делу, следственные органы должны доказать, что деяние было совершено с прямым умыслом, а именно с целью уклонения от уплаты налогов и сборов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений и умышленное их непредставление 3 . При этом лицо, совершившее налоговое преступление, осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал, что предусматривается «уголовная ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил».

Таким образом, причиной привлечения к уголовной ответственности не может быть ненамеренная неуплата налогов и страховых взносов, например случайная арифметическая (техническая) ошибка, ошибка в бухгалтерской программе, методологическая ошибка при исчислении налога.

Отметим, что Налоговый кодекс, в отличие от Уголовного, при квалификации налогового правонарушения допускает как вину в форме умысла, так и неосторожность (ст. 110 НК РФ).

Что изменилось после внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс?

В ст. 76.1 УК РФ указано, что если налоговое преступление совершено впервые, то виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф. Согласно прежней редакции ст. 28.1 УПК РФ суд, а также следователь прекращает уголовное преследование, если причиненный бюджетной системе ущерб был возмещен в полном объеме до назначения судебного заседания.

Ранее полное возмещение ущерба, произведенное уже после назначения судом первой инстанции судебного заседания, признавалось судами обстоятельством, лишь смягчающим наказание 4 . Это ставило в неравное правовое положение тех, кто возместил ущерб в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, перед теми, кто возместил его чуть раньше, до назначения судебного заседания. К тому же такой порядок не мотивировал добровольно загладить причиненный преступлением вред.

После внесения поправок в УПК РФ были исключены слова «до назначения судебного заседания». Теперь уголовное преследование прекращается, если ущерб возмещен в полном объеме до вынесения судом решения. То есть избежать уголовной ответственности за неуплату налога теперь удастся, даже если лицо, которое совершило налоговое преступление впервые, компенсирует ущерб уже в ходе судебного заседания.

Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям

Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.

После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.

(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

2 Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».

3 Пункт 4 того же постановления.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48; Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2018 г. по делу № 33-23278/2018; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2020 г. по делу № 77-776/2020.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector