Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве

  • Земельные участки
  • Совет депутатов
    • Глава муниципального образования
    • Состав совета депутатов
    • Контрольно-счетная комиссия совета депутатов Кировского муниципального района
    • Проекты решений
    • Архив решений
    • Конкурс на замещение должности главы администрации Кировского муниципального района Ленинградской области
    • Общественная палата Кировского муниципального района Ленинградской области
    • Противодействие коррупции
  • Администрация
    • Руководство и структура
    • Комитеты
    • Управления
    • Отделы
    • Комиссии
    • Советы
    • Оперативный штаб по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции на территории Кировского муниципального района Ленинградской области
    • Постановления администрации
    • Проекты постановлений
    • Муниципальные программы
    • Проекты муниципальных программ
    • Инвестиции
    • Развитие конкуренции
    • Общественная приёмная
    • Отчеты по соглашениям
    • Охрана труда
    • Бесплатное предоставление земельных участков под ИЖС
    • ЕДДС
    • Муниципальная служба
    • Противодействие коррупции
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Вакансии
  • Муниципальные услуги
    • Электронные услуги
    • Утвержденные административные регламенты
    • Проекты административных регламентов
    • Формы заявлений
    • Регистрация на портале государственных и муниципальных услуг
    • Реестр муниципальных услуг
  • О районе
    • Добро пожаловать в Кировский район!
    • История нашего края
    • Устав Кировского района
    • Символика Кировского района
    • Муниципальные образования
    • Общественные организации
    • Почетные граждане
    • Районы-побратимы
    • Районные СМИ
    • Путеводитель по Кировскому району
    • Местное самоуправление
    • Градостроительство
    • Сведения, подлежащие предоставлению с использованием координат
    • Полезная информация
  • Электронная приемная
  • Контакты
    • Подписка на новости

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗАКОНОМ О «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»? — 27.03.2009

Прошло уже почти 3 года с момента выхода закона о «дачной амнистии», дающего гражданам право бесплатно приватизировать в числе всего прочего и садоводческие участки. Тем не менее, не уменьшается количество вопросов, касающихся всех тонкостей оформления земельных участков в собственность, Дать ответы на интересующие шлиссельбургских садоводов — читателей «Невского истока» — вопросы мы попросили заведующего сектором управления муниципальным имуществом администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Александра Викторовича ПОПОВА.
— Действительно, последние несколько лет специалисты сектора управления муниципальным имуществом при администрации МО Шлиссельбургское городское поселение уделяют значительное внимание работе с садоводами, связанной с процедурой приватизации земельных участков. Замечу, что после выхода закона о «дачной амнистии» количество желающих принять участие в приватизации увеличилось. На территории Шлиссельбургского поселения располагаются три садоводства: СНТ «Волна», СНТ «Орешек» и СНТ «Шлиссельбуржец». И если в садоводстве «Волна» почти все участки были приватизированы еще в конце 90-х – начале 2000-х, то сейчас активизировались садоводы из СНТ «Шлиссельбуржец». Общее количество приватизированных участков за 2008 год – 69; за два месяца 2009 года – 27. Процедура оформления прав собственности на земельный участок длится около месяца.
В соответствии с Гражданским кодексом, право собственности на любой объект недвижимости, в том числе на земельные участки, возникает с момента государственной регистрации. Регистрация проводится в Кировском филиале Управления регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
С 30 июня 2006 года вступил в силу Закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке права граждан на отдельный объект недвижимого имущества». В народе этот закон получил краткое и несколько некорректное название — «дачная амнистия». Суть закона в том, что гражданам предоставляется право бесплатной приватизации земельных участков. До выхода этого закона могли бесплатно приватизировать земельные участки только те граждане, у которых были оформлены документы на бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение земельным участком.
В соответствии с законом о «дачной амнистии», земля предоставляется в собственность бесплатно, однако сама процедура оформления осуществляется за плату. Например, проведение кадастровой съемки осуществляют коммерческие организации – за деньги. Вообще, кадастровую съемку может выполнять любая геодезическая организация. В Кировске, к примеру, работают ООО «Архитектура», ООО «Лимб», ООО «ГеоСеверстрой», ООО «Абрис», ООО «Новый уровень». Насколько мне известно, примерная стоимость выполнения съемки на начало 2009 года составляла 4-5 тыс. рублей, с постановкой на кадастровый учет – 9 тыс. рублей. Можно пользоваться услугами и петербургских организаций — главное, чтобы у фирмы была лицензия на данный вид деятельности.
В соответствии с Законом №93-ФЗ, для приватизации земельного участка необходимо получить следующие документы:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект – акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность гражданина. Этот документ выдается в зависимости от места нахождения земельного участка, в нашем случае — в администрации МО Кировский муниципальный район.
2) кадастровый план или кадастровый паспорт. Кадастровый паспорт выдает территориальный отдел по Кировскому району Управления Роснедвижимости по Ленобласти.
Совместно со специалистами Кировской районной администрации мы разработали порядок работы по приватизации земельных участков. Шлиссельбуржцы, собравшие пакет документов:
1) кадастровая съемка земельного участка;
2) копия членской книжки СНТ, заверенная правлением СНТ с внесением записи о площади участка, где проводилась кадастровая съемка;
3) копия паспорта (страницы с паспортными данными и штампом регистрации);
4) выкопировка из генерального плана СНТ с указанием участка и соседних участков;
5) заключение правления СНТ;
6) заявление на имя главы администрации МО Кировский муниципальный район С.А. Баранова о бесплатной передаче в собственность земельного участка;
могут обращаться непосредственно в общественную приемную Кировской администрации (каб. 4) или принести эти документы мне (тогда я сам регистрирую их в Кировске). В КУМИ МО Кировский муниципальный район проверяется наличие всей необходимой документации, правильность оформления документов. Если все в порядке – документы направляются в администрацию МО Шлиссельбургское городское поселение для подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка. Проект постановления затем вновь передается в администрацию МО Кировский муниципальный район для заключительного оформления и регистрации. Изданный акт о предоставлении земельного участка граждане могут получить в администрации МО Шлиссельбургское городское поселение. Этот документ необходим для государственной регистрации права собственности, а также для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Заключительным этапом приватизации является предоставление пакета документов в районное управление Главного управления Росрегистрации по Санкт-Петербургу и Ленобласти:
1) заявление о государственной регистрации права собственности
2) документ об уплате госпошлины;
3) документ, удостоверяющий личность заявителя (при обращении представителя – документ, подтверждающий его полномочия – доверенность);
4) акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность гражданина;
5) кадастровый план земельного участка.
Необходимо также упомянуть о самых распространенных ошибках в оформлении документов: нет согласования с соседями и правлением при выполнении кадастровой съемки; не указана точная площадь участка, заверенная правлением; при оформлении доверенности часто указывают номер дома, а нужно — номер участка.
Записала Любовь ДУБОВИК

Порядок оформления прав собственности на садовые земельные участки, находящиеся на территории Московской области

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 2 Закону Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящимися в муниципальной собственности, обладают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Предоставление земельных участков гражданам по нормам ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по месту нахождения участка. Заявления о предоставлении участка в собственность или в аренду подаются гражданами в орган местного самоуправления по месту нахождения участка.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции 01.03.2015) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (п. 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (ч. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 № 639/16 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» с 1 июля 2012 года установлена цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство).

При этом строения могут быть зарегистрированы декларативно, для чего необходимо иметь документы, подтверждающие владение земельным участком, – например, договор аренды.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он заменил Федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с этим изменился порядок регистрации прав на недвижимость, в том числе и при оформлении в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества (дачная амнистия).

Нововведением является необходимость составления технического плана на дом и иные строения, т.е. постановка объекта на кадастровый учет, для чего необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Читать еще:  Как подать в суд за неуплату алиментов

В соответствии со ст 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором ст. 2.7 Закона № 137-ФЗ земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Рассказываем, как дачникам оформить земельный участок и приватизировать землю под жилым домом 14885

Процедура оформления садового участка в собственность. Процедура приватизации участка под жилым домом. Ответы на спорные вопросы.

Новые правила «дачной амнистии» были установлены в августе 2019 года. Федеральный закон от 02.08.2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на комплексное упрощение порядка оформления гражданами своих прав на отдельные объекты недвижимости.

Статьей 1 Закона продлевается до 01.03.2022 право приобретения в собственность земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельных участков, предоставленных СНТ, ОНТ, ДНТ до вступления в силу ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (до 10.11.2001).

Такое право предоставляется членам некоммерческих организаций, например, СНТ, ОНТ, ДНТ, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации этих некоммерческих организаций. При этом право возникает вне зависимости от даты вступления в указанные организации.

Такие граждане имеют право до 01.03.2022 приобрести бесплатно в собственность, без проведения торгов, земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Для этого земельный участок должен соответствовать совокупности следующих условий:

1. Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до 10.11.2001, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации (СНТ, ОНТ, ДНТ).

2. Земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации.

3. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае если земельный участок относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 01.03.2022 предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

КАК ОФОРМИТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА САДОВЫЙ УЧАСТОК

Участник садоводческого или дачного некоммерческого объединения сегодня имеет право приватизировать участок бесплатно, обратившись в администрацию того района, на территории которого находится эта земля. Предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина, подаваемого в орган местного самоуправления (администрацию).

К заявлению нужно приложить:

— схему расположения земельного участка (заказывается у кадастрового инженера);

— протокол общего собрания некоммерческого товарищества садоводов, в котором говорится, что владелец участка действительно является членом садоводческой организации и ему был предоставлен этот участок;

— документ, подтверждающий отвод земельного участка для коллективного садоводства или дачного строительства.

Все остальные документы, необходимые для предоставления участка, администрация запросит самостоятельно.

Бывает, что садоводческое общество прекратило свое существование как юридическое лицо, и землепользователи занимаются садоводством индивидуально, а значит, невозможно собрать все документы. Если необходимые документы отсутствуют, например, нет документа, подтверждающего распределение участков в садоводческом товариществе, и найти их в архивах не удается, оформить права на участок можно через суд.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Не нужно переоформлять свои права на землю тем владельцам участков, у которых есть свидетельство о праве собственности, которое выдавалось земельными комитетами, местными администрациями (даже если в нем указано «временное»). Этот документ имеет равную силу с записью о собственности на земельный участок в ЕГРП, поэтому права на землю считаются оформленными надлежащим образом.

ОФОРМЛЕНИЕ УЧАСТКА ПОД ЖИЛЫМ ДОМОМ

Если участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, был предоставлен в аренду после 30 октября 2001 года, для него действует обычный порядок предоставления – через решение уполномоченного органа. Как правило, это администрации городских и сельских поселений. Порядок предоставления участка под зданиями, сооружениями определен статьей 39.20 Земельного кодекса.

Если основание для оформления земельного участка под жилым домом по «дачной амнистии» отсутствует, нужно обращаться в органы местного самоуправления. Основанием для предоставления участка в собственность будет являться размещение на нем объекта капитального строительства.

Установлено исключительное право собственников зданий, сооружений на земельный участок. Никто другой, кроме них, претендовать на земельные участки под этими зданиями не может. Причем земельный участок может быть предоставлен как бесплатно, так и за деньги.

На бесплатное получение участков имеют право льготные категории населения (к ним относятся многодетные семьи), всем остальным землю придется выкупать. Размер выкупной стоимости определяется исходя из кадастровой стоимости участка.

КАК ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК СЕГОДНЯ

Для тех, кто хочет получить землю, сегодня открыты два пути.

Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят администрации поселений. В таком случае администрация формирует земельные участки, размежевывает землю, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги. Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru.

Для ряда участков существует специальный механизм предоставления земли.

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс. Статьей 39.18 вводится новый порядок получения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, обособленного участка для садоводства и огородничества.

Для этого заинтересованное лицо обращается в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации или в администрацию поселений (для земельных участков в районах) с просьбой предоставить ему этот участок.

Орган местного самоуправления в 30-дневный срок заявление рассматривает и в случае положительного решения размещает в трех средствах массовой информации извещение о предоставлении земельного участка.

Сообщения публикуются в СМИ, которое определено уставом поселения, как правило, это районная газета, на официальном сайте администрации поселения и официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества torgi.gov.ru.

Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок. Если поступила хотя бы одна заявка от других соискателей, желающих получить эту землю, участок выставляется на торгах.

Возможность самостоятельно найти пустующий участок, подготовить на него документы и, если не оказалось других претендентов, получить его в аренду существовала и ранее, но с 1 марта 2015 года был определен более строгий порядок предоставления участка. Теперь любой желающий может принять участие в торгах на территории всей страны, если он хочет переехать жить в другой регион.

Если участок был предоставлен землепользователю в аренду, оформить его в собственность в дальнейшем можно будет, после того как на нем появится объект капитального строительства.

Читать еще:  Алименты и биржа труда как получить алименты с пособия по безработице

ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

Упрощенная процедура оформления земельных участков проходит в два этапа:

1. Подготовка необходимых документов.

2. Сама процедура регистрации.

Разберем в подробностях каждый из этапов.

ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ

Владелец земли должен собрать следующие документы:

1. Правоустанавливающие документы. К ним приравниваются:

— акты по передаче земли в пожизненное владение – неважно, в какое время происходила передача, главное, чтобы организация, выдававшая землю, обладала такой компетенцией на тот момент;

— свидетельства о правах пожизненного владения;

— устаревшие образцы свидетельств о правах собственности;

— выписка из похозяйственной книги (в случае выдачи земли для организации подсобного хозяйства);

— прочие документы, подтверждающие факт получения земельных участков.

2. Кадастровый план участка, который отражается в кадастровом паспорте на землю.

Представляет собой карту с отмеченными границами и привязками к кадастровой сетке. В том случае если таких документов на руках нет, необходимо сделать запрос в Росреестр.

Ответ на запрос может быть отрицательным в силу следующих причин:

— земля не состоит на кадастровом учете;

— не существует привязки к кадастровому номеру.

При этом владелец участка не освобождается от предоставления плана, а процесс регистрации усложняется в связи с тем, что становится необходимой процедура межевания.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

Как показывает практика, большинство проблем у владельцев земли возникает при сборе необходимой документации. Сама регистрация при этом протекает гораздо проще.

Пользователь дачного участка обращается в Управление Федеральной регистрационной службы или многофункциональный центр с пакетом документов:

— кадастровый план или кадастровый паспорт (в том случае если в паспорте не указаны границы участка, необходимо приложить документ, подтверждающий отсутствие претензий со стороны соседей);

— перечень построек, расположенных на земле;

— квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

При обращении в УФРС ответственный специалист должен предоставить квитанцию на оплату установленного образца. Ее можно оплатить через терминал или в любом отделении банка.

Пишется заявление на выдачу свидетельства на земельный участок. Заявление заполняется специалистом и подписывается заявителем.

После подписания заявления пользователю земли выдается расписка о получении заявления и пакета документов.

После того как пройдет положенный срок, заявитель должен обратиться в место подачи заявления и, предъявив расписку и документ, удостоверяющий личность, получить свидетельство.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

Основной недостаток упрощенной регистрации земельных участков связан со спорами о границах. Происходит это в силу того, что правоустанавливающие документы на землю старого формата не содержат информации о координатах границ участка.

При межевании земли владельцы нередко обнаруживают, что на их участок налагается соседский участок. В том случае если сосед по участку уже имеет зарегистрированное право собственности, споры насчет того, кому принадлежит земля, могут затянуться на годы.

ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Предусматривает ли «дачная амнистия» бесплатное межевание участков?

Упрощенная регистрация земли предусматривает проведение безвозмездного межевания, но при соблюдении определенных условий:

— участок не находится на кадастровом учете;

— межевание до этого не проводилось;

— нет кадастрового паспорта на землю.

Какую площадь можно присоединить в рамках «дачной амнистии»?

Все зависит от предназначения земли:

— для земли под индивидуальное строительство не менее 6 соток, но не более 25 соток;

— для земли под дачное строительство не менее 600 квадратных метров, но не более 1500 квадратных метров.

Присвоить дополнительную площадь можно в размере не более половины от минимальной площади земли. Другими словами, для участков под дачное строительство можно прирезать максимум 1200 кв. м.

Имеются ли отличия «дачной амнистии» для жителей Республики Крым?

Для жителей Крыма процедура максимально упрощена. От заявителя требуется лишь оплатить государственную пошлину.

Каков размер государственной пошлины на регистрацию?

Размер госпошлины составляет 350 рублей.

Нужно ли согласие соседей при межевании участка?

Согласие владельцев соседних участков при межевании обязательно. В том случае если после рассылки соответствующих уведомлений о процедуре отклика от соседей не последует, межевание осуществляется без их участия.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КЕЙСА «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ: КАК ОФОРМИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК» СО ВСЕМИ ОБРАЗЦАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ ЦЕНТРОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН.

«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

Принятый закон продлевает до 1 марта 2026 года срок, в течение которого допускается применение упрощенного порядка оформления гражданами прав на жилые или садовые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

О том, как работает закон и почему он важен не только для дачников, но и для горожан, разъясняет Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Насколько продлевается «дачная амнистия» и почему было необходимо ее введение?

«Дачная амнистия» действует уже 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права почти на 14 млн объектов недвижимости (дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т. д.).

Из них около 1 млн объектов было зарегистрировано после очередного продления «дачной амнистии» – в 2019 году продлевалась еще на два года.

Положения «дачной амнистии» об упрощенном порядке закончат свое действие 1 марта 2021 года. После этой даты правообладатели участков будут обязаны руководствоваться уведомительным порядком строительства объектов (вступил в силу 4 августа 2018 года).

«После 1 марта 2021 года действие указанных положений «дачной амнистии» прекратится и большое количество граждан, которые не оформили свои права на недвижимость, не смогут воспользоваться упрощенным порядком и окажутся в сложной ситуации, которая усугубляется непростой эпидемиологической обстановкой», — подчеркнул Павел Крашенинников.

Чтобы избавить граждан от таких проблем, и был принят новый закон о продлении «амнистии» еще на пять лет.

Кто может воспользоваться «дачной амнистией»? Какие документы необходимы для упрощенного оформления собственности? Куда с ними обратиться?

Основные нормы об упрощенном порядке оформления права собственности касаются жилых и садовых домов, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства. Оформление прав будет осуществляться при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости. Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.

Что немаловажно, установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках. Речь идет о разъяснительной работе на местах, поскольку с учетом происходящих изменений разобраться гражданам самостоятельно бывает очень сложно.

Для исключения случаев строительства на таких участках домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом.

Во сколько обойдется гражданам оформление недвижимости по «дачной амнистии»?

За государственную регистрацию права собственности гражданину нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей.

Что касается цен на кадастровые работы, которые необходимы для подготовки технического плана, то здесь работает бессрочная норма, по которой регионы могут контролировать цены от завышения, устанавливая их максимальный предел. Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.

Какие еще вопросы, важные для граждан, решены в этом законе?

Также продлевается на пять лет срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года (то есть до введения уведомительного порядка). Предложенные нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

На сегодняшний день четкого определения понятия «Приватизация земли» не содержится как в уже действующем Земельном кодексе Российской Федерации так и в еще не вступившем в силу Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Следует заметить, что определение «Приватизации» дается в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», действие которого не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

В статье 217 Гражданского кодекса РФ раскрываются основные признаки приватизации по законодательству Российской Федерации. К ним относятся:

– принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности;

– принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Говоря о приватизации земель сельскохозяйственного назначения, необходимо особо отметить специфику объекта приватизации. По Конституции (статья 9) РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней. Если согласно законодательству ССССР земля была объектом исключительной государственной собственности, то по ныне действующему Гражданскому законодательству РФ государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью (статья 214 ГК РФ).

Речь о возможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения достаточно часто велась и раньше. Так, например, в Законе РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», говорится, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, находится предоставленный или приобретенный земельный участок, если законом или договором между ними не установлено иное. Также на начальном этапе аграрной реформы было установлено, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность (Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе»). При этом каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства имел право получить свою долю в виде земельного участка. После приватизации сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной собственности, они становились собственностью бывших членов коллективов, вышедших из колхозов или совхозов, с выделением земельных долей, и работников сельскохозяйственных предприятий – на праве общей (совместной или долевой) собственности на землю (Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»).

Читать еще:  Как узнать фио собственника по кадастровому номеру

Также граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, строения, сооружения и иные объекты недвижимости в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, уже в 1996 году были вправе приобретать в собственность и земельные участки, обслуживающие эти объекты недвижимости, за плату или бесплатно согласно Указу Президента РФ от 14 февраля 1996 года № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности».

Земельные участки для индивидуального жилищного, личного подсобного хозяйства, садоводства передавались гражданам в частную собственность в пределах средне районных норм бесплатно. Если земельный участок превышал установленный норматив, он оставался у землевладельца в пожизненном наследуемом владении или пользовании, и у собственника было право выкупить участок в собственность по рыночной цене у местной администрации (Закон РФ от 23 декабря 1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (утратил силу)).

Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (утратил силу) вновь подтверждалось, что за гражданами сохраняются земельные участки в полном размере, полученные до 1 января 1991 года и находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими в указанных выше целях либо для дачного строительства. Они по своему усмотрению решали, выкупать или не выкупать сверхнормативную площадь земельного участка. Указом Президента РФ запрещалось обязывать землевладельцев выкупать или брать в аренду сверхнормативный земельный участок.

Собственниками земельных участков в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий могут становиться юридические и физические лица. Если собственники ранее приватизированных зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не приобрели землю под ними, то они имеют приоритет перед другими претендентами в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1997 года «О гарантиях собственника и объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков».

Как можно заметить из всего вышеизложенного, несмотря на то, что введение в действие Главы 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» было отсрочено до вступления в силу Земельного кодекса РФ, а именно до 30 октября 2001 года, приватизация земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, осуществлялась на основании различных федеральных законов и указов Президента РФ.

С 30 октября 2001 года, введен в действие Земельный кодекс РФ. Также как принятие Гражданского кодекса РФ, в свое время, сделало необходимым принятие Земельного кодекса РФ, последний, в свою очередь, сделал необходимым принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В статье 1 ЗК РФ говорится, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами.

В пункте 6 статьи 27 ЗК РФ однозначно сказано, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Также статья 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» указывает, что приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается до введения в действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Таким образом, Земельный кодекс РФ сделал невозможным приватизацию земель сельскохозяйственного назначения без Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

24 июля 2002 года Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был подписан Президентом РФ. Согласно 19 статье указанного закона, он вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования (текст официально опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 года № 137).

Обращаясь к названному закону необходимо отметить, что он определяет, в том числе, и условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. условия приватизации. Порядок же предоставления указанных земельных участков гражданам определяется Земельным кодексом РФ (статья 34 ЗК РФ). Действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ (статья 1 ФЗ). В статье 1 Закона говорится, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном указанным законом, земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Также в указанной статье указываются изъятые из оборота земли – земли занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, которые не подлежат приватизации. Принятие субъектами РФ законов и иных нормативно правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается. Статья 10 указанного Закона посвящена условиям предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу, также как и в Земельном кодексе РФ, указанные земельные участки предоставляются за плату на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ. Достаточно интересное и новое правило закреплено в пункте 4 статьи 10 указанного закона, согласно которому, земельный участок, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен в собственность арендатором по его рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Можно уверенно предположить, что такой порядок передачи в собственность земельных участков, гораздо более простой и выгодный, нежели приобретение земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), что может явиться предметом многочисленных злоупотреблений чиновников. Остается не определенным порядок расчета рыночной цены, по которой будут выкупаться указанные участки.

Также следует задуматься, а достаточно ли ограничиться требованием – надлежащего использования, или же необходимо его раскрыть. На сегодняшний день надлежащим использованием земель является использование в соответствии с целевым назначением, категорией земель и видом их разрешенного использования (назначения). Таким образом, возможен вариант, когда земельный участок, будет арендован для ведения пчеловодства, что в последствии даст преимущественное право на выкуп указанного земельного участка.

Далее в статье 9 Закона говорится, о возможности закрепления в договоре аренды земельного участка условия о последующем предоставлении в собственность арендуемого земельного участка по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. С одной стороны, данное правило можно отнести к экономическим льготам для арендаторов, заключивших договор аренды на длительный срок, а с другой стороны это правило также может послужить предметом злоупотреблений представителей арендодателя, так как закрепляет лишь «возможность» предусмотреть такое условие в договоре аренды. Таким образом, арендодатель решает предусмотреть или не предусматривать данное условие в договоре аренды.

Ограничения и запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом не только относительно объекта приватизации (земли изъятые из оборота), но и субъектов, имеющих право на приватизацию. Так иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, что исключает возможность приватизации указанных земельных участков указанными категориями лиц.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, о том, что до принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действительно не было специального унифицированного законодательного акта регулирующего оборот данной категории земель, что являлось серьёзной проблемой в условиях рыночных отношений и провозглашенного Конституцией РФ многообразия форм собственности.

Указанный Закон является специальным и несомненно очень необходимым в условиях рыночной экономики. В тоже время, как и многие, ему предшествующие в этой области, он требует детальной доработки. В данной статье автор попытался как можно подробнее изложить исторический ход и хронологию формирования законодательной базы приватизации земель сельскохозяйственного назначения, для того чтобы у читателя сложилась полноценная картина развития такого многогранного и сложного процесса как «разгосударствление» земель сельскохозяйственного назначения.

Руководитель Департамента Недвижимости

Юридической компании «Качкин и Партнеры» Лазарева Е. В.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector