Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отсутствие организации по юридическому адресу последствия

Неполучение корреспонденции по юридическому адресу

Если акты направлялись по юридическому адресу контрагента, но не доходили, так как у него не было договора с почтой, будут ли они считаться доставленными? Или направляющая организация ненадлежащим образом исполняла свои обязательства по отправке?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс, часть I.
  • Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу № А78-6367/08.
  • Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А41-8923/11.

Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

Актуальность темы, затронутой в вопросе, настолько велика, что как юридическая, так и судебная практики за последние десятилетие не раз кардинально меняли свой вектор, от признания за юридическим лицом практически полной свободы в месте его нахождения, до абсолютной привязки к адресу, указанному в уставных документах.

В связи с этим необходимо обратить внимание на последние изменения в гражданском законодательстве. Согласно приятым поправкам в Гражданский кодекс РФ (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям») на регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России) в настоящее время возложена обязанность по проведению проверки достоверности данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Подтвержденная информация о недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества является основанием для отказа в государственной регистрации вносимых в его учредительные документы изменений.

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как правило, на практике юридическим называют адрес, указанный в учредительных документах организации и, соответственно, занесенный в ЕГРЮЛ, а фактическим — адрес, где организация непосредственно осуществляет свою деятельность и по которому ей следует направлять почтовую корреспонденцию. Зачастую эти два адреса не совпадают. Нередко случается так, что контрагенты, налоговые или судебные органы, ориентируясь на данные из ЕГРЮЛ, не могут найти организацию, и корреспонденция, направленная по юридическому адресу, возвращается отправителю. Такая ситуация в первую очередь играет на руку недобросовестным налогоплательщикам и контрагентам.

В связи со множеством возникающих в связи с этим вопросов Высший арбитражный суд РФ в своем Постановлении от 30.07.2013 № 61 прямо указал, что при рассмотрении споров о достоверности адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу требования норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе юридического лица, полученные из реестра, ссылаться на информацию об адресе, не внесенную в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Как видим, указанный судебный акт подвел черту под многочисленными спорами о риске отсутствия юридического лица по адресу его местонахождения. И хотя такие постановления и не являются нормами права и не подлежат непосредственному применению, однако надо понимать, что арбитражные суды при рассмотрении и разрешении аналогичного спора обязаны будут их учитывать. В этой связи и вышеупомянутый и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» закрепил, что сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются априори действительными. Юридический адрес компании должен совпадать с фактическим. Компания теперь не может ссылаться на то, что фактически находится по иному адресу. Причем ей в рамках гражданского законодательства придется возмещать убытки налоговым и другим государственным органам и контрагентам, если в реестре указан неправильный адрес.

Надо заметить, что ранее, до принятия указанного Постановления, суды могли отказать налоговым органам в требованиях к юридическому лицу, ссылаясь на тот факт, что, например, налоговая инспекция, знавшая о фактическом месте нахождения организации, направила требования по месту нахождения налогоплательщика, а не по этому адресу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу № А78-6367/08). Теперь организация должна помнить, что с 30.07.2013 в случае направления документов налоговыми органами по почте они будут приходить по месту ее нахождения, указанному в сведениях о регистрации, и суды в таких ситуациях не будут признавать действия налоговой незаконными.

Следует обратить внимание, что регистрирующий орган ограничен в возможностях отказа в регистрации юридического лица по мотивам непригодности помещения или даже отнесения его к жилому фонду. Так, регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что объект недвижимости, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригоден для осуществления деятельности по тем видам, которые заявлены в уставных документах, представленных для государственной регистрации. Также неправомерен отказ в государственной регистрации юридического лица по месту жительства единственного учредителя в жилом фонде (Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А41-8923/11).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время, с учетом сложившейся судебной практики и действующих изменений в гражданское законодательство, за достоверность юридического адреса, указанного в регистрационных документах юридического лица (ЕГРЮЛ), а также за неполучение по этому адресу документов отвечает сама организация. Юридическое лицо несет теперь самостоятельный риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в государственном реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Резюме. В практике деятельности организаций возникает масса споров о достоверности юридических адресов при государственной регистрации.

Место нахождения юридического лица, согласно действующим гражданско-правовым нормам, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

До настоящего времени значительное число организаций указывало в качестве адресов для связи не свое местонахождения, а другие фактические адреса. А также нередки на практике случаи, когда по имеющемуся юридическому адресу у организации отсутствует договор с почтовой организацией, в связи, с чем корреспонденция не доставляется.

Эту ситуацию призваны были исправить как законодательные органы, так и судебная практика. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» были внесены существенные изменения. Они касаются требований о месте нахождения юридического лица. Теперь установлено, что сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются действительными. Юридический адрес компании должен совпадать с фактическим. Организация отныне не может ссылаться на то, что фактически находится по иному адресу. Причем ей придется возместить убытки госорганам и контрагентам, если в реестре указан неправильный адрес. В процессе проведения государственной регистрации регистрирующий орган должен будет проверить достоверность сведений, включаемых в реестр.

Эти положения были закреплены на самом высшем судебном уровне. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 61 разъяснил, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе юридического лица, полученные из реестра, ссылаться на информацию об адресе, не внесенную в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Таким образом, в настоящее время ответственность за последствия неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, несет само юридическое лицо. Также юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе в ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.

Читать еще:  Сколько платить госпошлину за регистрацию автомобиля

Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

ЮРИДИЧЕСКИЙ И ФАКТИЧЕСКИЙ АДРЕС ВАШЕЙ КОМПАНИИ

Российская практика бизнеса такова, что юридический адрес, который компания указала при регистрации, очень часто не совпадает с тем адресом по которому она фактически ведет свою деятельность. И дело здесь не в том, чтобы кого-то обмануть или от кого-то спрятаться, — дело здесь в банальном предпринимательском расчете: предприниматель должен вести свою деятельность там, где в первую очередь ниже издержки, а во вторую – там, где они ближе к своим клиентам. Между тем государство, в лице налоговых органов, все больше внимания уделяет выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. И аргумент налоговиков о том, что организация должна находиться по юридическому адресу, на много сильнее аргументов предпринимателей о предпринимательском расчете. Рассмотрим, к каким последствиям может привести факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Фактический адрес

Фактический адрес — это тот адрес, по которому фактически находится организация. Фактический адрес иногда еще называют почтовым. Хотя на практике встречаются ситуации, когда у организации фактический и почтовый адреса различаются. В данном случае почтовый адрес выступает как адрес, на который приходит корреспонденция компании.

Обычно именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и там же хранятся документы.

Очень часто фактический адрес не совпадает с юридическим. И в этом случае у организации могут возникнуть серьезные проблемы.

Юридический адрес

Юридическим адресом для хозяйствующего субъекта является его официальное местонахождение, то есть тот адрес, который указывается в учредительных документах и заявлении о регистрации. Законодательно термин «юридический адрес» не закреплен. Вместо него используется термин «место нахождения юридического лица». Однако на практике за адресом, указанном при регистрации закрепилось название – юридический. При этом суть от изменения названия не меняется — и в том, и в другом случае речь идет о том адресе, который указывается в ЕГРЮЛ и по которому с организацией будут связываться все государственные органы, включая налоговую инспекцию.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом нахождения налогоплательщика-организации является адрес его государственной регистрации в ЕГРЮЛ. При этом данная регистрация проводится по месту нахождения:

— постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора и т.п.) организации;

— иного органа или лица, которые имеют право действовать от ее имени без доверенности, если отсутствует постоянно действующий исполнительный орган.

Важной нормой, которая установлена в новой редакции ст. 54 ГК РФ, является возложение на юридическое лицо рисков последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также рисков отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Считается, что сообщения, направленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, получены юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.

Как налоговики должны реагировать на отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу

В середине 2014 года Федеральная налоговая служба довела до своих территориальных налоговых органов следующее письмо – письмо ФНС от 25.06.2014 N СА-4-14/12088, в котором указала как следует действовать налоговикам на местах при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Как следует из письма, контроль за соответствием юридического адреса фактическому начинается с постоянного мониторинга адресов из ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция по месту учета юридического лица располагает сведениями о том, что юридический адрес не соответствует фактическому месту нахождения организации, то на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф. Так, в соответствии с п.1 письма 25.06.2014 N СА-4-14/12088 при выявлении налоговым органом по месту учета юридического лица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления в налоговый орган, осуществляющий (осуществивший) соответствующую государственную регистрацию юридического лица, документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25КоАП. Если функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, то все мероприятия по выявлению нарушения и составлению протокола может выполняться одной инспекцией.

Материалы по нарушению могут направляться не только в суд для рассмотрения дела по факту предоставления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения, но и в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. ст. 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 УК РФ (п.2 Письма, Письма ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215@).

Обратите внимание на письмо ФНС от 23.04.2014 N СА-4-14/7872, в котором федеральная служба дает рекомендации работникам территориальных налоговых органов, которые занимаются непосредственно регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как действовать в случае выявления поддельных или подозрительных документов при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в случаях представления документов, содержащих заведомо ложные данные.

Следующим этапом по работе с проблемными адресами будет внесение данных о не соответствии в ЕГРЮЛ и направление в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения организации.

Кроме наложения административных штрафов и внесении сведений о недостоверности адреса в государственный реестр, у налоговиков есть еще кое-что в арсенале.

Информация об установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в 10-дневный срок доводится Налоговым органом до банков, в которых открыты банковские счета организации. Банкиры данное деяние могут квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета, что может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета по решению суда (Письмо ФНС России от 23.12.2011 N АС-4-2/22130@).

Но самое главное, если организация никак не отреагирует на уведомление о необходимости представления достоверных сведений об адресе места нахождения, то ФНС России рекомендует инспекциям обращаться в суд с требованием о принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).

На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому при получении уведомления целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании. Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.

Ликвидация за ложный адрес, возможно ли?

Действующее законодательство содержит нормы, указывающие на возможность ликвидации юридического лица, и в том случае если инициатором выступает налоговый орган. В частности, в соответствии со статьи 61 ГК РФ Юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

С 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, но несмотря на это возможность ликвидации юридического лица рассмотренные в комментируемом письме остались. Так, налоговики для того чтобы ликвидировать организацию будут использовать под.1 п.3 ст. 61 ГК РФ.

При этом принудительная ликвидация может быть осуществлена только на основе решения судебного органа. Но для суда нужны убедительные доказательства. Доказать необходимо сам факт представления ложных сведений, то есть, налоговые органы должны предоставить суду неопровержимые доказательства в рамках под.1 п.3 ст. 61 ГК РФ, что при создании юридического лица в регистрирующий орган были представлены недостоверные сведения, в частности заведомо неверные сведения об адресе создаваемого лица. Собрать доказательную базу может быть довольно сложно, так как не исключено, что на момент регистрации юридического лица с адресом проблем не было.

Читать еще:  Налог на капитальный ремонт жилья закон

Но несмотря на возникающие сложности, ФНС России настоятельно рекомендует инспекторам обращаться в суды. В помощь нижестоящим органам ФНС приводит не только нормы положений законодательства о государственной регистрации, но и правовые позиции, выраженные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 61.

Согласно письма от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 для обращения в суд налоговикам необходимо выполнения следующие условия:

1. подтвердить факт того, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна — представители компании по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается;

2. в адрес организации направлялось уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе. Уведомление также отправлялось в адрес учредителей и лиц, уполномоченных действовать от имени компании без доверенности.

На наш взгляд под данные условия может попасть практически каждый бизнес.

К организации не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о том, что, если компания в течение 12 месяцев не сдавала отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам, она может быть исключена из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Проще говоря, если компания отчетность не сдает и движения по расчетном счету нет, то незачем осуществлять ее ликвидацию через суд. Налоговики могут просто исключить ее из ЕГРЮЛ, прекратив тем самым ее существование.

Как же поступить добросовестной организации.

Необходимо отметить, что рассмотренное письмо направлено, в первую очередь, на выявление сомнительных фирм, ведущих полузаконную деятельность. Наше государство уже не первый год борется с фирмами однодневками. Однако налоговикам уже даны законные права исключать из ЮГРЮЛ не существующие организации. Поэтому не исключено, что претензии могут быть предъявлены и серьезному бизнесу, который в силу экономических причин может часто менять свой адрес места нахождения.

Обратите внимание, сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации. Даже если фактический адрес не совпадет с юридическим, указанным в ЮГРЮЛ, то это является нарушением, которое устранимо. На это указывается в определении ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10.

Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61). В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.

Для того чтобы принудительно ликвидировать юридическое лицо, организация должна неоднократно проигнорировать сообщения налоговиков о предоставлении реального адреса. На это указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011.

В любом случае, чтобы из-за адреса, не возникли проблемы с ведением бизнеса как минимум нужно, чтобы юридический адрес не был адресом массовой регистрации и по нему была возможность получать корреспонденцию. А самым лучшим вариантом будет приведение в соответствие фактического адреса с адресом, который указан в ЮГРЮЛ.

Российская практика бизнеса такова, что юридический адрес, который компания указала при регистрации, очень часто не совпадает с тем адресом по которому она фактически ведет свою деятельность. И дело здесь не в том, чтобы кого-то обмануть или от кого-то спрятаться, — дело здесь в банальном предпринимательском расчете: предприниматель должен вести свою деятельность там, где в первую очередь ниже издержки, а во вторую – там, где они ближе к своим клиентам. Между тем государство, в лице налоговых органов, все больше внимания уделяет выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. И аргумент налоговиков о том, что организация должна находиться по юридическому адресу, на много сильнее аргументов предпринимателей о предпринимательском расчете.

Рассмотрим, к каким последствиям может привести факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Что входит в понятие «Адрес массовой регистрации» и где он используется.

Процедура ликвидации и исключения организаций из единого государственного реестра юридических лиц

Ликвидация с последующим исключением сведений о компании из ЕГРЮЛ подразумевает полное прекращение деятельности фирмы. Она утрачивает свой статус юридического лица и лишается права на осуществление экономической деятельности.

  • На основании решения учредителей организации в добровольном порядке;
  • По решению суда в случае серьезных нарушений действующего законодательства;
  • По решению регистрирующего органа, в роли которого выступает налоговая служба.

Самое неприятное — это ликвидация ООО по инициативе регистрирующих органов, в особенности после недавних, датированных 2017 годом, изменений в ст. 21.1 в ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП».

На каком основании налоговая ликвидирует и исключает ООО из ЕГРЮЛ?

Указанная выше статья регламентирует все ситуации, касающиеся исключения юрлица из реестра по инициативе ФНС. В частности, налоговая вправе исключить учреждение из ЕГРЮЛ по своему собственному решению в случаях, если:

  1. ООО на протяжении 12 месяцев перед решением ФНС об исключении не сдает налоговую отчетность и не ведет каких-либо операций по счету. ФНС вправе посчитать такое учреждение недействующим и исключить из реестра.
  2. Предприятие не может быть ликвидировано ввиду отсутствия финансовых средств на проведение ликвидационной процедуры, а также эти расходы не могут быть отнесены на участников юридического лица;
  3. Отметка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которая сохраняется 6 месяцев со дня внесения и если не принимаются меры к их исправлению.

Раньше ФНС исключала по своему решению лишь «пустышки», которые не вели свою деятельность, то теперь серьезную угрозу нормальной деятельности организаций представляют и полномочияналоговиков по исключению ввиду недостоверности сведений о фирме. В 2018 году по этим основаниям было исключено свыше 1,5 тыс. юридических лиц.

Типичная ситуация: юридический адрес ООО в 2018 году был помечен как «недостоверный», и компания не смогла или не захотела вносить верные сведения.

В каких случаях ФНС ставит отметку о недостоверности

При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

  • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юрлицахв составе учредителей;
  • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

  • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
  • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
  • Место регистрации не должно быть «множественным» — если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
  • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

Что делать, если ФНС хочет исключить компанию из ЕГРЮЛ?

Когда по факту недостоверной информации в реестре фискальный орган инициирует процедуру удаления фирмы из ЕГРЮЛ, следует придерживаться такого порядка действий:

  • Устранить обстоятельства, которые повлекли простановку отметки о недостоверности сведений;
  • Направить не позднее 3 месяцев с даты публикации решения ФНС об исключении огрганизации мотивированное заявление, в котором указать об устранении всех неточностей в ЕГРЮЛ.
  • Обратиться в ФНС с заявлением о внесении изменений ЕГРЛ в части сведений, которые госорган признал недостоверными.

При грамотном и оперативном исправлении недостоверных данных есть шанс избежать удаления из реестра и продолжить деятельность компании в штатном режиме. И разумеется лучше постоянно держать руку на пульсе компании, не допуская длительного нахождения указания о неверности информации в реестре.

Подробнее о том, что делать, если налоговая выставила отметку о недостоверности, мы уже писали ранее.

Примеры ситуаций, когда ФНС признает адрес недостоверным

  1. При направлении писем от госоргана все они возвращаются с отметкой о том, что такого получателя по указанному адресу не существует или же возвращаются ввиду истечения срока хранения.
  2. При непосредственном выезде по месту регистрации общества с ограниченной ответственностью налоговики не обнаруживают ни вывески юрлица, ни офиса.
  3. Предприятие оформлено по адресу с указанием лишь номера офисного строения, без конкретизации – этажа, комнаты, подъезда и так далее.
Читать еще:  Наличие собственности у субъектов рф

Возможно как наличие одного признака, так и нескольких. Оптимальным способом избежать санкций со стороны регоргана будет либо фактическое размещение офиса по выбранному адресу или же оформление услуги почтового обслуживания, чтобы избежать внимания ФНС.

Как правило, проверки на предмет достоверности сведений инициируются лишь после первых тревожных звоночков – например, постоянного возврата документов.

Как проходит процедура исключения из ЕГРЮЛ

Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой выглядит следующим образом:

  1. ФНС устанавливает наличие оснований для удалениясубъекта экономической деятельности и из реестра в одностороннем порядке и выносит решение об этом.
  2. Решение органа подлежит обязательной публикации в «Вестнике Государственной регистрации» и в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
  3. В течение трех месяцев представитель юридического лица, кредиторы и прочие заинтересованные лица подают в ФНС мотивированные заявления о нарушении их прав односторонним исключением компании из ЕГРЮЛ.
  4. При наличии обоснованных возражений и претензий со стороны кредиторов и иных лиц административное исключение компании из ЕГРЮЛ не производится.

Однако в дальнейшем, даже если фирма не будет исключена из реестра, недостоверный юридический адрес ООО как в 2018, так и в 2019 году доставитв дальнейшем массу проблем компании в ее нормальной деятельности.

Как минимум это:

  • Недоверие контрагентов и отказ от проведения любых сделок;
  • Проблемы с обслуживанием в банках;
  • Риск для учредителей, которые управляют еще несколькими компаниями – они так же могут попасть во внимание ФНС;
  • Постоянно сохраняющаяся угроза повторной инициации механизма удаления из реестра в административном порядке.

Если же внесению отметки о недостоверности предшествовала смена юридического адреса ООО в 2018 году, забракованный госорганом, то лучше подобрать качественный адрес для своего бизнеса и избавиться от неприятной отметки в реестре.

Последствия ликвидации и исключения ООО в административном порядке

В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи. Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков. И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

Могут ли исключить фирму с долгами?

Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

Помощь специалистов

Юристы не только помогут подобрать «чистый» юридический адрес, но и помогут в дальнейшем избавиться от всех неприятных примечаний в реестре и восстановят нормальную работу компании.

К чему приводит использование недостоверного юридического адреса

Бывает, что при регистрации или перерегистрации бизнеса предприниматель указывает не настоящий, а формальный юридический адрес. А иногда покупает его у недобросовестных посредников, и это заканчивается плохо. По юридическому адресу с предпринимателем связываются госорганы и контрагенты. Полная информация о местонахождении фирмы содержится в ЕГРЮЛ, сокращенная – в уставе фирмы. Юрлицо может быть зарегистрировано как в жилом, так и в нежилом помещении, но компания может необязательно работать именно по этому адресу.

Есть два варианта регистрации: в жилом фонде, причем даже без согласия собственника, если это место жительства учредителя, участника или директора общества, либо же в нежилом помещении – собственник регистрируется там сам или это делается с его согласия.

Первый вариант самый безопасный: можно напрямую купить адрес у владельца и попросить его получать и передавать покупателю почтовую корреспонденцию в нужные сроки.

Второй вариант нередко предлагается и оформляется недобросовестными фирмами. Выдавая себя за владельцев или их законных представителей, они получают оплату за предоставленный адрес и комплект нужных документов (договор аренды, копию свидетельства о праве собственности, гарантийное письмо). В итоге у предпринимателя на руках оказываются поддельные документы с недостоверным юридическим адресом. Какие могут быть последствия?

1. Проблемы с банками. Кредитные учреждения внезапно отказывают в открытии банковского счета, начинают проявлять более пристальное внимание к операциям клиента, приостанавливают движение денежных средств по счету или же вообще расторгают договор с клиентом. Так происходит, потому что по закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банки обязаны идентифицировать лиц, которых они обслуживают. Клиент должен предоставлять достоверную информацию, в том числе и о своем местонахождении.

2. Предприниматель не получает важные письма и извещения. Отправленные на несуществующий адрес сообщения считаются полученными компанией. Даже если в реальности она по этому адресу не находится. Из-за этого у бизнеса нередко возникают проблемы с государственными органами и контрагентами. Например, предприниматель зарегистрировал юрлицо по оказанию развлекательных услуг. Юрлицо официально располагалось в помещении, которым он владел как собственник. Предприятие и в самом деле работало, но находилось в другом месте. По халатности бизнесмен не проверял корреспонденцию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. В результате из-за просрочки исполнения обязательств его контрагент затеял против него судебное разбирательство и выиграл суд.

3. Отказ контрагентов от сотрудничества. После проверки регистрирующего органа в ЕГРЮЛ появится отметка о недостоверности адреса. И это может вызвать сомнения у контрагентов или заставить их вовсе отказаться от сотрудничества. Так, компания по строительству и продаже квартир не продлила договор аренды помещения по адресу регистрации. Арендодатель заявил об этом в налоговую службу, та выехала с проверкой и не нашла юрлица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Налоговики направили уведомления о предоставлении разъяснений по месту регистрации руководителя и участника. Но ответа не последовало. В реестр внесли отметку о недостоверности сведений. Несколько потенциальных покупателей квартир не поленились и проверили в ЕГРЮЛ сведения о продавце. Наткнувшись на отметку о недостоверности, они от покупки отказались.

4. Потенциальная ликвидация бизнеса. ФНС может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юрлица из-за того, что связь с ним по адресу из ЕГРЮЛ невозможна. Это происходит, если компанию уведомили о предоставлении достоверных сведений о ее адресе, а ответа налоговая служба в разумный срок не получила.

5. Штрафы и дисквалификация. Согласно КоАПу, если в регистрирующий орган поступили ложные сведения о фирме, предприниматель заплатит административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение или предоставление заведомо ложных сведений приведет к дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трех лет.

6. Запрет на участие в аукционах. Если компания дала о себе неверную информацию, ее могут не допустить к участию в тендере.

7. Реорганизация под угрозой. Когда предприниматель предоставляет ФНС недостоверные сведения об адресе реорганизуемой или создаваемой компании, то в регистрации могут отказать.

Что сделать, чтобы непроверенные сведения не сказались на вашем бизнесе?

Получите сведения о собственнике и объекте недвижимости. Попросите данные у владельца, например копию свидетельства о праве собственности. Закажите выписку на объект в Росреестре или в ближайшем МФЦ (в ней будет информация и о собственнике). Если собственник ИП или юрлицо, то посмотрите сведения о нем в ЕГРЮЛ.

Проверьте адрес на «массовость» – на сайте ФНС с помощью сервиса «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами»https://service.nalog.ru/addrfind.do.

Запросите у собственника письменное разрешение в свободной форме, будь то согласие или гарантийное письмо, на использование адреса.

Иногда бизнесу предлагают заведомо неприемлемые варианты – условный почтовый адрес, присвоенный недостроенному помещению, или адреса, по которым размещены органы власти, воинские части и т. д. (они не могут свободно использоваться для связи). Проверить реальность адреса и его «адекватность» помогут интернет и выезд на место.

Автор – юрист адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector