Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности

Анализ эффективности реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества за 2011-2013 годы

Контрольно-счетной комиссией Свечинского района проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества за 2011-2013 годы»

Целями экспертно-аналитического мероприятия являлись анализ и оценка законности и результативности реализации прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества за 2011-2013 годы.

Проверка проведена в администрация Свечинского района Кировской области и в администрация Свечинского сельского поколения

Часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации устанавливает: Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Имущественные права муниципального образования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представляют три правомочия :

— право распоряжения муниципальной собственностью

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими процесс приватизации муниципального имущества в Свечинском муниципальном районе, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, Устав муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области, решение Свечинской районной Думы от 28.10.2005 № 51/286 «Об утверждении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Свечинского района», решение Свечинской районной Думы от 25.10.2010 № 58/428 «Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области на 2011 – 2013 годы» ( с изменениями от 26.02.2013 № 28/197), решение Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/33 «Об утверждении положения о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района» (с изменениями от 10.10.2011 № 8/65), Решение Свечинской районной Думы от 26.02.2013 № 28/206 «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области», Муниципальная целевая программа «Управление муниципальным имуществом муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области», решения Свечинской районной Думы о бюджете на соответствующие годы, правовые акты администрации района, относящиеся к проверяемому вопросу.

Вместе с тем, следует отметить, что планирование процесса приватизации в проверяемом периоде не соответствует требованиям Федерального закона № 178-ФЗ, Положению о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района, утвержденного решением районной Думы от 20.05.2011 № 5/33.

К исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципальных образований, а также утверждение отчетов об их исполнении. Это полномочие представительного органа закреплено статьей 21 Устава муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области (далее — Устав района). Пунктом 13 части 2 статьи 21 Устава района к полномочиям районной Думы отнесено утверждение списка и определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством. Положение о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района утверждено решением Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/33 (далее – Положение), устанавливающее организационные и правовые основы приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности района, определяет порядок и условия приватизации муниципального имущества. Программа приватизации муниципального имущества составляется на один год, выносится на рассмотрение районной Думы одновременно с рассмотрением проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Программа приватизации утверждается районной Думой, районная Дума осуществляет контроль за исполнением, а также отчет о ее исполнении. В программе приватизации согласно части 2.7 статьи 2 Положения указываются наименование и характеристика муниципального имущества, подлежащего приватизации, способ приватизации имущества, предполагаемые сроки приватизации.

В нарушение части 2 Положения перечень имущества, подлежащего отчуждению, не содержал характеристики подлежащих приватизации объектов, а также предполагаемые сроки приватизации, способ приватизации. Вместе с тем, в процессе приватизации администрацией района превышены полномочия в части определения характеристики подлежащих приватизации объектов, определения сроков и выбора способов приватизации муниципального имущества, что относится к полномочиям представительного органа муниципального образования.

В 2011 году в соответствии с решением Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/34 «Об утверждении перечня муниципального имущества, подлежащего отчуждению в 2011 году», (заменяющим Программу приватизации, либо прогнозный план приватизации), предполагалось осуществить приватизацию трех объектов муниципальной собственности Свечинского района. Здание дома лесничества, здание теплой стоянки и котельной, здание цеха по переработке низкосортной древесины, расположенные по адресу пгт Свеча Кировской области, ул. Тотмянина, 43в., в последующем решением районной Думы от 11.11.2011 № 9/81 Перечень был дополнен двумя объектами, здание конторы и здание склада, расположенными по адресу : пгт Свеча, ул. Тотмянина, 19а.

На основании постановления администрации района от 08.08.2011 № 431 «О продаже имущества» было принято решение о приватизации здания теплой стоянки и котельной 1977 года постройки площадью 707,6 кв.м с кадастровым номером 43:29:030113:0037:1470/30:Д, расположенное по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в. Постановлением утверждены условия приватизации, включающие начальную цену объекта продажи, определенную по результатам независимой оценки от 14.07.2011 № 30/07/2011 ООО «Независимая экспертная оценка» 309 867,00 рублей, способ приватизации – открытый по составу участников аукцион с открытой формой подачи предложений о цене повышения начальной цены 5%, размер задатка. Одновременно с объектом приватизации подлежал продаже и земельный участок стоимостью 68 029,00 рублей. Информация о проведении открытого аукциона была опубликована в районной газете «Свеча» и на официальном сайте администрации Свечинского района. Открытый аукцион был признан несостоявшимся, так как не поступало заявок на участие (протокол от 09.09.2011.

В последующем в соответствии с постановлением администрации района от 27.10.2011 № 558 было принято решение о приватизации указанного объекта посредством публичного предложения с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении муниципального имущества. Информация о продаже была опубликована в установленном порядке. Предложений о приобретении муниципального имущества не поступало ( протокол от 30.11.2011)

Доходы в бюджет района в 2011 году поступили от сдачи в долгосрочную аренду с правом выкупа объектов муниципальной собственности субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в сумме 324,0 тыс. рублей.

В 2012 году планировалось к приватизации 5 объектов муниципальной собственности. Перечень утвержден решением Свечинской районной Думы от 16.12.2011 № 11/95, с изменениями от 17.08.2012 № 20/150.

Решение о продаже муниципального имущества без объявления цены было принято администрацией района (постановления от 03. 09.2012 № 655). Приватизации подлежало здание теплой стоянки и земельный участок, расположенные по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в.

Договор купли-продажи заключен по итогам рассмотрения заявок по аукциону по продаже муниципального имущества без объявления цены (протокол № 1 от 05.10.2012).

Читать еще:  Как официально сдать комнату в коммунальной квартире

По результатам независимой оценки рыночная стоимость недвижимого имущества, подлежащего приватизации, составляла 309 867,00 рублей, включая НДС, рыночная стоимость земельного участка, 68 029,00 рублей.

В результате торгов здание продано по цене 123 000,00 рублей, земельный участок по цене 27 000, рублей. Денежные средства от приватизации поступили в районный бюджет ( платежные поручения от 22.10.2012 № 24, 27 000,00 рублей, отражено по КБК 93611406025050000430; платежное поручение от 22.10.2012 № 23 123 000,00 рублей, отражено по КБК 93611402053050000410).

По итогам открытого аукциона в 2012 году был заключен договор купли – продажи земельного участка. Доходы от приватизации составили 23 000,00 рублей.

От сдачи в долгосрочную аренду с правом выкупа субъектам малого и среднего предпринимательства в 2012 году в районный бюджет поступило доходов 250 000,00 рублей.

Таким образом, в результате реализации программы приватизации в 2012 году продан один объект, включая земельный участок, на котором он расположен, а также один земельный участок. Общая сумма средств от приватизации муниципального имущества, включая доходы от аренды с правом выкупа, составили 423,0 тыс. рублей.

В 2013 году решением Свечинской районной Думы от 27.12.2012 № 26/191 утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего отчуждению в 2013 году, включающий 4 объекта.

Решение о приватизации здания дома лесничества, площадью 370 кв.м с кадастровым номером 43:29:030113:0037:140/30/А, расположенное по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в принято постановлением администрации района от 12.12.2012 № 939. Способ приватизации – открытый по составу участников аукцион с открытой формой подачи предложений о цене с величиной повышения начальной цены 5%. На основании заключения об определении рыночной стоимости недвижимого имущества сер. ОРС № 539-3/12 от 22.10.2012 рыночная стоимость здания дома лесничества составляет 354 000,00 рублей, стоимость земельного участка 78 000,00 рублей. (Договор на проведение оценки № 539-3/12 от 16.10.2012)

По итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе двое участников были допущены к участию (протокол № 1 от 16.01.2013). По результатам проведенного аукциона комиссией было принято решение признать аукцион состоявшимся, заключить договор купли-продажи с победителем аукциона.

По итогам проведенного аукциона здание продано по цене 354 000,00 рублей, а также земельный участок, на котором оно расположено, по цене 78 000,00 рублей.

Всего в 2013 году в результате приватизации муниципального имущества в доход районного бюджета поступило 866,0 тыс. рублей, включая доходы от продажи имущества по итогам проведенного аукциона 432,0 тыс. рублей, доходы от продажи по итогам открытого аукциона с преимущественным правом выкупа 258,0 тыс. рублей, доходы от аренды 176,0 тыс. рублей.

Администрацией Свечинского района в 2012 году в соответствии с постановлением администрации от 21.05.2012 № 363 «О проведении аукциона по продаже муниципального имущества» была осуществлена продажа имущества, находящегося в оперативном управлении администрации Свечинского района – транспортное средство Ваз 21074 по итогам открытого аукциона (протокол № 2 от 03.07.2012).

Независимая оценка проведена, договор № 104 от 08.02.2012, оплата услуг оценщика составила 3 000 рублей.

Транспортное средство приватизировано по итогам открытого аукциона по договору купли-продажи транспортного средства от 05.07.2012 по цене 15 300,00 рублей.

Нарушений порядка приватизации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, не установлено.

Доля доходов от приватизации муниципального имущества в общем объеме неналоговых доходов районного бюджета составляет незначительную часть.

Доходы от приватизации муниципального имущества представлены в сравнительной таблице

Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности

Проанализируем выполнение основных показателей, заложенных в Прогнозный план приватизации государственного имущества Чувашской Республики в период с 2011-2013 г. [4].

Выполнение основных показателей Прогнозного плана приватизации государственного имущества Чувашской Республики за 2011-2013 гг.

Выполнение (отношение факта к плану), %

Всего приватизированных объектов, шт.

29

33

24

15

23

17

51,7

69,7

70,8

1.1. Пакеты акций (доли) хозяйственных обществ

1.2. Государственные унитарные предприятия

1.3. Объекты недвижимости:

В 2013 г. из 24 объектов, включенных в Программу приватизации, приватизировано 17 объекта, выполнение Программы приватизации составило 71%.

Для сравнения: в 2012 г. были приватизированы 23 из 33 объектов — выполнение Программы приватизации на 70 %, в 2011 г. 15 из 29 объектов — выполнение программы на 51,7 %.

Выполнение Плана приватизации по государственным унитарным предприятиям составило 100%.

Выполнение Программы приватизации на 2013 г. по пакетам акций составило 53,8 % (отношение проданных пакетов акций к пакетам акций, планируемым к приватизации), в 2012 г. — 46%, в 2011 г. -54,5%. Таким образом, результативность продаж акций открытых акционерных обществ снижается. Основными причинами такого снижения являлись несостоявшиеся аукционы в связи с отсутствием заявок на участие в торгах и наличием единственного участника.

Что качается объектов недвижимости, то за анализируемый период произошло увеличение как количества приватизированных объектов недвижимости (в 1,5 раза), так и темпов их приватизации (с 50% до 60%).

В 2013 г. обеспечено поступление средств в республиканский бюджет Чувашской Республики от приватизации государственного имущества Чувашской Республики в размере 559,2 млн рублей (в 3,4 раза превышает объем поступлений в 2012 г.), в том числе от продажи акций 415,5 млн рублей, иного имущества — 143,7 млн рублей.

Для сравнения: поступление средств от приватизации государственного имущества Чувашской Республики в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2012 г. составило 165,2 млн рублей, 2011 г. — 136,2 млн рублей.

Рассчитаем результативность продаж, проводимых Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в 2011-2013 гг. Результативность продаж будем рассчитывать как отношение проданных пакетов акций (объектов недвижимости) к выставленным на продажу пакетам акций (объектам).

Результативность продаж акций ОАО и объектов недвижимости, проводимых Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики за 2011-2013 гг.

Объявлено к продаже, шт.

Результативность (продано / объявлено), %

Пакеты акций ОАО

Пакеты акций ОАО

Пакеты акций ОАО

В 2011 г. результативность проведенных аукционов по объектам недвижимости была самой низкой за весь анализируемый период. Причина состоит в том, что 4 объекта недвижимости были проданы по договору купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства, т. е. аукционы по ним не проводились и они приобретались по рыночной стоимости продаваемого имущества.

Для сравнения: в 2012 г. продажа объектов недвижимости осуществлялась только на аукционах. В 2013 г. только 2 объекта недвижимости были приватизированы субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права.

Основной причиной снижения результативности продаж пакетов акций является то, что аукционы признаются несостоявшимися в связи с наличием одного участника либо отсутствием заявок.

Проанализировав деятельность отдела в области приватизации государственного имущества Чувашской Республики за рассматриваемый период, мы выделили ряд проблем в данном направлении.

1. Торги по продаже ряда объектов по предложенной цене не состоялись.

Читать еще:  Можно ли сделать перепланировку в панельном доме

Основной причиной, не позволившей реализовать все выставленные на продажу объекты приватизации, является несовпадение ценовых ожиданий инвесторов с рыночной стоимостью объектов. Данная проблема ведет к дополнительным затратам бюджетных средств на рыночную оценку стоимости объектов приватизации и дополнительным затратам трудовых ресурсов работников отдела.

2. Низкая результативность проведенных аукционов по продаже пакетов акций открытых акционерных обществ. За анализируемый период наблюдается динамика снижения результативности проведенных аукционов. В 2013 и 2012 гг. она составила 53,8% и 46,2% соответственно, что ниже значения за 2011 г. Основной причиной снижения результативности продаж пакетов акций является то, что аукционы признаются несостоявшимися в связи с наличием одного участника либо отсутствием заявок.

3. Отсутствие законодательно закрепленных показателей и методики расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти в области приватизации государственного имущества как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Одним из основных направлений совершенствования приватизационного процесса является трансформация целей приватизации. Если раньше приватизация отождествлялась прежде всего с продажей имущества, главной целью были доходы от продажи, основным критерием продажи являлась быстрота сделки. Сейчас же приватизация должна быть не только источником пополнения бюджета, но и способом привлечения инвестиций в модернизацию предприятий, развития конкуренции и вовлечения не работающего на экономику имущества в хозяйственный оборот.

В целях повышения эффективности приватизации государственного имущества предлагаем внести изменения в законодательство о приватизации.

1. Предусмотреть возможность заключения с единственным участником договора купли-продажи государственного имущества по начальной (минимальной) цене договора, если аукцион (торги) признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки и признания участником торгов только одного претендента.

Введение данной нормы позволит существенно сократить срок проведения приватизации и затраты на предпродажную подготовку, а также увеличить эффективность продажи государственного имущества.

Эффективность проведенных аукционов в 2011-2013 гг.

Всего проведено аукционов, шт.

Несостоявшиеся по причине подачи 1 заявки, шт.

Как оценить эффективность управления муниципальным имуществом

Доходы от использования муниципального имущества и использования земельных ресурсов составляют весомую часть городской казны. По каким критериям можно оценить эффективность управления муниципальным имуществом и как улучшить качество этой работы? — на эти вопросы отвечает заместитель главы Администрации города Курска – председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Александр Николаевич Булгаков:

— В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, которое находится в муниципальной собственности. В состав муниципального имущества входит имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

В собственности города Курска находится имущество балансовой стоимостью около 14 млрд. рублей. Муниципальное образование «Город Курск» является учредителем 223 муниципальных учреждений и 19 унитарных предприятий.

Практика показывает, что достижение эффективного управления муниципальным имуществом возможно лишь при одновременном и комплексном решении ряда задач: во-первых, необходимо законодательно закрепить критерии и показатели оценки эффективности и качества управления муниципальным имуществом, во-вторых, совершенствовать систему учета и управления муниципальной собственностью, в-третьих, необходимо укрепление собственной финансовой базы муниципального образования, т.е. наличие того имущества, от которого поступает доход в бюджет города.

Своевременный анализ использования имущества и оценки затрат на владение, распоряжение имуществом муниципального образования позволяет выработать более эффективные варианты управления имуществом, а также своевременно определить потребность в ремонтных работах и услугах по сохранению недвижимого имущества.

Для достижения большей эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов, на мой взгляд, необходимо совершенствование системы учёта муниципального имущества.

Повышению эффективности использования муниципального имущества, способствует вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, осуществление постоянного контроля за своевременным и полным поступлением арендных и других платежей от использования муниципального имущества и земельных участков.

В 2012 году от использования муниципального имущества и земельных участков в бюджет города Курска поступило 633,1 млн. рублей. В текущем году ожидаемый доход составит 816,5 млн. рублей. Постоянно ведётся претензионно-исковая работа с недобросовестными плательщиками, только за 2012 год взыскано и направлено в бюджет более 11 млн. рублей.

Очень важен контроль за хозяйственной деятельностью муниципальных организаций, проведение оценки необходимости их сохранения в собственности муниципального образования и принятие соответствующих решений, выявление и оформление права муниципальной собственности города Курска на объекты, отвечающие признакам бесхозяйного и выморочного имущества. За период с 2009 года признано право собственности муниципального образования «Город Курск» на 305 бесхозяйных объектов и 16 выморочных жилых квартир.

Кроме того, с целью решения проблемы нехватки детских садов мы приобретаем имущество в муниципальную собственность и перепрофилируем под детские учреждения объекты муниципальной собственности.

Ещё одно важный момент — создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественная поддержка, чем также занимается городская исполнительная власть.

Большой резерв представляет собой рациональное использование земельных ресурсов, выявление пользователей, не оформивших правоустанавливающие документы на используемые земельные участки,

продолжение процесса формирования земельных участков как объектов недвижимости, постановка их на государственный кадастровый учёт.

С 2008 года сформировано 1025 земельных участков, в 2013 — 2016 годах будут оформлены ещё порядка тысячи земельных участка. Развиваем практику резервирования земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд. Около сотни земельных участков изъято для муниципальных нужд, в настоящее время ещё 50 участков планируется изъять.

Могут ли горожане как-то повлиять на процесс повышения эффективности использования муниципального имущества?

Инициативные граждане, проживающие на территории города Курска, принимают активное участие в процессе управления муниципальным имуществом. В комитет постоянно поступают письменные и устные обращения от курян, благодаря которым уже выявлены десятки бесхозяйных объектов, выморочного имущества. Также поступают письма с предложениями о дальнейшем использовании того или иного муниципального имущества. В частности, при составлении прогнозных планов приватизации муниципального имущества учитываются высказанные мнения. Кроме того, граждане участвуют в проведении публичных слушаний по проектам межевания земельных участков.

Приватизация государственного и муниципального имущества оценка эффективности

Руководитель направления ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

Вопросы эффективности, связанные с использованием государственного и муниципального имущества, возникают постоянно. Однако, критериев определения эффективности, установленных на федеральном уровне правовыми актами и единых для всех регионов и всех муниципальных образований, до текущего года не было.

Чтобы устранить пробел в правовом регулировании по данному направлению, распоряжением Правительством Российской Федерации от 12.10.2020 № 2645-р утверждена Методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им (далее – Методика).

Для федеральных органов власти руководство Методикой при управлении и распоряжении имуществом является обязательным требованием, а для исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — рекомендательным.

Читать еще:  Форма встречного иска в гражданском процессе

Как следует из указанного распоряжения органам власти, руководствуясь Методикой, необходимо выполнять следующие мероприятия:

  • размещать отчетность об эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ежегодно, в срок до 15 июля года, следующим за отчетным);
  • проводить ежегодный мониторинг и анализ указанной отчетности.

Применение содержащихся в Методике критериев оптимальности и показателей эффективности призвано повысить качество управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, а также направлено на реализацию задач, указанных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Задачи, на реализацию которых направлена Методика

Методика предусматривает систему показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества публично-правовых образований по следующим категориям:

  • акции (доли) хозяйственных обществ;
  • недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями;
  • недвижимое имущество казны.

Показатели эффективности по каждой категории имущества определены в формах отчетности, прилагаемых к Методике.

1. Акции (доли) хозяйственных обществ

Единственным критерием оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования акций (долей) хозяйственных обществ является:

  • достижение показателя эффективности 80 баллов и более.

В зависимости от значения показателя эффективности собственнику имущества рекомендуется принять решения, указанные в таблице ниже.

Таблица 1. Рекомендуемые действия в отношении хозяйственных обществ

80 баллов и более

Все хорошо. Общество является эффективным

от 50 до 80 баллов

Утвердить план мероприятий для повышения эффективности управления хозяйственным обществом на срок не более 2 лет

менее 50 баллов

Подготовить предложения о включении пакета акций (долей) хозяйственного общества в прогнозный план (программу) приватизации (за исключением случаев, указанных в пункте 9 Методики)

2. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия

Для оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) унитарных предприятий используются два критерия:

  • деятельность государственных (муниципальных) унитарных предприятий, осуществляемая на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, соответствует требованиям положения статьи 35.1 Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • значение показателя эффективности государственного (муниципального) унитарного предприятия составляет 50 баллов и более.

В зависимости от значения показателя эффективности унитарного предприятия и отсутствия положительной динамики по данному показателю собственнику имущества рекомендуется принять решения, указанные в таблице ниже.

Таблица 2. Рекомендуемые действия в отношении унитарных предприятий

50 баллов и более

Все хорошо. Унитарное предприятие является эффективным

менее 50 баллов

Принять решение о реорганизации (преобразовании[1]) или ликвидации унитарного предприятия

В случае если в ходе оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) унитарных предприятий выявляется излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество государственного (муниципального) казенного предприятия собственником имущества совместно с учредителем предприятия проводятся мероприятия по изъятию данного имущества.

3. Государственные (муниципальные) автономные, бюджетные и казенные учреждения

Для оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) учреждений используются два критерия:

  • соответствие состава и количества недвижимого имущества учреждения направлениям основных видов его деятельности, определяемым учредительными документами учреждения, а также услугам и работам, включаемым в государственное (муниципальное) задание учреждения;
  • отсутствие закрепленного за учреждением имущества, неиспользуемого или используемого не по назначению (выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ).

В зависимости от того, установлено ли учреждению государственное (муниципальное) задание или нет, применяются различные показатели эффективности использования имущества и определения оптимальности его состава и количества.

Решение об установлении пороговых значений итоговых показателей эффективности принимается учредителем учреждения.

  • выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению (исключительно для осуществления приносящей доход деятельности) недвижимого имущества;
  • недостижения учреждением установленного учредителем показателя эффективности

учредителю рекомендуется направить собственнику имущества предложение об изъятии имущества для целей, указанных на рисунке 2.

Рисунок 2 – Цели изъятия неиспользуемого учреждениями имущества

В отношении учреждений, которым более года недоведено государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ), учредителям рекомендовано принять решение о ликвидации бюджетного, автономного учреждения с одновременным изъятием его имущества. В данном случае ликвидация осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанное правило не распространяется на случаи, когда доведение государственного (муниципального) задания до учреждения не предусмотрено законодательством.

4. Недвижимое имущество казны

Единственным критерием оптимальности состава и количества объектов недвижимого имущества казны публично-правового образования является:

  • использование имущества для реализации функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Если объекты не используются для указанных целей, то в отношении таких объектов рекомендуется принять следующие решения:

о передаче имущества на иной уровень собственности (федеральный, региональный, муниципальный)
о реализации земельных участков в соответствии с земельным кодексом Российской Федерации
о приватизации

Методикой определены показатели эффективности использования недвижимого имущества казны публично-правового образования и бальная шкала их измерения. Пороговые значения некоторых показателей эффективности должны определяться уполномоченными органами власти в сфере управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (далее – уполномоченные органы).

Уполномоченные органы оценивают показатели эффективности. В случае недостижения минимальных значений показателей готовится план повышения эффективности управления и распоряжения по конкретным объектам казны.

Данные планы могут предусматривать мероприятия, указанные на рисунке 3.

Рисунок 3 – Мероприятия по повышению эффективности управления и распоряжения имуществом

Анализ эффективности приватизации имущества казны публично-правового образования осуществляется по показателям, указанным в таблице ниже.

Таблица 3. Показатели эффективности приватизации имущества казны

№ п/п

Параметры

Показатели эффективности (баллы)

Доля продаж пакетов акций акционерных обществ, подлежащих продаже в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации:

а) плановые показатели не достигнуты

б) плановые показатели достигнуты

Доля продаж объектов имущества государственной (муниципальной) казны, подлежащих продаже в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (за исключением пакетов акций акционерных обществ):

а) плановые показатели не достигнуты

б) плановые показатели достигнуты

Максимальное значение показателя эффективности

Органам исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется установить значение вышеуказанных показателей.

Методика разработана в целях реализации:

Подпрограммы «Управление федеральным имуществом» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[2]
Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах[3]

В связи с утверждением Методики, признано утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2015 № 481-р, регулирующее аналогичные правоотношения.

По всем вопросам, связанным с комплексным управлением имуществом и активами, вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:

[1] За исключением случаев, указанных в пункте 12 Методики

[2] постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

[3] распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector