Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение санитарного

Быстрый ответ: Кем налагается административная ответственность за нарушение санитарного законодательства?

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

Кем налагается административный штраф за нарушение санитарного законодательства?

Кто может наложить административный штраф за нарушение санитарного законодательства Среди них самыми основными являются главный государственный врач или лицо, его замещающее. Кроме этого налагать штрафы вправе специалисты Роспотребнадзора и другие представители структур, ведущих контролирующую деятельность.

  1. Какой штраф за езду без прав
  2. Какой штраф за перегруз людей
  3. Ип без путевого листа какой штраф
  4. Как обратиться в трудовую инспекцию
  5. Куда жаловаться на работодателя
  6. Кем налагается дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства кем?
  7. Что будет за подделку паспорта
  8. Кто несет ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации?
  9. Кто несет административную ответственность за нарушение санитарного законодательства?

Кто несёт ответственный за нарушение санитарного законодательства?

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т. е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель.

Что относится к видам административной ответственности за совершение нарушений санитарного законодательства?

1. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. 2. Предупреждение выносится главным государственным санитарным врачом или его заместителем в письменной форме.

Каким законом предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства?

Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кто обладает правом вынесения постановления о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение?

Правом вынесения постановления о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение, кто обладает? Это могут быть Роспотребнадзор, суд.

Какой закон за нарушение санитарного законодательства?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30-03-99 52-ФЗ О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

Какая ответственность устанавливается за совершение санитарного правонарушения повлекшего возникновение массовых заболеваний отравлений или смерть людей?

Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством РСФСР.

Какие органы осуществляют государственный санитарно эпидемиологический надзор?

Санитарноэпидемиологический контроль

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) центры гигиенического и санитарноэпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

Кто несёт ответственность за нарушение санитарного законодательства в детском саду?

Ответственность за нарушение норм СанПиН в ДОУ несет руководитель учреждения, хотя при выявлении несоответствий Роспотребнадзор штрафует и ответственное лицо, и детский сад как организацию.

Какую ответственность возлагает Роспотребнадзор за нарушение санитарного законодательства?

для граждан – штраф 15 000 – 40 000 руб. для должностных лиц – штраф от 50 000 до 150 000 руб. для ИП – штраф от 50 000 до 150 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток; для организаций – штраф от 200 000 до 500 000 руб.

Какие виды ответственности установлены за нарушение санитарного законодательства?

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарные правонарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Какого возраста граждане допустившие нарушение санитарного законодательства могут быть привлечены к административной ответственности?

С какого возраста граждане, допустившие нарушения санитарного законодательства могут быть привлечены к административной ответственности? Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение норм санитарного законодательства привлекаются граждане, достигнувшие 16-ти лет.

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ

Решения, принятые со ссылкой на Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Решения судов общей юрисдикции

[Истец ссылался на то, что организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части площади учебных кабинетов способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека. В удовлетворении требования о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что применение предложенных истцом способов устранения нарушений СанПиН 2.4.2821-10 приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов обучающихся в данной школе, что недопустимо].

[Директор частного образовательного учреждения дополнительного образования привлечен к административной ответственности за нарушения требований ст. 28 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 1.7, 10.5 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», выразившиеся в том, что отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений частного образовательного учреждения дополнительного образования требованиям санитарных норм и правил]

[В ходе проверки установлено, что в деятельности детского сада не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц. Обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возложена судом на орган местного самоуправления и на детский сад как образовательную организацию, ответственную за жизнь и здоровье обучающихся.]

[Исправительное учреждение организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в образовательном учреждении не созданы здоровые и безопасные условия для обучения осужденных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности не соблюдаются гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, в частности: для проведения уроков информатики отдельного кабинета не выделено, помещение для занятий информатикой оборудовано 10 двухместными партами для взрослых и деревянными стульями, не предназначенными для работы с ПЭВМ, для проведения уроков информатики используются ноутбуки в количестве 16 единиц, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения, не проводится контроль за соблюдением санитарных правил.]

[Суд обязал бюджетное образовательное учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна. При этом обязанность по финансированию расходов по устраннению нарушений суд возложил на собственника имущества бюджетного учреждения, отметив, что отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.]

[Суд обязал администрацию муниципального образования выделить денежные средства на капитальный ремонт кровли, замену окон в групповых помещениях и рекреациях здания детского сада, обязал учреждение организовать капитальный ремонт кровли и замену окон, обеспечения непрерывного процесса воспитания на период ремонта, так как установлено, что здание детского сада эксплуатируется с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В частности, установлено, что оконные блоки во всех групповых ячейках находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены. В спальной комнате окна закрыты полиэтиленом, рамы ветхие, прогнили и пропускают тепло. Остекление окон выполнено не из цельного стеклопакета, а смонтировано и подобрано из частей стекла. С наружной стороны спальни подготовительной группы окна покрыты льдом. Потолки и стены в спальной и туалетной комнатах первой младшей группы, в групповой, спальной и туалетной комнатах подготовительной группы, в спальной и туалетной комнатах средней группы находятся в неудовлетворительном состоянии, видны следы протекания кровли, плесени по потолку и стенам. Кирпичная кладка стен спальни подготовительной группы, зимнего сада, музыкального зала имеет выбоины и сколы, куда затекает вода.]

Читать еще:  Ответственность за неуплату налогов физическим лицом

[Установлен факт нарушений ответчиком требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности муниципальной средней школой, в частности, уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале не соответствует нормативу. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения. Школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Суд определил, что обязанность по финансированию данных расходов лежит на администрации муниципального района в случае недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения денежных средств для осуществления указанных действий. Такая обязанность возлагается на администрацию непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа, осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.]

[Признан недействующим пункт 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 по дошкольным образовательным организациям в части, определяющей установленные в этом пункте нормативы исходя из площади (групповой) игровой комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Такая формулировка не позволяет установить, на какой момент и по каким критериям определять количество детей, фактически находящихся в группе. Таким образом, оспариваемая правовая норма допускает комплектование групп в дошкольных образовательных организациях с превышением установленных нормативов, условием соблюдения которых будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни. Фактическое же присутствие всех принятых в группу детей приведет к нарушению установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей.]

Решения судов, принятые со ссылкой на законодательство, действующее до принятия Федерального закона № 273-ФЗ

Решения судов общей юрисдикции

[Суд по заявлению прокурора в защиту неопределенного круга лиц приостановил образовательную деятельность школы, которая осуществлялась после истечения срока действия лицензии в здании, не введенном в эксплуатацию, вместо сгоревшего в результате пожара здания школы. Суд отметил, что доводы директора школы о том, что лицензия и акт ввода в эксплуатацию здания школы находятся в стадии рассмотрения, не являются основанием к отмене решения.]

[Норма устава муниципального общеобразовательного учреждения, допускающая предельную наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения в количестве не более 28 обучающихся, была признана не соответствующей федеральному законодательству. На учредителя школы – Администрацию муниципального района возложена обязанность устранить нарушения законодательства, привести Устав муниципального образовательного учреждения в соответствие с законом.]

Решения арбитражных судов

[Поскольку законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия, то существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении образовательного учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения. Отсутствие финансирования не исключает вину образовательного учреждения в нарушении норм санитарного законодательства.]

[Суд отменил постановление о привлечении к ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ за несоблюдение требований СанПиН (неисправность канализационной системы, светильников в слесарной мастерской, использование в кабинете информатики неспециализированной мебели), поскольку нарушение требований СанПиН вызвано недофинансированием, а учреждением предпринимались все зависящие от него меры по их недопущению. В частности, учреждение неоднократно обращалось в администрацию города с просьбами о выделении финансирования на закупку мебели и иного необходимого оборудования, а также на проведение ремонтных работ в принадлежащих ему помещениях. В удовлетворении данных просьб учреждению было отказано. Судом также отмечено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у учреждения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.]

[Несогласование разработанного юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, примерного меню с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является нарушением требований СанПиН и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ.]

[Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В том числе в производственных помещениях столовой должны быть раковины для мытья рук (после 2008 года), и производственные столы для разделки птицы (или обеспечена реальная возможность для разделывания, в частности, мяса птицы в иных приспособленных помещениях с последующей поставкой в образовательное учреждение полуфабрикатов готовой продукции), а питающиеся учащиеся должны быть обеспечены достаточным количеством табуретов в обеденном зале (с учетом предписаний государственного пожарного надзора о максимальном количестве человек, одновременно находящихся в помещении столовой)].

[Постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене, если образовательному учреждению вменено нарушение санитарных требований, установленных для организаций общественного питания. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденные Главным государственным врачом РФ постановлением от 08.11.2001 № 31 и нарушение которых вменяется образовательному учреждению, распространяются на организации общественного питания].

[Основанием для предъявления органом санитарно-эпидемиологического контроля к юридическому лицу требований о понесенных дополнительных расходах в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.08.2001 № 326, является факт виновного причинения вреда юридическим лицом вследствие нарушения санитарного законодательства. В ходе проверки установлено, что вспышка острой кишечной инфекции среди воспитанников дошкольного учреждения произошла из-за употребления в пищу некачественного молочного продукта. В связи с выявленными нарушениями объективно возникла необходимость в проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении. Так как факт нарушения образовательным учреждением норм санитарно-эпидемиологического законодательства установлен, а сумма затрат, понесенных в связи с проведением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении подтверждается материалами дела, суд счел, что имеются основания для удовлетворения требований о возмещении затрат].

[Отсутствие доказательств проведения предусмотренных санитарными правилами и нормами санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения работников юридического лица, осуществление которых предусмотрено статьей 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», является основанием привлечения работодателя к ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ].

Читать еще:  Нарушение шума в ночное время

22.02.2018 г. Какая ответственность предусмотрена для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за нарушение санитарного законодательства?

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. К юридическим лицам невозможно применение уголовных наказаний, а также дисциплинарных взысканий, субъектами которых могут являться только физические лица. Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и иных характеристик могут подвергаться только административной ответственности из перечисленных в вышеуказанной статье. В качестве самостоятельного вида ответственности в российском законодательстве выделяется налоговая ответственность, которая наступает за нарушение порядка учета, налоговой отчетности и уплаты налогов, установленных Налоговым кодексом РФ.

Административная ответственность наступает за административное правонарушение, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Конкретные виды административных правонарушений и наказаний за них названы в гл. 6 КоАП РФ. Среди них следующие составы правонарушений:

— сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1);

— незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством) (ст. 6.2);

— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

— нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4);

— нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5);

— нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6);

— нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7);

— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8);

— потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9);

— вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10);

В зависимости от вида нарушения и степени вины в качестве наказаний для юридических лиц (ИП) предусматриваются наложение административного штрафа, административное приостановление деятельности, и др. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Нарушение может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Дополнительно отметим, что согласно статье 57 Закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть, гражданско-правовая ответственность).

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Одним из основных направлений деятельности государства является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в России.

Санитарное благополучие и охрана здоровья граждан провозглашаются в статье 41 основного закона России – Конституции.

Каким законом предусмотрена ответственность?

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

За какие нарушения санитарных норм и правил предусмотрено наказание?

Перечень нарушений санитарных правил устанавливается ФЗ №52 и очень обширен. В частности, к охраняемым нормам, подлежащим определённому контролю со стороны государства, относятся правила и требования в различных областях жизнедеятельности человека:

  • Потенциально опасные для человека химические, биологические и отдельные виды продукции.
  • Пищевые продукты, добавки, сырье для таких продуктов, предметы и технологии в области их производства.
  • Любая продукция, которая ввозится на территорию РФ.
  • Организация питания населения.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
  • Питьевое водоснабжение и содержание объектов водоснабжения.
  • Атмосферный воздух в городах и иных поселениях, воздух на территории промышленных предприятий, рабочих зонах производственных и жилых помещений.
  • Почвы, содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок.
  • Сбор, накопление, транспортировка, утилизация, обезвреживание размещение отходов производства и потребления.
  • Жилые помещения.
  • Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
  • Условия работы с биологическими веществами, организмами и их токсинами.
  • Условия работы с источниками физических факторов воздействия на человека.
  • Условия отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Перечислены основополагающие области и требования, более детальные требование и мероприятия по их соблюдению закреплены в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих контроль за санитарно-эпидемиологическими требованиями в РФ (в частности, санитарные правила и нормативы, СанПиН).

Кто отвечает за соблюдение СанПиН?

Субъектом ответственности за нарушение установленных в рассматриваемой области правил и нормативов являются:

  • Граждане.
  • Должностные лица.
  • Юридические лица.
  • Индивидуальные предприниматели.

Виды ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Вид ответственностиОписание
ДисциплинарнаяПодлежат лица, исполняющие свои обязанности по трудовому договору с работодателем. Ответственность закрепляется должностными инструкциями. Выявляются нарушения в ходе административно-производственного контроля руководством.
АдминистративнаяПодлежат все категории субъектов — граждане, ИП, юрлица и должностные лица. Ответственность установлена КоАП РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов.
УголовнаяПодлежат все вышеперечисленные субъекты. Ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов, гражданами.
Гражданско-правоваяУстановлена статьей 57 ФЗ №52 за вред, причиненный личности или имуществу, вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред в соответствующем порядке может быть возмещен.

Административная ответственность за санитарное правонарушение

Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.

Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:

  • 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
  • 5 – требования к питьевой воде;
  • 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
  • 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
  • 35 – обращение с отходами производства и потребления.

Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:

  • 24 – курение табака;
  • 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
  • 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
  • 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.

Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.

Читать еще:  Можно ли вступить в наследство частично

Что грозит по КоАП РФ?

За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Приостановление деятельности ИП или юрлица.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.

При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:

  • общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
  • субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
  • наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
  • повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).

Каков порядок наложения штрафа за несоблюдение требований?

В случае выявления факта совершения правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушения санитарных норм, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, возбуждается административное дело.

Фиксируются все обстоятельства нарушения (составляется осмотр места происшествия), при необходимости отбираются объяснения у пострадавших, правонарушителя, лиц, возможно являющимися свидетелями.

Изымаются документы. Лицо, совершившее правонарушение, может быть отстранено от работы, доставлено в орган, осуществляющий надзор и контроль для составления протокола, может быть приостановлена деятельность объекта.

После проведения всех необходимых мероприятий, материал административного дела направляется на рассмотрение уполномоченному статьей 23 КоАП РФ лицу.

Рассмотрев административный материал, должностное лицо выносит постановление о назначении административного наказания. В нашем случае в виде штрафа.

По рассматриваемым нами составам правонарушений решение о наложение штрафа принимается в соответствии со статьей 23.13 в основном органы Роспотребнадзора (иногда, например, по ст. 6.24 – курение, решение может принято сотрудниками ОВД – полиции).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена также и уголовная ответственность.

Когда наступает уголовная ответственность по ст. 236 УК РФ?

Статья 236 Уголовного кодекса РФ предусматривает основания для привлечения к ответственности. Ими являются – нарушение санитарных правил (все те же нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность), повлекшие массовое заболевание или отравление людей. В случае квалифицированного признака по части второй необходимо наступление смерти человека.

Последствия в основном и квалифицированном составе должны быть вызваны деянием субъекта с неосторожной формой вины.

Обязательным признаком состава должно быть наличие причинной связи между деянием нарушителя и последствиями (например, смерть именно от отравления некачественной пищей).

Наиболее яркими примерами случаев, когда возбуждаются реальные уголовные дела являются случаи массового отравления в местах общественного питания.

По результатам медицинских исследований было установлено, что причиной массового отравления 40 человек стало их заражение инфекционным заболеванием – сальмонеллёзом.

Наличие возбудителя данного заболевания в ресторане стало элементарное пренебрежение санитарными правилами, установленными СанПиН для организаций общественного питания.

Если бы в результате заболевания кто-нибудь из пострадавших граждан умер, уголовное дело было бы возбуждено уже по части 2 статьи 236 УК.

В результате в городскую больницу было госпитализировано более 50 человек с острым отравлением химическим веществом – хлор. Два человека от отравления умерли на второй день реанимации.

Директор предприятия и лицо, ответственное за производство работ по очистке технических вод были привлечены к уголовной ответственности по ч.2 статьи 236 УК РФ и получили реальные сроки лишения свободы.

Умышленное отравление человека

Следует отличать ответственность за несоблюдение санитарных норм и умышленные действия по причинению вреда здоровью или смерти человеку в результате, например, отравления продуктами питания или химическими средствами под видом приема лекарственных препаратов.

Такие случаи хоть и редко, но в судебной практике встречаются.

Все умышленные действия, направленные на причинение смерти, пусть и замаскированные под бытовые отравления будут расцениваться правоохранительными органами как покушение на убийство и квалифицироваться по ст.105 УК РФ.

Заражение коронавирусом

Такой формулировки, как заражение коронавирусом или вирусом с названием COVID-19 в действующем Российском законодательстве нет.

Ответственность за заражение данной вирусной инфекцией скорее всего будет рассматриваться в рамках имеющихся законов и статей УК и КоАП.

31.01.2020 Постановлением Правительства РФ № 66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ПП от 01.12.2004 г. № 715) дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

Более подробно информация по этой теме нами расписана в другой статье.

Какая предусмотрена ответственность?

СанкцииЧ.1 ст.236Ч.2 ст.236
Штрафдо 80000 рублей
Лишение права занимать должностьдо 3 лет
Обязательные работыдо 360 часовдо 480 часов
Исправработыдо 1 годаот 6 месяцев до 2 лет
Ограничение свободы
Принудительные работыдо 5 лет
Лишение свободы

В таблице перечислены все действующие на данный момент виды наказаний. Как можно понять, наказание при наступлении тяжких последствий в виде смерти предусматривает и лишение субъекта свободы.

Порядок привлечения к ответственности за санитарные нарушения

В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ статья 236 УК подследственна органам внутренних дел – полиции. Расследованием уголовного дела будет заниматься следствие ОВД.

Информация о наличии признаков преступления по ст.236 УК поступает в ОВД из различных источников:

  • Медицинские учреждения (в случаях массового отравления или смерти граждан).
  • Органы Роспотребнадзора (полученная при проведении ими плановых ли проверок, осуществляемых по жалобам).
  • Заявления, жалобы и обращения граждан.
  • Обращения муниципальных служб и органов (как правило перенаправляемые обращения жителей).
  • Прокуратура (при проведении проверок в рамках общего надзора за законодательством).
  • СМИ.

До возбуждения уголовного дела проводится предварительная проверка в целях выявления признаков рассматриваемого состава УК. Проводятся все необходимые действия, в том числе санитарно-эпидемиологическая экспертиза (если нужно). Расследованное уголовное дело направляется для рассмотрения и принятия решения в суд.

В ходе расследования потерпевшая сторона может также заявить иск о возмещении имущественного и морального вреда.

Куда жаловаться на нарушение санитарно-гигиенических норм?

Если вы стали свидетелем нарушения санитарных правил, можно обратится любым доступным способом в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Обращаться за защитой своих прав можно в любой орган государственной власти, но именно Роспотребнадзор является здесь профильной инстанцией.

При наличии признаков уголовной ответственности материал и информация должностными лицами Роспотребнадзора будут направлены в полицию. Решения о привлечении к административной ответственности принимаются в этом ведомстве самостоятельно.

Роспотребнадзор же является контролирующим и надзорным органом за соблюдением санитарных правил и нормативов (СанПиН). Санитарное благополучие в обществе и здоровье человека является важнейшим аспектом его существования.

Если вы оказались в роли нарушителя санитарных правил и нормативов, либо пострадали от действий нарушителей, в любом случае вам не помешает консультация профессионального юриста.

Консультация уголовного юриста на нашем сайте является бесплатной , а в дальнейшем возможно оформление договорных отношений для оказания юридической помощи.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector