Lb66.ru

Экономика и финансы
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие транспортное средство согласно федеральному закону

Joint Stock Company «Scientific Technical Center
«Industrial Safety»
JSC «STC «Industrial Safety»

  • Main
  • About us
  • Services
  • Contacts

Subscribers

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере железнодорожного транспорта

Что такое оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры?

Оценка уязвимости — это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Обязательность проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определена Федеральным законом № 16-Ф3 «О транспортной безопасности».

Оценка уязвимости должна быть проведена на всех объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Это одно из мероприятий, предусмотренных с целью повышения защиты населения на транспорте, которое обязан заказать и оплатить собственник объекта.

Кто может провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры?

Оценку уязвимости могут осуществлять только специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности на основании Свидетельства об аккредитации , выданного Федеральным агентством железнодорожного транспорта, по установленным ФСТ России тарифам.

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

Описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также организации их эксплуатации, определение границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов (КЭ) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

Описание системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства и оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности;

Описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя;

Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно принять на объекте транспортной инфраструктуры или транспортного средства в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Оценка уязвимости проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основании методик проведения оценки уязвимости с учётом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя. Решение оформляется в виде заключения (отчета) и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

Основные понятия в международных автомобильных перевозках. Грузовое транспортное средство.

Комментарий к статье 1 ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Основные понятия

Комментируемая статья содержит основные понятия, используемые для целей настоящего Закона. Оговорка о целевом предназначении предлагаемых понятий указывает на то, что данные термины применимы только к отношениям, регулируемым комментируемым Законом. Другие нормативно-правовые акты могут под аналогичными определениями подразумевать отличные понятия. Так, к примеру, первым в комментируемой статье раскрывается значение термина «грузовое транспортное средство», под которым понимается самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.
Вместе с тем определение транспортного средства представлено в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ, а также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; транспортных средств — в пункте «a» статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.), дорожного транспортного средства — в пункте «c» статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г., Женева). Содержание указанных понятий несколько отличны — в зависимости от документа, в которых они приводятся. Однако если названные нормативно-правовые акты имеют отношение к рассматриваемой сфере, то в правовой системе имеются и такие законодательные акты, которые также используют термины, относящиеся к автомобильным перевозкам и транспорту, но для собственных целей. К примеру, в статье 264 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» говорится о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Понятие последнего раскрывается в примечании к этой статье, где сказано: «Под другими механическими средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства». Таким образом, для законодательства применение оговорки о том, что какие-то понятия (термины, определения) используются только для целей нормативно-правового акта (или даже одной статьи), — обычное явление, которое еще раз подчеркивает ограниченность круга регулируемых общественных отношений, для которых и разрабатывается, и применяется собственная конкретная терминология.
Всего комментируемая статья приводит четырнадцать таких основных понятий:
— «грузовое транспортное средство»;
— «российский перевозчик»;
— «иностранный перевозчик»;
— «международная автомобильная перевозка»;
— «регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка»;
— «нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка»;
— «крупногабаритный груз»;
— «тяжеловесный груз»;
— «опасный груз»;
— «разрешение»;
— «российское разрешение»;
— «иностранное разрешение»;
— «специальное разрешение»;
— «многостороннее разрешение».
Представляется логичным классифицировать эти термины по следующим группам:
центральные, объединяющие понятия: «транспортное средство», «перевозчик», «перевозка», «груз», «разрешение»;
частные разновидности объединяющих понятий, которые, собственно, и представлены в комментируемой статье как основные понятия. Можно именовать их видовыми понятиями по отношению к родовым — выделенным в первую группу. Признаки родовых понятий являются признаками и видовых понятий, что конкретнее просматривается далее в комментарии к настоящей статье.

Грузовое транспортное средство

Грузовое транспортное средство комментируемая статья определяет как самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом. Исходя из представленного определения, можно выделить свойства транспортного средства, позволяющие ему называться грузовым:
— это транспортное средство. Соответствующее определение закреплено в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, которые определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Данное понятие дублируется также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (правда, в указанном нормативном акте также имеется оговорка о том, что это понятие используется для целей данного Закона). Более широкое понятие представлено в п. «c» статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г., Женева). Здесь раскрывается термин «дорожное транспортное средство», под которым понимается не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством. Еще один международно-правовой акт — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.) — в пункте «a» статьи 1 устанавливает, что термин «транспортные средства» означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, за исключением транспортных средств, принадлежащих вооруженным силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в ведении этих вооруженных сил. Таким образом, в понятие «транспортное средство» международно-правовыми актами, помимо автомобилей, включаются по меньшей мере прицепы и полуприцепы. Комментируемая же статья, видимо, рассматривает анализируемое понятие в несколько ином контексте. Так, при определении российского перевозчика указано, что это российское юридическое лицо, физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус (далее — транспортное средство) для перевозок грузов или пассажиров. Как видно из приведенного определения, понятие «транспортное средство» комментируемый Закон использует как объединяющее для грузового транспортного средства и автобуса. Но если первое («грузовое транспортное средство») определяется в комментируемой статье, то понятие автобуса (выделенное отдельно), вероятно, нужно искать в гражданском законодательстве. Далее в Законе оно используется;
— это самоходное транспортное средство: предполагается, что оно движется посредством механической силы, конструктивно направленной на перемещение собственным ходом — без применения мускульной силы человека, животных или природных явлений. К примеру, вьючное животное осел является разновидностью гужевого транспорта, на нем можно перевозить грузы. Однако самоходом данный вид транспорта перевозить грузы не станет, отсутствует здесь и механическая составляющая самоходности. Следовательно, к грузовому транспортному средству указанный вид транспорта не относится. Нельзя признать грузовым транспортным средством и тележку, на которой можно перевозить грузы, поскольку ее передвигает человек, следовательно, движется это средство также не собственным ходом. Вообще, нужно отметить, что ни в одном международно-правовом документе, относящемся к рассматриваемой сфере общественных отношений, транспортное средство не определяется как самоходное. Возможно, это заключено в самом понятии механического транспорта;
— альтернативный признак: целенаправленность или комплектация. Целевым предназначением грузового транспортного средства является перевозка грузов, если оно не снабжено прицепом или полуприцепом. В противном случае мы всегда имеем дело с грузовым транспортным средством.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенное 1 июля 1970 г. в Женеве, в пункте «c» статьи 1 «Определения» устанавливает, что под прицепом понимается любое транспортное средство, предназначенное для его буксировки автомобилем; этот термин охватывает также полуприцепы. Вместе с тем, в пункте «d» этой же статьи приведено и определение полуприцепа: под полуприцепом понимается любой прицеп, предназначенный для сцепления с автомобилем таким образом, что часть его опирается на автомобиль и последний несет на себе значительную часть веса полуприцепа и его груза.
Несколько иные понятия прицепа и полуприцепа даются в Соглашении о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ. В статье 1 указанный нормативно-правовой акт определяет, что прицеп — это транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; полуприцеп — это специально оборудованное для перевозки грузов транспортное средство, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса.
Термины, приведенные в Соглашении о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ, имеют более конкретизированный характер, что позволяет лучше понять природу анализируемого альтернативного признака. Из понятий прицепа и полуприцепа мы извлекаем, что уже в них самих заложена цель перевозки грузов, а значит, если автомобиль (транспортное средство) снабжен одним из подобных средств, он имеет целевое предназначение. Поэтому и признак (целенаправленность или комплектация) по природе своей тавтологичен: комплектация подразумевает ту же самую целенаправленность. Видимо, мы имеем дело со своеобразной перестраховкой законодателя, который в комментируемом нормативно-правовом акте не поместил определения прицепа и полуприцепа.
Характерное для последних лет неизменное увеличение объема грузовых перевозок, наряду с развитием научно-технического прогресса и некоторыми другими факторами, явилось причиной значительных качественных изменений в функционировании международного транспорта. «Количественные изменения, как известно, всегда на определенном этапе дают новое качество, которое в нашем примере выразилось в использовании новых технологий и новых организационных форм перевозок». Среди технологических новшеств, заметно повлиявших на дальнейший ход развития транспорта, следует отметить, прежде всего, контейнеризацию, а также использование трейлеров, поддонов, паллетов и иных средств, упрощающих, удешевляющих и ускоряющих транспортировку грузов. Все это позволило создать возможности для отказа от старых форм перевозок, поэтому перевозки грузовым транспортом продолжают оставаться востребованными и сегодня.

Читать еще:  Передача дела в суд в уголовном процессе

О понятии механического транспортного средства применительно к нарушениям правил дорожного движения по уголовному законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан

кандидат юридических наук

доцент кафедры уголовного права, Уральский юридический институт МВД России

620057, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66, каб. 109

Ayupova Gul’naz Shamilovna

Docent of the Department of Criminal Law of Ural law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, PhD in Law

620057, Russia, Sverdlovskaya oblast’, g. Ekaterinburg, ul. Korepina, 66, kab. 109

Просмотров статьи: 9273 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Автор на основе законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан проводит сравнительно-правовое исследование термина «механическое транспортное средство», используемого применительно к статьям 264 УК РФ и 345 УК РК, в статье рассматриваются наиболее существенные черты изучаемого понятия. В ходе анализа современного отечественного и зарубежного опыта регламентации ответственности за нарушение правил дорожного движения автор сформулировал предложения по совершенствованию уголовного законодательства в части объема транспортных средств, относящихся к рассматриваемому вопросу. Методологическая основа настоящего исследования представлена юридической компаративистикой и диалектической теорией познания, рассматривающими развитие изучаемой проблемы в системе. Научная новизна исследования состоит в том, что автор с учетом современного состояния уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан применительно к статьям 264 УК РФ и 345 УК РК с критических позиций анализирует составные части, входящие в систему механических транспортных средств, сложившуюся как в теории, так и на практике.

Ключевые слова: преступление, транспортное средство, автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, водитель, велосипедист, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие

Abstract: Based on the analysis of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan the author of the article conducts a comparative-legal research of the term «motor vehicle» used in relation to Articles 264 and 345 of the Criminal Code. In her article Ayupova also discusses the most important features of the studied concepts. Analyzing modern Russia’s and foreign states’ experience in regulation of responsibility for violating traffic rules, the author has made proposals for improving the current criminal legislation and changing the list of vehicles. The methodological basis of this research involves legal comparative studies of dialectical theory of knowledge considering the development of a studied problem as part of the system. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author provides a critical review of motor vehicle components both in theory and practice taking into account the current criminal legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.

traffic accident, cyclist, driver, tractor, trolleybus, tram, car, vehicle, traffic rules, crime

Основными видами дорожно-транспортных происшествий, как в России, так и в Казахстане, продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий. Согласно официальным статистическим данным, в Казахстане в ДТП ежегодно гибнет более 3 000 человек, то есть на 100 000 человек приходится 21,9 смерти, в России этот показатель равен 18,6 [1, 2] . Таким образом, на сегодняшний день расследование и раскрытие преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов различных стран.

Читать еще:  Алиментные обязательства членов семьи

В целях правильной квалификации того или иного деяния как преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, необходимо четко представлять, что именно относится к понятию механического транспортного средства. В отечественной научной литературе нет единой позиции относительно ответа на данный вопрос.

Понятие механического транспортного средства дано в примечании к ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), которое было откорректировано Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Кроме того, рассматриваемое понятие разъяснено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», изменения в которое были внесены 24 мая 2016 г.

В свою очередь, в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан (далее УК РК), который вступил в силу с 01 января 2015 г., подверглась корректировке система норм о транспортных преступлениях. Так, понятие механического транспортного средства было перенесено из Особенной части УК РК в Общую, в ст. 3 УК РК «Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе».

Согласно новой редакции ст. 264 УК РФ в настоящее время под транспортным средством понимаются: автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. В Казахстане законодатель помимо вышеуказанных составляющих в содержании понятия транспортного средства в ст. 345 УК РК отдельно указывает и троллейбус.

Правилами дорожного движения Республики Казахстан (далее ПДД РК) автомобиль определяется как механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки по ним людей, грузов или оборудования, установленного на нем, или буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в том числе включая троллейбусы, за исключением сельскохозяйственных тракторов или механических транспортных средств, для которых перевозка людей и грузов является вспомогательной функцией.

Таким образом, согласно ПДД РК, троллейбусы относятся к автомобилям, поэтому упоминание данного вида транспортных средств в диспозиции ст. 345 УК РК излишне.

В ПДД РФ понятие автомобиля отсутствует. Ожегов С.И. вкладывает в понятие автомобиля следующее содержание: транспортное средство на колёсном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям [3] .

В России, как и в Казахстане, в качестве международународного источника права по рассматриваемому вопросу выступает Венская конвенция о дорожном движении от 08 ноября 1968 г., ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VIII от 29 апреля 1974 г. Согласно данной конвенции, автомобиль – это механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов [4] .

Таким образом, некоторые отечественные ученые [5] предлагают использовать словосочетание «механическое транспортное средство» и отказаться от перечисления: автомобиль, трамвай либо другие механические средства. Однако, Венской конвенцией о дорожном движении от 08 ноября 1968 г. рельсовые транспортные средства исключены из механических транспортных средств, то есть трамвай под рассматриваемое понятие не подпадает. Учитывая вышеуказанное, использование предлагаемого термина: «механическое транспортное средство», – сужает круг транспортных средств, управление которыми при прочих условиях подпадает под действие ст. 264 УК РФ.

Как было указано ранее, понятие другого механического транспортного средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ, к ним относятся трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право. В ст. 3 УК РК данным термином охватываются трактора, мотоциклы, самоходные машины (экскаваторы, автокраны, грейдеры, катки).

Примечательно, что согласно ПДД РФ, формулировка «механические транспортные средства» подразумевает транспортное средство, приводимое в движение двигателем, включая трактора и самоходные машины. В ПДД РК в отношении двух последних категорий механических транспортных средств имеется оговорка, значение которой заключается в том, что трактора и самоходные машины учитываются в качестве механических транспортных средств только при их участии в дорожном движении. Такая оговорка может вызвать затруднение при определении статуса перечисленных транспортных средств.

Видится более удачным разъяснение, данное в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», согласно которому, рассматриваемые транспортные средства для целей ст. 264 УК РФ не учитываются при ремонте транспортных средств, производстве погрузочно-разгрузочных, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ.

Кроме того, в Правилах допуска к управлению самоходными машинами под самоходными машинами понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт [6] . Таким образом, необходимость в отдельном перечислении таких видов самоходных машин, как трактора и самоходные дорожно-строительные машины, в примечании к ст. 264 УК РФ отсутствует. Итак, понятие механического транспортного средства, используемое в РФ и РК, включает в себя весь объем самоходных машин.

В отличие от законодательства Казахстана, в России в связи с принятием постановления Правительства РФ от 22 марта 2014 г. № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» к механическим транспортным средствам отнесены и мопеды, к которым приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Последствия дорожно-транспортных происшествий, возникающих по вине водителей указанных категорий механических транспортных средств, также непредсказуемы и носят значительный материальный и моральный ущерб, как и в случаях, когда виновным лицом оказывается водитель автомобиля, мотоцикла или т.п.

Так, например, согласно приговору Торжокского городского суда Тверской области от 02 февраля 2015 г., И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ, при следующих обстоятельствах. И., управляя технически исправным механическим транспортным средством – снегоболотоходом (квадроциклом) «ATV 200U», не имея права управления транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения, двигаясь со скоростью, превышающей установленное ограничение, не справился с управлением и допустил наезд на пешехода С. В результате нарушения водителем И. ПДД РФ и произошедшим вследствие этого дорожно-транспортным происшествием, наступила смерть пешехода С. [7] .

Таким образом, учитывая вышеуказанное, а также возрастающую среди населения популярность указанных категорий транспортных средств, представляется, что включение в перечень механических транспортных средств мопедов и квадроциклов носит положительный характер.

В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения по вопросу о том, рассматривать ли иные транспортные средства со свойственными мопеду техническими характеристиками (например, мокики, скутеры, мотороллеры и т.п.) в качестве транспортного средства применительно к ст. 264 УК РФ.

В то же время, согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в понятие транспортного средства входят автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Приведенные данные выше, чем характеристики некоторых мопедов, мокиков и т.п. В виду того, что аналогия в уголовном праве не допустима, применить данное понятие к ст. 264 УК РФ мы не можем, для целей ст. 264 УК РФ необходимо руководствоваться примечанием к данной статье, постановлением Пленума Верховного суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» и ПДД РФ.

Читать еще:  Долевое наследство новое в законодательстве

По российскому уголовному законодательству среди других механических транспортных средств, в отличие от УК РК, также выделяют транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Так, Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определен перечень категорий и входящих в них подкатегорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право. Так, например, водительское удостоверение категорий и подкатегорий «А, А1» выдается на управление мотоциклами различного вида, «В, BE, С, СE, Д, ДЕ» – автомобилями, «Tm, Tb» – трамваями и троллейбусами, «М» – мопедами и легкими квадрициклами и т.п. К транспортным средствам категорий «B, C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси, то есть транспортные средства, являющиеся самоходными машинами, оснащенные двигателем и кабиной, используемые для перевозки грузов, временно участвующие в дорожном движении.

Изучение указанного перечня дает основание полагать, что понятием «транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право» полностью охватываются транспортные средства, перечисленные в ст. 264 УК РФ, что также свидетельствует об излишнем нагромождении статьи терминами.

Разъяснение понятия механического транспортного средства, данное в постановлении Пленума Верховного суда РФ от24 мая 2016 г. № 22 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», фактически дублирует определение, используемое в УК РФ.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ свидетельствует о схожести подходов законодателей РФ и РК к определению транспортного средства в преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Тем не менее, на настоящий момент ни одно из имеющихся определений не является эталонным, в содержании каждого из них наблюдаются как достоинства, так и недостатки. Отмеченные недостатки могут привести к затруднениям и ошибкам в правоприменительной деятельности.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу 08.05.2013) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Статья 1 Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном);

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком;

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector