Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как просить суд о смягчении наказания

В КС поступила жалоба о проблеме исчисления срока для УДО после смягчения наказания

Как стало известно «АГ», в конце июля в Конституционный Суд поступила жалоба (имеется у «АГ») осужденного Ильи Ерехинского, который оспаривает конституционность положений законодательства, позволяющих при замене назначенного приговором наказания более мягким заново начинать исчисление срока, необходимого для условно-досрочного освобождения. Жалобу подготовили адвокат АП Ленинградской области Виктор Ермолаев и юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям (включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. – Прим. ред.) Ольга Подоплелова. В настоящий момент жалоба находится на предварительном изучении в порядке ст. 40 Закона о Конституционном Суде.

Повод для обращения в КС

Как ранее писала «АГ», в деле осужденного Ильи Ерехинского, интересы которого представляет Виктор Ермолаев, Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга пришел к выводу о том, что при замене лишения свободы принудительными работами необходимый для УДО срок исчисляется с момента замены, а не с момента назначения изначального наказания.

В обоснование своей позиции первая инстанция сослалась на п. 2 Постановления Пленума ВС от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», где указано, что если наказание осужденному было смягчено актом амнистии, помилования или суда, то при применении УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом фактически отбытый срок следует исчислять, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии, помилования или судебным актом. Апелляционная инстанция оставила постановление в силе.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции отказался передавать жалобу на рассмотрение, однако судья ВС Александр Ботин, согласившись с адвокатом, пришел к выводу, что право на УДО у осужденного за особо тяжкое преступление возникает после фактического отбытия 2/3 срока наказания, назначенного по приговору, а не 2/3 срока принудительных работ, назначенных в результате замены. После этого кассационный суд отменил акты нижестоящих инстанций и направил материал об УДО на новое рассмотрение.

Генпрокуратура обжаловала это решение в Верховный Суд. По ее мнению, исчисление необходимого для УДО срока с момента назначения наказания, а не его замены «неоправданно ставит в более льготное положение осужденных, в отношении которых уже минимизирована уголовная репрессия, в сравнении с теми, кто при прочих равных условиях продолжает отбывать назначенное по приговору суда более суровое наказание, и ведет к несоразмерному сокращению неотбытой части наказания в виде лишения свободы».

16 июля 2020 г. Верховный Суд пришел к выводу, что необходимый для УДО срок в том случае, если ранее была произведена замена наказания более мягким, исчисляется с момента такой замены, а не назначения первого вида наказания. Иной подход применения правил об УДО после замены наказания более мягким свидетельствует о повторном учете личности осужденного и обстоятельств отбытия им наказания, что не соответствует целям уголовного наказания и нормам УК об освобождении от наказания, подчеркнула Судебная коллегия.

Кроме того, по мнению ВС, первая кассация не учла Определение Конституционного Суда № 3357-О/2019 (на которое сослалась и Генпрокуратура. – Прим. ред.). В нем КС указал, что законодатель «ввел такое регулирование, при котором освобождение положительно характеризуемого осужденного от дальнейшего отбывания наказания путем замены его оставшейся части более мягким видом наказания аннулирует неотбытую часть прежнего наказания». С принятием в соответствии со ст. 80 УК постановления о замене неотбытой части наказания более мягким видом отбывание назначенного по приговору наказания прекращается, а исполнению подлежит избранное в порядке замены наказание. Помимо этого ВС сослался на тот же п. 2 Постановления Пленума № 8, который ранее применил суд первой инстанции, а затем отметил в кассационном представлении заместитель генпрокурора.

На этом основании Суд отменил определение нижестоящей инстанции. Позднее Виктор Ермолаев пояснил «АГ», что к тому моменту доверитель, отбыв 2/3 срока принудительных работ, уже воспользовался правом на УДО в толковании ВС.

Когда материалы дела вернулись в первую инстанцию, выяснилось, что судья Виктор Смирнов остался при особом мнении. Он исходил из того, что аннулирование неотбытой части наказания, назначенного по приговору, не равнозначно освобождению от наказания. Судья заметил, что ни замена наказания, ни УДО не наступают автоматически. Они производятся на основании ходатайства осужденного, которое может быть удовлетворено только при наличии условий, предусмотренных УК. «При таких обстоятельствах, когда законодатель допускает последовательное применение к одному и тому же осужденному положений ч. 2 ст. 80 и п. “в” ч. 3 ст. 79 УК РФ, делать вывод о том, что такой осужденный имеет какие-либо преимущества перед другими осужденными, нет никаких оснований», – полагает Виктор Смирнов.

Позднее адвокат подал надзорную жалобу, ее поддержал Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям (признана в РФ НКО, выполняющей функции иностранного агента. – Прим. ред.), который направил в Президиум ВС свое заключение по этому делу. Однако судья Верховного Суда Олег Борисов не стал передавать жалобу на рассмотрение Президиума.

В феврале 2021 г. Виктор Ермолаев направил уже вторую надзорную жалобу в ВС РФ, на этот раз – на имя Вячеслава Лебедева. Ответ пришел от его заместителя – председателя Судебной коллегии по уголовным делам Владимира Давыдова. Он посчитал, что оснований для передачи его надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда нет.

Доводы жалобы

Согласно жалобе, положения п. «в» ч. 3 ст. 79 и абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК по своему буквальному смыслу нарушают право просить о смягчении наказания и противоречат конституционному принципу правовой определенности. Они не определяют конкретный срок наказания, после отбывания которого у осужденных возникает право ходатайствовать об УДО от отбывания наказания, назначенного в порядке ст. 80 УК, и не регламентируют последствие обращения с ходатайством о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами.

Читать еще:  Как подается жалоба на бездействие судебного пристава по алиментам

При этом, как указано в документе, практика судов разнится. Так, одни суды считают, что у осужденного возникает право ходатайствовать об УДО после отбывания им 2/3 наказания, назначенного приговором, а не 2/3 наказания, назначенного в порядке абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК. При замене наказания в порядке абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК срок обращения с ходатайством об УДО от отбывания вновь назначенного наказания не аннулируется.

По мнению других судов, у осужденного возникает право ходатайствовать об УДО после отбывания им 2/3 наказания, назначенного в порядке абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК, а не 2/3 наказания, назначенного приговором. При замене наказания срок обращения с ходатайством об УДО от отбывания вновь назначенного наказания аннулируется.

Указывается, что неопределенность в части установления срока наказания, после отбывания которого лицо имеет право ходатайствовать об УДО, и в части наступления последствия в виде аннулирования срока на УДО после замены наказания, не дает Ерехинскому и другим осужденным возможность предсказать последствия своего поведения и затрудняет смягчение наказания и УДО от его отбывания из-за противоречивости и неопределенности оспариваемых законоположений, указывается в жалобе.

В деле заявителя оспариваемые положения применены так, что нарушают его право просить о смягчении наказания и противоречат конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, авторы жалобы просили признать положения п. «в» ч. 3 ст. 79 и абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК не соответствующими Конституции, поскольку они не позволяют осужденному за особо тяжкое преступление точно определить срок наказания, после отбывания которого у него возникает право ходатайствовать об УДО после замены лишения свободы более мягким видом наказания, и не позволяют разумно предвидеть последствия обращения с ходатайством о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в виде аннулирования срока для обращения с ходатайством об УДО. Также он попросил признать нормы неконституционными в связи с тем, что они связывают возникновение у осужденного за особо тяжкое преступление права на УДО с отбыванием им 2/3 наказания, назначенного в порядке абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК, а не наказания, назначенного приговором, и аннулируют срок обращения с ходатайством об УДО после замены лишения свободы принудительными работами в порядке абз. 4 ч. 2 ст. 80 УК.

Комментарии авторов жалобы

В комментарии «АГ» Виктор Ермолаев отметил, что для Ильи Ерехинского решение КС может дать возможность пересмотра судебных постановлений и возможность компенсировать понесенные процессуальные издержки. А также может повлечь изменение законодательства, регламентирующего вопросы УДО от отбывания принудительных работ, и, соответственно, возможность более раннего освобождения из мест лишения свободы, нежели в настоящее время.

В свою очередь Ольга Подоплелова предположила, что разный подход судов обусловлен тем, что УК прямо не урегулировал вопрос об исчислении срока для УДО при переводе на принудительные работы. «В таком случае каждый суд руководствовался своими представлениями о должном социальном результате: хотим ли мы, чтобы человек раньше вернулся в общество, или же цель – как можно дольше удерживать человека в системе исполнения наказаний, – отметила она. – В Европе с 70-х гг. прошлого века реализуется подход, согласно которому вопрос об УДО и возвращении в общество должен ставиться как можно раньше. В том подходе, который избрал ВС, акцент на другом: государство смягчает уголовную репрессию, но заключенный платит за это несколькими месяцами или даже годами жизни в свободных условиях. Стоит подчеркнуть, что на принудительные работы переводят тех людей, кто своим поведением доказал исправление и при других обстоятельствах мог бы претендовать на УДО».

Правительство Курганской области

Официальный сайт

ПРАВО НА ПОМИЛОВАНИЕ

Право осужденных на помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

Уголовный кодекс Российской Федерации уточняет конституционные нормы в отношении помилования.

Согласно статье 85 Уголовного кодекса Российской Федерации помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Порядок подачи и рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за уголовные преступления, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость, установлен Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 2020 года № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Положение).

В соответствии с указанным Положением в Российской Федерации помилование применяется:
1) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
2) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на условиях взаимности;
3) в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, в течение оставшейся неотбытой части наказания;
4) в отношении лиц, условно осужденных, а также лиц, которым суды Российской Федерации отсрочили отбывание наказания;
5) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Ходатайство о помиловании подается осужденным лично в письменной форме на имя Президента Российской Федерации через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание (далее – администрация учреждения).

Читать еще:  Как установить посмертное отцовство и получить алименты после смерти отца

Ходатайство не имеет строго определенной формы и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании.

К ходатайству администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Положением.

Кроме того, к ходатайству по просьбе осужденного могут быть приобщены материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании (справки о возмещении ущерба потерпевшим, о крайне тяжелом материальном положении и состоянии здоровья членов семьи осужденного, других чрезвычайных обстоятельствах).

Ходатайство о помиловании лица, освобожденного условно-досрочно, ходатайство о помиловании лица, которому штраф назначен в качестве основного наказания, или ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее – комиссия) по месту своего жительства (месту пребывания).

В соответствии с Положением ходатайство о помиловании со всеми материалами предварительно рассматривается на комиссии.

Деятельность комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области регулируется Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Состав комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области утвержден постановлением Губернатора Курганской области от 11 февраля 2002 года № 30 «Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории Курганской области».

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
1) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
2) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
3) срок отбытого (исполненного) наказания;
4) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
5) применение ранее в отношении осужденного акта об амнистии, акта помилования или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
6) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
7) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;
8) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;
9) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;
10) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.

На основании материалов о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.

Помилование в Российской Федерации в соответствии со статьей 89 Конституции Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Разъяснение порядка подачи и рассмотрения ходатайств о помиловании

Общие положения

Статьей 89 Конституции Российской Федерации установлено, что исключительное право на осуществление помилования принадлежит Президенту Российской Федерации.

Помилование – это акт милосердия, применяемый только в отношении лиц, осужденных за преступления любой степени тяжести.

В соответствии со ст. 50 Конституции Российской Федерации, о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда.

При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании, принимается одно из следующих решений:

а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;

б) сократить неотбытое наказание на определенную часть;

в) заменить назначенное наказание или неотбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

г) снять судимость;

д) освободить осужденного от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено.

Порядок обращения с ходатайством о помиловании

Порядок предоставления и рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании регулируется Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Далее ходатайство о помиловании представляется в администрацию исправительного учреждения, которая регистрирует его в специальном журнале в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента РФ. Также, по просьбе осужденного, могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. О направлении ходатайства о помиловании для дальнейшего рассмотрения осужденному объявляется под роспись на копии сопроводительного письма.

Затем ходатайство осужденного о помиловании с прилагаемыми документами направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы – Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю (далее — ГУФСИН России по Приморскому краю).

После регистрации, а также проверки полноты и качества представленных документов, ГУФСИН России по Приморскому краю направляет все материалы в Комиссию по вопросам помилования, образованную на территории Приморского края (далее – Комиссия по вопросам помилования) по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22.

Порядок рассмотрения ходатайства о помиловании

Комиссия по вопросам помилования не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Приморского края заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного, в котором рекомендует помиловать осужденного либо отклонить его ходатайство.

Губернатор Приморского края не позднее чем через 15 дней (в отдельных случаях не позднее чем через 10 дней) вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица прилагаются все указанные выше документы.

При решении вопроса о помиловании принимаются во внимание следующие обстоятельства:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Читать еще:  Как выделить долю детям в квартире

— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

— срок отбытого (исполненного) наказания;

— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства

В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании осужденного соответствующий Указ Президента Российской Федерации о помиловании направляется в течение двух дней после его издания Губернатору Приморского края, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании, осужденный уведомляется письменно, и повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Рекомендации для родственников и других заинтересованных лиц, обращающихся с ходатайством о помиловании осуждённого, отбывающего наказание в местах лишения свободы

1. Ходатайство о помиловании должно быть адресовано Президенту Российской Федерации и направлено начальнику исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание либо в Комиссию по вопросам помилования. Любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного, со всеми необходимыми материалами, прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.

2. В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого в материалах дела имеется приговор суда. Юридически значимые факты должны быть подтверждены справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями, прилагаемыми к ходатайству.

3. В прошении можно перечислить заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

4. Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, на какой стадии рассмотрения находятся материалы о помиловании осужденного.

Защита прав в суде

28.08.2017г.

Право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом

Часть третья статьи 50 Конституции РФ гарантирует право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Осуществление помилования является прерогативой Президента Российской Федерации, который, в соответствии с п. «в» статьи 89 РФ самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ст. 85 УК РФ).

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством ходатайство о помиловании осужденным подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание (ст. 176 УИК РФ). Для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы разработана Инструкция об организации работы с ходатайствами осужденных о помиловании, которая утверждена приказом Минюста РФ от 08.04.2015 № 83, которая регламентирует порядок приема администрацией учреждения, исполняющего наказания ходатайств осужденных о помиловании, и регистрации и учета, направления в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

Так, в соответствии с Инструкцией, ходатайство о помиловании подается осужденным на имя Президента РФ в письменной форме, регистрируется администрацией исправительного учреждения, после чего направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы. К ходатайству о помиловании прилагаются копия приговора, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, анкета осужденного с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, сведения о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения для лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, а также представление администрации исправительного учреждения с соответствующей характеристикой на осужденного. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы, получив ходатайство осужденного о помиловании, осуществляет проверку полноты представленных исправительным учреждением документов, после чего направляет указанные материалы в комиссию по вопросам помилования.

Комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500. Основной задачей Комиссии является предварительной рассмотрение ходатайств о помиловании, подготовка заключений по материалам о помиловании. В состав комиссии входит 11 человек, являющихся гражданами РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Решение принимается большинством голосов, после чего Комиссия предоставляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Высшее должностное лицо субъекта РФ, получив ходатайство осужденного и заключение Комиссии, вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта о помиловании в отношении осужденного. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, министерство внутренних дел РФ, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию исправительного учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector