Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитальный ремонт понятие в законе

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Теперь понятие «капитальный ремонт» закреплено законодательно. Кроме того, более подробно прописан перечень работ, которые относятся к реконструкции. Это поможет компаниям избежать ошибок при разграничении расходов на такие виды работ в учете.

Недавно в законодательство были внесены поправки 1 , благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.
Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.

Почему невыгодна реконструкция?

Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта 2 .
С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию 3 .
В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, если реконст­рукция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту 4 .

Пример
Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.
Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.
Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить перво­начальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. x 100% x x 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. x 60 мес. = = 714 300 руб.
Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):
1 : 252 мес. x 100% x x (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : : 15 476 руб. = 206 мес.
В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных. В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов.
Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?

До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР.
Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Нало­говом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.
Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы 5 (см. таблицу на с. 19).
Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика 6 .
В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ 7 , в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.
Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.
Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.
В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили»

Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче. Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.
Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта 8 .
Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года.
Теперь в нем содержится официальное определение ка­питального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.
До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) 9 .
Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:
надстройка, перестройка или расширение объекта;
замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).
Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:
строительных конструкций объекта (кроме несущих);
систем инженерно-техни­ческого обеспечения и их сетей;
отдельных элементов несущих строительных конструкций.
Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.
Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт.
Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов. Но эти поправки, по сути, носят лишь уточня­ющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г. исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).
При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Читать еще:  Как получить полис дмс для иностранных граждан

Подведем итоги

Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.
Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).
Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.
Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Пример:

Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.
Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.
С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).
Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.
В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Правила определения вида работ по капитальному ремонту и его отличия от текущего ремонта

Действующее законодательство различает работы по текущему содержанию общего имущества и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. У этих видов работ разный правовой режим регулирования и механизм реализации.

Текущий ремонт и капитальный ремонт: понятия

Особенность текущего ремонта состоит в том, что в законе нет прямого определения того, что понимается под этим понятием.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, то, что называется «текущий ремонт общего имущества» на уровне ЖК РФ включается в состав платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491)), текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Подразумевая фразу «по решению общего собрания» законодатель предполагает, что принимая такие решения собственники определяют объемы и источники финансирования подобных работ.

В соответствии с пп. «З» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт. Несмотря на то, что содержание понятия текущего ремонта нигде не раскрывается правоприменительная практика идет по пути возложения на управляющую компанию обязанности по выполнению совокупности нормативных актов, образующих состав работ по текущему содержанию. Все эти акты могут быть сведены к двум словам «контроль состояния». На обывательском уровне текущий ремонт воспринимается именно таким образом.
В отличие от текущего ремонта понятие «капитальный ремонт» четко определено в законе.

В соответствии с п. 14.2) ст. 2 ГрК ПФ, капитальный ремонт – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Ключевые слова здесь – это «замена и (или) восстановление», а также «на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы». Таким образом, предполагается, что капитальному ремонту подлежит то, что изначально построено.

И все же, несмотря на все эти трактовки, грань между капитальным ремонтом и текущим ремонтом очень неопределенная (размытая). Например, региональный оператор делает капитальный ремонт фасада в многоквартирном доме (утепление), но только с двух сторон, а не с четырех. Такой капитальный ремонт получается половинчатым и больше походит на текущий ремонт (при всех затратах регоператора по капитальности работ).

й ситуации мы часто имеем дело с практикой, при которой капитальным ремонтом и региональный оператор, и управляющие компании «закрывают дыры» по текущему ремонту (потому что грань между двумя данными понятиями очень условна и неопределена).

Содержание работ по капитальному ремонту

Ст. 166 ЖК РФ устанавливает три уровня возможных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
1. Федераьный, в рамках которого можно проводить:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
2. Региональный, по которому дополнительный состав работ определяется в законе субъекта РФ по капитальному ремонту.
3. Факультативный: можно делать любые виды работ по капитальному ремонту, при условии, что размер взноса на капремонт превышает установленную в законе величину (ремонт делается на эту разницу). Однако такая практика практические не распространена, т.к. собственники не хотят переплачивать выше минимальной «обязаловки» взноса.

Проблемы статьи 166 ЖК РФ состоят в ее неконкретности, а каких-либо дополнительных разъяснений на уровне правительства по многоквартирным домам принято так и не было.

Например:
— Как быть в ситуации, когда необходимо ремонтировать оголовки вентканалов, расположенные на крыше? Будут ли являться оголовки (с крышными элементами в виде козырьков) частью крышного оборудования или частью вентиляционных систем;
— Является ли входная группа частью фасада? Практика проведения капитальных ремонтов идет по тому пути, что является, но фактического нормативного регулирования – нет.

Наконец, очень спорным вопросом является установка объектов, которые изначально не находились в многоквартирном доме. Например, можно ли делать по капитальному ремонту систему видеонаблюдения или архитектурно-художественную подсветку? Формально, можно, поскольку оба данных объекта будут запитаны от внутридомовой системы энергоснабжения. Но фактически в законе не предусмотрена ситуация приращения общего имущества в процессе проведения капитального ремонта.

Читать еще:  Как обжаловать постановление судебного пристава по алиментам

Смежные нормы: Методические рекомендации 2007 года

Взносы на капитальный ремонт стали собираться ноября 2014 года. При этом еще в 2007 году были принятs Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185) (далее – Методические рекомендации).

Эти рекомендации не являются документом прямого действия и относятся в большеq степени к Фондe содействия реформированию ЖКХ. Но других рекомендаций с подобной детализацией у нас нет, поэтому мы используем жилищное право по аналогии (ст. 7 ЖК РФ).

Так, в п. 2.1.12 Методических рекомендаций указано, что следует разграничивать, работы по капитальному ремонту и текущему ремонту, поскольку работы по текущему ремонту являются работами профилактического характера, направленными не на ликвидацию или снижение уровня физического износа, а на предотвращение преждевременного износа конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, и заключаются в устранении отдельных неисправностей или замене отдельных частей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, имеющих сроки службы, соответствующие усреднённым срокам эксплуатации зданий между текущими ремонтами.

С другой стороны, Методические рекомендации указывают, что работы по модернизации, как составной части капитального ремонта, идентичны ряду работ, выполняемых в процессе реконструкции многоквартирных домов. Например: оборудование (вновь) и полная замена инженерных систем, устройство лифтов, ремонт встроенных помещений в зданиях. Существенным признаком работ по модернизации, проводимых при любом виде капитального ремонта, является их выполнение в существующих габаритах многоквартирного дома. При реконструкции многоквартирных домов выполняются работы по надстройке, пристройке и другие работы, связанные с изменением габаритов дома, а иногда и его назначением (п. 2.1.11).

Таблица 2.3 Методических рекомендаций содержит определённую методическую привязку технологических процессов к перечню работ по капитальному ремонту. Так, капитальный ремонт и замена лифтового оборудования с его модернизацией, в т.ч. может включать:
1. Ремонт или полная замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации;
2. Ремонт при необходимости шахт, замена приставных шахт;
3. Ремонт машинных помещений
4. Ремонт, замену элементов автоматизации и диспетчеризацию лифтового оборудования
5. Оборудование устройств, необходимых для подключения к действующим системам автоматизация и диспетчеризация лифтового оборудования.

Аналогичные рекомендации технологических процессов и работ приведены и по другим направлениям капитального ремонта. И хотя, повторим, этот документ является рекомендацией и документом непрямого действия, мы можем его использовать как некий ориентир.

Также в Методических рекомендациях есть норма о том, что при капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома, что определено Законом № 185, осуществляется замена не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы. Однако на практике соблюсти эту норму очень сложно, а еще сложнее проконтролировать. Кроме того, нужно учитывать, что требование в 50% относилось на Закон № 185, а не ст. 166 ЖК РФ, в которой подобных ограничений нет.

Тема капитального ремонта – очень непростая и спорная. Очень часто мы сталкиваемся с недобросовестной практикой проведения данных работ, что объясняется слабым правовым регулированием, неопределенностью по многим вопросам, на которые никто не может дать ответа.

VSEON.com

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Закон
  • 2011-08-31

Поправки в градостроительный кодекс: ремонт и реконструкция без лишней волокиты

В июле Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Поправки изменяют сразу нескольких федеральных законов и касаются вопросов реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выдачи разрешения на строительство.

Федеральные законы от 18.07.11 № 215-ФЗ и № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируют вопросы, связанные с осуществлением реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Впервые в базовом законе о градостроительной деятельности введено понятие «капитальный ремонт». До этого понятие «капитальный ремонт» содержалось в отдельных специальных законах и различалось по содержанию, что вызывало трудности в правоприменительной практике, в том числе при разграничении понятий «капитальный ремонт» и «реконструкция». Понятие «капитальный ремонт», содержащееся в пункте 14.2 статьи 1 Кодекса, содержит исчерпывающий перечень частей (элементов) здания, строения, сооружения, а также инженерной инфраструктуры, являющихся объектами проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится в отношении: отдельных элементов несущих строительных конструкций; строительных конструкций и их элементов, не являющихся несущими строительными конструкциями; систем инженерно-технического обеспечения; сетей инженерно-технического обеспечения.

Вторым признаком капитального ремонта является характер работ, проводимых в отношении объекта капитального строительства, а именно замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов. При этом при строительстве это создание зданий, строений, сооружений, при реконструкции – изменение параметров здания или его частей, а именно – надстройка, перестройка, расширение, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций.

Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством, из работ, выполняемых при капитальном ремонте, исключены затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции.

Это и послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта. Теперь, в соответствии с Федеральном законом от 18.07.11 № 243-ФЗ, при капитальном ремонте: требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48); не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49); также не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54), и соответственно, в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор; не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51); не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (ч. 1 статьи 55); не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Одновременно расширен объем работ, выполняемых при реконструкции. Теперь к реконструкции относятся работы по расширению объектов капитального строительства. К реконструкции помимо надстройки, перестройки, расширения объектов капитального строительства, относится также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций. Административные процедуры, необходимые для проведения реконструкции (получение разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.), остались прежними.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также регламентирует вопросы, связанные с выдачей разрешения на строительство. В части 5 статьи 51 устанавливается компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченной организации по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию отдельных объектов капитального строительства, таких как объекты капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр, объектов использования атомной энергии и др.

Разрешение на строительство, реконструкцию на остальные объекты капитального строительства, не указанные в части 5 статьи 51, выдается: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ; органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на территории двух и более муниципальных образований;

Читать еще:  Работник отказывается ехать в командировку что делать

— органом местного самоуправления в случае, если строительство, реконструкцию объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Закон вводит подробную регламентацию вопросов досрочного прекращения действия разрешения на строительство. Ранее данный вопрос не был урегулирован, что создавало трудности в правоприменительной практике в случаях, когда застройщик утрачивал права на земельный участок по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Кроме того, законом регламентируется порядок внесения изменений в разрешение на строительство в случае изменения правообладателя земельного участка.

На первый взгляд, строителям, специализирующимся на капремонте, новый закон сулит большие послабления: упрощается регламент подготовки исходно-разрешительной документации, что дает значительный выигрыш во времени, также повышает степень кредита доверия и самостоятельности строительным организациям. Однако с этим мнением согласны не все. Член президиума общественной организации «ОПОРА России», руководитель комиссии по строительству и ЖКХ Евгений Шлеменков так прокомментировал «РГ» принятие нового закона: «Чтобы новая схема порядка проведения капитального ремонта заработала, нужно резко сократить количество бюрократических структур. Отменили необходимость разрешений, согласований и экспертиз законодательно, немедленно появятся подзаконные акты и ведомственные инструкции, вводящие новые процедуры согласования. Ведь есть закон, а есть правоприменительная практика, которая частенько сводит «на нет» все хорошее, что записано в законе».

Капитальный ремонт понятие в законе

В статье рассматриваются вопросы различий в понятиях капитального и текущего ремонта, подробно раскрываются тонкости проведения проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (последняя редакция) в Статье 2 «Основные понятия» дает определение жизненного цикла здания или сооружения – это период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

При этом, если рассмотреть стоимостные показатели этапов жизненного цикла здания или сооружения, то можно увидеть, что основные денежные средства расходуются на период эксплуатации объекта.

15%
Эксплуатация

Согласно Статьи 1 Градостроительного кодекса РФ в ее последней редакции от 31.12.2017 г. понятия капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий относятся к градостроительной деятельности.

Соответственно, весь документооборот, при проведении строительно-монтажных работ в период эксплуатации объекта – проектная, сметная документации, акты о приемки выполненных работ, и т.п. должны соответствовать требованиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В предыдущей статье были рассмотрены вопросы, связанные с реконструкцией (перестройкой и перевооружением) зданий и сооружений, их особенностями и отличиями. Также были приведены определения понятий капитального ремонта объектов (линейных и нелинейных).

В связи с реформой ценообразования в строительстве Федеральным законом от 3 июля 2016 года №369-ФЗ была введена обязательность проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, которые финансируются с привлечением средств бюджетной системы.

Регламентирующим документом при проведении проверки достоверности сметной стоимости является Постановление Правительства Российской Федерации № 427 «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…» от 18.05.2009г., в которое в 2017 году, также в связи с реформой ценообразования в строительстве были внесены соответствующие изменения, касающиеся объектов капитального ремонта.

Пункт 1 Настоящего положения гласит:

«1(1). Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

1(2). В случае если капитальный ремонт не включает работы, указанные в пункте 1(1) настоящего Положения, решение о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства принимается в инициативном порядке:

руководителем (уполномоченным руководителем в установленном порядке заместителем руководителя или должностным лицом, уполномоченным руководителем на распределение лимитов бюджетных обязательств) главного распорядителя средств федерального бюджета — в отношении объектов федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации — в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, главного распорядителя средств местного бюджета — в отношении объектов муниципальной собственности;

руководителем юридического лица, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридического лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, — в отношении объектов такого юридического лица, капитальный ремонт которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

руководителем юридического лица, не являющегося государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, — в отношении объектов такого юридического лица, капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1(3). Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, если при проведении таких работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия.»

Следует обратить внимание, что в 2017 году текст Пункта №1 Постановления № 427 редактировался дважды. Последние изменения в него были внесены

Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Поэтому, при рассмотрении данного документа (для проведения проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта) нужно внимательно смотреть на редакцию и дату внесения изменений.

Пункт 2 Постановления № 427 гласит:

«2. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от:

а) необходимости получения разрешения на строительство;

б) обязательности подготовки проектной документации;

в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.»

Согласно статьи 38 ГОСТа 18322-78, Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и(или) восстановлении отдельных частей.

Должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.

Аварийный ремонт – это срочное восстановление функционального назначения объекта. Производится вне плана при внезапных поломках вследствие неправильной эксплуатации, перегрузок и других причин. Аварийные ремонты относятся к неплановым.

По своему содержанию и объему этот вид ремонта может приближаться к малому, среднему или капитальному в зависимости от фактических последствий аварии.

Затраты на аварийный ремонт должны предусматриваться в составе затрат на техническое обслуживание.

Автор: Любовь Якушина, сметчик-аналитик, г. Москва

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector