Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развод и православие

Вопросы священнику по теме «развод»

Вопрос от Ольги

Батюшка, благословите! Ситуация банальна: тяжелые отношения с мужем, несоответствие характеров, нет любви. Трое детей. Я хочу терпеть ради детей и ради венчаного брака, а муж нет. Уже неоднократно поднимал тему развода. Мы оба православные, воцерковленные. Но он «не хочет страдать, тратить свою молодость на травматичные отношения». Как мне быть?

Отвечает прот. Игорь Катаев

«Несоответствие характеров» не является поводом для расторжения брака. Если Вы хотите сохранить семью, рекомендовал бы вам с супругом походить на занятия с семейным психотерапевтом, чтобы выяснить, в чём «травматичность» ваших отношений, возможно ли это преодолеть, и как именно.

Вопрос от Натальи

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, выход из жизненной ситуации. Мы с мужем были повенчаны 20 лет назад. У нас в браке родились 2 сыновей. Мы с ним разошлись, у обоих были еще браки, у меня во втором браке родилась дочь. Он разошелся со второй женой, женился третий раз. Я разошлась со вторым мужем. Чувствую, что и я, и он живем в грехе. Личная жизнь не складывается должным образом, ни у меня, ни у него. Можно ли подать прошение на расторжение церковного брака с первым мужем? Не будет ли это во вред моим сыновьям, рожденным в церковном браке? Я живу в Санкт-Петербурге, бывший муж в другом городе. Если можно подать прошения, то в какой церкви Санкт-Петербурга?

Отвечает прот. Игорь Катаев

Здравствуйте, Наталья!
«Церковного развода» не существует. При необходимости получения благословения на второй церковный брак, то есть на второе венчание, пишется прошение о благословении на второй церковный брак. Благословение нужно получать в епархии по месту жительства в настоящее время. Если Вы не собираетесь венчаться в ближайшее время, Вам не нужно писать это прошение.
Ваш грех связан не с тем, что Вы не расторгли первый церковный брак, что сделать, как я уже сказал, невозможно, а с тем, что разошлись, будучи венчанными. Именно в этом нужно каяться на исповеди в храме. Искреннее покаяние поможет Вам исцелить духовные последствия развода.
Существует немного законных способов вступить во второй церковный брак.
— вдовство
— если супруг ушёл от Вас по своей инициативе
— если супруг применял насилие, или дальнейшее пребывание с ним было опасно для жизни или здоровья.
И то, после развода при всех этих случаях не рекомендуется вступать во второй брак, кроме ситуаций крайней необходимости.

Вопрос от Алексия

Подскажите, может ли разведенный мужчина принять священнический сан? При то, что брак не был освящен церковью (без таинства венчания), а развод был осуществлен по инициативе жены.

Отвечает иерей Игорь Катаев

(глава 21. Требования к кандидату священства)

Вопрос от Киры

Здравствуйте. Мне бы хотелось задать вопрос, актуальный, к моему огромному сожалению, в наши дни для многих.

Около полугода назад я вышла замуж за человека, который до этого состоял в браке и был венчан. Посоветуйте, пожалуйста, что нам следует сделать — обращаться ли к церкви за разводом, или так как он вступил в отношения с другой женщиной, его брак уже считается с точки зрения церкви расторгнутым? Если обращаться, то куда, и каким образом?

Думаю, нелишним будет добавить, что в обозримом будущем мы бы хотели завести детей.

Заранее благодарю за ответ,

Отвечает священник Игорь Катаев

Прошение о признании церковного брака несуществующим можно писать после расторжения гражданского брака, достаточного по времени раздельного проживания (1год) и при наличии уважительной причины (оговаривается в церковном праве).
При необходимости получения благословения на повторный церковный брак тому из бывших супругов, кто не виноват в расторжении первого церковного брака, одновременно с прошением о признании предыдущего церковного брака несуществующим можно подать прошение о благословении на повторный церковный брак.

Предварительно нужно обратиться в епархиальную комиссию по вопросам семьи по телефону +7 (921) 316-70-07.

Если Вы живете на территории Санкт-Петербурга, то для подачи вышеуказанных прошений необходимо прийти на архиерейское подворье храма Святой Троицы на Октябрьской набережной 18. Предварительно, обязательно, необходимо созвониться по телефону 89312061627 ( игумен Фома) и ответив на вопросы, договориться о встрече. Звонить с 10 до 17 часов, кроме субботних, воскресных и праздничных дней. С собой принести документ удостоверяющий личность, копию свидетельства о расторжении гражданского брака (ксерокс заверять не надо), свидетельство о венчании (оригинал, если сохранился). После личной беседы с выяснением необходимых канонических оснований, напишете прошение о признании церковного брака несуществующим и, при необходимости и канонической возможности, прошение о получении благословения на повторный церковный брак.

Если Вы живете на территории Ленинградской области, Вам нужно обращаться к правящему архиерею соответствующей епархии.

Развод: взгляд церковного канониста

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Читать еще:  Как выписать из квартиры без согласия прописанного

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Читать еще:  Что говорит истец суду когда присутствует адвокат

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Как Церковь относится к разводам?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Церковь осуждает развод как грех, который причиняет страдания супругам и в не меньшей мере — их детям. Главный допустимый повод для развода — прелюбодеяние (измена).

Это вторая часть слайдов об отношении Церкви к браку. Читать первую часть.

Какие есть поводы для развода?

Как такового церковного развода не существует. С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них . Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Где узнать полный список препятствий к церковному браку?

Полный список препятствий к церковному браку можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Церковь осуждает повторный брак?

Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

Какие условия для повторного брака?

Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

Где можно получить церковный развод?

Церковный развод получить нельзя, но можно получить решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Оно принимается «в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод» (из документа «О канонических аспектах церковного брака»).

А «развенчаться» можно?

Нет. Такого понятия, как развенчание, не существует. Нельзя отменить таинство. Церковь просто дает благословение на повторный брак.

Развод и православие

Я только начинаю воцерковляться. В Великий пост приняла решение поститься и молиться. Пост получается держать, молитва дается тяжело (очень мало молюсь). Также прочитала, что надо делать добрые дела, подавать милостыню и помогать малоимущим и обездоленным. Нашла негосударственную организацию «Пища жизни», они кормят бездомных, по порыву души решила помогать готовить и раздавать еду, сама не вкушала, т.к. в процессе приготовления пищи выяснилось, что это организация кришнаитов. Вопрос: могу ли я помогать такой организации в благом деле кормить малоимущих, помогать продуктами, если не разделяю их веру? Соня.

Читать еще:  Помарки в трудовой книжке что делать

— Соня, при многих православных храмах волонтеры занимаются раздачей продуктов и готовой пищи бездомным и малоимущим. Я думаю, не составит труда найти такой храм и помогать в этом добром деле. Возможно, Вас заинтересуют и другие дела милосердия и социальные проекты, в которых участвуют православные волонтеры.

Не живем с женой уже четыре года. У меня другая женщина, которую я люблю. Но развод длился очень долго, поэтому я не мог вступить в новый брак. Священник не разрешал мне причащаться, говорил, что «это будет в суд и осуждение» и «пока ты не женился официально на своей любимой женщине, ты не можешь быть членом прихода». Что мне делать? Я считаю, что Причастие — это лекарство, и нельзя его лишать человека. Я не вижу в писаниях запрета на причащение. Очень обидно как-то все это. Почему бывает запрет на причащение и за что, и как это изменить, если можно. Спасибо. Дмитрий.

— Дмитрий, Вам нужно вступить в официальный брак. Любые отношение вне брака Церковь считает блудом. Поэтому, согласно правилам Православной Церкви, священник может не допустить человека до Таинства Причащения, если человек находится в грехе блуда. Отлучить от причащения могут и за другие тяжкие грехи.

К сожалению, развод в наше время стал делом совершенно обычным. Но Церковь, согласно Священному Писанию, настаивает на нерасторжимости брака. Ведь Сам Господь сказал: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 6, 9). То есть причина для развода может быть только одна (хотя сейчас Церковь указывает и другие причины, по которым развод допустим). Опять же, по правилам Церкви, отлучению от Причастия подвергается тот, кто стал причиной развода. В Вашем же случае священник совершенно правильно говорит о недопустимости отношений вне брака.

Вы совершенно правильно говорите, что причащение — это лекарство. Но давайте продолжим аналогию. В обычной жизни прием некоторых лекарств связан с соблюдением довольно строгих условий — времени, диеты, отсутствия других заболеваний, общего состояния больного. Иначе медикаменты принесут не пользу, а вред. Вот так же и в церковной жизни.

Здравствуйте. Можно ли делать свадьбу в пост, если не постишься? Лилия.

— Лилия, по правилам Православной Церкви, в дни многодневных постов, а также некоторые другие дни не совершается Таинство Венчания. Прежде всего потому, что пост — это время покаяния и молитвы. Поэтому свадебное торжество в дни поста неуместно.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, у меня такая ситуация. Мы долгое время судились с соседом. Вся наша семья считала его врагом. Но в последнее время у меня злоба прошла. И я стал с ним здороваться и доброжелательно относиться. А родители узнали об этом и стали говорить, что я пошел против них. Этот человек нанес столько вреда, а я к нему стал относиться спокойно. Говорят, что мы должны уметь «воевать», отстаивать свое, давать отпор врагу. Так ли это все? Правда ли, что я против родителей иду? Артем.

— Артем, забыв злобу и обиды, Вы поступаете правильно. Ведь все наши отношения с Богом построены на прощении. Без прощения духовная жизнь человека невозможна. Каждый день мы читаем молитву «Отче наш» и говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Под долгами подразумеваются грехи. Если мы не прощаем грехов другим людям, то и Господь не сможет простить нас.

К сожалению, бывает и так, что споры, особенно материальные, имущественные, становятся причиной вражды не только между соседями, но и близкими родственниками. Конечно, это неправильно. Поэтому, если есть силы и желание простить и примириться – лучше это сделать. Это будет христианским поступком. По крайней мере, стараться не помнить зла и обид.

Возможно, родителям пока сложно понять и принять Ваше отношение. Но против родителей Вы не идете. Дай Бог, чтобы они поняли правильность Вашего решения.

Есть такая фраза у апостола Павла: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). Почему же тогда часто говорят так: Бог всех простит, главное — покаяться? Ведь разбойник, находящийся возле Иисуса, попал в рай. Егор.

— Егор, апостол Павел говорит об осуждении нераскаявшихся грешников. Если человек упорствует в грехе, не желает очистить душу покаянием, то грех лишает такого человека части в Царстве Божием. Фраза «Бог все простит, главное — покаяться» уже содержит ответ на Ваш вопрос. Лучшим ответом будут слова пророка Иезекииля: Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших (Иез. 33, 11). Разбойник, попавший в рай, как раз осознал свои грехи и обратился к Господу Иисусу Христу со словами покаяния.

Здравствуйте. Мой муж выпивал, и когда он умер, я считала, что это моя вина. Потому что мне казалось, в какие-то моменты нашей жизни, что если его не станет — будет легче. После его смерти я винила себя и считала, что я виновата: если б я так не думала, этого не случилось бы. Получается, что я желала ему смерти. Много раз за это исповедовалась. Мой батюшка сказал, что у каждого свое время и на все воля Божия. Не могу себя до сих пор за это простить, страшное чувство вины перед ним. Юлия.

— Юлия, очень жаль, что с Вашим мужем так произошло. Конечно, временами бывает очень тяжело мириться с постоянным пьянством супруга и теми страданиями, которые оно приносит в семью. Но не Вы стали причиной его смерти. Поэтому винить себя в произошедшем неправильно. Возможно, нужно, чтобы прошло время. Наверное, Ваш духовник не раз советовал Вам молиться и об умершем, и о себе самой. Я дам тот же совет.

Здравствуйте. У меня проблема чревоугодия уже много лет. Не могу избавиться от переедания и не понимаю, почему. Прошу у Бога, но все время думаю о еде, как будто бес сидит и не дает насытиться. Уже сытая, но продолжаю есть и не могу остановиться. Знаю, что надо воздержаться, но не могу. Что мне делать? Спасибо. Анастасия.

— Анастасия, любая страсть преодолевается молитвой и участием в таинствах Церкви. И, наверное, самым лучшим способом борьбы с чревоугодием будет строгое соблюдение многодневных постов и постных дней. Говорите об этом священнику на исповеди. Если говорить о чисто практических моментах – просто сократите количество еды в доме. Особенно тех продуктов, которые вызывают наибольшее пристрастие.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста! Живем с любимым человеком вместе шесть лет и очень любим друг друга. Брак не зарегистрирован по некоторым причинам, сейчас нет возможности, к сожалению. Сейчас я на 22-й неделе беременности, хотим венчаться до родов, а расписаться после родов. Скажите, пожалуйста, есть ли возможность у нас получить благословение и венчаться? Большое спасибо за ответ! Анастасия.

— Анастасия, повенчаться могут супруги, состоящие в официальном, как принято сейчас говорить, браке. Если до 1917 года Церковь в России по факту выполняла роль ЗАГСа, то сейчас такой функции у Церкви нет. Поэтому венчанию должна предшествовать регистрация. Государственная регистрация брака — своего рода гарантия серьезных намерений супругов и ответственности друг перед другом. А также — подтверждение того, что они не состоят в других браках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector