Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полис страхования ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора

После продажи партии товара требуется его транспортировка. Иногда владелец груза осуществляет её сам, но чаще прибегает к услугам экспедиторской компании, которая на период транспортировки берёт на себя ответственность за груз. Ведь никогда нет полной гарантии, что за это время с грузом ничего не случится. Он может быть похищен злоумышленниками или поврежден в дороге, и претензии за некачественное состояние груза или его утрату владелец, согласно договору, может предъявить экспедитору. Поэтому страхование ответственности экспедитора является важным фактором при выборе заказчиком транспортно-экспедиционной компании.

Проблема страхования ответственности выгодна, но есть одна проблема – на сегодняшний день в Российской Федерации нет законодательного акта, который бы предусматривал страхование ответственности автомобильного перевозчика. Законодательная поддержка есть только при транспортировке опасных грузов и перевозок, претендующих на включение в реестр таможенных перевозчиков Федеральной таможенной службы РФ. Следовательно, страхование ответственности перевозчика в нашей стране не узаконено, а значит и не допускается.

Большинство страховых компаний отказалось от страхования ответственности перевозчика по договору перевозки, поскольку подобная практика грозит, с одной стороны, лишением лицензии на осуществление страховой деятельности, а с другой стороны, реституцией – то есть возвратом сторонами сумм, полученных по договору страхования (страховой премии и страхового возмещения). О недопустимости нарушения законодательства в сфере страхового дела и об отзывах лицензий на страхование уже неоднократно заявляло руководство Федеральной службы страхового надзора (далее – ФССН или Росстрахнадзор) как в средствах массовой информации, так и в нормативных документах (письмо ФССН от 27.08.2008 № 4901/02-01).

Страхование без ответственности

Однако потребность в страховой защите профессиональных рисков у перевозчиков не снижается. Российскими страховыми компаниями предлагаются различные выходы из сложившейся ситуации. Отдельные страховые компании по старинке выдают полисы страхования ответственности перевозчика по договору перевозки. Но судебная практика пришла к тому, что подобные договоры страхования признаются ничтожными, т. е. не имеющими юридической силы с момента заключения, со всеми вытекающими последствиями (см. постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2004 по делу № КГ-А40/3081-04-П и от 27.04.2006 № КГ-А40/2898-06).

Другие страховые компании выдают перевозчикам полисы страхования гражданской ответственности, которые по сути своей являются дубликатом ОСАГО, т. е. являются защитой от причинения вреда третьим лицам, а не заказчику. Но такие документы не могут в должной мере обеспечить защиту перевозчика от претензий грузовладельцев.

Какая-то часть страховщиков предлагает страховать груз, и не последнюю очередь в этом сыграло письмо ФССН, в котором говорится, что страхование риска утраты или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц может быть предусмотрен только в рамках договора страхования груза (письмо ФССН от 25.05.2007 № 3286/02-03). А ведь классическое страхование грузов в разы дороже страхования ответственности перевозчика, и многие транспортные компании отказываются от такого варианта, взяв работу на свой страх и риск.

Простая концепция страхования грузов

Для обеспечения адекватной и самое главное легальной защиты интересов страхователей и страховщиков Центром страхования транспортных рисков была разработана новая концепция – страхование грузов для перевозчиков. Объектом такого договора является защита имущественных интересов транспортных операторов на базе Правил страхования грузов. Новый страховой продукт согласован с контролирующими органами и успешно применяется Центром с лета 2007 года.

Концепция Полиса страхования грузов для перевозчиков весьма проста: в полис включены только те риски повреждения, гибели или утраты груза, которые интересуют перевозчика. При этом цена варьируется в зависимости от парка транспортных средств, географии перевозок, стоимости груза и не превышает стоимости страхования ответственности, а страховое покрытие обеспечено в объёме, достаточном для адекватной защиты перевозчика, и при желании может быть расширено.

Кроме того, переход на страхование грузов привёл к упрощению процедуры урегулирования убытков: если ранее страховым случаем считалось наступление ответственности перевозчика, которую грузовладельцу надо было доказать, обосновать и сделать это в порядке и сроки, установленные законом, то теперь страховым случаем является факт повреждения (гибели) груза по установленной договором причине. Фактически это означает устранение необходимости следовать претензионному порядку, жёстко регламентированному транспортным законодательством.

Таким образом, полис CMR/ТТН страхования для перевозчиков, экспедиторов и транспортных операторов является договором страхования, который направлен на защиту имущественных интересов перевозчика в отношениях с заказчиком, но он вполне соответствует законодательству, является ясным и понятным для клиента, адекватным по стоимости, а также в полной мере обеспечивает перевозчику равноправие со страховой компанией.

Если правила страхования включают страхование ответственности перед стороной договора перевозки, то такое страхование будет являться страхованием ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки (экспедиции).

Читать еще:  Зачем нужен кадастровый паспорт на земельный участок

Вне закона

И всё же, как быть со страхованием ответственности перевозчика (экспедитора) перед своим контрагентом? Оно является недопустимым в силу закона (письмо ФССН от 02.09.2010 № 6905/02-01). Кроме того, по результатам выборочной проверки правил страхования ответственности перевозчиков (экспедиторов), проведённой в 2010 году, было установлено, что правила страхования отдельных страховых компаний содержат положения, свидетельствующие о страховании не только внедоговорной ответственности, но и ответственности по договору перевозки. Результаты проверки опубликованы в Информационном письме ФССН от 22.07.2010 № 5805/02-01.

Следует учитывать, что осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещённой законодательством, служит основанием для направления предписания об устранении нарушений, а в последующем и основанием для приостановления или отзыва лицензии. В том же письме ФССН предупредила о планируемой проверке деятельности страховщиков с целью выявления фактов заключения договоров страхования договорной ответственности в случаях, не предусмотренных законодательством.

Страхование ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора представляет собой важный элемент по защите интересов компании, специализация которой связана с выполнением грузовых перевозок. Услуга, защищающая имущественные интересы экспедитора, чаще востребована при перемещении объектов по варианту «от двери до двери».

Объект

По страховому соглашению объектом сделки выступают интересы страхователя (имущественные), касающиеся его ответственности за нанесение клиенту ущерба в ходе транспортной деятельности.

Правила страхования ответственности экспедитора предусматривают также покрытие его интересов, касающихся затрат по снижению урона от страховой ситуации и спасению объекта перевозки.

Риски

Допускается заключение соглашения, предусматривающего ответственность за риски:

  • потери (полной, частичной) или повреждения груза;
  • потери груза из-за передачи неправомочному получателю;
  • финансовых потерь клиента от просрочки при доставке объекта, нарушении маршрута перевозки или таможенных процедур и оформления документации.

В рамках соглашения предусматривается несколько рисков или один из них по выбору страховщика.

Страховой случай

Страховым считается событие, ставший причиной создания ответственности экспедитора за ущерб, причиненный клиенту или его имуществу при предоставлении экспедиционных услуг, в виде:

  • нанесения ущерба здоровью, жизни граждан (пассажиров), их собственности/багажу в момент перемещения транспортным средством;
  • причинения ущерба собственности иных лиц, не являющихся пассажирами транспортного средства;
  • нанесения урона интересам клиентов по договору перевозки, если причинение вреда произошло из-за:
    • происшествия с транспортным средством (пожара, столкновения, взрыва, ДТП, крушения), а также при стоянке, погрузке, буксировке, паромной перевозке;
    • противоправных поступков иных лиц (кражи, грабежа, нападения).

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается на основе страховой суммы, периода соглашения, тарифа и коэффициентов к ним в зависимости от конкретных условий сделки. На размер влияет порядок оплаты премии, деловая репутация перевозчика (экспедитора), географические районы маршрутов, интенсивность эксплуатации транспортного средства, стоимость грузов и иные факторы, влияющие на вероятность создания страховой ситуации.

Дополнительно участники сделки согласовывают иные параметры, определяющие размер страхования гражданской ответственности экспедитора:

  • лимит ответственности (по всей сделке, по отдельному случаю);
  • страховая территория.

Действие страховки считается начавшимся с уплаты экспедитором премии или первого взноса от страховой премии, после чего страховая организация предоставляет полис с указанием основных параметров сделки.

Возмещение

При страховой ситуации страхователь обязан:

  • немедленно письменно уведомить страховщика о происшествии;
  • срочно заявить о случившемся в соответствующие органы страны, где оно имело место (полицию, милицию, пожарную службу);
  • строго исполнять указания страховщика (если таковые поступили);
  • без согласования со страховщиком не признавать любые предъявленные претензии.

Для выплаты компенсации требуется представление:

  • заявления и страхового полиса;
  • договора транспортной экспедиции;
  • претензии страхователю;
  • расчета потерь;
  • финансовых документов (счетов-фактур, накладных);
  • справки дорожной полиции (при ДТП);
  • подтверждения факта обращения в соответствующие органы и возбуждения уголовного дела при противоправных действиях (хищении, грабеже)

Договор страхования

Основанием для заключения соглашения является заявление страхователя.

Варианты соглашений, предлагаемые многими страховыми организациями, предусматривают страховые риски, которые экспедитор более всего заинтересован избежать. К таковым относят риски физического повреждения/гибели грузовых объектов при перевозке, их утраты, неправильной доставки объекта или передачи его неправомочному субъекту.

В договоре четко указываются ситуации, которые не будут признаны страховыми:

  • недостача груза, прибывшего с неповрежденными пломбами, установленными грузоотправителем, и без следов попыток вскрытия;
  • несоблюдение условий приема-сдачи объекта экспедитором;
  • ущерб от умышленных поступков страхователя.

При заключении сделок со страховыми организациями любой пункт текста необходимо конкретизировать, обращая внимание на дополнения и приложения к нему. Следует избегать неточных формулировок («другие документы»), позволяющих страховым организациям избегать ответственности и не уплачивать покрытие ущерба.

В договоре страхования ответственности экспедитора в первую очередь заинтересован владелец груза, ведь при его доставке могут возникнуть различные риски. Экспедитор, заключая сделку по сопровождению груза, берет на себя полную ответственность за его сохранность во всех точках движения, включая пункты перемещения на другое транспортное средство. Договор также защищает экспедитора от претензий страховой компании, которая выплатила возмещение при повреждении или потере застрахованного груза и затем пытается возместить свои расходы за счет экспедитора.

Читать еще:  Ответственность за навязывание платных услуг

Договор может быть необходим в ряде других ситуаций. Обязательным требованием для участия в тендере по закупу услуг (транспортных) может стать предъявление полиса страхования ответственности экспедитора.

Страхование ответственности экспедитора служит преимущественным фактором при выборе собственником груза транспортно-экспедиционной организации, являясь гарантией полного возмещения ущерба грузоотправителя при нарушении условий соглашения.

Полис страхования ответственности экспедитора: что это такое?

Одним из видов гражданской ответственности является страхование ответственности экспедитора, защищающее его финансовые интересы на случай повреждения, потери или гибели груза. Условия тендера по экспедированию груза зачастую включают действующий полис, что гарантирует безопасность для экспедитора и владельца груза.

Страховка строится на двух принципах: страхование гражданской ответственности экспедитора и страхование груза экспедитором. Что это такое, какие существуют риски и объём ответственности?

Обязательное страхование ответственности перевозчика

Страхование ответственности экспедитора направлено на защиту его имущественных интересов при наступлении страхового случая, ошибки сотрудников и прочих рисков. Лимит ответственности определяется рядом факторов, среди которых – характер деятельности и степень риска.

В условия договора страхования ответственности экспедитора зачастую не входит субэкспедиция – перевозка арендованным или лизинговым транспортом с привлечением третьих лиц.

Общие положения договора страхования

Компания-экспедитор в большинстве случаев не страхует грузы за свой счёт, поскольку это бессмысленно ввиду излишне высокой страховой премии. К услугам страхования ответственности экспедитора прибегают:

  • Транспортные, экспедиторские компании;
  • Люди, работающие в таможенной сфере;
  • Компании и терминалы, специализирующиеся на логистических услугах.

Страхование покрывает ответственность страхователя, возникшую по любой причине. Обязательно указывается список случаев, не попадающих под страховое покрытие.

Страхование ответственности экспедиционной компании подразумевает заключение генерального договора на срок от нескольких месяцев до 3 лет. Страхование такого типа регламентируется рядом законодательных актов — Гражданским кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», уставом автомобильного транспорта РФ, международными договорами и конвенциями, регламентирующими правила перевозки грузов, требованиями законодательства, затрагивающими правила перевозки грузов.

Договор страхования вступает в силу после выплаты экспедитором страховой премии. Факт оплаты подтверждается полисом страхования ответственности грузоперевозчика, составляемым страховщиком.

Обязательства сторон

Компания-перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность, обязана:

  • Обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • Компенсировать возникшие по её вине убытки;
  • Нести ответственность за сохранность груза до момента его прибытия на место;
  • Возместить ущерб из-за ошибки сотрудников – неправильной погрузки или засыпки груза, нарушения правил перевозки, неправильного комплектования, ошибок при формировании тарифов.

Перечисленные проблемы покрываются страховой защитой на время действия договора страхования.

Страхование ответственности экспедитора покрывает ущерб, возникший по ряду причин, в том числе из-за человеческого фактора. Договор действует на указанных в нём маршруте, территории или направлении экспедирования.

Привлечение к ответственности сотрудников экспедиционной компании

К гражданской ответственности сотрудников экспедиционной компании привлекают в следующих случаях:

  • Действия мошеннического характера;
  • Умышленное повреждение груза в корыстных целях;
  • Сговор с другими людьми с целью получения выгоды;
  • Отказ страхователя выполнять обязательства по перевозке груза;
  • Выполнение обязательств в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Страховая компания в таком случае вправе досрочно расторгнуть страховой договор. Ответственность в полном объёме ложится на экспедитора. Условия сотрудничества, права и обязанности сторон прописываются в договоре.

Предмет страхования

Застраховать по договору страхования ответственности можно следующие объекты:

  • Жизнь и здоровье пассажиров, если экспедитором выступает турфирма;
  • Вред, причинённый перевозимому имуществу;
  • Имущественные интересы экспедитора – расходы при спасении груза, сокращение убытков при наступлении страхового случая.

В число объектов страхования может включаться ущерб, нанесённый другим лицам.

Страховые риски

Список страховых рисков включает:

  • Ответственность, наступающую в результате гибели, потери или утраты груза при наступлении форс-мажорных обстоятельств – стихийных бедствий, обвала мостов, кражи, разбойного нападения;
  • Финансовые убытки, возникающие по вину страхователя из-за просрочки или неправильной доставки;
  • Возмещение таможенных пошлин и сборов;
  • Ответственность, наступающую при повреждении груза перед третьими лицами;
  • Расходы при необходимости расследовать обстоятельства страхового случая;
  • Страховые выплаты, направленные на сокращение ущерба.

Форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре, не входят в список страховых рисков.

Виды страхования

Страхование экспедитора состоит из двух взаимодополняющих видов:

  • Страхование ответственности экспедитора;
  • Страхование груза экспедитором.
Читать еще:  Оформление погреба в собственность

Эти два вида страхования обеспечивают максимальную защиту финансовой безопасности.

Страховое покрытие включает расходы, понесённые страхователем, в том числе направленные на сокращение размера ущерба, — юридические и прочие издержки, согласованные с компанией-страховщиком.

Страхование ответственности направлено на компенсацию имущественных убытков, понесённых участниками транспортного процесса. При этом страховка защищает интересы владельца груза. Компания-экспедитор в ряде случаев может самостоятельно застраховать груз. Дополнительное страхование оформляется по договорённости с заказчиком.

Страхование ответственности экспедитора – разновидность гражданской ответственности, обладающая рядом особенностей:

  1. Защищает имущественные интересы страхователя при наступлении страхового события.
  2. Объекты страхования – сохранность груза, жизнь и здоровье людей.
  3. Ответственность экспедитора страхуется при заключении генерального договора.
  4. К услугам страхования ответственности прибегают экспедиционные, транспортные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает ущерб, возникший по разным причинам, в том числе по человеческому фактору.
  6. К страховым рискам относятся повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед третьими лицами, компенсация дополнительных расходов.
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при действиях мошеннического или умышленного характера, отказе доставлять груз, выполнении обязанностей в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
  8. Договор может объединять страхование ответственности и страхование груза экспедитором.

Страховой договор может заключаться как экспедитором, так и по договорённости с заказчиком.

Страхование гражданской ответственности экспедитора

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству имущественные интересы Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), связанные с его ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения вреда Клиенту (Выгодоприобретателю) в связи с неисполнением своих обязательств при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, а также расходами по ведению в судебных органах дел (далее – судебные расходы) при наступлении страхового случая.

Страховой случай

Страховым случаем является факт причинения вреда в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) своих обязательств перед Клиентом, Выгодоприобретателем в связи с осуществлением Страхователем транспортно – экспедиционной деятельности повлекший за собой:

  • повреждение, полную или частичную утрату (гибель) груза принятого к перевозке. При этом допускается исключение из объема ответственности по данному пункту риска утраты груза вследствие выдачи его неправомочному получателю (путем внесения соответствующей оговорки в договор страхования (страховой полис));
  • просрочку в доставке груза, неправильную засылку груза по вине служащих Страхователя (лиц, чья ответственность застрахована) и прочие финансовые убытки Клиента, оговоренные в договоре транспортной экспедиции;
  • неуплату возлагаемых на Страхователя (лиц, чья ответственность застрахована) Клиентом по договору таможенных пошлин, налогов, сборов и прочих сумм, взимаемых при ввозе (вывозе) грузов (далее – таможенные платежи), находящихся под контролем таможенных органов.
  • Страховым случаем также является факт осуществления Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) судебных расходов в связи с причинением им вреда Клиенту (Выгодоприобретателю), повлекшим за собой предъявление обоснованных требований Страхователю (лицу, чья ответственность застрахована) о возмещении причиненного вреда. Требование признается обоснованным, если оно в соответствии с законодательством подлежит удовлетворению (влечет ответственность Страхователя (лица, чья ответственность застрахована) за причиненный вред).
Лимит ответственности на один страховой случай, USD/EURБазовый страховой тариф, %
до 25 000 включительно0,0200
свыше 25 000 до 50 000 включительно0,0120
свыше 50 000 до 150 000 включительно0,0060
свыше 150 000 до 250 000 включительно0,0040
свыше 250 0000,0025

Базовые страховые тарифы по вариантам «BASIC», «STANDARD», «PREMIUM» по страховым случаям, предусмотренным п.п. 2.2.1 Правил:

  • Вариант страхования «BASIC» (лимит ответственности на один страховой случай — 50 000 USD/EUR, агрегатный лимит ответственности – 250 000 USD/EUR, территория действия договора страхования – все страны мира, безусловная франшиза – 500 USD/EUR, количество проэкспедированных перевозок – неограниченное количество) – 700 USD/EUR.
  • Вариант страхования «STANDARD» (лимит ответственности на один страховой случай — 100 000 USD/EUR, агрегатный лимит ответственности – 500 000 USD/EUR, территория действия договора страхования – все страны мира, безусловная франшиза – 1 000 USD/EUR, количество проэкспедированных перевозок – неограниченное количество) – 1 400 USD/EUR.
  • Вариант страхования «PREMIUM» (лимит ответственности на один страховой случай — 250 000 USD/EUR, агрегатный лимит ответственности – 750 000 USD/EUR, территория действия договора страхования – все страны мира, безусловная франшиза – 2 000 USD/EUR, количество проэкспедированных перевозок – неограниченное количество) – 2 500 USD/EUR.

Страховые тарифы применяются независимо от срока действия, на который заключен договор страхования, и определяют размер страхового взноса с единицы лимита ответственности на один страховой случай.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector