Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства рф

Статья 125. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Статья 125. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

ГАРАНТ:

Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве

За нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

за самовольное занятие земельных участков юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

за самовольное строительство юридические лица — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане — от 500 до 1000 рублей;

за захламление земель юридические лица — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане — от 100 до 500 рублей;

за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица — от 500 тыс. до 1 млн. рублей, граждане — от 500 до 5000 рублей;

ГАРАНТ:

См. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.

за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане — от 500 до 1000 рублей;

за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане — от 500 до 10000 рублей;

за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане — от 100 до 500 рублей;

за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица — от 1000 до 3000 рублей;

за уничтожение межевых знаков юридические лица — от 100 до 500 рублей, граждане — от 50 до 100 рублей.

За указанные выше правонарушения законодательством РСФСР может быть установлена уголовная ответственность.

ГАРАНТ:

Об уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей см. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

В республиках, входящих в состав РСФСР, ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается законодательством этих республик.

Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налагаются местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного и архитектурно-строительного надзора в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

>
Возмещение убытков и вреда, причиненных нарушением земельного законодательства
Содержание
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. (ЗК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ЗК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

Законы Российской Федерации по ЗК РФ

«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ст. 74 ЗК РФ

«О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

«Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

«Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЗК РФ

«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»»

«О принятии публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» решений о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 74 ЗК РФ

(контроля). Общие правила проведения контрольного (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК)

«Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 N 15К (717)) (ред. 15.04.2016)

За нарушение земельного законодательства физическими и юридическими лицами предусмотрена административная ответственность

В рамках деятельности осуществлению муниципального земельного контроля администрацией района проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2015 №349 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края», решением Барнаульской городской Думы от 09.06.2006 №365 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля» постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 28.03.2016 №187 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми

План проверок ежегодно публикуется на сайте города Барнаула в соответствующем разделе сайта.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является поступление в администрацию района обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О проведении проверки физические или юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются районной администрацией не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Читать еще:  Оформление и исполнение исполнительной документации о взыскании алиментов

В рамках муниципального земельного контроля проверяется:

1) обеспечение соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) обеспечение использования земельных участков по целевому назначению;

3) выполнение иных требований земельного законодательства.

Информация по границам отведенного земельного участка, а так же его целевому назначению можно получить в Управлении Росреестра по Алтайскому краю либо в сети интернет на информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта» URL: http://pkk5.rosreestr.ru/

Ответственность за нарушение земельного законодательства.

При выявлении факта самовольного занятия земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов или использования земельных участков не по их целевому назначению материалы проверки направляются в Управление Росреестра по Алтайскому краю для привлечения лиц совершивших правонарушение к административной ответственности. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

1) ст. 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2) ст. 8.8. КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Так, в случае размещения ограждения, хозяйственных построек или сооружений за границами отведенного земельного участка, с занятием территорий общего пользования, государственных не разграниченных территорий или использования земельного участка без прав на него это будет являться нарушением ст. 7.1. КоАП РФ. В случае, если земельный участок, например, предназначен для эксплуатации жилого дома, но по факту на данном земельном участке размещено здание магазина, то это будет нарушением ст. 8.8. КоАП РФ.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок соблюдения земельного законодательства, а также порядок их защиты предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в ст. 21 данного закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Ответственность за нарушение земельного законодательства.
С точки зрения правового регулирования, «земля» рассматривается двумя понятиями: земля, как непосредственно, земельный участок; земля, как природный ресурс или объект. Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ, и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Административный кодекс РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ. Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности: частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц; государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества; муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований; смешанные формы собственности. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также, восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются: государство, выступающее в лице уполномоченных органов; физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применено вид ответственности за правонарушение. Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих: карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий; восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ. Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями). Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также, земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действием либо бездействием, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства: Объект правонарушения – земля. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная). В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст.1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает: экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).Ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст.192 ТК РФ).
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает: за экономические правонарушения (ст.7.1. КоАП РФ) за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ) за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (10.9 КоАП РФ) Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Читать еще:  Супружеская доля в наследстве по закону после смерти супруга

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В РФ за нарушение земельного законодательства предусмотрены санкции. Совершив неправомерное деяние, виновный субъект должен понести наказание, регламентированное нормативно-правовыми актами. Глава 12 Земельного кодекса РФ (ЗК) содержит нормы, регулирующие надзор за соблюдением законодательства о земле. Законность контролируют госорганы, муниципалитеты, общественные институты. Главой 13 ЗК установлены общие принципы привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения в сфере землепользования и охраны земель.

Земельные правонарушения: сущность, состав

Действующее российское законодательство не дает четкого представления о том, что является земельным правонарушением. Конкретное толкование этого определения отсутствует, однако его можно сформулировать, следуя общему подходу к трактовке подобных терминов.

Земельным правонарушением считается противоправное поведение (как действие, так и бездействие) конкретных субъектов, которое выражается следующим образом:

  • нарушает общеобязательный, законодательно установленный порядок землепользования, охраны земель;
  • попирает земельные интересы, права физлиц (юрлиц).

Земельное правонарушение имеет следующий состав: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Таким образом, виновное лицо будет отвечать за совершенное земельное правонарушение только в том случае, если присутствуют все четыре его элемента. Если хотя бы один элемент отсутствует, привлечение к ответственности исключается.

Субъект

Субъектами такого правонарушения считаются лица (физлица, юрлица), которые нарушили установленные нормы законодательства РФ о земле. Это могут быть граждане (как российские, так и иностранцы), организации (как отечественные, так и зарубежные). Помимо этого, субъектами могут оказаться должностные лица самых разных организаций (частных, муниципальных, государственных). В конкретной ситуации состав субъектов предопределяется видом совершенного правонарушения.

Субъективная сторона

Субъективная сторона определяется тем, как сам нарушитель (субъект) воспринимает своё неправомерное деяние. Речь идет о его психическом отношении к содеянному правонарушению. В данном контексте следует говорить о вине правонарушителя, типичными формами которой являются халатность (неосторожность) и умысел:

  • халатность может проявляться как небрежность или легкомыслие. Небрежность выражается в том, что субъект мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия своего незаконного поступка, но не предвидел. Легкомыслие имеет место, если нарушитель предвидел вредные последствия своего деяния, но самонадеянно полагал, что сможет их избежать;
  • о наличии умысла можно говорить, если субъект понимал, к чему приведут его неправомерные деяния, но при этом желал наступления таких последствий (прямой умысел) или осознанно допускал их наступление (косвенный умысел).

Объект

Объектами такого правонарушения могут быть общественные отношения, обусловленные землепользованием и охраной земель. Конкретным предметом неправомерного поведения может оказаться надел земли, а также законные интересы его правообладателя (собственника, арендатора, пользователя, владельца).

Объективная сторона

Объективная сторона правонарушения выражается в конкретных противоправных деяниях его субъекта (нарушителя), то есть лица, посягающего на права (интересы) участников земельных отношений. Такое посягательство приводит к причинению физлицам (юрлицам) явного вреда, попранию их законных прав и интересов. Объективная сторона незаконного деяния имеет три составляющие:

  1. Противоправность самого деяния, совершенного нарушителем.
  2. Реальный вред или явная угроза его причинения.
  3. Причинно-следственная связь между незаконными деяниями субъекта и вредом (угрозой вреда), нанесенным физлицам (юрлицам).
Читать еще:  Понятие и признаки незаконного предпринимательства

Типичные разновидности земельных правонарушений

В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:

  • самовольное присвоение, занятие надела земли;
  • ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
  • эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
  • нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
  • порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
  • неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
  • самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
  • незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
  • нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
  • пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.

В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:

  • нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
  • несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
  • безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
  • пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
  • противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
  • несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
  • невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
  • прочие правонарушения.

Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения

Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):

  • как установлено статьей 74 ЗК, нарушитель земельного законодательства может нести как административную, так и уголовную ответственность за содеянное правонарушение. Важное условие – наличие вины данного нарушителя. Порядок применения санкций регламентирован конкретными нормами законодательства. При этом виновный субъект обязан исправить допущенные нарушения, возместить вред (ущерб), который был причинен (нанесен) такими правонарушениями;
  • статья 75 ЗК предусматривает дисциплинарную ответственность для субъектов, виновных в нарушениях законодательства о земле. Речь идет о должностных лицах и иных сотрудниках организации, привлеченной к административной ответственности за порчу или загрязнение земли. При этом виновность данных субъектов должна состоять в неподобающем исполнении ими трудовых или должностных обязанностей. Для применения соответствующих санкций нужно учитывать статьи 192-195 главы 30 Трудового кодекса РФ (ТК);
  • статьей 76 ЗК определены базовые принципы возмещения вреда (ущерба), обусловленного земельными правонарушениями. Такой вред в полном объеме возмещается виновными субъектами (физлицами, юрлицами). Наделы земли, самовольно присвоенные (занятые) нарушителями, возвращаются их законным правообладателям. Если участкам необходимо вернуть надлежащее состояние, виновные субъекты делают (оплачивают) это самостоятельно.

Административная ответственность

К ответственности, оговоренной нормами КоАП РФ, привлекаются виновные лица, которые совершили административные проступки, нарушающие законодательство о земле. Нарушителями – субъектами таких правонарушений – могут оказаться физлица, юрлица, а также должностные лица конкретных организаций (учреждений). Список таких правонарушений оговорен нормами законодательства – административного (КоАП), земельного.

К такой ответственности виновные субъекты могут привлекаться безотносительно к тому, когда было совершено конкретное земельное правонарушение – в рабочее время или свободное от работы. Взыскания (санкции) могут применяться компетентными госорганами или должностными лицами. Привлечь к такой ответственности можно на протяжении 2-3 месяцев с момента выявления (или совершения) конкретного противоправного деяния, что оговорено пунктом 1 статьи 4.5 КоАП.

Административные санкции (штрафы) могут применяться к виновным субъектам за следующие виды земельных правонарушений:

  1. Самовольное присвоение земельного надела, водного объекта или лесного участка (статьи 7.1, 7.6, 7.9 КоАП).
  2. Уничтожение, порча спецзнаков (статья 7.2 КоАП).
  3. Самовольная (неправомерная) эксплуатация земель, недр, водных объектов, лесных участков (статьи 7.3, 7.4, 7.5, 7.10 КоАП).
  4. Порча земли, неисполнение обязанностей по её улучшению, а также нецелевое использование надела (статьи 6, 8.7, 8.8 КоАП).
  5. Несоблюдение правил природопользования (статьи 8.9-8.15 КоАП) и ведения мелиоративных работ (статьи 10.9, 10.10 КоАП).

Гражданско-правовая ответственность

Такая юридическая ответственность означает, что нарушитель законодательства о земле обязан возместить (компенсировать) имущественный вред (ущерб), который был причинен (нанесен) конкретному пострадавшему лицу. При этом должна быть выявлена причинно-следственная связь между конкретным земельным правонарушением и причиненным материальным ущербом. Общие основания для привлечения виновного субъекта к гражданско-правовой ответственности оговорены статьей 1064 Гражданского кодекса РФ (ГК).

Ущерб, подлежащий возмещению, может включать утрату определенных активов, упущенную выгоду пострадавшего лица, а также вынужденные издержки потерпевшего на ликвидацию негативных последствий причиненного вреда. Данный ущерб компенсируется независимо от применения иных санкций в отношении конкретного правонарушителя.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные взыскания применяются к нарушителям законодательства о земле на основании положений статьи 75 ЗК. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться только те сотрудники конкретной организации, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение норм земельного законодательства. Виновные субъекты дисциплинарно отвечают только за те земельные правонарушения (проступки), которые были совершены ими в рабочее время.

Чтобы применить дисциплинарные санкции, руководство организации получает от работника-нарушителя пояснения. После этого работодателем издается приказ. Статьей 192 ТК оговорено, что такие взыскания могут предусматривать либо замечание, либо выговор, либо увольнение сотрудника-нарушителя по надлежащим основаниям. Порядок применения санкций оговорен статьей 193 ТК. Снятие с виновного лица такого взыскания регулируется статьей 194 ТК.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность виновных субъектов за земельные правонарушения определена отдельными нормами Уголовного кодекса РФ (УК). Соответствующие санкции могут предусматривать штрафы, исправительные работы, ограничение (лишение) свободы на определенные сроки, а также запреты на ведение деятельности. Наказания за земельные правонарушения, установленные нормами УК, не могут применяться в отношении юрлиц. Виновными субъектами могут оказаться физлица, должностные лица.

Чтобы привлечь определенного субъекта к уголовной ответственности за земельное правонарушение (преступление), необходимо возбудить против него соответствующее уголовное дело, собрать и исследовать все доказательства его вины. Этим занимаются компетентные правоохранительные госорганы. Дело обвиняемого рассматривается в суде. Если его вина будет установлена (доказана), суд назначит ему надлежащую санкцию (наказание).

Нормами УК предусмотрены санкции (наказания) за правонарушения, совершенные в земельной сфере. Прежде всего, речь идет об экологических преступлениях, перечень которых оговорен главой 26 УК – порча земли (статья 254 УК), несоблюдение правил эксплуатации недр (статья 255 УК), а также иные статьи, относящиеся к данной главе.

Земельно-правовая ответственность

Земельное правонарушение может стать основанием для принудительного изъятия соответствующего надела (участка) у виновного субъекта. Такая возможность оговорена следующими нормами:

  • статьи 44-48 ЗК определяют законные основания для прекращения земельных прав (собственность, пользование, наследуемое владение, аренда, сервитут);
  • конфискация, реквизиция надела (статьи 50, 51 ЗК);
  • изъятие конкретного надела в связи с его нецелевым использованием или незаконной эксплуатацией (статья 54 ЗК).

Статьей 235 ГК оговорены все возможные основания (причины), по которым может быть прекращено (аннулировано) право собственности субъекта на конкретный надел земли. Пункт 2 статьи 235 ГК содержит перечень типичных ситуаций (исключений), при которых допускается принудительное изъятие актива у его собственника.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector