Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Статья 5.22 КОАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

Комментируемая ст. 5.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Объектом правонарушений по ст. 5.22 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением избирательной кампании, подготовкой и проведением референдума.

Объективную сторону правонарушения по ст. 5.22 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в:

а) выдаче членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ);

б) получении в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 5.22 КоАП РФ);

в) совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 5.22 КоАП РФ).

Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Закона N 67-ФЗ, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах.

Согласно п. 8 ст. 64 Закона N 67-ФЗ бюллетень заполняется избирателем, участником референдума.

Из диспозиции ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения в первых двух случаях является член избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом выдавать избирателям (участникам референдума) бюллетени для голосования имеют право только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (п. п. 22, 23 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).

Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.

Из диспозиции ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения является физическое лицо — гражданин, который обратился в избирательную комиссию, комиссию референдума избирательного бюллетеня за получением бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Правонарушение по ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ может быть совершено только умышленно.

Избирательное право

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В Российской Федерации активное избирательное право (право избирать) принадлежит гражданам России, достигшим 18 лет.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

За нарушение законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

В Кодексе закреплены 25 составов административных правонарушений.

Перечень правонарушений включает не только нарушения, выявленные в деятельности кандидатов и избирательных комиссий, но и нарушения в деятельности представителей средств массовой информации, граждан и иных лиц.

Читать еще:  Нахождение без регистрации в рф иностранным гражданам

За совершение правонарушений виновные лица несут ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта правонарушения: для физических лиц он может составлять от 500 рублей, а для должностных лиц — от 1000 рублей.

Так, за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (статья 5.1 КоАП РФ).

Наибольшее количество статей главы 5 КоАП РФ посвящено предвыборной агитации (статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15). Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации. В данных случаях наказание варьируется от 500 рублей до 100000 рублей.

Более тяжкий вид ответственности предусмотрен Уголовным кодексом Российской Федерации.

Например, статьей 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий ответственность наступает вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет. Статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Помимо указанных деяний, уголовная ответственность предусмотрена за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня (статья 142.2 УК РФ) то есть выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для возможности голосования за иных избирателей или более двух раз в ходе одного и того же голосования, или за выдачу уже заполненных бюллетеней. Такие действия наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

Однако, по указанной статье подлежат ответственности не только члены избирательной комиссии, но и граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании за избирателей, не пришедших на выборы, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования. Такие субъекты подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, а также за совершение такого деяния можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ

Ответственность за нарушения законодательства о выборах.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Одной из мер, направленных на обеспечение этой гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния (статьи 5.1, 5.3-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ).

Статья 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере до одной тысячи пятисот рублей за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо за нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо за отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, не выполнивший предусмотренной законом обязанности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, возбуждаются прокурорами.

Статья 5.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере до одной тысячи рублей за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.

Субъектом данного правонарушения является любое физическое лицо (гражданин, должностное лицо).

Статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа: на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей — за подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Согласно действующему избирательному законодательству всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

Читать еще:  Как рассчитать алименты на двоих детей

Статья 5.22 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, состоит из двух частей.

Часть первая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей членов избирательной комиссии, комиссии референдума за выдачу гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

По части второй административную ответственность несут граждане в возрасте от 16 лет за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума.

Необходимо отметить, что при квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.д.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень.

Санкция этой части предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до трех тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.14, 5.16 и 5.22 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Статья 5.58 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения, связанные с открепительными удостоверениями.

В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон.

Открепительное удостоверение выдается избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя лично ему по предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, и заполняется на его имя с указанием данных о личности избирателя, его паспортных данных, сведений о номере избирательного участка, где гражданин включен в список избирателей, данных о должностном лице, выдавшем открепительное удостоверение и др. Подобные сведения вносятся также и в отрывной талон к открепительному удостоверению.

Гражданин, получивший открепительное удостоверение, расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений, а комиссия, выдавшая открепительное удостоверение, сообщает в установленном законом порядке в участковые избирательные комиссии сведения о лицах, получивших открепительные удостоверения, на основании чего данные лица исключаются из списка избирателей.

При предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на другом участке, на котором он находится в день голосования. После этого открепительное удостоверения (либо отрывной талон, а затем и открепительное удостоверение в случае повторных выборов) у гражданина изымается.

По части первой статьи 5.58 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей несут члены избирательных комиссий за нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения либо невыполнение требования об изъятии открепительного удостоверения или отрывного талона открепительного удостоверения при включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на основании открепительного удостоверения.

Часть вторая этой статьи предусматривает административную ответственность граждан за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения.

Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.58 КоАП РФ, осуществляется прокурором.

Дела обо всех указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями в пятидневный срок.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав.

В отличие административной ответственности уголовную ответственность несут только физические лица, то есть граждане и должностные лица.

Уголовную ответственность за совершение отдельных преступлений несут только специальные субъекты: член избирательной комиссии, комиссии референдума, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Совершение таких деяний другими лицами не влечет применение к ним мер уголовной ответственности.

Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ), который насчитывает 4 статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан, данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ:

статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;

статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;

статья 142.1. Фальсификация итогов голосования.

Читать еще:  Как проходит розыск за неуплату алиментов

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Ответственность за нарушения законодательства о выборах

10 сентября 2017 года на территории Приморского края предстоят выборы (дополнительные выборы) депутатов представительных органов местного самоуправления, глав некоторых поселений.

Они пройдут во многих в городских округах, в частности, Владивостокском, Арсеньевском, Артемовском, Спасском, Находкинском, Дальнегорском и других. На территориях Лазовского, Михайловского, Анучинского, Кировского, Октябрьского, Черниговского и др. муниципальных районов также будут организованы местные выборы.

В настоящее время проходит агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, а прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц.

Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права.

Одной из мер, направленных на обеспечение указанной гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Так, законодательством предусмотрены меры административной ответственности за некоторые виды нарушений законодательства о выборах. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния.

Ответственность может наступить за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации, нарушение порядка представления сведений об избирателях, нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, несоблюдение условий рекламы, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено, подкуп избирателей, незаконное финансирование предвыборной кампании, незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, подделка подписей избирателей, использование заведомо поддельного открепительного удостоверения и др.

Так, статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах, в виде штрафа на граждан в размере до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц до 4 тыс. руб.; на юридических лиц — до 50 тыс. руб.

Согласно действующему избирательному законодательству всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Статьей 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума статья 141.1 УК РФ предусматривает более строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Также, ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, напомним, что с 10.08.2017 УК РФ дополнен новой статьей 142.2, ответственность по которой наступит за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. За такое деяние можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector