Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арбитражный суд и третейский суд отличия

Третейский суд и арбитражный суд — разница

  • Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы
  • Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания
  • Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда
  • Исполнение и обжалование решения третейского суда

Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы

Законодательством допускается возможность разрешения возникающих в процессе деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерцией (далее — контрагенты), споров различными инстанциями, в том числе:

  • арбитражными судами;
  • третейскими судами.

Арбитражный суд (далее — АС) представляет собой звено государственной судебной системы, деятельность которого строго регламентирована:

  • Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (далее — закон об АС);
  • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК).

Под третейским судом, или арбитражем (далее — ТС, арбитраж), понимается негосударственная инстанция (в лице единоличного арбитра или группы арбитров), к которой вправе обратиться стороны или контрагенты при наличии соответствующего соглашения.

ВАЖНО! Соглашение об арбитраже можно оформить в виде отдельного документа или включить в текст договора третейскую оговорку. Однако существует категория споров, которые подлежат разрешению только в АС: дела о банкротстве, ряд корпоративных споров (пп. 1–5 ч. 2 ст. 225.1 АПК) и другие.

В отличие от АС деятельность ТС менее формализована и определяется законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее — закон об арбитраже).

Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания

Разница между АС и ТС проявляется уже на этапе создания данных инстанций. В порядке формирования АС и выборе конкретного судьи, который будет разрешать спор, контрагенты не участвуют. Кроме того, при подаче иска в суд заявителю необходимо учесть правила подведомственности и подсудности (ст. 27 и 34 АПК).

Иная ситуация с арбитражем. Контрагенты могут определить, обратиться им к постоянно функционирующему ТС или организовать ТС самим в связи с определенным конфликтом (ad hoc).

Подробнее о видах ТС рассказывается в статье «Виды третейских судов и порядок образования».

В обоих случаях контрагенты согласованно определяют личности арбитров. По общему правилу их должно быть 3, но допускается и иное количество, главное — соблюдать нечетность судей. При коллегиальном разрешении дела тремя арбитрами каждый из участников выбирает по одному судье, после чего избранные судьи договариваются о том, кто будет третьим.

При этом в отличие от судьи АС не каждый арбитр должен быть юристом. Если дело рассматривается тремя арбитрами, образование в сфере права должен иметь только председатель (ст. 11 закона об арбитраже). Но единственный арбитр обязан иметь диплом юриста.

Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда

Процесс разрешения дела в АС и ТС имеет существенные различия и выражается в следующем:

  1. Сроки разрешения конфликта:
  • в АС строгие временные рамки разбирательства, за нарушение которых к судье могут быть применены санкции;
  • длительность рассмотрения дела ТС ничем не ограничивается, однако, как правило, спор разрешается в пределах 1 месяца.
  1. Место проведения слушаний:
  • в АС слушания осуществляются в зале суда;
  • ТС может быть проведен по любому адресу, удобному для контрагентов.
  1. Публичность заседаний:
  • за исключением отдельных категорий дел, процесс в АС носит открытый характер;
  • по общему правилу процесс в ТС не предается публичной огласке, на заседание могут прийти только участники спора.
  1. Правила формирования протокола:
  • в АС всегда ведется протокол слушаний;
  • в ТС стороны вправе отойти от общих требований по формированию протокола.
  1. Выплаты арбитрам:
  • в АС судьи получают зарплату из государственного бюджета;
  • в ТС выплаты арбитрам включаются в сумму издержек сторон.
  1. Полномочия судей по истребованию доказательств:
  • судья АС уполномочен направлять запросы в компетентные органы и организации о представлении доказательств;
  • арбитр ТС должен обратиться в государственный суд для формирования соответствующего запроса.

Исполнение и обжалование решения третейского суда

Порядок исполнения и обжалования решения ТС также имеет свои особенности:

  1. Решение ТС начинает действовать сразу после его вынесения, если в нем не предусмотрен иной срок приведения его в действие (ст. 41 закона об арбитраже). Решение АС 1-й инстанции вступает в силу спустя 30 дней после его оформления при отсутствии апелляционной жалобы.
  2. В отличие от АС, арбитры не вправе оформлять исполнительные листы.

Для начала исполнительного производства участнику конфликта необходимо представить в государственный суд, уполномоченный разрешать данный конфликт, соответствующее заявление.

Подробнее о правилах его оформления читайте в статье «Как получить исполнительный лист по решению суда?».

  1. Решение ТС может быть обжаловано в течение 90 дней только в районный АС, управомоченный разрешать соответствующий тип спора. При этом контрагенты также могут договориться о том, что решение ТС окончательно и не может быть обжаловано (ст. 40 закона об арбитраже).

Таким образом, третейский суд отличается от арбитражного по многим основаниям, в том числе по правилам создания суда, срокам разрешения конфликта, обжалования и исполнения решения. Обратиться в ТС контрагенты могут только в случае заключения соответствующего соглашения.

Арбитражный суд и третейский суд отличия

Акобира из Нагойи (Япония) о соотношении понятий «третейский суд» и «международный коммерческий арбитраж» в новом АПК РФ:

«По-моему мнению, — пишет Акобир, — Арбитражный кодекс к его [третейского суда] компетенции относит только рассмотрение внутренних споров, проводя четкое разграничение между международным коммерческим арбитражем и третейским судом. Правильно ли мое мнение?» — спрашивает читатель.

Наталья Андреевна, юрист, также интересуется:

«Что придает третейскому суду статус «международного» — только ли наличие в его составе иностранных судей и ориентация на рассмотрение внешнеэкономических споров?

На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна

Читать еще:  Как правильно оформить наследство по завещанию

Понятие «третейский суд» является общим, родовым понятием, используемым в российском гражданском и процессуальном законодательстве. Однако сложилась закрепленная в законодательстве традиция называть третейский суд для рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономической деятельности, международным коммерческим арбитражем.

В тех случаях, когда законодатель регулирует вопросы общего характера, более часто используется термин «третейский суд».

Так, в части 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на судебную защиту, которое является одной из важнейших гарантий защиты гражданских прав.

«Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд, третейский суд (далее — суд)».

Очевидно, что приведенное выше положение применимо к любому третейскому суду независимо от сферы отношений, из которых возникли или могут возникнуть рассматриваемые им споры.

Законодательная регламентация правил третейского разбирательства, основанного на добровольном соглашении сторон соглашения о третейском разбирательстве 1 содержится в двух законах:

• в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»;

• в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Оба эти закона имеют предметом регулирования деятельность третейского суда.

Такой вывод основан, в том числе, на содержании статьи 2 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», согласно которой, «арбитраж означает любой арбитраж (третейский суд)…».

В то же время, различна сфера действия каждого из этих законов, подлежащих применению, если место «третейского разбирательства» («место арбитража») находится на территории Российской Федерации.

«В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договоров и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации». (Часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»).

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации»:

«… регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации…», однако его действие

«не распространяется на международный коммерческий арбитраж».

Правила третейского разбирательства, а также выполнение ряда важных функций содействия и контроля государственных судов (например, основания для отмены/отказа в признании и приведении в исполнение решений третейских судов) предопределены сферой применения каждого из двух названных Законов.

Когда к компетенции постоянно действующего третейского суда отнесено разрешение внутренних споров, правила третейского разбирательства определяются в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации».

Споры, подлежащие рассмотрению в порядке международного коммерческого арбитража, рассматриваются по правилам, определяемым на основании Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже».

Если же к компетенции третейского суда отнесено рассмотрение и тех, и других споров, то при определении процедуры третейского разбирательства применяются, соответственно, либо положения Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», либо положения Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (в зависимости от сферы возникновения конкретного спорного отношения и его субъектного состава).

Status quo был сохранен в процессе формулирования положений главы 30 «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Положения этой главы, по общему правилу, применяются:

«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть 1 статьи 230 АПК РФ);

«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть 1 статьи 236 АПК РФ).

Однако, поскольку основания для отмены/отказа решений международного коммерческого арбитража имеют отличия от оснований для отмены решений иных принятых на территории Российской Федерации третейских судов, в АПК РФ включены специальные нормы:

«Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 233 АПК РФ);

«Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 239 АПК РФ).

Следует также иметь в виду, что в настоящее время сфера применения ряда статей главы 30 АПК РФ также может быть определена только с учетом положений Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже». Такой вывод вытекает из сопоставления содержания статьи 235 АПК РФ с закрепляющими принцип «компетенции-компетенции» статьями федеральных законов (см., статью 17 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и статьей 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации; часть 5 статьи 230 АПК РФ). Применение части 6 статьи 230 поставлено в зависимость от появления соответствующих условий в международных договорах Российской Федерации.

Читать еще:  Как получить полис дмс для иностранных граждан

Таким образом, определение третейского суда в Российской Федерации как международного коммерческого арбитража зависит от сферы применения к конкретному третейскому разбирательству одного из двух российских законов о третейском суде. Этим же определяется применение корреспондирующих каждому или двум этим законам положений российского процессуального законодательства.

Третейский суд

Третейский суд -это суд, избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ третейский суд наравне с судом общей юрисдикции и арбитражным судом осуществляет судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Третейскому суду подведомственны все категории гражданских споров, за исключением споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Третейский суд обладает рядом преимуществ в отличие от арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а именно:

— минимальные сроки рассмотрения споров;

— возможность согласования даты рассмотрения спора;

— возможность стороны самостоятельного выбрать одного из судей.

Одновременно с этим, решения третейского суда являются обязательными для исполнения участниками процесса. Принудительное исполнение решения третейского суда обеспечивается государством на основании исполнительного листа, выданного компетентным судом (арбитражным судом или судом общей юрисдикции).

C 1 сентября 2016 года вступил в силу закон «Об арбитраже», по которому создавать арбитражные учреждения (новое название постоянно действующих третейских судов) смогут только некоммерческие организации (НКО).

Действующие ТС вправе рассматривать споры до 1 ноября 2017 года, но только те, третейские оговорки по которым были подписаны до 1 сентября 2016 года.

После 1 ноября 2017 года споры смогут только те третейские суды, которые получат разрешение Правительства РФ.

Освобождены от процедуры лишь МКАС и МАК при ТПП РФ.

Остальным НКО, желающим открыть арбитражные учреждения, нужно обращаться в специально созданный при Минюсте Совет по совершенствованию третейского разбирательства за рекомендацией для правительства.

В настоящее время только две организации получили разрешение — Российский союз промышленников и предпринимателей и Институт современного арбитража.

19 октября 2018 года в рамках межрегионального Форума предпринимательства Сибири состоялась презентация Красноярского отделения Арбитражного центра при Российском Союзе промышленников и предпринимателей.

В Красноярске такой центр появился впервые. Теперь спо­ры между участниками экономиче­ской деятельности можно разрешать­ внутри делового сообщества, без участия государства.

Центральным спикером панельной дискуссии стал Денис Микшис, к.ю.н., директор по международному сотрудничеству и региональному развитию Арбитражного центра при РСПП. Широкому кругу предпринимателей он презентовал недавно созданное Красноярское отделение Арбитражного центра при Российском Союзе промышленников и предпринимателей.

«Это арбитражное учреждение мирового уровня, решения которого имеют такую же силу, как решение государственных судов и подлежат принудительному исполнению, — подчеркнул в своём выступлении Денис Микшис. — Основные преимущества арбитража: оперативность рассмотрения споров, конфиденциальность и возможность выбора арбитров. Принципиально важно, что арбитраж понимает нужды бизнеса и говорит с ним на одном языке. Потому бизнес доверяет решение споров профессионалам».

Новости предприятия

25.06.10: В атомной отрасли создан Третейский суд для разрешения экономических споров.

В атомной отрасли создан Третейский суд для разрешения экономических споров.

Интервью с руководителем Департамента правовой и корпоративной работы А.В. Поповым о роли создания третейского суда в атомной отрасли

— Что такое третейский суд?
— Третейский суд является широко известной и хорошо зарекомендовавшей формой разрешения споров. Прежде всего, третейский суд — это негосударственный суд, созданный по воле частных субъектов.
На сегодняшний день существует большое разнообразие третейских судов. За рубежом они, как правило, называются арбитражными. Наиболее известными являются Лондонский Международный арбитражный суд, Международный Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, арбитражные суды при соответствующих торговых палатах в Цюрихе, Вене, Стокгольме.
В России в настоящее время создано более 500 третейских судов, первые из которых создавались при Торгово-промышленных палатах СССР. Деятельность третейских судов в России регламентируются Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», процессуальными кодексами, а также другими нормативными актами.
Третейские суды могут рассматривать любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и с участием иностранных фирм, а также с участием граждан.
Компетенция третейского суда основывается на соглашении, заключенном сторонами в письменной форме в котором выражается воля сторон относительно выбора возможного варианта судебного разбирательства.
-Чем отличается третейский суд от обычных государственных судов?
— Основное отличие в компетенции, которая для государственного суда определятся законом, а для третейского возникает исключительно из соглашения сторон их прямой воли, изложенной в письменной форме. Именно поэтому государственный суд при разрешении дел руководствуется процессуальными кодексами, а третейский суд соглашением сторон и своим регламентом.
Кроме того, в государственном суде дело рассматривает судья, назначаемый государством, в третейском суде состав суда, формируется сторонами по делу.
Иными словами третейский суд это альтернатива государственной системе судов и порядок судопроизводства в третейском суде во многом зависит от усмотрения сторон.
— Чем было обусловлено создание Третейского суда в атомной отрасли?
— Создание Третейского суда для рассмотрения споров в атомной отрасли вызвано рядом причин.
Прежде всего, отмечу необходимость повышения договорной дисциплины и создания условий для неотвратимости наступления ответственности за нарушение договора.
Организации отрасли находятся в тесной кооперации, и между ними возникает достаточно большое количество споров, связанных с ненадлежащим исполнением договоров. Судебно-претензионная работа по этим спорам зачастую не ведется, поскольку в силу сложившейся практики руководителям организаций удобнее разрешать споры у вышестоящего руководства, в том числе, и в Госкорпорации «Росатом». При этом руководители Госкорпорации вынуждены выполнять несвойственные им функции по разрешению юридического спора, что отвлекает их от прямых должностных обязанностей. Естественно, что делают они это неохотно и по остаточному принципу. Зачастую спор разрешается не на основании юридических аргументов, а исходя из принципа «текущей целесообразности». Все это, в конечном счете, влечет рост дебиторской задолженности, снижение договорной дисциплины, ухудшение финансовых показателей.
Зачастую в договорах в качестве способа обеспечения обязательств фигурирует неустойка, которая, по факту, практически не взыскивается, поскольку в добровольном порядке нарушитель ее платить отказывается, а в суд никто не обращается. То есть условия договоров о неустойке — это не работающие условия. Создание третейских судов позволит их активировать, что пойдет на пользу исполнительской дисциплине.
Помимо этого, рассмотрение спора в третейском суде гораздо более оперативное, чем в государственном арбитражном суде. Это связано с тем, что судебные акты арбитражных судов могут обжаловаться в вышестоящих судебных инстанциях — апелляционной, кассационной, надзорной. Рассмотрение же дела в Третейском суде осуществляется в рамках одной инстанции.
Рассмотрение споров в третейском суде является закрытым. Равно как закрытой является и информация о вынесенных по спору решениях. Это сильно отличается от публичного рассмотрения дел в системе арбитражных судов, где все принятые решения подлежат опубликованию.
Все сказанное и было причиной принятия правлением Госкорпорации решения об организации отраслевого Третейского суда
— Каковы же преимущества третейского разбирательства?
— Во-первых, как я уже говорил, это существенно меньший срок с момента подачи искового заявления до момента вынесения окончательного решения. Третейское разбирательство, менее формальное, чем судебное разбирательство в государственном арбитраже, ускоряет процедуру рассмотрения споров. Учитывая то обстоятельство, что третейский суд рассматривает спор в одной инстанции, а вынесенное им решение, как правило, не может быть оспорено по существу, срок получения окончательного решения по делу в третейском суде является достаточно коротким.
Во-вторых, это гарантия исполнения решения третейского суда. В случае неисполнения решения третейского суда, арбитражный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение — точно такой же, как и в отношении своего собственного решения. Таким образом, с точки зрения гарантии исполнения на территории Российской Федерации, решение третейского суда не отличается от решения арбитражного суда. Что же касается исполнения решений за рубежом, то акты третейского суда имеют преимущества по сравнению с решениями государственных судов в силу того, что Россия является участником международной конвенции о признании и приведении в исполнение решений третейских судов.
В-третьих, в процессе рассмотрения спора в Третейском суде активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения Третейским судом являются условия договора и обычаи делового оборота. При этом третейскими судьями являются специалисты, хорошо знакомые со спецификой споров, возникающих в соответствующей отрасли, что исключает риск принятия решения на основе недостаточно квалифицированных выводов судей.
Важным преимуществом третейского разбирательства является конфиденциальность, о чем я уже также упомянул, так как дело рассматривается в закрытом заседании и судебные акты не подлежат опубликованию.
По своей природе третейское разбирательство призвано обеспечить оперативное, квалифицированное и конфиденциальное разрешение возникшего спора и является не столько судебной процедурой со всеми присущими ей элементами юридической «войны», сколько поиском компромиссного решения при помощи своего рода судебных посредников. В итоге третейское разбирательство направлено на то, чтобы сохранить и укрепить партнерские отношения между спорящими сторонами, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.
— Если говорить о финансовой стороне дела, куда выгодней обращаться спорщикам: в третейский суд или государственный?
— Размер третейского сбора, взыскиваемого Частным учреждением «ЦТРПЭ» за рассмотрение экономических споров, не превышает ставок, предусмотренных для рассмотрения аналогичных споров в арбитражных судах. Одновременно, поскольку рассмотрение спора в третейском суде проходит в одной инстанции, и решение третейского суда не подлежит оспариванию, то в итоге размер третейского сбора может оказаться ниже, чем совокупная госпошлина в арбитражном суде по аналогичному делу, прошедшему все судебные инстанции. Кроме того, существенное сокращение времени на разрешение спора в третейском суде по сравнению с арбитражным судом также ведет к сокращению расходов спорящих сторон. Таким образом, по всем параметрам обращение в третейский суд более выгодно.
— Какие требования предъявляются к кандидатам на должность третейского судьи?
— В состав Третейского суда вошли высококвалифицированные юристы, экономисты, специалисты в области организации деятельности гражданских и оборонных отраслей промышленности, строительства, энергетики, банковской деятельности, а также известные в России и за рубежом ученые в области гражданского и предпринимательского права. Многие третейские судьи Третейского суда при Частном учреждении «ЦТРПЭ» имеют высокий профессиональный авторитет, государственное и общественное признание, значительный опыт деятельности в авторитетных органах третейского разбирательства, а также продолжительный опыт научной и практической профессиональной деятельности.

Читать еще:  Понятие и особенности договора контрактации

Более подробную информацию о третейском суде, составе судей, а также рекомендуемую к включению в договоры третейскую оговорку можно найти на сайте Госкорпорации в разделе «Третейский суд».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector