Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательство рф о коммерческой тайне

Перечень нарушений требований законодательства Российской Федерации в части корпоративного управления

Общее собрание акционеров

Материалы (информация) к общему собранию акционеров

Ошибки в правоприменении

·Необоснованный отказ в предоставлении (непредоставление) материалов к собранию акционеров при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров.

Нормы статьи 52 Закона об акционерных обществах носят императивный характер и не предусматривают возможность ограничения доступа лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, к документам, предусмотренным пунктом 3.4 Положения.

Согласно подпункту 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Соответственно, в случае, если обязанность акционерного общества обеспечить доступ к документам следует из положений статьи 52 Закона об акционерных обществах и пункта 3.4 Положения, общество не вправе ограничивать доступ акционеров к документам, ссылаясь на то, что содержащаяся в них информация составляет коммерческую тайну.

— п.3 ст. 52 Закона об акционерных обществах[1], — пункты 3.2 — 3.6

— п.11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне[3]

Лучшие практики

·Сообщения о проведении собрания, а также материалы (информация) к собранию акционеров не всегда предоставляются эмитентами номинальному держателю заблаговременно.

В целях соблюдения прав и законных интересов акционеров на получение информации, права на акции которых учитываются номинальным держателем, целесообразно направлять сообщение о проведении общего собрания акционеров и информацию (материалы), подлежащую предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров,
при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, в адрес держателя реестра для направления номинальным держателям, которым открыт счет, не позднее сроков, определенных пунктом 1 статьи 52 Закона об акционерных обществах.

— п.3, 4 ст.52 Закона об акционерных обществах

— п. 9 статьи 8.9 Закона о рынке ценных бумаг[4]

Ошибки в правоприменении

·Нарушения при определении порядка направления бюллетеней.

На акционерное общество возложена безусловная обязанность по направлению (вручению под роспись) акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании. Возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней не предлагается.

Способ вручения бюллетеней для голосования, предусматривающий исключительно предоставление возможности самостоятельного получения бюллетеней под роспись по адресу, определенному уставом общества, фактически перекладывает на акционеров обязанность общества по совершению действий, направленных на вручение им бюллетеней, и не обеспечивает достижение заложенной в Закон об акционерных обществах цели — получение бюллетеней каждым акционером, что ведет к ограничению возможности реализации акционерами права на участие в управлении обществом и создает потенциальные условия для нарушения их прав.

— статья 60 Закона об акционерных обществах

Лучшие практики

В целях обеспечения получения акционерами, права которых на акции учитываются номинальными держателями, бюллетеней для голосования акционерным обществам целесообразно осуществлять направление бюллетеней для голосования номинальным держателям вместе с информацией (материалами), подлежащей (подлежащими) предоставлению в соответствии со статьей 52 Закона об акционерных обществах.

— статья 60 Закона об акционерных обществах

Ошибки в правоприменении

·Неправомерная невыплата дивидендов.

Из положений статей 42, 43 Закона следует, что акционерное общество при невозможности исполнения обязанности по выплате дивидендов физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковский счет (некорректные данные, счет закрыт и т.д.), не освобождается от обязанности направить денежные средства такому лицу почтовым переводом (при наличии в реестре всех необходимых реквизитов, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи).

Отсутствие у акционерного общества предоставляемых в налоговый орган сведений об акционере — физическом лице не освобождает акционерное общество от исполнения обязанности по выплате объявленных дивидендов в установленные статьей 42 Закона сроки.

— статья 42, 43 Закона

— Информационное письмо Банка России от 19.02.2016 № ИН-06-59/9 «Об исполнении обязанности по выплате объявленных дивидендов»

Предоставление информации

Ошибки в правоприменении

·Необоснованный отказ в предоставлении информации.

1. Согласно части 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне, режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности информации, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о коммерческой тайне.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя, в том числе нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Соответственно, в случае если обществом не были приняты все меры, предусмотренные частью 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне, в отношении информации, содержащейся в запрошенных акционером документах, общество не вправе требовать от акционера подписания договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности).

2. Согласно статье 84 Закона об акционерных обществах эмитент обязан исполнить требование акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее 1% голосующих акций общества, предоставив им информацию о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенной в отсутствие согласия на ее совершение.

Нормы статьи 84 Закона об акционерных обществах носят специальный характер и имеют приоритет над общим регулированием, установленным статьей 91 Закона об акционерных обществах.

Соответственно, отказ эмитента в предоставлении информации в случаях, предусмотренных статьей 84 Закона об акционерных обществах, по требованию акционера, владеющего более 1% акций, по основаниям пункта 8 статьи 91 Закона об акционерных обществах, является неправомерным.

— статья 91 Закона об акционерных обществах

— статья 10 Закона о коммерческой тайне

— статья 84 Закона об акционерных обществах

— статья 91 Закона об акционерных обществах

Реорганизация акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью

Ошибки в правоприменении

·Нарушение прав акционеров реорганизуемого акционерного общества

Исходя из положений 1 и 2 статьи 1, пункту 2 статьи 9 ГК РФ подпункту 3 пункта 3 статьи 20 Закона об акционерных обществах все акционеры преобразуемого общества имеют право на получение доли в уставном капитале создаваемого в результате преобразования общества с ограниченной ответственностью.

Пункт 1 статьи 75 Закона устанавливает возможность отказа акционера общества от участия в реорганизации, в том числе в форме преобразования, путем реализации права требовать выкупа обществом акций, если акционер голосовал против принятия решения о реорганизации общества либо не принимал участия в голосовании по этому вопросу.

Таким образом, акционеры, голосовавшие на собрании против принятия решения о преобразовании акционерного общества либо не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, и не предъявившие свои акции к выкупу в порядке статьи 76 Закона об акционерных обществах, имеют право на доли в уставном капитале создаваемого общества с ограниченной ответственностью, пропорционально количеству принадлежащих им акций реорганизуемого акционерного общества.

— статьи 1,9 ГК РФ[5]

— статья 20, 75 Закона об акционерных обществах

Цена выкупа акций.

Ошибки в правоприменении

·Нарушения при определении цены выкупа

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Закона акционеры В владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, в том числе в случае принятия решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. При этом цена выкупа акций обществом в этом случае не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате принятия решения о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об обращении с заявлением о делистинге акций общества. Акционерному обществу следует учитывать это при планировании и подготовке к проведению заседания коллегиального органа, принимающего решение о проведении общего собрания, и не допускать нарушения указанных сроков.

— статья 75, 77 Закона об акционерных обществах

[1] Федеральный закон от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах)

[2] Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н

[3] Федеральный закон от 29.07.2004 № «О коммерческой тайне» (далее — Закона о коммерческой тайне)

[4] Федеральный закон от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг»

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Комментарий к статье 2
1. За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных правовых актов, как всецело посвященных вопросам регулирования «информационных» отношений в обществе, так и затрагивающих данные отношения отдельными нормами.
Совокупность юридических норм, регулирующих «информационные» отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившего в литературе название «федеральное информационное право».
В составе федерального информационного права можно условно выделить некоторые законодательные ветви, которые в значительной степени посвящены вопросам, связанным с информацией:
законодательство об информационной безопасности;
законодательство о конфиденциальной информации;
законодательство об информационных ресурсах, которое, в свою очередь, можно разделить на законодательство о правовой информации , законодательство о международном обмене информацией, законодательство о связи, законодательство о персональных данных, законодательство об архивном фонде и архивах, законодательство о библиотечном деле, законодательство о статистической информации;
———————————
В целях более детального регулирования отношений, связанных с распространением информации о действующих и ранее принятых нормативных правовых актах и использованием информационно-правовых ресурсов, еще в начале 90-х годов был разработан проект Федерального закона «О правовой информации» (подробнее см.: Горбачева Е.В., Копылов В.А., Тиновицкая И.Д. О разработке проекта Федерального закона «О правовой информации» // Сб. НТИ. Сер. 1. 1993. N 7).
законодательство о государственной тайне;
законодательство о средствах массовой информации.
Нормы об информации также содержатся в законодательстве об интеллектуальной собственности (исключительных правах), которое включает в себя:
законодательство об авторском праве и смежных правах;
патентное законодательство;
законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
законодательство о фирменных наименованиях;
законодательство об открытиях.
Законодательство о коммерческой тайне, являясь составной частью законодательства о конфиденциальной информации, также является немаловажной частью федерального информационного права и заслуживает изучения в качестве самостоятельной дисциплины в высших учебных заведениях.
Статья 2 Закона устанавливает, что принятие законодательных актов о коммерческой тайне — компетенция законодателя федерального уровня. Соответственно, субъекты Федерации такие акты принимать не уполномочены.
Кроме того, как следует из комментируемой статьи, нормативные правовые акты законодательства о коммерческой тайне должны иметь уровень не ниже федерального закона, что делает невозможным принятие каких-либо норм о коммерческой тайне на уровне постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ и т.д.
2. Помимо комментируемого Закона коммерческой тайне посвящены положения Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов. Центральное место в этой системе занимают ст. 128 и 139 ГК РФ.
Статья 128 ГК РФ называет информацию (в широком смысле) в числе объектов гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права), работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности (в том числе исключительными правами на них — интеллектуальная собственность) и нематериальными благами.
Статья 139 ГК РФ — это российский стандарт регулирования коммерческой тайны. Именно нормы данной статьи и послужили основой для разработки комментируемого Закона.
Вместе с тем в ГК РФ содержатся и другие статьи, которые регулируют отдельные вопросы обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества в отношении конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества, в том числе информации, составляющей коммерческую тайну, установлены ст. 67 ГК РФ и соответствующими федеральными законами (см., например, ст. 9 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 21 марта 2002 г.).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; Российская газета. 1998. N 30.
Вопросам, связанным с обеспечением конфиденциальности информации в рамках отношений по договору подряда, посвящена ст. 727 ГК РФ. В соответствии с ней, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139 ГК РФ), то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
Неоднозначную роль в системе законодательства о коммерческой тайне также играют положения гл. 54 ГК РФ, регулирующие договор коммерческой концессии. По данному договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д. Используемый законодателем термин «охраняемая коммерческая информация» не совсем корректен (подробнее об этом см. комментарий к ст. 7). Нетрудно понять, что в данном случае прежде всего имелись в виду сведения, составляющие коммерческую тайну, в частности ноу-хау и информация о сущности патентоспособных разработок.
Вместе с тем, как видно из содержания предмета договора коммерческой концессии, «охраняемая коммерческая информация» отнесена к объектам исключительных прав, что противоречит, в первую очередь, нормам ст. 128 и 139 ГК РФ. Сегодня это положение противоречит и положениям комментируемого Закона.
Статьей 1032 гл. 54 ГК РФ установлена обязанность пользователя не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
Немаловажным нормативным правовым актом в системе федерального информационного права России является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.). Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона он регулирует три группы отношений, достаточно емких по содержанию:
———————————
СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
1) отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации (данному аспекту посвящены гл. 2 «Информационные ресурсы» и 3 «Пользование информационными ресурсами»);
2) отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (гл. 4 «Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения»);
3) отношения, возникающие при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации (гл. 5 «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации»).
Как отмечается в литературе, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства . Заметим, что нормы данного Закона в основном носят декларативный характер, что вызывает нарекания многих юристов.
———————————
Кристальный Б.И., Нисневич Ю.А. Об основных положениях Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» // Информационные ресурсы России. 1995. N 2.
3. В законодательство о коммерческой тайне входят также положения законодательства о конкуренции, включающего в том числе Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 9 октября 2002 г.).
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2 — 3.
Согласно данному Закону недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4).
Зафиксированные в этом определении требования добропорядочности, разумности и справедливости корреспондируют с общими нормами гражданского законодательства — презумпцией разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, установленной п. 3 ст. 10 ГК РФ.
Указанные категории носят оценочный характер, что расширяет доказательственную базу в сфере пресечения недобросовестной конкуренции. Использование таких критериев для оценки добросовестности конкуренции связано с принципом «доброй совести», который ведет свое происхождение от римской формулы «bona fides» .
———————————
Тотьев К. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7. С. 17.
Получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну, является актом недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
4. Неотъемлемой частью законодательства о коммерческой тайне, безусловно, являются и нормы трудового законодательства. О соблюдении режима коммерческой тайны в процессе трудовых правоотношений между работником и работодателем см. ст. 11 Закона и комментарий к ней.
5. Коммерческая тайна тесно связана с различными видами профессиональной и служебной тайн.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну налогоплательщика, которую налогоплательщик предоставил налоговым и иным указанным выше органам на основании законодательства, также не подлежит разглашению этими органами и составляет их служебную тайну.
Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа и могут разглашаться только в случаях, прямо указанных в федеральном законе.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Таможенные органы, их должностные лица, получившие доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами (ст. 10 Таможенного кодекса РФ).
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 30 декабря 2001 г.).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422; Российская газета. 2001. N 151 — 152.
Согласно ст. 857 («Банковская тайна») ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (а именно — ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» в ред. от 29 июля 2004 г.).
———————————
Там же. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 1996. N 27.
В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ, а также от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — редакция, вступающая в силу с 1 января 2005 г.) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. К числу таких сведений нужно относить и информацию, составляющую коммерческую тайну доверителя, ставшую известной адвокату в процессе оказания доверителю юридической помощи.
———————————
Там же. 2002. N 23. Ст. 2102; Российская газета. 2002. N 100.

Читать еще:  Лишение недееспособности через суд

Федеральный закон о коммерческой тайне

Закон о коммерческой тайне был принят и разработан 29.07.2004 года. Он содержит понятие рыночной тайны, а также право на ее охрану, и предоставление сведений третьим лицам и организациям.

Описание закона

Федеральный закон о коммерческой тайне был разработан и внедрен в действие в середине июля 2004 года. Он устанавливает понятие коммерческой тайны и право на ее сохранность. В законе содержится 16 статей. Часть из них в новой редакции утратила силу. В частности статья №2, статьи №7- 9, статья № 12. Что такое рыночная тайна в соответствии с 98 ФЗ о коммерческой тайне? Согласно определению в законе коммерческая тайна — это система конфиденциальности сведений, дающей право ее владельцу под влиянием обстоятельств и условий, приумножить прибыль, предотвратить рисковые траты, утвердить позицию на рынке товаров и услуг или иметь другую материальную пользу. В дополнение предлагаем рассмотреть основы закона о защите информации.

А если, знать основные моменты 225-ФЗ о страховании ОПО, можно избежать многих конфликтных ситуаций.

Скачать

Для юр. лиц и ИП важно учитывать положения ФЗ 98. Перед началом предпринимательской деятельности нужно с ним ознакомиться и изучить нормы закона. Скачать Федеральный Закон «О коммерческой тайне» можно по ссылке.

Последние изменения

ФЗ о конфиденциальной информации был принят в июле 2004 года. Последняя редакция закона была введена 12.03.2014 г. Была скорректирована ч.1 ст 1. Закон о неразглашении информации с 2014 года не содержит 2 статью. Изменен п. 2. ст. 3 об определении данных, входящих в понятие «коммерческая тайна». Добавлен п. 6.1. устанавливающий права владельца сведений, входящих в понятие тайны. Отредактирована статья 11, с указанием охраны коммерческой тайны в границах рабочих отношений.

Читать еще:  Понятие ярмарка в гражданском кодексе

Статья 5

В этой статье содержится перечень информации, которая рыночной тайной быть не может:

  • Информация, прописанная в учредительных актах юр.лиц, бумагах удостоверяющих событие вписывания информации о юр.лицах и ИП в государственные реестры;
  • Сведения, обосновывающие право на коммерческую деятельность;
  • Информацию о количестве объектов муниципальных или государственных хозяйственных организаций и учреждений, и о применении ими ресурсов из бюджетов различного уровня;
    Сведения о зашлаковывании природно-биологической среды, уровне ПБ, о уровне санитарно-эпидемиологической обстановки, степени излучения радиационных волн, экологичности продуктов, употребляемых в пищу, и иных сведениях, влияющих на безопасность и здоровье человека, окружающей среды и производственных предприятий;
  • О составе рабочего штата, о схеме оплаты работы, о рабочих требованиях, системе охраны труда, о рисках для здоровья на рабочем месте, числе вакантных трудовых мест;
  • Информация о долгах руководителей по зарплате и другим доплатам социального характера;
  • Сведения о несоблюдении законов РФ и привлечении к административно-уголовной ответственности за них;
  • О требованиях по торгам или конкурсам по приватизации недвижимых гособъектов;
  • О величине и составе прибыли некоммерческих предприятий, величине и численности их собственности, тратах, о числе людей в штате и величине зарплаты, о применении бесплатного труда работников в работе некоммерческих объектов;
  • Информация о списке граждан, с полномочиями работать без акта доверенности от юр.лиц;
  • Данные, которые необходимо обязательно раскрыть либо неправомерно ограничивать к ним доступ, если это установлено законодательством РФ.

Статья 6 регламентирует предоставление данных, составляющих коммерческую тайну.
Держатель сведений рыночной тайны обязан по требованию органов государственных властей либо муниципальных, дать им бесплатно сведения, входящие в понятие тайны. Прошение должно быть удостоверено подписью должностного лица, с определением права и цели запроса сведений, и период их подачи, если он не регламентирован законодательством;

Если держатель данных отказывается предоставлять информацию органам госвласти или муниципальным органам, они имеют основание запросить их через суд;

Держатель коммерческой тайны и государственные органы, и иные организации, имеющие доступ к коммерческой тайне, обязаны предоставить сведения по требованию судебных инстанций, следственных и спецслужб, по системе и праву, прописанным в законах РФ
На акты, где указана коммерческая тайна, наносится отметка «Коммерческая Тайна», с обозначением сведений о ее владельце.

Статья 10 содержит данные об охране конфиденциальности сведений. Прописывает способы охраны коммерческой тайны, порядок установления режима коммерческой тайны, установление о том, что помимо способов защиты, прописанных в п.1 статьи, владелец может использовать механические способы сохранить тайну данных, и любые другие, не нарушающие законодательства страны.

Коммерческая тайна: большой секрет (для маленькой компании)

Понятие коммерческой тайны содержится в ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ). Она определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Соответственно, основными признаками коммерческой тайны являются конфиденциальный характер информации, а также возможность с её помощью получать определённую выгоду (увеличить доходы, избежать неоправданных расходов и т. д.).

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту регулирования коммерческой тайны, применение соответствующих норм часто вызывает сложности на практике. Многие из них связаны с пробелами в законодательстве. В том числе для их устранения был принят Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 35-ФЗ).

Данный нормативный акт вступает в силу 1-го октября 2014-го года и предусматривает целый ряд изменений законодательства о коммерческой тайне. Среди них можно выделить введение новой статьи, посвящённой правам обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, а также изменения регулирования коммерческой тайны в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

Закон № 98-ФЗ будет дополнен статей 6.1., содержащей перечень прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

К таким правам, в частности, относятся: право устанавливать, изменять, отменять режим коммерческой тайны; право использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд, разрешать или запрещать доступ к ней и некоторые другие.

#ATTENTION#
Кроме того, в п. 1 ст. 6.1 Закона № 98-ФЗ (в редакции Закона № 35-ФЗ) прямо указывается на то, что данные права возникают с момента установления в отношении этой информации режима коммерческой тайны.

При этом, согласно положениям п. 2 ст. 10 Закона № 98-ФЗ, режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране её конфиденциальности, которые включают в себя:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путём установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц – полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Читать еще:  Ограничение правомочий собственника на земельные участки

Данные меры должны соблюдаться в совокупности, поэтому если хотя бы одна из них не соблюдена, режим коммерческой тайны считается неустановленным.

Вместе с тем нередко встречаются случаи, когда субъект по тем или иным причинам указанные требования не соблюдает (например, не ставит на документы, содержащие секретные сведения, гриф «Коммерческая тайна» либо не производит учёт лиц, имеющих доступ к данным сведениям), однако, заключая трудовые или гражданско-правовые договоры, включает в них условия о неразглашении определённой информации, называя её коммерческой тайной.

В судебной практике нередко обращалось внимание на то, что для защиты конфиденциальной информации недостаточно одного лишь указания на это в договоре 1 .

Введение новой ст. 6.1. в Закон № 98-ФЗ должно закрепить данную практику.

Коммерческая тайна в трудовых отношениях

Особенности защиты информации, составляющей коммерческую тайну, зависят от того, на каком основании конкретное лицо получило доступ к данным сведениям: по трудовому или гражданско-правовому договору.

Вопросам охраны коммерческой тайны в трудовых отношениях посвящена ст. 11 Закона № 98-ФЗ, в которой перечислены конкретные обязанности работника и работодателя в данной сфере.

В частности, работодатель обязан:

  1. Ознакомить работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, под расписку с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты.
  2. Ознакомить работника под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение.
  3. Создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны.

В случае если работодатель исполнил данные обязанности, он может требовать от работника обеспечения конфиденциальности переданных ему сведений, а при их разглашении применить меры дисциплинарной ответственности (например, уволить работника на основании пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Если же какая-либо из данных обязанностей не исполнена, ответственность работника исключается 2 .

Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.07.2012 по делу № А57-11021/2011 был рассмотрен спор, в котором истец предъявлял требование о взыскании упущенной выгоды с бывшего работника, который скопировал контакты из системы заказа, использовав сведения, составляющие коммерческую тайну.

После увольнения ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, по мнению истца, стал осуществлять деятельность, используя полученные сведения. При этом ФАС Поволжского округа в иске отказал, сославшись на п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 98-ФЗ, в котором содержится требование об ознакомлении работника под роспись с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну.

При этом важно помнить, что на практике может возникнуть ситуация, когда работник получил доступ к коммерческой тайне не в связи с исполнением своих прямых служебных обязанностей, а случайно; в данном случае ознакомление с тем, что сведения являются конфиденциальными, отсутствует 3 . Согласно действующему законодательству он не обязан сохранять эту информацию и наказать его за разглашение таких сведений нельзя 4 .

Закон № 35-ФЗ должен устранить данный пробел, поскольку обладателю коммерческой тайны (работодателю) предоставляется право требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершённых случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации 5 .

Для работника в сфере охраны коммерческой тайны также предусмотрены обязанности. В настоящее время к ним относятся:

  • выполнение установленного работодателем режима коммерческой тайны;
  • обязанность не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях. Законом № 35-ФЗ уточняется, что такая обязанность действует в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе и после прекращения трудового договора;
  • обязанность передавать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, либо уничтожить такую информацию или удалить её с материальных носителей под контролем работодателя. При этом Законом № 35-ФЗ обязанность уничтожить или удалить информацию под контролем работодателя из Закона № 98-ФЗ будет исключена.

С 1-го октября 2014-го года к данному перечню добавится также обязанность возместить работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей 6 .
При этом данная норма фактически не будет распространяться на случаи, когда разглашение указанной информации произошло вследствие несоблюдения самим работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы 7 .

Следует отметить, что и в настоящее время работник, незаконно разгласивший конфиденциальную информацию, может быть привлечён к ответственности в виде возмещения работодателю убытков. Однако при этом, если на момент совершения данного правонарушения с ним ещё не был расторгнут трудовой договор, на данные отношения будут распространяться нормы статьи 238 ТК РФ, устанавливающей материальную ответственность работника за причинённый работодателю прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом убытки работодателя в связи с разглашением коммерческой тайны, как правило, составляют именно неполученные им доходы.

Вместе с тем, если ту же самую информацию, полученную во время действия трудового договора, работник разгласил уже после увольнения, то положения ТК РФ об ограничении ответственности действовать не будут и с него можно взыскать упущенную выгоду наряду с реальным ущербом. Данное противоречие устранено в новой редакции Закона № 98-ФЗ, поскольку, как уже было сказано, к обязанностям работника будет относиться возмещение работодателю убытков в целом без каких-либо исключений.

Указанное правило будет действовать также в отношении руководителя организации. При этом в п. 7 ст. 11 Закона № 98-ФЗ (в редакции Закона № 35-ФЗ) особо подчёркивается, что убытки в данном случае будут определяться в соответствии с гражданским законодательством.
Следует отметить, что статьёй 1472 ГК РФ предусмотрена ответственность для нарушителя исключительного права на секрет производства (ноу-хау), который неправомерно получил сведения, составляющие секрет производства, и разгласил или использовал их, а также для лица, обязанного сохранять конфиденциальность секрета производства 8 в виде возмещения убытков, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. К таким лицам отнесены также и граждане, которым в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства. Они обязаны сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства 9 .

Обратите внимание, что к ноу-хау относятся сведения любого характера, в том числе производственные, технические, экономические, организационные и другие, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны 10 .

С 1 октября 2014 года формулировка сферы действия Закона № 98-ФЗ 11 изменится. Информация, составляющая секрет производства (ноу-хау), будет заменена более широким понятием – «информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам». Однако на защиту секрета производства (ноу-хау) повлиять это не должно.

Коммерческая тайна в гражданско-правовых отношениях

При исполнении обязательств по договору подряда или возмездного оказания услуг подрядчик или исполнитель может получить от заказчика информацию о новых технологических решениях, в том числе о сведениях, составляющих его коммерческую тайну.

Обеспечение конфиденциальности данной информации происходит на основании ст. 727 ГК РФ, в которой указывается, что если одна из сторон договора получила информацию о новых решениях и технологических знаниях или сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то она не имеет права её разглашать.

Размытость данной формулировки может привести к злоупотреблениям сторон договора (в том числе и заказчиком), поскольку неясно, какие сведения «могут рассматриваться как коммерческая тайна».
#FOOTNOTE#
В связи с этим Законом № 35-ФЗ указанные выше положения ст. 727 ГК РФ были изменены. С 1-го октября 2014-го года обязанность контрагента по обеспечению конфиденциальности будет касаться не любых сведений, которые потенциально могут быть коммерческой тайной, а только тех, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Следует также учитывать, что данные изменения, скорее всего, также будут распространяться и на договор возмездного оказания услуг. Поскольку, согласно нормам ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если иное не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, посвящённым непосредственно данному договору, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, изменения, внесённые Законом № 35-ФЗ, затронули как Гражданский кодекс РФ, так и сам Закон «О коммерческой тайне». При этом они коснулись трёх основных вопросов: реализации прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, а также особенностей её охраны в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector