Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закончился техосмотр а страховка нет что делать

Могут ли отказать в выплатах по ОСАГО без техосмотра?

Госдума планирует в окончательном чтении принять закон, «отвязывающий» получение страхового полиса от диагностической карты

Подготовленные к третьему чтению в Госдуме поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО предусматривают, что с 22 августа этого года при оформлении полиса обязательной гражданской ответственности автовладельцам не понадобится предъявлять документ о прохождении техосмотра. Может ли отсутствие диагностической карты повлиять на размер страховых выплат или обернуться регрессивным иском к виновнику ДТП, разбиралась «Парламентская газета».

Право на регресс

Слухи о том, что отсутствие техосмотра может стать для страховщиков поводом для отказа в возмещении ущерба, стали циркулировать в Сети в период пандемии, когда было принято решение временно оформлять полисы ОСАГО без предъявления диагностической карты. Купившим такой полис было предложено до 1 ноября 2020 года всё же пройти техосмотр и проинформировать об этом страховую компанию. Сделали это далеко не все автомобилисты — отсюда и появились пугалки о возможных отказах в выплатах по ОСАГО.

Однако, как рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отказать в выплате страховщики из-за отсутствия документа о прохождении ТО не могут. «На данный момент диагностическая карта нужна не как гарантия страховых выплат, а как обязательное условие для заключения договора ОСАГО. И если предлагаемые нами поправки будут приняты и мы разделим прохождение техосмотра и получение страхового полиса, то наличие договора ОСАГО будет достаточным условием для страховых выплат», — пояснил он.

Согласно статье 14 закона об ОСАГО, не столько даже отсутствие документа о техосмотре, а истёкший срок его действия при наличии полиса даёт страховщику право предъявить регрессивные требования к виновнику ДТП. Иными словами, взыскать с него сумму причинённого ущерба. Однако это право распространяется исключительно на легковое такси, автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для перевозки пассажиров, и некоторые другие специальные транспортные средства. Предъявлять регрессивный иск водителю обычного авто при просроченной или отсутствующей диагностической карте страховщики не могут. А каких-либо отказов возместить ущерб по ОСАГО закон и вовсе не предусматривает, кроме отдельных случаев, оговоренных договором страхования.

Как рассказал «Парламентской газете» автоюрист Алексей Алёхин, также правом на регрессную выплату страховые компании могут воспользоваться, если ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля. Но опять же это не касается владельцев «рядовых» автомобилей, а только такси, грузовиков, автобусов и спецтехники по перевозке опасных грузов.

«Подавляющее большинство аварий происходит всё же в результате нарушения Правил дорожного движения. Поэтому страховщики, желая снизить выплаты или отказаться от них, ссылаются, как правило, на данные трассологической экспертизы, которая определяет механизм ДТП и соответствие полученных в нём повреждений автомобиля», — пояснил специалист.

Как будут бороться с необоснованными штрафами

Необходимость отделить прохождение ТО от получения полиса ОСАГО авторы законопроекта объясняют тем, что большое количество станций техобслуживания оказались не готовы нормально работать — частично из-за последствий пандемии, частично из-за ужесточения требований к проведению ТО. Значит ли это, что если закон будет принят, владельцев авто и вовсе освободят от техосмотра?

Читайте также:

Как пояснил «Парламентской газете» один из разработчиков поправок — депутат Госдумы Игорь Дивинский, предлагаемая норма касается лишь получения полиса ОСАГО, а техосмотр никто не отменял. Более того, в марте следующего года вступают в силу изменения в Административный кодекс, согласно которым штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 рублей.

При этом он подчеркнул: если правоприменительная практика выявит неготовность станций техобслуживания к работе, то депутаты готовы скорректировать законодательство. «Можно обязать в каждом регионе обеспечить функционирование определённого, оптимального для данной территории, числа станций техобслуживания, которые готовы к работе в нормальном режиме. Пока это требование не будет соблюдено, необходимых условий для получения водителями документов о прохождении ТО нет. Значит, и штрафовать людей за отсутствие диагностической карты пока не стоит», — считает Дивинский.

ОСАГО без ТО — как получить и будет ли оно действовать

Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси. В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис.

Введение

Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси. В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис. В остальных ситуациях технический осмотр обязателен. Хотя иногда есть возможность обойтись без него.

Многие водители не знают, действует ли ОСАГО, если нет ТО. С точки зрения законодательства, выдать страховку без диагностической карты нельзя. Но некоторые страховые компании обходят это ограничение. Они дают своим клиентам заполненную карточку, где не хватает только подписи аккредитованного оператора. После этого водителю сообщается, куда он должен проехать для прохождения технического осмотра.

Читать еще:  Громкая музыка из кафе что делать

Если владелец автомобиля забывал об этом, то страховая компания могла отказать в выплатах при ДТП. Хотя здесь можно было воспользоваться пробелом в законодательстве. В выплатах по факту ДТП нельзя отказать, если отсутствует диагностическая карта.

Полис ОСАГО без ТО в 2021 году

В 2021 году, по крайней мере на данный момент, не произошло каких-либо радикальных изменений в законодательстве. Автовладельцы по-прежнему могут купить ОСАГО без техосмотра. Страховые компании выдают полисы водителям без опасений, так как к ним не применяется никаких санкций. Широкое распространение такой практики обусловлено тем, что фирма получает денежные средства за каждый заключенный договор.

Следует отметить, что если случится авария и у вас не будет ТО, отказ в выплате может последовать из-за:

  • невозможности доказать техническую исправность транспортного средства. Это связано с тем, что у вас не будет диагностической карты;
  • нарушения закона на этапе заключения договора. Согласно законодательству, страхование возможно только при наличии диагностической карты. Если у вас ее не было на момент заключения договора, то это повод оспорить его законность в суде.

В результате, если на вашей стороне будет выступать не самый выдающийся автоюрист, суд может поставить под сомнение, действителен ли полис ОСАГО без ТО. Нередко такая сделка признается недействительной, договор расторгается и страховая компания больше ничего не должна водителю.

Когда можно получить ОСАГО без ТО

Однако существует возможность получить страховку официально без диагностической карты.

Такое правило действует всего в 3 случаях:

  • автотранспорт, в силу каких-либо причин, освобожден от прохождения технического осмотра;
  • автомобиль был произведен менее 3 лет назад, принадлежит частному лицу и не используется в качестве такси;
  • страхуется прицеп до 3 тонн, который принадлежит частному лицу.

Некоторые водители интересуются, действует ли ОСАГО, если нет ТО уже после заключения договора. Например, срок действия диагностической карты заканчивается через 3 месяца после получения полиса.

В этом случае страховка остается действительной. Но, как и в случае заключения договора без диагностической карты, могут возникнуть проблемы на этапе получения выплат после ДТП.

В некоторых ситуациях можно официально получить страховку без ТО. Исключения распространяются на новые, переправляемые к месту регистрации или прохождения осмотра машины. То есть владелец автомобиля может получить полис, не имея на руках заполненной диагностической карты, но должен обязательно пройти ТО, чтобы получить выплаты в случае ДТП.

Что делать, когда без ТО нельзя получить ОСАГО

Некоторые водители сталкиваются с ситуацией, что без ТО нет ОСАГО, как быть при этом они не знают. Но современные компании готовы предложить несколько полностью законных методов, ускоряющих прохождение осмотра.

Среди таких способов можно отметить:

  • формальное прохождение ТО. Некоторые сервисы предлагают «ускоренный» осмотр, при котором выполняются только формальные операции. В результате вам удается пройти техосмотр для ОСАГО буквально за 10 минут. Все данные оказываются в базе АИС, а водителю на руки выдается диагностическая карта;
  • формальный ТО по документам. Некоторым компаниям не требуется даже видеть автомобиль. Они готовы выдать диагностическую карту на основании документов о регистрации транспортного средства. К недостаткам такой услуги относят высокую стоимость. По сравнению с обычным ТО может потребоваться заплатить в 2 раза больше.

Эти два способа можно использовать, когда без ТО не сделать ОСАГО и вам нужен максимально законный и быстрый метод получения диагностической карты.

Почему диагностическая карта важна

Даже если страховая компания выдала вам полис без ТО, не стоит откладывать посещение аккредитованного сервисного центра. Документы будут действительны и к ним не возникнет никаких претензий в ходе плановых проверок. Но если случится аварийная ситуация и автомобиль пострадает в ДТП, то без диагностической карты шансы получить выплаты стремительно снижаются.

ОСАГО — 2021: для водителей приготовили неприятный сюрприз

Действующий договор ОСАГО, заключенный в 2020 году, уже не дает стопроцентной гарантии возмещения ущерба после ДТП. Все дело в техосмотре: если водитель не проинформировал страховую компанию о техосмотре до 1 ноября, то последняя вправе требовать возмещения вреда после ДТП с самого водителя. При этом совершенно неважно, по какой причине произошла авария — виновник заплатит из своего кармана. Мы выяснили все юридические нюансы ситуации и узнали, будут ли страховые компании злоупотреблять правом регресса.

В марте 2020 года были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые позволили страховым компаниям заключать договора на автогражданку без техосмотра. Из-за пандемии сервисные центры закрылись, но страховку продлевать было необходимо по закону.

Автовладельцам дали время до конца сентября пройти техосмотр и до 1 ноября проинформировать об этом свою страховую компанию, причем неважно как — по телефону, электронной почте или личным визитом. Если водитель этого не сделал, у страховой компании появляется право регресса — требования финансового возмещения ущерба с самого водителя. При этом страховые компании ситуацию с техосмотром комментируют неохотно.

«Представители нашей компании, комментируя новости об истечении льготного периода покупки ОСАГО, неоднократно напоминали автовладельцам о том, что своевременное прохождение техосмотра является требованием действующего законодательства, а также давали разъяснения о том, как автомобилисты могут известить компанию о факте прохождения техосмотра», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе ПАО СК «Росгосстрах», добавив, что с начала ноября не было зафиксировано ни одного страхового случая с клиентами без техосмотра.

Читать еще:  Временная регистрация иностранных граждан последствия для собственника

Представители компании «Ресо-гарантия» дали более развернутые объяснения, но не поделились статистикой по количеству водителей, которые так и не прошли техосмотр. В компании заявили, что не ведут такого подсчета.

«Ответственность за своевременное прохождение осмотра и представление страховщику диагностической карты после завершения периода действия ограничительных мер лежит на страхователе. Мы информировали страхователей о порядке действий и сроках», — сообщил заместитель генерального директора «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов.

В компании заявили, что при оценке основания предъявления регрессных требований Центробанк рекомендует учитывать факт прохождения или не прохождения технического осмотра, используя как данные базы АИС ТО, так и документальное подтверждение прохождения техосмотра. И подтвердили, что страховщик может предъявить регрессное требование к причинителю вреда, если у него нет техосмотра, независимо от причины ДТП.

Российский союз страховщиков также не обладает информацией о количестве граждан, не предоставивших данные о техосмотре до 1 ноября. Как заявил Autonews.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, в соответствии с законом, у страховщиков появилось право регресса.

«В случае попадания в ДТП, если человек виновен и у него нет техосмотра, а есть только действующий полис ОСАГО, то страховая компания платит пострадавшему, а виновнику страховая вправе предъявить регресс», — пояснил Ефремов. При этом закон говорит, что у страховщика появляется такое право, даже если его не проинформировали, а сам техосмотр все-таки пройден.

«Может получиться так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. Ряд компаний говорит, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен за не информирование», — разъяснил представитель РСА.

При этом если водитель попал в ДТП и его вины в этом нет, но техосмотр он не проходил или проходил, но не известил страховую, то все будет, как и раньше — оплачивать ущерб будет страховая компания виновника. Если же у виновника ДТП есть ОСАГО, но техосмотра нет, либо если период техосмотра закончился, а договор ОСАГО еще действует, тогда страховая также вправе предъявлять регресс. Что касается права страховой компании на регресс только лишь за не информирование о техосмотре до 1 ноября, то юристы расценивают это как злоупотребление и советуют в таком случае обращаться в суд.

Несмотря на недоверие в отношении права регресса, которое дано законом страховым компаниям, не все представители страхового бизнеса планируют пользоваться лазейками и злоупотреблениями. Например, компания ВСК не будет настаивать на обязательном уведомлении о прохождении техосмотра.

«Отдельного уведомления не предполагается. Проверка факта прохождения технического осмотра будет осуществляться в момент рассмотрения страхового события. Безусловно ВСК не будет препятствовать тем, кто добровольно изъявил желание предоставить диагностическую карту. При этом ВСК будет в обязательном порядке проверять прохождение ТО в момент рассмотрения страхового случая, если на момент происшествия технический осмотр не был пройден, тогда страховщик оставляет за собой право предъявить регресс», — объяснила руководитель управления моторных видов страхования ВСК Татьяна Кудрявцева.

Так как поправки о техосмотре в закон об ОСАГО из-за пандемии новые, а срок предоставления диагностической карты истек только 1 ноября, судебной практики по такого рода спорам пока нет. Однако главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева уверена, что в случае злоупотреблений страховой компанией суд встанет на сторону автовладельца.

«Если диагностическая карта не предъявлена до 31 октября, страховщик имеет право предъявить регрессные требования только при наступлении страхового случая. Положения ст.12 Закона об ОСАГО и ст.1064 ГК РФ остались неизменными, в связи с чем ответственность за возмещение вреда возлагается на причинителя вреда, то есть виновника ДТП».

Стоит учитывать, что информация о том, что водитель прошел техосмотр, должна быть направлена в информационную систему оператором техосмотра. Они обязаны делать это не позднее чем через сутки после его окончания. В случае возникновения спора о наличии или отсутствии диагностической карты автовладелец вправе обратиться к оператору техосмотра и попросить выдать дубликат.

«Действительно, не предоставление диагностической карты в срок при наступлении страхового случая дает право страховой компании законно предъявлять к виновнику финансовые требования. Страховая компания может злоупотребить этим правом. Надо обращаться в суд. Исходя из анализа судебной практики, обычно суды в похожих ситуациях встают на сторону автовладельцев», — объяснила Куклева.

Страховщики рассказали, что делать потребителям, купившим ОСАГО без прохождения техосмотра

Крупнейшие страховщики рассказали АСН, как клиентам (купившим полис ОСАГО без техосмотра) следует их оповещать о прохождении ТО. Если подобные автолюбители до 31 октября не пройдут техосмотр, то после ДТП могут получить иск от своего страховщика.

30 сентября 2020 г. закончился льготный период, когда страхователи могли покупать ОСАГО без прохождения техосмотра. До 31 октября автовладельцы (купившие полис без техосмотра) должны обязательно пройти техосмотр. Иначе, в случае ДТП по их вине, им грозят иски со стороны своих же страховщиков.

Читать еще:  Ошибка в кадастровом плане что делать

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ранее посоветовали страхователям уточнять у страховщика ОСАГО способ информирования о прохождении техосмотра — во избежание возможных недоразумений. Самым неприятным «недоразумением» может быть ДТП по вине указанной категории водителей.

Так, если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер по договору ОСАГО (заключённому без прохождения техосмотра) произошёл страховой случай и страхователем страховщику не представлена диагностическая карта (либо свидетельство о прохождение техосмотра), то к страховщику переходит право требования к лицу, причинившему вред (в порядке регресса — АСН).

Говоря простым языком, произойдёт следующее. Клиент купил у страховой компании А полис ОСАГО, но не прошёл техосмотр и 1 ноября по своей вине столкнулся с другим автомобилем, принадлежащим гражданину Н. Тогда страховщик А выплатит возмещение гражданину Н. (так как по ОСАГО страхуется именно ответственность), но имеет право (и вряд ли упустит эту возможность) подать иск и взыскать со своего клиента всё выплаченное возмещение. Таким образом, клиент, даже купив полис ОСАГО, вынужден будет возместить ущерб.

Интересно, что в законе прописана прямая норма о предоставлении именно страхователем диагностической карты или свидетельства о прохождении технического осмотра страховщику.

Чтобы избежать спорных ситуаций, Минфин порекомендовал страхователям самостоятельно и заблаговременно представить страховщикам документы о прохождении техосмотра.

Банк России в свою очередь рекомендовал страховым компаниям самостоятельно получать из информационной системы техосмотра МВД (ЕАИС ТО) сведения о прохождении техосмотра.

АСН опросило крупнейших страховщиков ОСАГО о том, как поступать их клиентам, пока не оповестившим их о прохождении техосмотра.

«РЕСО-Гарантия»
Диагностическая карта (ДК) страхователем может быть представлена в филиал страховщика, по электронной почте службы поддержки либо страховому агенту. Решение о том, будет ли страховщик запрашивать соответствующие сведения из АИС РСА и будет ли об этом извещён страхователь, нами пока не принималось, отметил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Во время действия ограничений агенты «РЕСО» обязательно информировали клиентов о необходимости предоставления диагностической карты.

«АльфаСтрахование»
Для представления данных и скана диагностической карты в «АльфаСтрахование» необходимо воспользоваться онлайн-формой на сайте компании либо обратиться в филиал, сообщил АСН директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

«Росгосстрах»
В «Росгосстрахе» посоветовали заполнить краткую форму на сайте компании.

Для оповещения о прохождении техосмотра нужно проделать следующее:

  • пройти по ссылке,
  • выбрать тему «ОСАГО»,
  • уточнить причину обращения, выбрав «Предоставить диагностическую карту»,
  • указать контактную информацию, серию и номер полиса ОСАГО,
  • прикрепить фото или скан-копию диагностической карты,
  • отправить обращение.

Также можно обратиться в любой офис «Росгосстраха».

ВСК
ВСК не настаивает на обязательном уведомлении страхователями о прохождении техосмотра, но желающие могу обратиться в офис ВСК. Проверка факта прохождения ТО будет осуществляться в момент рассмотрения страхового события. Если на момент происшествия техосмотр не был пройден, страховщик оставляет за собой право предъявить регресс.

Диагностическая карта может понадобиться при внесении изменений в действующий договор ОСАГО, который был заключён в период моратория, уточнили в ВСК. При внесении изменений страховщик будет проверять факт прохождения техосмотра в информационной системе ТО, если информации из системы не поступит, то возможен запрос ДК.

«СОГАЗ»
Страхователи «СОГАЗа» могут направить сканированную копию диагностической карты на официальный почтовый ящик компании (филиалов) или предоставить её лично в любом офисе компании. Запрашивать сведения о прохождении техосмотра в системе ЕАИС по договорам ОСАГО, заключенным без предоставления диагностической карты, «СОГАЗ» не планирует, указывается в ответе страховщика.

«Югория»
Клиенты «Югории» могут представить действующую диагностическую карту в срок следующими способами:

  • разместить данную информацию в личном кабинете Е-ОСАГО,
  • направить копию на электронную почту DiagCard@ugsk.ru,
  • или предоставить ее в ближайший офис АО «ГСК «Югория».

Если по каким-либо причинам страхователь не представит действующую диагностическую карту в срок до 31 октября, то «Югория» при наступлении страхового случая (при рассмотрении вопроса о предъявлении регрессных требований) самостоятельно запросит сведения из АИС ТО о прохождении техосмотра. При наличии сведений о прохождении техосмотра в АИС ТО регрессное требование предъявлено не будет, указали в «Югории».

«МАКС»
Страхователи могу самостоятельно предоставить ДК в офис «МАКСа», но страховщик не требует обязательного представления диагностической карты, прокомментировал заместитель начальника управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС» Александр Щербаков. При наступлении страхового случая компания сможет самостоятельно проверить наличие данной карты у страхователя. Поэтому клиенты, имеющие на руках ДК, могут быть спокойны, следует из ответа страховщика.

«Тинькофф страхование»
В «Тинькофф страховании» заявили, что информация о страхователях проверяется автоматически через АИС и клиентам нет необходимости дополнительно оповещать компанию. «Уведомлять о необходимости предоставить дополнительные данные мы планируем только тех клиентов у кого, не нашлась диагностическая карта в базе ЕАИСТО», указывается в ответе «Тинькофф страхования».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector