Lb66.ru

Экономика и финансы
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация и демонополизация

Основные направления реформирования российской экономики: предпринимательство, приватизация и демонополизация. Доходы населения России

Главная > Контрольная работа >Экономика

Краснотурьинский индустриальный колледж

Контрольная работа №1

по дисциплине «Экономическая теория»

для специальности: 0601 «Экономика и бухгалтерский учет»

1)»Основные направления реформирования российской экономики: развитие предпринимательства, приватизация, демонополизация.

2) Доходы населения в России (привести примеры распределения доходов)

Работу выполнила: Неустроева А.В.

Работу проверила: Малькова Н.И.

Работа выполнена с оценкой …

г. Краснотурьинск, 2009г.

Глава № 1. Предпринимательство 7

1.1. Необходимость развития предпринимательства в России, его характеристика 7

1.2. Предпринимательство в масштабе малого предприятия. Особенности и функции 9

1.3. Своевременные проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения 11

Глава № 2. Приватизация 15

2.1. Теория приватизации 15

2.2. Сущность приватизации 17

2.3. Необходимость приватизации в России 20

Глава № 3. Демонополизация 22

3.1. Демонополизация российской экономики 22

3.2. Причины создания ФПГ 23

3.3. Регулирование цен и тарифов 25

Глава № 4. Доходы населения в России 29

4.1. Виды доходов 29

4.2. Причины дифференциации доходов населения 31

Источники информации 38

Введение

Важнейшими направлениями формирования экономики России являются поддержка предпринимательства, приватизация и демонополизация. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проходит в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью.

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в предпринимательстве находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает предпринимательство необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики. Формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития предпринимательства. Разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и предпринимательство; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым отечественным бизнесом.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике. Во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности. В-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них — порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это — перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Весной 1994г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт), машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и не содержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональными органами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируют сложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.

Здесь же заметим, что исключение железнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочередной демонополизации может создавать препятствия для изменения структуры данной отрасли, чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например, выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из состава Министерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции на рынках соответствующих услуг.

Глава № 1. Предпринимательство

1.1. Необходимость развития предпринимательства в России, его характеристика

Изучая сущность предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Предпринимательство играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь предпринимательство все больше признается как созидательная сила экономики.

В течении 1980-х годов престиж предпринимательства в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории предпринимательство можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 — 1988 гг.) сфера деятельности предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития его является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 — 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 — 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 — 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Читать еще:  Как переделать приватизацию квартиры

Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной — шестой этап (с 1995 г) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Приватизация спиртовой отрасли

В конце 2019 был принят закон о демонополизации спиртовой отрасли, после этого была принята программа Кабинета министров Украины по реформированию развития спиртовой отрасли, которая предусматривала четкий порядок и способ ее приватизации.

Исторически монополия на спиртовую отрасль перешла в наследство от Советского Союза и уже почти 30 лет в независимой Украине находится под полным управлением государства. В то время, как почти во всех странах Европы спиртовая отрасль находится в частной собственности.

Государственная монополия, отсутствие экспорта продукции и конкуренции привели к необоснованному ценообразования и как следствие нефункционирование десятков заводов Укрспирта.

Благодаря принятой программе реформирования спиртовой отрасли на продажу через электронную торговую систему ProZorro.Продажи государство планирует выставить 78 спиртовых площадок, в состав которых входит 41 место осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт» и 37 спиртовых заводов. Более подробный перечень мест производства и хранения, а также заводов Укрспирта можно посмотреть на официальном сайте Фонда государственного имущества Украины .

Потенциально заинтересованными в покупке заводов Укрспирта являются производители ликеро — водочной продукции; фармацевтические компании, в частности производители антисептиков; производители автомобильного топлива; аграрные компании.

Продажа спиртовых заводов и их площадок будет проводиться в рамках Малой приватизации в соответствии с Порядком проведения электронных аукционов для продажи объектов малой приватизации и определения дополнительных условий продажи.

Продажа объектов Малой приватизации начиная с 2018 года проводится в системе ProZorro.Продажи.

Участие в аукционе

Для участия в аукционе, в том числе по приобретению объектов спиртовой отрасли, необходимо пройти регистрацию на аккредитованном электронной площадке. Полный перечень аккредитованных площадок здесь — https://prozorro.sale/#brokers. Благодаря конкуренции среди площадок, каждый из них пытается предоставить свои услуги на самом высоком уровне, а потому в регистрации поможет специалист выбранной площадки. Для подтверждения действительных намерений по участию в аукционе каждый участник обязан уплатить взносы: гарантийный (10 процентов от начальной цены лота) и регистрационный. Указанные взносы являются своего рода гарантийным обеспечением. После зачисления взносов на счет электронной площадки, участник должен подать в ЕТС (электронная торговая система) свою закрытую ценовое предложение. Размер закрытого ценового предложения в некоторой степени влияет на результаты аукциона и может увеличить шансы на победу в аукционе. Сам аукцион проходит в 3 раунда, в каждом из которых участнику предоставляется 3 минуты для того, чтобы сделать свою ставку. По завершению аукциона ЕТС автоматически определяет победителя с высокой предложенной цене. Победитель аукциона имеет 30 календарных дней для заключения договора купли — продажи и еще 30 календарных дней для проведения оплаты за приобретенный лот. После чего процедура приватизации завершается.

В системе ProZorro.Продажи уже проведено около 20 аукционов по продаже объектов Укрспирта. Из них 17 аукционов прошли успешно, а значит судьба этих объектов в ближайшем будущем ожидает новых инвестиций и нового «витка жизни».

Если Вас заинтересовали объекты Укрспирта и Вам нужна помощь специалиста или Вы уже планируете принять участие в аукционах системы ProZorro.Продажи, мы с радостью проконсультируем Вас и поможем приобрести заинтересовавший Вас объект. Более детальной информацией Вы можете ознакомиться здесь — https://ezakupivli.com.ua/rmb/prodazh-obktiv-maloyi-privatizacii

В ближайшее время в систему ProZorro.Продажи к продаже путем приватизации будут переданы следующие объекты Укрспирта:

  1. Отдельное имущество Уладовского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  2. Отдельное имущество Коростышевского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  3. Отдельное имущество ТРИЛЕСКИЙ места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  4. Отдельное имущество Маловысковского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  5. Отдельное имущество Угерского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  6. Отдельное имущество Струтинского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  7. Отдельное имущество Сумского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  8. Отдельное имущество Сумского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  9. Отдельное имущество Наумовского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  10. Отдельное имущество НОВОСУХАНОВСКИЙ места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  11. Отдельное имущество Ковалевского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  12. Отдельное имущество Ивашковского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  13. Отдельное имущество Ганнопольском места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  14. Отдельное имущество Иваньковского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  15. Отдельное имущество Писаревского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  16. Отдельное имущество КАРАПЧОВСКИЙ места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  17. Отдельное имущество ШАБАЛИНОВСКИЙ места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  18. Отдельное имущество Крискивського места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  19. Отдельное имущество Государственного научного учреждения «Украинский научно-исследовательский институт спирта и биотехнологии продовольственных продуктов» концерна ГП «Укрспирт»
  20. Отдельное имущество Дублянского места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  21. Отдельное имущество Вашкивская места осуществления деятельности и хранения спирта концерна ГП «Укрспирт»
  22. ГП «Укрспиртпостав» концерна ГП «Укрспирт»
  23. Отдельное имущество Овецацького места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  24. Отдельное имущество Залучанского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  25. Отдельное имущество Пидгайчивського места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  26. Отдельное имущество Караванского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  27. Отдельное имущество Косарского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  28. Отдельное имущество Иваньковского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  29. Отдельное имущество Луцкого места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  30. Отдельное имущество Стадницкого места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  31. Отдельное имущество Червонослободского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  32. Отдельное имущество Тхоровского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  33. Отдельное имущество Дубовязовского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  34. Отдельное имущество Маницковецкого места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  35. Отдельное имущество Чемерского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  36. Отдельное имущество Ковальского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  37. Отдельное имущество Новоборовицкого места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  38. Отдельное имущество Липницкого места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  39. Отдельное имущество Борокского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  40. Отдельное имущество Великолюбинського места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  41. Отдельное имущество Вузловского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  42. Отдельное имущество Рава-Русского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  43. Отдельное имущество Сторонибабского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  44. Отдельное имущество Струтинского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  45. Отдельное имущество Кобыловолоцкогоместа осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»
  46. Отдельное имущество Борщевского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт»

34. Понятие и разграничение приватизации от смежных понятий (демонополизация, денационализация, коммерциализация и т.П.).

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Читать еще:  По каким показаниям проводится прерывание беременности — в каких случаях разрешен аборт

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ — проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (франц. denationalisation) — передача объектов национализированной государственной собственности в частную (в противовес национализации), проводимая чаще всего в связи с низкой эффективностью использования объектов национализированной собственности.

Коммерциализация — первый этап приватизации государственного предприятия, на котором управляющие государственным предприятием несут ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия, а государство прекращает предоставление дотаций на покрытие убытков от хозяйственной деятельности.

35. Система органов государства, осуществляющих приватизацию и их компетенция.

Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.

Проведение Госкомимуществом России единой государственной политики по приватизации обеспечивается разработкой Государственной программы приватизации, организацией и контролем за ее выполнением, осуществлением методического руководства, а также подготовкой различных предложений практического характера. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на федеральную, республиканскую и местных органов. Решения Госкомимущества России, принятые во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, районов (кроме районов в городах), организуют соответствующие комитеты по управлению имуществом, которые входят в состав соответствующих органов управлния по месту их нахождения. По поручению Госкомимущества России комитеты могут проводить приватизацию предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями.

В соответствии с действующим законодательством продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, а также долей государства (паев, акций) в капитале предприятий являются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители, наделенные соответствующими правами. Этот фонд создантся по решению Президиума Верховного Совета РСФСР и подотчетен ему и Верховному Совету, является юридическим лицом. Фонд создает на местах свои отделения. Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных нормативными и законодательными документами. Фонд финансируется за счет средств, получаемых от приватизации государственных предприятий , находящихся в федеральной собственности.

Фонд выполняет следующие функции: продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в течении месяца после учреждения общества; временно , до момента продажи, владеет свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Госкомимуществом России, и осуществляет полномочия России как собственника на общих собраниях акционеров; с этой целью он может привлекать на договорных началах представителей соответствующих министерств; продает указанные доли (паи, акции); выступает учредителем акционерных обществ; приобретает акции и паи; получает и распределяет дивиденды; обменивает принадлежащие России акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при их учреждении, осуществляет контроль за предоставленными льготами работникам приватизируемых предприятий. Поскольку Российский фонд федерального имущества является представителем государственной собственности, то в его владении находятся разнообразные ценные бумаги и акции. В этом случае из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20% от общего числа акций каждого общества. Остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, являются привилегированными и право голоса не имеют. При продаже Фондом этих акций они конвертируются в обыкновенные. Важным моментом в деятельности Фонда и его местных отделений является то, что он совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур содействует процессам демонополизации экономики и создания конкурентной среды, благоприятной для развития негосударственных предприятий. Российский Фонд федерального имущества не вправе делегировать свои полномочия другим организациям.

Демонополизация и итоги приватизации в РК

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кафедра Экономические дисциплины

на тему Демонополизация и итоги приватизации в РК

по дисциплине Экономическая теория

Проверил: старший преподаватель
Шинтаева С.С.

Выполнил: УиА-101 специальность Учет и аудит

Дата Оценка: подпись
преподавател
я
по цифровой %- по
буквенной эквивалент содержание традиционной
системе баллов баллов системе

Введение 3
1 Сущность приватизации 5
2 Особенности преобразования собственности в казахстанской 6
экономике
3 Итоги и этапы казахстанской приватизации 10
4 Формы казахстанской приватизации 12

Список использованной литературы 15

Мировая экономическая политика показывает, что реальное, а не
декларированное соединение свободных производителей со средствами
производства способно создать мощный мотивационный механизм экономического
роста. Поэтому уже на ранней стадии перестройки встал вопрос о формах
раздела государственной и передачи ее собственникам. Однако начатая на
этом этапе приватизация явилась ареной уже многолетних, неутихающих
споров и критики.
Приватизация представляет собой одно из главных направлений
разгосударствления. Разгосударствление – это более широкое, чем
приватизация, понятие.
Процесс разгосударствления представляет собой явление, при котором
принципиально меняются место и роль предприятия или организации в системе
существующего государственного управления в связи с усилением экономической
самостоятельной хозяйствующих субъектов и реализацией их коммерческих
интересов.
Что же касается понятия приватизация, то оно выражает такой
процесс, когда происходит приобретение в частную собственность граждан или
акционерных обществ (товариществ) за плату или иным образом принадлежащих
государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и другого
имущества.
Качественное различие разгосударствления и приватизации состоит в
том, что в процессе приватизации обязательно меняется субъект отношений
государственной собственности, в то время как при разгосударствлении
такое
может не происходить.
Цель разгосударствления – в сохранении доминирующего положения
государственной собственности, но уже не в монопольных формах владения и
распоряжения ее имуществом, а в передаче его на коммерческих основах
различным субъектам хозяйствования с целью получения дохода от
реализации права собственности.
Разгосударствление решает следующие основные задачи:
— сокращение государственного сектора в экономике;
— переход от преимущественно государственно-директивного
регулирования производства к его регулированию на основе рыночных
механизмов;
— коммерциализация деятельности предприятий, остающихся в
государственной собственности, реализация для этих предприятий принципа
самостоятельного хозяйствования, что позволит их в полноценные субъекты
рынка, самостоятельно определяющие свою технико-экономическую,
производственную, сбытовую и ценовую политику;
— демонополизацию производства и развитие конкуренции, когда
государство создает условия для успешного экономического соревнования
как для частных, так и для государственных немонополизированных
предприятий;
— постепенную ликвидацию государственной монополии во
внешнеэкономической деятельности, когда государство обеспечивает лишь
привлеченные в страну в необходимых размерах иностранных
инвестиций и импорт.
Приватизация присуща всей мировой практике, в том числе и смешанной
рыночной экономике развитых стран Запада.
Анализ процесса приватизации в развитых капиталистических и
развивающихся странах показывает, что в качестве основных целей
выступает решение двух задач:
— сокращение бюджетных дефицитов, обусловленных в немалой степени за счет
субсидий и дотаций неприбыльных и малорентабельных государственных
предприятий, т.е. сокращение государственного бюджетного бремени;
— повышение эффективности национальной экономики благодаря ее росту на
приватизационных предприятиях.
Одной из целей приватизации государственных предприятий в развитых
капиталистических и развивающихся странах состоит в сокращении
государственного финансового бремени.

Читать еще:  Процедура регистрации договора аренды нежилого помещения

1. Сущность приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе
к рынку и представляет из экономических отношений, возникающих в связи с
изменением формы собственности на средства производства: с
государственной себя особую систему на частную. Рассмотрение
методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть
экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению
формы собственности на средства производства с государственной на частную
(в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение
приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый
сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления
заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением
собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат
государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет
единого определения приватизации. В западных странах можно встретить
множество определений, такие как:
— переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного
сектора) или смена государственной собственности на частную;
— полная продажа государственных предприятий частным лицам;
— продажа части активов;
— передача функций государственной собственности частному сектору народного
хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов
осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные
модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на
определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к
следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся
совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в
реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким
образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии
затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными
чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа
на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие
акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники
указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме
того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

2 Особенности преобразования собственности в казахстанской
экономике

Прежняя экономическая система, существовавшая в СССР, характеризовалась
наличием государственной и кооперативной форм собственности при
господствующей роли государственной собственности фактическим
огосударствлении и контроле государства за развитием кооперативной и
личной собственности. Перераспределение прав собственности, которое
происходило внутри существовавших форм собственности, не затрагивало
перераспределения экономической власти в целом в экономической системе.
Лишь во второй половине 80-х годов прошлого века начались
интенсивные изменения собственности, затрагивающие не только
перераспределение прав, но и изменения форм собственности.
В 1986 г. был принят Закон СССР Об индивидуальной трудовой
деятельности. Он послужил основой легализации частного
предпринимательства и индивидуально-
трудовой собственности.
В 1988 г. был принят закон СССР О кооперации в СССР. Хотя
кооперативная форма собственности уже существовала в стране, принятие
указанного закона имело существенное значение с точки зрения
преобразования собственности. Во-первых, по закону разрешалось применение
наемного труда в кооперативах. Во-вторых, в условиях сохранения планового
регулирования цен для государственных предприятий новые кооперативы
получали режим свободного ценообразования. Тем самым была создана
возможность для интенсивного и широкомасштабного перелива
государственной собственности в частную. Через связи с кооперативами как
самостоятельными юридическими лицами и через создание кооперативов при
госпредприятиях развернулся широкомасштабный процесс превращения средств
государственных предприятий в частногрупповую и частнокапита-листическую
собственность.
В 1989 г. был принят ряд нормативных актов об аренде, в том числе закон
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. Этот
закон содержал правовую основу для перераспределения прав собственности и
для изменения форм собственности. В нем впервые законодательно разрешалось
заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллективами
арендованного государственного имущества. На практике аренда вылилась в
расширение прав трудовых коллективов в управлении, использовании
хозрасчетного дохода.
В 1990-1991 гг. в СССР была создана законодательная база для
перераспределения прав собственности и преобразования форм собственности.
Были приняты Основы гражданского законодательства СССР и республик и
целый ряд законов и иных нормативных актов, направленных на развитие
рыночных отношений, в том числе Закон Об основах разгосударствления и
приватизации в СССР.
Реформирование собственности в СССР предполагало, во-первых,
многообразие форм преобразованной госсобственности. Разгосударствление
имело целью перераспределение таких правомочий, как управление,
использование части дохода без смены форм собственности. В процесс смены
форм собственности предусматривалось превращение государственной
собственности в другие, негосударственные, формы собственности.
Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления.
Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации
предоставлялось трудовым коллективам. Трудовые коллективы , исход я из
перспективных планов развития предприятий, могли принимать решения об
очередности решения задач реконструкции, жилищного и социального
строительства, выкупа госимущества. Свобода выбора и гибкое
разнообразие возможностей преобразования государственной собственности
являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего
направления экономической реформы.
Выбор направлений и форм преобразований после 1991года в экономике
Казахстана осуществлялся по следующим основным направлениям:
разгосударствление с сохранением государственной собственности на
крупных предприятиях и приватизации в сфере малого бизнеса; создание
коллективных предприятий как с неделимой , так и коллективно-долевой
собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди
населения (через специальные приватизационные купоны, государственные
ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона
акций и самих предприятий.
Приватизация осуществлялась в соответствии с Национальной программой
разгосударствления и приватизации в Республике Казахстана на 1993-
1995гг., утвержденной указом Президента от 5 марта 1993г; Программой
приватизации и реконструктуризации государственной собственности в
Республике Казахстана 1996-1998гг., утвержденной постановлением
правительства от 27 февраля 1996г. № 246; Программой приватизации и
повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-
2000гг., утвержденной постановлением правительства Республики Казахстан
от 1 июля 1999г. № 363.
Необходимо выделить следующие основные особенности казахстанского
варианта приватизации:
— на проведение разгосударствления и приватизации негативно влияли
следующие условия: рост безработицы, бедности населения, отсутствие
навыков рыночного ведения хозяйства у большинства населения, высокая
концентрация производства.
— приоритетность образования коллективных предприятий в результате
выкупа трудовым коллективом в отраслях материального производства
непроизводственной сферы. Но при создании коллективных предприятий не
учитывались их специфика и размеры. Коллективными предприятиями
становились и сверхкрупные. Например, алматинское производственно-швейное
объединение им. Гагарина. Такие предприятия должны были быть
акционированы.
— приоритет социально-политических целей над экономическими.
Казахстанская модель не учитывала критерии экономической эффективности
осуществления приватизации. Имущество государственных предприятий должно
было быть оценено по остаточной стоимости. Но в условиях высокого уровня
инфляции это было сделано только приблизительно. При оценке стоимости
невозможно было учесть прибыль, объемы производства, спрос,
конкурентоспособность продукции. Стоимость основных фондов, перспективы
развития предприятия. В ходе реформы нередко государственная
собственность не столько между непосредственными производителями,
сколько между высшими управленцами. Административно-управленческим
персоналом предприятий и коммерсантами. Приватизация привела к
неплатежеспособности предприятий. Национальная экономика
деформировалась под
воздействием шоковой терапии, вызвавшей гиперинфляцию и спад
производства.
— социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.
Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в
собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась
отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточением
государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп. В
целом массовая приватизация не была реализована, поскольку не была
создана социальная . продолжение

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector