Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Глава 14 Правовые основы экологического аудита

Понятие и цели экологического аудита

Экологический аудит – проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан – предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования , которое является синонимом экологического аудита.

Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

Нормативно – правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Вопросы экологического аудита регулируются: приказами Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», а также приказом МПР России от 2 апреля 1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере, принятых субъектами Федерации, являются: Закон Томской области от 9 октября 1997 г. «Об экологическом аудите в Томской области»; Временное положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан, утвержденное постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 г. Требования об обязательном экологическом аудите установлены в Законе Амурской области от 10 ноября 2005 г. «Об охране окружающей среды».

Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума Федерального Собрания РФ в Законе об охране окружающей среды. В ст. 1 этого Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом об экологическом аудите как природоохранной мере в тексте Закона не говорится.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) в этом Законе определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире.

Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели . Преимущественно это:

– оценка состояния деятельности предприятия или гражданина – предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;

– выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

– определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

– выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

– оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

– выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Проведение экологического аудита основывается на принципах :

объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

планирования работ по проведению экологического аудита;

комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

– приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

– проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

– кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

– оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

– принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам – предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

– выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

– в иных случаях, установленных нормативными актами.

Согласно ст. 4 вышеупомянутого Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. № 436.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан – предпринимателей в получении научно обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем двадцатилетний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же – это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Читать еще:  Взыскание алиментов на усыновленных детей

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально – экономические задачи, касающиеся:

– разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

– обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

– предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;

– инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т. п. [61]

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина – предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соответствии с вышеупомянутым Временным положением о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Аналитическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки, если она проводилась.

В состав аналитической части рекомендуется включать:

оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию;

наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий;

анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологического законодательства;

анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений;

оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования;

оценку эффективности производственного экологического контроля;

расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий;

расчет ущерба, причиненного окружающей среде при эксплуатации аудируемого объекта;

рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружающую среду.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

§ 10. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов.

Экологический аудит проводится в целях:

• обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность;

• оценки хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объектов и причиненного вреда окружающей среде; [78]

• определения возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды.

В результате проведения экологического аудита решаются следующие задачи:

• обосновывается экологическая стратегия и политика предприятия;

• определяются приоритеты при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявляются дополнительные возможности ее осуществления;

• выполняется проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности законодательства об охране окружающей среды;

• обеспечивается снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

По своему назначению экологический аудит является сугубо рыночным инструментом. Он составляет один из сегментов рынка экологических услуг — вид предпринимательской деятельности, осуществляемой на независимой, профессиональной основе.

В основе проведения экологического аудита лежат следующие принципы:

• объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экоаудита;

• достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

• запланированность работ по проведению экоаудита;

• комплексность экоаудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

• конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

• ответственность экоаудиторов за результаты проведенных исследований.

Объектами экологического аудита являются:

• окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого на нее оказывается воздействие;

• хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

• документация экоаудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и др.);

• бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска;

• другие объекты, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности.

Объектом экологического аудита не является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Экологический аудит не включает в себя проведение экологической экспертизы проектной документации.

Экологический аудит может проводиться в форме полного экологического аудита (комплексной проверки воздействий на окружающую среду) или специализированного экологического аудита (проверки воздействий на отдельные компоненты природной среды).

Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение обязательного экологического аудита:

• в случаях приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий;

• ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами), осуществляющих деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду.

Данный перечень не является исчерпывающим, обязательный экологический аудит может проводиться и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Однако следует обратить внимание, что законы Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» требований об обязательности проведения экологического аудита не содержат. Случаи проведения обязательного экологического аудита, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых «оказывает вредное воздействие на окружающую среду». Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» вредное воздействие на окружающую среду — любое прямое либо косвенное воздействие на нее хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям в природе. Представляется, что такое воздействие может оказывать любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов.

Правила проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора, представления заключения о проведении экологического аудита, представления отчетности о проведении экологического аудита утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Экологический аудит

Экологический аудит — это проверка отчетности организации в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, анализ экологических рисков, а также в целом деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности

Читать еще:  Неправильное межевание земельного участка что делать

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Правовые проблемы экологического аудита в России

Марьин Е.В., специалист Правового департамента МПР РФ.

Когда мы слышим слово «аудит», как правило, у нас возникает ассоциативное представление о той или иной проверке конкретной деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Тем не менее экологический аудит, как специфическая система экономического обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, выходит за рамки обычного понимания «аудита» и представляет собой особый, признанный во всем мире инструмент регулирования предпринимательской деятельности.

В России, к сожалению, на данный момент отсутствует законодательное регулирование, детализация экологического аудита. Конечно, ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вводит законодательно закрепленный термин: «экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» . По нашему мнению, эта очень общая формулировка не раскрывает правовое значение, смысл данного понятия.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ и от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Читать еще:  Возможно ли взыскание алиментов с наследства

К тому же существовали Приказы Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», но на современном этапе развития экологических правоотношений они потеряли свою актуальность.

Таким образом, вырисовывается интересная картина: законодательно экологический аудит предусмотрен, а порядок его реализации — нет, хотя со вступлением России в ВТО такие попытки делаются. Речь идет о введении в законодательную базу Российской Федерации стандартов серии ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

Отправной точкой для развития российского законодательства по данному направлению могут служить и принципы Декларации Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по охране окружающей среды и развитию:

  • для достижения устойчивого развития охрана окружающей среды должна быть составной частью процесса развития и не может рассматриваться в изоляции от него (принцип 4);
  • государства должны обеспечить принятие эффективного экологического законодательства. Экологические стандарты, цели управления качеством окружающей среды и приоритеты должны отражать аспекты устойчивого развития (принцип 11) .

См.: Декларация Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по охране окружающей среды и развитию. Принята в г. Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. // КонсультантПлюс: Международные правовые акты.

В России принят Федеральный закон, предусматривающий использование регламентов и стандартов в процессе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица, — это Федеральный закон «О техническом регулировании» .

См.: Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Сфера применения Федерального закона «О техническом регулировании» включает в себя также регулирование правоотношений в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. То есть включает в себя не только весь жизненный цикл продукции, но и процессы ее производства. Особое внимание уделяется безопасности продукции и процессов производства. Именно это является приоритетной и базовой сферой правоотношений, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды и рассматриваемых Европейским союзом.

Следует учесть, что стандарт серии ИСО 19011-2003 является не техническим, а «универсально-управленческим», детально прописывающим порядок организации управления охраной окружающей среды. Кроме того, данный стандарт содержит конкретные требования к экоаудиторам.

Причем он может применяться к любому юридическому лицу, независимо от организационно-правовой природы. После положительного заключения экоаудитора предприятие имеет возможность получить экологический сертификат на продукцию, т.е. сделать ее конкурентоспособной не только на национальном рынке страны, но и в международном масштабе, следовательно, вывести предприятие на более высокий рыночный уровень, а также повысить инвестиционную привлекательность. Кстати, за рубежом очень часто банк, давая кредит предприятию, изучает вероятность возможного риска исходя из экологически защищенной деятельности заемщика.

Тем не менее, как показывает практика, подобные стандарты российскими правоприменителями игнорируются. К тому же данные стандарты требуют некоторой доработки применительно к нашей стране, так как нормативное регулирование экологического аудита находится только в стадии становления. Да, об этом много говорят ученые-теоретики и практики в области охраны окружающей среды, но слова никак не становятся формально-определенными, установленными и охраняемыми государством нормами права.

См.: Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Высшее образование, 2006.
См.: Чикунова Е.П. Экологический аудит: проблемы и перспективы // Менеджер-эколог. 2006. N 5. С. 36 — 41.

Таким образом, можно констатировать, что в России существует проблема игнорирования требований обязательных стандартов.

Как известно, экологический аудит подразделяется на обязательный и добровольный. Однако в данной области существует определенный правовой пробел, так как нормативно-правовыми актами федерального уровня не предусмотрено случаев проведения обязательного экологического аудита.

Поэтому решение данных проблем видится, во-первых, в принятии Постановления Правительства «Об организации и проведении экологического аудита в РФ». В его основу могут лечь основополагающие принципы и начала данного стандарта, которые обретут форму, более традиционную для российской правовой доктрины — Постановления Правительства, причем его нормы должны носить строго категоричный императивный характер, детально прописывающие многие процедуры начиная от предпосылок экологического аудита, структуры, содержания и порядка проведения обязательного экологического аудита и заканчивая получением экологического сертификата с фирменными знаками соответствия стандартам международного уровня серии ИСО 19011-2003.

Во-вторых, необходимо изменение менталитета российского предпринимателя, касающегося охраны окружающей среды. Нужно доказательно обосновать назревшие преимущества использования добровольного экологического аудирования, которое является перспективной и очень важной составляющей экологической политики любого солидного предприятия. Также необходимо стремиться к повышению российской экологической бизнес-культуры и бизнес-этики посредством проведения, например, различного рода разъяснительных семинаров по экологическому аудиту, привлекая как «наших» специалистов, так и профессионалов международного уровня.

Лицензирование аудиторской деятельности предусмотрено и ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Как следует из анализа указанного законодательства, понятия «аудит», «аудиторская деятельность» понимаются им в узком смысле слова, как деятельность исключительно в сфере финансового аудита, и не включают иные виды аудита, в том числе экологический.

См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. N 164-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ, от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ и от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.

Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности во многом объясняется неопределенностью предназначения данного инструмента в рамках самого экологического законодательства. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», как известно, содержит правовое определение экологического аудита (ст. 1), но не дает представления относительно его места в общем, правовом механизме охраны окружающей среды. Экологический аудит в этих условиях остается неким чужеродным элементом, попытки практического применения которого наталкиваются на нежелание законодателя четко определить его место, функции, задачи, юридические последствия и т.п. .

См.: Новикова Е.В., Петрова Т.В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. N 3. С. 14.

Таким образом, необходима разработка специального организационно-правового механизма регулирования экологического аудита вообще и обязательного экоаудита в частности, с четкими функциональными обязанностями и ответственностью участников независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований экологического законодательства. Следует законодательно на федеральном уровне закрепить случаи проведения обязательного экологического аудита, например, при учете экологических показателей в процессе приватизации предприятий или при реализации процедуры банкротства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector