Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность

Вопрос по принятию в муниципальную собственность транзитных участков труб

Понравилась статья? Поделитесь!

Отвечая на Ваш вопрос, в первую очередь, необходимо определиться, относятся ли транзитные участки труб к имуществу многоквартирного дома (далее — МКД), и исходя из системного анализа нормативно-правовых актов, а также судебной практики, можно сделать вывод о том, что указанные объекты не относятся к имуществу МКД.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Также в соответствии с пунктом 1.9. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации № 85 от 13.12.2000 (далее – Типовая инструкция) границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается на границе балансовой принадлежности. При этом граница балансовой принадлежности – линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного основания исходя из понятия внутридомовой системы отопления, данного в пункте 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, участки транзитных тепловых сетей, проходящих в подвалах нескольких жилых домов, предназначенные для снабжения их тепловой энергией, не могут быть отнесены к общему имуществу.

Таким образом, транзитные участки труб не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

В отношении оформления прав муниципалитета на транзитные участки труб, законодательно закреплено следующее.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Читать еще:  Информационное письмо о расторжении договора аренды образец

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Частью 3 данной нормы установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Исходя из вышеизложенного, оформление в муниципальную собственность бесхозяйных транзитных участков труб возможно, как и передача их на содержание и обслуживание специализированным организациям.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей — определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Читать еще:  Доверенность на иностранного гражданина от юридического лица

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

О бесхозяйных объектах сети водоснабжения

В Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступают обращения граждан по вопросу, связанному с водоснабжением. В своих обращениях граждане сообщает о том, что в водопроводном колодце возле многоквартирного дома на протяжении нескольких лет происходит течь из сети холодного водоснабжения, что является причиной понижения давления холодной воды в квартире жильцов дома. Управляющая компания в доме отсутствует. Сеть холодного водоснабжения на балансе ресурсоснабжающей организации не состоит.

В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.09 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

По вопросу признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи следует отметить, что его порядок установлен в части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Читать еще:  Требования к гражданскому иску в уголовном процессе
Версия для печатиВерсия для MS WordЗащита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Астраханской области, 2006-2021 г.

Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138

Мэрия Нижнего Новгорода не может разобраться с бесхозными объектами

Администрация Нижнего Новгорода подвела предварительные итоги мероприятий по переводу в собственность муниципалитета бесхозных инженерных сетей. По состоянию на март 2018 года из 6,3 тыс. объектов 4,4 тыс. принадлежат городу. Но инвентаризация сетей и перевод их в муниципальную собственность не решили проблему: 95% из них не используются и не ремонтируются. Депутаты считают, что поиск потенциальных инвесторов осложняют недоработки в законодательстве: бесхозные объекты невозможно передать ресурсоснабжающим компаниям по конкурсу, а без торгов служба по тарифам не считает заключенный договор легитимным.

На профильной комиссии думы Нижнего Новгорода городские власти обсудили проблему бесхозных инженерных сетей. Как рассказала начальник управления учета и использования имущества Ирина Дубровная, по состоянию на март 2018 года из 6,3 тыс. объектов в муниципальную собственность передано более 4,4 тыс. сетей, однако около 95% из них не эксплуатируются. В список неиспользуемых вошли 2,3 тыс. объектов электросетей, 938 систем газоснабжения, 590 объектов водоснабжения и водоотведения, 227 – сетей теплоснабжения, 198 – ливневых канализаций и шесть гидротехнических сооружений, в том числе отходники кислого гудрона повышенного класса опасности. Основными причинами простоя чиновница назвала «плохое техническое состояние» сетей и связанную с этим «экономическую незаинтересованность ресурсоснабжающих компаний» в их приобретении. По информации департамента жилья, за прошедший год было потрачено 7,3 млн руб. на устранение 97 аварий.

Депутаты полагают, что отсутствие интереса ресурсных компаний к таким объектам вызвано недоработками законодательства: «Процедура признания бесхозяйственных объектов на данный момент работает, а дальше – наступает правовой вакуум, ситуация стопорится, поскольку не определены дальнейшие действия с этим имуществом, чтобы оно перешло к ресурсоснабжающим организациям», – сказал депутат Александр Котельников. Ирина Дубровная парировала, что, как правило, бесхозные сети имеют схему технологической привязки к объектам, находящимся в аренде у «Теплоэнерго», водоканала или компаний газоснабжения, поэтому они не могут быть выставлены на конкурс и должны передаваться организации напрямую, если она пожелает взять их в аренду. «Все схемы технологического присоединения есть и все это согласовано с департаментом жилья, но подготовить проект постановления мы не можем, так как волеизъявление арендатора отсутствует, в одностороннем порядке отдать объект мы не имеем права», – пояснила Ирина Дубровная. Однако Александр Котельников настаивал, что потенциальных инвесторов не могут заинтересовать бесхозные сети, потому что Региональная служба по тарифам (РСТ) не считает «бесконкурсные объекты источником легитимного договора»: «Пропадает механизм тарифообразования, и у вас ни водоканал, ни „Теплоэнерго“, ни другие ресурсники не берутся за это». Депутат Евгений Лазарев согласился с коллегой, что пробелы в законодательстве касаются взаимоотношений РСТ и ресурсоснабжающих компаний, например «Теплоэнерго»: «В ОАО „Теплоэнерго“ эти объекты не могут попасть, так как конкурс не проводится, а это единственно законная форма передачи „Теплоэнерго“ этих сетей. Если есть такая проблема, то должен быть создан регламент от момента выявления бесхозного объекта до передачи в муниципальную казну и дальнейшего выставления на конкурс для передачи в аренду или концессию».

Заместитель департамента жилья и инженерной инфраструктуры Олег Фролов для решения этой проблемы предложил собрать на переговоры все заинтересованные стороны: «Мы не видим больше никакого механизма сдвинуть ситуацию с мертвой точки, кроме как вынести вопрос на обсуждение комиссии, которая была создана 15 марта. Это вопрос имущественного характера. Здесь надо садиться за стол и обсуждать арендную ставку, вложение или невложение средств в ремонт сетей, прежде чем их передадут в эксплуатационную организацию».

Председатель комиссии по городскому хозяйству Владимир Аношкин отметил, что еще в прошлом году была организована рабочая группа при замглавы администрации города, которая должна была решать вопрос бесхозных сетей: «Год прошел, а точек соприкосновения по-прежнему нет. По существующему положению дел получается, что выгоднее не передавать сети в муниципальную казну, а держать в бесхозе». По его мнению, сумма 10,5 млн руб., которая выделена в 2018 году на ремонт аварийных бесхозяйных объектов, существенно занижена: «Я не знаю, на что этого хватит. Наверное, только дыры залатать». Депутат Евгений Лазарев добавил, что деньги, потраченные на бесхозные объекты, целесообразно было бы заложить в тариф, чтобы пополнить бюджет города.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector