Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штраф за повторное нарушение трудового законодательства

Штраф за повторное нарушение трудового законодательства

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Административное наказание ›
  • Какие новые виды ответственности введены в КоАП РФ за нарушение трудового законодательства?

Какие новые виды ответственности введены в КоАП РФ за нарушение трудового законодательства?

Какие новые виды ответственности введены в КоАП РФ за нарушение трудового законодательства?

В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в статью 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, который дополнен новыми составами административных правонарушений.

Согласно новой редакции статьи 5.27 КоАП РФ, штрафы за нарушение трудового законодательства для должностных лиц и предпринимателей составили от 1 тысячи до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

За допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если с работником не заключен трудовой договор: для граждан штраф – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора: штраф для должностных лиц – 10-20 тысяч рублей, для предпринимателей – 5-10 тысяч рублей, для юридических лиц – 50-100 тысяч рублей.

Причем, за повторное нарушение директора дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет, а организацию подвергнут штрафу на сумму от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Одновременно КоАП РФ дополнен статьей 5.27.1, предусматривающей ответственность должностных и юридических лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, а также на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от

2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрены предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, а также на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц а также на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 тысяч до 25 тысяч рублей; на юридических лиц — от 110 тысяч до 130 тысяч рублей.

Штрафы за нарушение трудового законодательства

Из отчета Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу за I полугодие 2015 года:

Основными причинами привлечения госинспекторами труда к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ являлись нарушения трудового законодательства по вопросам оформления трудовых отношений, оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, проведения специальной оценки рабочих мест, обучения и инструктирования работников по охране труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты.

Большинство выявленных нарушений законодательства о труде являлись административными правонарушениями и подпадали под действие КоАП РФ.

За допущенные нарушения трудового законодательства Инспекцией наложено 2662 административных штрафа на должностных и юридических лиц, на общую сумму 82 336,80 тыс. рублей. Средний размер административного штрафа, наложенного госинспектором труда, составил 31,0 тыс. рублей.

Из 2662 привлеченных к административной ответственности лиц 1537 составляют юридические лица, 1096 — должностные лица и 29 — индивидуальные предприниматели.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в КоАП, штрафы за нарушение трудового законодательства стали жестче.

Во-первых, срок привлечения к ответственности вырос с двух месяцев до одного года.

Во-вторых, за невыполнение предписаний инспекторов по труду ввели дополнительную ответственность: в частности, штраф для руководителя составит 30–50 тыс. руб., а для компании – 100–200 тыс. руб. (в ст. 19.5 КоАП добавили п. 23).

Кроме того, вступила в силу новая редакция статьи 5.27 КоАП – теперь она содержит пять оснований для привлечения к ответственности за нарушение норм трудового законодательства (ранее их было два).

Кодекс дополнили статьей 5.27.1, где перечислены еще пять оснований для наказания за нарушение требований охраны труда, и статьей 14.54 (о нарушении порядка проведения специальной оценки условий труда).

Иными словами, многие нарушения вынесли в отдельный состав, а следовательно, штрафы по ним будут считать отдельно и суммировать.

Специалисты Арм-Экогрупп представляют Сводную таблицу:

Административная ответственность за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015))

Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Должностное лицо, индивидуальный предприниматель

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса

предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей

от 30000 до 50000 рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000;

на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 рублей

Читать еще:  Составить иск в суд о самострое

от 50000 до 100000 рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 рублей

от 50000 до 70000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 рублей;

на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей

от 100000 до 200000 рублей.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000 рублей

от 50000 до 80000 рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5000 до 10000 рублей

от 60000 до 80000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000 до 25000 рублей

от 110000 до 130000 рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей

от 130000 до 150000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей

от 70000 до 100000 рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 тысяч рублей

от 100000 до 200000 рублей. (часть 23 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Ответственность за нарушения трудового законодательства

В соответствии со статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Как правило, привлекаются организация, ее руководитель либо руководитель ее структурных подразделений.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, а также полная невыплата свыше двух месяцев наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Согласно ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Помимо уголовной ответственности, за нарушение требований трудового законодательства предусмотрена также административная ответственность.

К примеру, согласно ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не являющихся уголовно наказуемыми деяниями и ответственность за которые не предусмотрена другими нормами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читать еще:  Условия расторжения брака в суде

В частности предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушений с квалифицирующими признаками, а именно за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

За повторное совершение названных правонарушений, кроме значительных штрафов, возможно применение к должностным лицам организаций дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

В главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

Статьей 5.27.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в виде штрафа на должностных лиц в размере до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Больший размер штрафов предусмотрен за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

За повторное совершение названных правонарушений, кроме значительных штрафов, возможно применение дисквалификации на срок от одного года до трех лет к должностным лицам организаций.

Кроме того, статьями 5.28 – 5.33 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка ведения коллективных переговоров, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства составляет один год согласно
ст.4.5 КоАП Российской Федерации.

Примером материальной ответственности работодателя является
статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации, которой установлено, что за нарушение установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

За что, как и когда могут привлечь работодателя к административной ответственности

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

За нарушения в сфере трудового законодательства для работодателей и должностных лиц организации установлена административная ответственность. Одной из основных статей, по которым чаще всего к такой ответственности привлекают, является ст. 5.27 КоАП РФ – ею предусмотрено наказание именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. А поскольку те или иные нарушения наверняка есть в каждой организации, расскажем, за какие из них могут привлечь к ответственности и кого, каков размер штрафов и можно ли их снизить и в какие сроки применение санкций будет законным.

Состав правонарушений по ст. 5.27 КоАП РФ.

Этой статьей установлено несколько специальных и один общий состав правонарушений в области трудового законодательства. К специальным относятся:

  • фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем (ч. 3);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4);
  • невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других сумм в рамках трудовых отношений (ч. 5).

За все остальные нарушения трудового законодательства к ответственности привлекают по ч. 1.

К сведению:

Ответственность для работодателей установлена и другими статьями КоАП РФ. Например, за нарушения государственных нормативных требований охраны труда работодателей привлекут по ст. 5.27.1, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению – по ст. 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки – по ст. 5.34.

В качестве мер ответственности ст. 5.27 КоАП РФ установлены:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф, налагаемый на должностное лицо.
  3. Штраф на ИП.
  4. Штраф на юридическое лицо.
  5. Дисквалификация должностного лица – лишение физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Отметим, что данной статьей установлена ответственность за повторное правонарушение: повтор является отягчающим обстоятельствам, и санкции за такое нарушение более весомые.

Повторное правонарушение – это аналогичное ранее совершенному нарушение, которое было совершено в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Привлекают к административной ответственности за нарушение трудового законодательства инспекторы ГИТ по результатам плановых или внеплановых проверок.

Общие нарушения трудового законодательства.

Итак, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей привлекают за любое нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3 – 5 ст. 5.27.

К наиболее частым нарушениям трудового законодательства можно отнести:

  • отсутствие приказа о приеме на работу или о расторжении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
  • нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
  • отсутствие письменных согласий работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ);
  • неизвещение в письменной форме каждого сотрудника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
  • выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока (ч. 6 ст. 136);
  • отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ) и графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
  • неознакомление работников с приказом о предоставлении отпуска (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
  • отсутствие письменных согласий на привлечение к работе в выходные дни (ст. 113, 153 ТК РФ);
  • нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).
Читать еще:  Что делать если потерян снилс

Санкции за такие нарушения представим в таблице.

Любое нарушение, не предусмотренное ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Повторное нарушение, аналогичное нарушению, предусмотренному ч. 1 (ч. 2)

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Ответственность за фактическое допущение к работе.

В силу ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей могут привлечь к ответственности за фактическое допущение к работе человека лицом, которое не уполномочено на это работодателем, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключил с допущенным к работе трудовой договор.

По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). Но если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения человека к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Тогда работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.

Если лицо допущено к работе сотрудником, не имеющим на это полномочий, а работодатель (его представитель, уполномоченный на допуск к работе) отказывается заключить трудовой договор с данным лицом, отработанное им время (выполненную работу) необходимо оплатить. Сотрудник, который допустил лицо к работе, не имея на это полномочий, привлекается к административной и материальной ответственности (ч. 1, 2 ст. 67.1 ТК РФ).

То есть привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ могут только сотрудника (должностное лицо), допустившего лицо к работе. Его могут оштрафовать на сумму в размере от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27).

Таким образом, чтобы ответственность не наступила, нужно:

  1. Оформить допуск надлежащим образом. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован, поэтому работодатель может установить его самостоятельно, прописав в локальном нормативном акте. Сначала сотрудник, не уполномоченный на допуск работника (например, начальник отдела), должен написать руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. В ней следует указать причины, по которым необходимо фактически допустить работника к работе, и дату его выхода на работу.
  2. На основании служебной записки издать приказ о фактическом допуске. С приказом – ознакомить работника под подпись. Приведем пример.

Штраф за переработку рабочего времени

pererabotka.jpg

Похожие публикации

Понятие нормальной продолжительности времени работы определено в ТК РФ. По трудовому законодательству в большинстве случаев сотруднику установлено в неделю 40 рабочих часов. При соблюдении ряда условий работодатель вправе привлекать персонал к сверхурочной занятости. А бывает ли штраф за переработку рабочего времени? Можно ли заставлять работников трудиться без выходных? Разберемся в вопросе.

Что такое рабочее время, рабочий режим и время отдыха по ТК РФ

В соответствии со стат. 91 ТК РФ рабочее время в организации – это установленное трудовым распорядком время исполнения обязанностей персоналом. Если специалисты трудятся сверх установленной нормальной продолжительности занятости, говорят о сверхурочной работе (стат. 99 ТК РФ) или ненормированной (стат. 97 ТК РФ). Ежедневная длительность смены (рабочего дня) также регулируется законом (стат. 94 ТК РФ). Учет фактической выработки обязан вести кадровик работодателя в отношении каждого сотрудника.

Согласно стат. 100 ТК РФ режим занятости на предприятии должен предусматривать длительность рабочей недели с выходными датами. При установлении времени отдыха работодателю нужно учитывать характер работы – ненормированный, сменный, неполную занятость, пяти- или шестидневку. В некоторых случаях также учитывается сфера деятельности организации.

Работа без выходных – ответственность работодателя

Независимо от отраслевой принадлежности предприятия, каждому работнику полагается отдых. Одним из основных видов времени отдыха являются еженедельные выходные дни (стат. 107 ТК РФ). При 5-дневке полагается два выходных еженедельно, при 6-дневке – один (стат. 111 ТК РФ). Общим обязательным выходным для всех считается воскресенье. Второй свободный день может быть установлен внутренним нормативным актом работодателя в любой день недели. График может предусматривать работу в выходные, если производственный процесс нельзя прекращать в связи с его спецификой, тогда дни отдыха распределяются по разным дням недели.

Использовать свои выходные каждый сотрудник вправе по собственному усмотрению. При этом работодателям запрещено привлекать персонал к работе в дни отдыха без их согласия. Исключение – форс-мажорные и чрезвычайные ситуации, указанные в стат. 113 ТК РФ (предотвращение катастроф, аварий, введение военного положения и т.п.). Такие ситуации не могут носить постоянный характер. Если же персонал привлекается к занятости в выходные для завершения срочных работ, дополнительно потребуется письменное согласие самих сотрудников.

Штраф за переработку рабочего времени

Из норм ТК РФ можно сделать вывод, что постоянное привлечение персонала к занятости за пределами рабочего времени, или без выходных недопустимо. Вместе с тем разовые случаи такого графика работы, наличие уважительных причин и оформление всех кадровых документов могут обосновать и подтвердить необходимость занятости работников в выходные свободные дни.

Если же в организации в течение продолжительного времени ведется работа без выходных, ответственность работодателя возникает за нарушение норм трудового законодательства по стат. 5.27 КоАП РФ (часть 1):

  • для должностных лиц работодателя – объявление предупреждения или взыскание штрафа размером в 1000-5000 руб.,
  • для предпринимателей – взыскание штрафа размером в 1000-5000 руб.,
  • для компаний-юрлиц – взыскание штрафа размером в 30 000-50 000 руб.

Обратите внимание! За повторное подобное правонарушение санкции увеличены частью 2 стат. 5.27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц штраф возрастает до 10 000-20 000 руб., либо возможна дисквалификация до 3 лет,
  • штраф для ИП – 10 000-20 000 руб.,
  • компании могут быть оштрафованы на 50 000-70 000 руб.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector