Lb66.ru

Экономика и финансы
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация с юридической точки зрения

Приватизация квартиры с долгами

Вопрос о приобретении недвижимой собственности рано или поздно встает перед каждым гражданином. Кто-то пытается купить жилье, другие получают его в наследство, а третьи изъявляют желание сделать законным владением помещение, в котором сейчас проживают.

Как известно, многие граждане нашей страны используют свои квартиры на основании договора социального найма, которые заключались достаточно давно. Однако такое владение не наделяет человека практически никакими полномочиями по отношению к данному помещению. Например, даже при наличии большого желания, гражданин не сможет продать эту квартиру либо включить ее в наследственную массу, а также провести иные операции. Причиной для таких ограничений выступает тот факт, что квартира не является законной собственностью человека, следовательно, он не обладает абсолютно никакими правами, за исключением проживания на этой территории.

Именно для этого законодательством РФ уже несколько десятилетий назад была разработана и утверждена такая процедура, как приватизация жилых помещений. С юридической точки зрения, она означает изменение текущей формы жилья и приобретение гражданином данной собственности на законных основаниях. Действующие нормы выделяют каждому жителю нашей страны право на осуществление разовой, бесплатной приватизации жилого помещения.

Порядок приватизации, а также ее основные этапы регулируются современными законами. В большинстве случаев, данная процедура проходит без каких-либо сложностей. Однако иногда гражданин сталкивается с особыми ситуациями, которые несколько затрудняют дальнейший ход процесса. К одной из таких проблем, безусловно, можно отнести наличие задолженностей по квартире в отношении оплаты коммунальных платежей. В таком случае у квартиросъемщика возникают справедливые вопросы о том, можно ли осуществить приватизацию жилья при наличии задолженности и как это сделать.

Допускается ли приватизация жилья с долгами?

Каждый гражданин, после оформления регистрации на определенной территории, приобретает список обязанностей, который устанавливается действующими нормами. К основным из них можно отнести своевременное погашение задолженности в сфере коммунальных услуг. Проживающие в квартирах граждане должны регулярно оплачивать используемую воду, электричество, тепло и т.д.

В том случае, если за определенным человеком образуется задолженность, уполномоченные лица вправе начислять регулярные пени за просрочку обязательных платежей. Именно поэтому большинство граждан в нашей стране стараются оплачивать предоставляемые им услуги своевременно.

Однако в жизни зачастую могут возникать самые различные ситуации и непредвиденные обстоятельства, при которых за гражданином образуется задолженность по оплате коммунальных услуг. Более того, если этот человек пытается инициировать процедуру приватизации данного помещения, он, в большинстве случаев, сталкивается с отказами уполномоченных лиц. Первый отказ ждет гражданина в паспортном столе. Как только специалисты из данной организации узнают о наличии задолженности – они наотрез отказываются представлять необходимые справки и требуемую для приватизации информацию.

Чтобы узнать, правомерны ли вышеуказанные действия уполномоченных лиц, необходимо обратиться к современным законам, связанным с приватизацией. Ни в одном из них не сказано о том, что наличие задолженности по оплате услуг является препятствием для оформления права собственности на квартиру. Если никаких ограничений законодательством не устанавливается, уполномоченные специалисты не вправе требовать предварительного погашения имеющейся у гражданина задолженности.

Что делать?

Даже несмотря на то, что действующие нормы закона не содержат в себе информации об отмене приватизации, в случае наличия задолженности, гражданин должен знать, что платежи все равно лучше совершать своевременно. Если игнорировать данное обязательство на протяжении длительного времени, можно дождаться образования действительно большой задолженности, погасить которую в будущем будет значительно сложнее.

В том случае, если гражданин, во время приватизации квартиры, все-таки столкнулся с отказом именно по причине наличия задолженности, он, безусловно, будет иметь законное право на оспаривание данного решения. Подать заявление с соответствующей претензией можно в вышестоящую инстанцию или начальнику данного учреждения, в котором был получен отказ. Документ составляется в письменной форме, с указанием основной проблемы и конкретных требований к оппоненту.

При желании, гражданин может сразу обратиться и в органы прокуратуры. Сделать это можно также на основании личного заявления.

Следует отметить, что игнорирование обязательств по совершению регулярных коммунальных платежей может привести не только к образованию большой денежной задолженности, но и к другим, более серьезным последствия. Например, в том случае, если гражданин не будет оплачивать приходящие счета в течение 6 месяцев, местный орган власти получит законную возможность на постановку вопроса о выселении лица с занимаемой территории. В такой ситуации право на приватизацию человека, естественно, будет аннулировано. То есть фактически он может просто потерять свою квартиру за неуплату.

Существующая инструкция

В том случае, если гражданин столкнулся с произволом уполномоченной организации, не нужно пытаться убедить сотрудников в собственной правоте с помощью криков и лишних разъяснений. В большинстве случаев, это не приносит абсолютно никаких положительных результатов, кроме траты времени и огромного количества нервов. Оптимальным решением станут следующие действия:

  • истребование у сотрудников письменного отказа в приватизации. Сам факт необоснованного решения должен быть подтвержден соответствующим документом. Он, в свою очередь, будет являться главным доказательством в будущем, в случае обращения в вышестоящие органы. Такие же действия можно предпринять и в случае, если в организации требуют справку об отсутствии задолженности. Таких полномочий у специалистов также не имеется.
  • Как только письменный отказ будет получен, с ним гражданин может обращаться в уполномоченную инстанцию. Как уже было сказано выше, подать заявление с жалобой можно в местные органы прокуратуры. Однако, как показывает практика, данная организация занимается рассмотрением жалоб от населения в течение достаточно длительного времени. То есть гражданин может долго ждать, пока его заявление будет пущено в дальнейшую работу.

Вполне возможно, что специалисты изменят свое решение в том случае, если гражданин пригрозит скорейшим обращением в органы прокуратуры. Так что попытаться предупредить уполномоченных лиц о дальнейших серьезных мерах тоже можно. Вполне возможно, что даже устное предупреждение даст желаемые результаты, и процедура приватизации будет продолжена.

Какие еще действия могут помочь в данной ситуации?

Еще одним вариантом разрешения возникшей проблемы станет поиск поддержки у управляющей компании. Туда можно обратиться с целью получения справки об обязательной оплате задолженности в ближайшее время. В таком случае результат бывает положительным практически всегда. Это справку нужно лишь предъявить в тот орган, в котором, на данный момент времени, осуществляется приватизация квартиры.

Следует отметить, что управляющая организация не вправе отказывать заявителю в предоставлении соответствующей справки. В противном случае, гражданин будет обладать полноценной возможностью для дополнительного обращения в вышестоящую инстанцию, с соответствующей жалобой.

Таким образом, осуществить приватизацию жилья, с наличием задолженности по коммунальным платежам, возможно, данное действие не противоречит современным нормам. Для этого нужно действовать четко и стараться не конфликтовать с управляющими органами. Наоборот, лучше убедить их в том, что существующая задолженность действительно будет погашена в скором времени. Как только возникшая проблема будет урегулирована мирным путем – процедура приватизации жилья продолжится.

Приватизация

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственногомонополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Читать еще:  Гарантии на стоматологические услуги по законодательству

Содержание

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.

Приватизация, обобществление производства и собственность

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Реприватизация

РЕПРИВАТИЗАЦИЯ — возврат в частную собственность ранее выкупленных или национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков) акций ценных бумаг и т.д., обратный переход к приватизированной собственности, т.е. возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации.

История

В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер активно приватизировало угольную промышленность страны.

Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря

В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это, в тот период, вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию.

«С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шэньмин [1] .

См. также

  • Приватизация в России

Примечания

  1. Мир находится на пороге больших перемен и потрясений: взгляд из Китая / Статьи / Finance.ua

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ахунбабаев, Юлдаш Ахунбабаевич
  • Индивидуализм

Смотреть что такое «Приватизация» в других словарях:

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (См.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Финансовый словарь

Приватизация — – процесс перехода прав собственности на предприятия либо имущество от государства частным юридическим или физическим лицам. Приватизация – явление, появившееся задолго до нашего времени. Считается, что еще в Древней Греции в частным управлении… … Банковская энциклопедия

Приватизация — (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (cм.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Словарь бизнес-терминов

Приватизация — (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных… … Политология. Словарь.

приватизация — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] приватизация Передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи. В истории российской… … Справочник технического переводчика

Приватизация — (privatization) передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи.В истории российской приватизации, начавшейся еще в советское время, можно выделить три этапа:… … Экономико-математический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (от лат. privatus частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных… … Большой Энциклопедический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (privatization) Передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. Приватизированные активы могли находиться в собственности государства или местных органов власти … Экономический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (от латинского privatus частный), передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций,… … Современная энциклопедия

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • Интервью
  • .

МОСКВА (Рейтер) — Массовый пересмотр итогов приватизации с юридической точки зрения невозможен, поскольку нарушения были зафиксированы в незначительном количестве сделок, сказал в интервью правительственной «Российской газете» председатель Российского фонда федерального имущества Владимир Малин.

«Говорить сегодня о массовом пересмотре итогов приватизации можно, только бросая какой-то политический лозунг. С правовой, с экономической точки зрения для этого нет никаких оснований», — сказал он в интервью, опубликованном в четверг.

После начала преследования нефтяной компании ЮКОС прокуратурой политики и чиновники активно обсуждают возможность массового пересмотра государством итогов приватизации. Многие считают, что дело ЮКОСа является отражением желания некоторых представителей государства перераспределить собственность. Однако президент Владимир Путин неоднократно говорил, что пересмотру могут подлежать только сделки, где были допущены нарушения.

Малин считает, что теоретически пересмотру могут подлежать инвестиционные конкурсы, когда предприятия часто продавались за символические деньги под обязательство инвестиций. В случае, если инвестор в течение трех лет не выполнял обязательств, государство могло через суд добиться пересмотра сделки.

По его словам, таких инвестиционных конкурсов в России прошло 2.109. Из них исполнены условия инвестиций в 1.687 случаях; около 354 договоров расторгнуто, и из них в 90 процентах случаев государству удалось вернуть свои акции. Осталось около 30 «болевых точек».

«Таким образом, даже при сверхлиберальном законе, даже при объявленной самим же государством концепции приватизации менее процента проведенных сделок можно считать для государства неудачными», — считает Малин.

В настоящее время правильность совершенных приватизационных сделок проверяет Счетная палата.

Приватизационные сделки в 90-е годы в подавляющем большинстве были законными, заявил глава РФФИ

Приватизационные сделки в 90-е годы в подавляющем большинстве были законными. Об этом в интервью «Российской газете» заявил председатель Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин.

По его словам, всего в России было проведено 2109 инвестиционных конкурсов [вариант продажи госсобственности, предусмотренный законом от 1991 года, при котором победителем объявлялся участник, гарантирующий осуществление наибольшего объема инвестиций в производство в течение трех лет], из них исполнены условия инвестиций в 1687 случаях. Расторгнуто около 350 договоров, и из числа расторгнутых договоров в 90% случаев государству удалось вернуть свои акции. «Осталось около 30 «болевых точек», — сказал глава РФФИ. «Таким образом, даже при том сверхлиберальном законе, даже при той объявленной самим же государством концепции приватизации менее процента проведенных сделок можно считать для государства неудачными», — отметил он. «Брака в работе» не было. Говорить сегодня о массовом пересмотре итогов приватизации можно только бросая какой-то политический лозунг. С правовой, с экономической точки зрения для этого нет никаких оснований. Был закон, он был несовершенный, дырявый, но он тем не менее нами выполнялся» , — подчеркнул В.Малин.

Читать еще:  Громкая музыка из кафе что делать

Напомним, что В.Малин возглавил РФФИ в мае 2000 года. Новый закон о приватизации федерального имущества вступил в силу через год — весной 2001 года.

Укрощение госактивов: правовые нюансы «новой» приватизации и ее выгода для юристов

В России начинается новая приватизация: государство, желая компенсировать недоборы в бюджет из-за кризиса, избавится от активов целой группы компаний со своим участием. Потенциальных покупателей поставили в жёсткие рамки – уже объявлено, что ими смогут стать только российские юрлица и лишь те, кто при покупке обойдётся без займов из госбанков. Каковы юридические аспекты приватизационных ограничений, кто воспользуется шансом на передел государственной собственности и как юристы могут на этом заработать?

«Большая приватизация» от государства

В конце прошлого года в интервью телеканалу «Россия-24» министр финансов Антон Силуанов озвучил, сколько правительство собирается заработать на новой приватизации госимущества – 1 триллион рублей за два года. Заговорили об этом в высших эшелонах власти давно: планы по продаже акций компаний с госучастием правительство поддержало ещё в июле 2013 года. Предложения о том, как организовать процесс, в ноябре 2015 года внесло Минэкономразвития, а в начале 2016 года их одобрил и президент.

Приватизация должна принести деньги в бюджет на фоне падения доходов от продажи энергоресурсов. Власти по-прежнему сохранят контроль над стратегически значимыми предприятиями. Но список госкомпаний, акции которых частично или полностью пойдут на продажу, довольно объемный: по утвержденному в 2013 году плану государство полностью выйдет из корпорации «Роснано», «Ростелекома», аэропорта «Шереметьево». Сегодня речь уже идёт и о продаже «Транснефти», «Роснефти», «Аэрофлота», «Алросы». Когда будет утверждён окончательный список фирм-участников приватизации, пока неизвестно.

В прессе появились и имена возможных покупателей госактивов – среди них названы сенатор Сулейман Керимов и компания «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова. «Учитывая незначительный интерес иностранных инвесторов к российским активам, связанный как с кризисной ситуацией в российской экономике, так и с геополитическими рисками, велика вероятность того, что к участию в добровольно-принудительном порядке будут приглашены российские бизнесмены верхнего эшелона», – комментирует Антон Самохвалов, партнёр КИАП. Для стратегических предприятий потенциальным покупателям придется получать соответствующее согласование Правительственной комиссии, напоминает Андрей Порфирьев, партнер Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: «Нельзя сбрасывать со счетов и такую форму приватизации, как прямая продажа стратегическому инвестору».

Хотя в приоритете могла быть продажа активов по максимальной цене (логично при не самой благоприятной экономической конъюнктуре), к потенциальным покупателям предъявлен целый ряд требований. Доверят госдолю в компаниях не каждому.

Только для своих

В «большой приватизации» смогут участвовать только российские юридические лица, сказал Владимир Путин на проведённом 1 февраля совещании, в котором кроме чиновников приняли участие руководители крупных компаний с госучастием. В зарубежных СМИ требование спровоцировало сомнения в том, что иностранных инвесторов вообще допустят к приватизации российских активов. В Кремле подчёркивают, что иностранные инвестиции только приветствуются: «Россия всегда была заинтересована в иностранных инвесторах, мы ценим наше сотрудничество с теми, кто продолжает работу на российском рынке, и мы заинтересованы в притоке новых инвестиций», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

На деле же государство сможет контролировать приобретение пакетов акций значимых компаний иностранными инвесторами: соответствующие ограничения для иностранных инвесторов прописаны в законе о стратегических инвестициях. Согласно закону, они должны согласовывать с правительственной комиссией приобретение от 25 до 50 % акций российских компаний, которые относятся к числу стратегических (как, например, «Роснефть», «Башнефть» или «Алроса»), а также ставить её в известность о покупке 5 и более процентов акций. «Закон о приватизации, в отличие от старого закона, не предусматривает прямых запретов для иностранных лиц, включая зарегистрированных в офшорных юрисдикциях на покупку акций», – подтверждает Андрей Порфирьев. Но в том, что касается возможности участия в приватизации офшоров, вполне можно ожидать введения законодательного запрета в том или ином виде, полагает Антон Самохвалов.

Запрет иностранным юрлицам на участие в приватизации с юридико-технической точки зрения – это не только продолжающиеся, параллельно с деофшоризацией, усилия государства по сохранению и увеличению национального капитала в российской экономике, говорит Надежда Грязева, советник Dentons. «Государству минимальными законодательными усилиями проще заранее предотвратить такой затратный по времени и средствам контроль, как контроль происхождения прямых иностранных инвестиций. Оценить законность участия в приватизации российских дочерних обществ иностранных корпоративных структур, к которым иностранный собственник может прибегнуть в целях «обхода» подобного запрета, в текущий момент затруднительно в отсутствие конкретных законоположений»,– поясняет Грязева.

Приватизация за свой счёт

Ещё одним ограничением для желающих купить госактивы станет запрет на использование при покупке средств госбанков. Такой подход, вероятно, должен предотвратить «псевдоприватизацию». «Скорее всего, это связано с восприятием средств таких банков, как государственные, и, как следствие, с нежеланием допустить ситуацию, при которой активы выкупаются частными лицами у государства за средства самого государства», – говорит Антон Самохвалов.

При этом ограничения не обязательно будут вводиться путем изменений в законодательство, поясняет Андрей Порфирьев: «Для того чтобы отсечь госсредства, путей предостаточно: это и деятельность представителей государства в советах директоров крупных компаний-покупателей, и ограничение направлений расходования госсредств, поступающих в качестве субсидий или взноса в уставный капитал, и т. д.» С тем, что изменений в законодательство не потребуется, согласен и Антон Самохвалов: «Было высказано пожелание, которое, скорее всего, будет воспринято такими банками как руководство к действию и без законодательных ограничений – они просто не будут одобрять выдачу таких кредитов.»

Что до возможностей действия компаний в рамках этого ограничения, то, с одной стороны, появится больше возможностей для финансирования сделок у частных банков, считает Самохвалов. Однако, с другой, учитывая высокую стоимость пакетов акций, которые планируется приватизировать, немногие частные банки будут способны профинансировать покупателей на такие суммы в одиночку, уверен он: «Очевидно, покупатели будут либо пытаться получить синдицированные кредиты в российских банках, либо кредитоваться в зарубежных банках.»

Акцент на прозрачность

«Сделки должны быть экономически оправданными – приватизация не должна свестись к продаже госпакетов компаний по бросовым ценам», – сказал президент России Владимир Путин в ходе совещания по приватизации с руководителями крупных российских компаний. Власти проследят и за прозрачностью сделок – «серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей – недопустимо», – предупредил президент.

Запрет на офшоры закономерен, уверены эксперты. С одной стороны, такое условие отвечает политике деофшоризации и недопущению появления прямых иностранных собственников российских активов, сохранению российских активов как источников доходов под национальным фискальным и валютным режимом и контролем, поясняет Надежда Грязева. Запрет также способствует использованию рублей при организации финансирования приватизационных сделок, добавляет она: «Частный бизнес, как это принято считать, будет смотреть на приватизационные сделки с позиции экономической целесообразности (экономика приватизируемого объекта, цена приватизационной сделки, стоимость привлекаемого рублевого финансирования и т. д.), и с этой позиции возврат капитала может быть в некоторых случаях выгоден».

Читать еще:  Развод в судебном порядке при наличии детей

«Вероятнее всего, российские бизнесмены будут создавать в России компании специального назначения для приобретения приватизируемых активов, а впоследствии реструктурировать владение через иностранные структуры – встраивать такие компании в имеющиеся структуры», – предполагает Антон Самохвалов.

В целом, «ограничительный» подход экспертов не удивляет. «В последние годы приватизация госактивов во многом была связана с выстраиванием крупных государственных интегрированных структур (в ОПК, космической промышленности, геологии и др.) – по сути, речь шла о безвозмездной передаче активов в госхолдинги», – говорит Андрей Порфирьев. При проведении же «классической» приватизации в условиях, когда цены на российские активы невысоки, государство нуждается в приходе стратегических инвесторов, а не в перекладывании активов из одного государственного кармана в другой, и, тем более, не в кратковременном обогащении отдельных корпораций на колебаниях цен акций, объясняет он.

С другой стороны, не стоит воспринимать озвученные запреты как нечто неизменное. Отмена действующих ограничений – нормальная практика, напоминает партнёр юридической компании «ЮСТ» Александр Боломатов: «Определённые ограничения были установлены. Возможно, потом сочтут целесообразным какие-то ограничения отменить, и от этого выиграют все. Хотя последнее будет возможно, только если это будет прозрачная приватизация.»

Положительный эффект: как юристы заработают на приватизации

Приватизация, поставленная в жёсткие рамки, прибавит работы юристам. На это никто не жалуется: для юристов приватизация – большая радость, признаёт Александр Боломатов. По его словам, дополнительную работу в связи с приватизацией получат и юристы-инхаусы, и консультанты, и судебные юристы: «В любом случае, в первую очередь это, конечно, работа государственным юристам, работающим внутри компаний. Тем же, кто будет покупать госимущество, потребуется провести проверки, due diligence, возможно, будут споры».

«Думаю, что озвученные властями запреты означают, что готовятся к продаже действительно «лакомые» куски государственной собственности», – говорит Порфирьев. Раз речь идет об акциях крупных компаний, включая стратегические, значит у юристов будет громадный фронт работ по линии антимонопольных процедур, уверен он. Будут юристы задействованы и при выборе новых собственников компаний: «Большая работа предстоит и по раскрытию всей необходимой информации для принятия государством решения о продаже активов стратегическим инвесторам,» – уверен Порфирьев. Придется работать и со структурированием с использованием российских компаний, помогать клиентам выполнять условия приобретения активов, получать синдицированные кредиты на покупку активов, добавляет Антон Самохвалов.

«Помимо правовой оценки практических последствий для покупателей рассматриваемых новых позиций государства по условиям участия в приватизации, юристам потребуется вспомнить и предупреждать отрицательные правовые практики, сложившиеся в истории предыдущих приватизаций в России, – добавляет Надежда Грязева из Dentons. – В свете реформы Гражданского кодекса РФ и попыток судебного сообщества практически применять принцип добросовестности в гражданских отношениях, такие старые «схемы», как участие двух аффилированных лиц в качестве участников приватизационного аукциона с последующей победой одного из них, заявившего покупку по стартовой цене и не сделавшего ни одного шага аукциона, и отказом другого участника от участия, должны остаться только историей 90-х.»

Если же говорить об общей оценке приватизации, то ожидания в целом положительны. «Государство всегда неэффективный собственник, не имеет того стимула на развитие бизнеса, имеет другие задачи, поэтому весьма вероятно, что приватизация даст положительный эффект, – считает Павел Ивченков, юрист компании «Деловой фарватер». – Впрочем, плюсов от приватизации ждать быстро не стоит, тут многое зависит от востребованности той продукции, что производит предприятие, и его текущего состояния.»

Госдума передумала завершать программу передачи жилья гражданам

Всего десять дней понадобилось Госдуме, чтобы сменить свое мнение о необходимости завершения массовой приватизации жилья на прямо противоположное. Вчера во втором чтении палата приняла законопроект, предусматривающий бессрочное продление этого процесса для всех граждан. В редакции первого чтения приватизация сохранялась до 2020 года лишь для крымчан, сирот и проживающих в аварийном жилье. По данным «Ъ», смена позиции парламентариев произошла под влиянием Владимира Путина, который, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «с самого начала был сторонником именно такого решения».

Вчера Госдума во втором чтении приняла законопроект группы депутатов-единороссов, снимающий ограничение срока бесплатной приватизации жилья. Все граждане, пока не воспользовавшиеся механизмом оформления квартир и домов в собственность, смогут сделать это и после 1 марта этого года, когда приватизация должна была завершиться. Соответствующие поправки внесены в проект, одобренный депутатами в первом чтении 27 января. Тогда документ предусматривал продление программы до 2020 года лишь для жителей Крыма и Севастополя, для граждан, проживающих в аварийном жилье, признанном таковым до 2012 года, а также для детей-сирот.

Поправки за авторством тех же единороссов появились во вторник, после того как премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о решении правительства отказаться от ограничения сроков приватизации. По данным «Ъ», оно было предложено Владимиром Путиным в январе на совещании с членами правительства и администрации президента (см. «Online» от 7 февраля). Вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что Владимир Путин «с самого начала был сторонником именно такого решения, он доводил эту свою точку зрения до руководства кабинета». В «Единой России» смену позиции объяснили «просьбами избирателей». В Минстрое, выступавшем ранее против продления для всех, заявили, что оно «направлено на то, чтобы больше не создавать ажиотаж вокруг этого вопроса».

При вчерашнем обсуждении поправок депутатов интересовали преимущественно процедурные вопросы — они указывали на то, что концепция законопроекта изменилась. В связи с этим звучали предложения «в первом чтении затвердить бессрочную приватизацию, чтобы не было процессуальных вопросов у судов». Соавтор проекта Павел Качкаев («Единая Россия»), представлявший поправки, уклончиво объяснил, что концепция не меняется, поскольку изменения вносятся в «те же самые законы, которые были в первом чтении». Часть парламентариев это не убедило — они подчеркивали, что поправки существенно меняют круг лиц, сохраняющих право на приватизацию, а также напоминали, что ранее другие фракции Госдумы уже выступали с подобной инициативой, но она была отклонена. Председатель Госдумы Вячеслав Володин на это примирительно заявил, что поправка «носит консенсусный характер» и что «было бы правильно предложить и другим фракциям принять участие в подписании поправки». С аналогичными собственными поправками вчера удалось выступить ЛДПР — они также были поддержаны.

Напомним, что в правительстве ранее неоднократно выступали против очередного продления, допуская лишь принятие исключений для отдельных категорий граждан. Среди аргументов называлось выбытие жилья из фонда социспользования. В Минэкономики «Ъ» вчера пояснили, что «с учетом установления бессрочного права на приватизацию риски по уменьшению фонда социспользования могут быть снижены». Мониторинг объемов жилфонда, подлежащего приватизации, будет продолжен — в случае необходимости, добавляют в ведомстве, вопрос восполнения фонда будет прорабатываться дополнительно.

С 1992 года возможностью приватизации жилья воспользовались 30,6 млн человек — по прошлогодним оценкам Минстроя, порядка 20% подлежащих приватизации квартир пока все еще не оформлены гражданами в собственность. Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский полагает, что продление программы прежде всего будет актуально для чиновников, получающих служебное жилье,— по его словам, среди обычных граждан «все, кто хотел, уже сделали это». Партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Оксана Ждановская добавляет, что вопрос приватизации жилья остается актуальным для жителей Крыма. Виталий Можаровский напоминает о ситуациях, когда граждане торопились с приватизацией жилья, а потом, столкнувшись, в частности, с необходимостью уплаты налогов, «меняли свое мнение и возвращали квартиру в собственность государства». Среди других причин, останавливающих граждан, Оксана Ждановская называет возможные семейные конфликты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector