Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алгоритм приема на работу иностранных граждан

Принимайте иностранцев на работу по особому алгоритму

В условиях распространения коронавируса, принимать на работу иностранных работников надо, руководствуясь особым алгоритмом. Алгоритм трудоустройства иностранцев един для всех работодателей, независимо от вида их деятельности.

Каков алгоритм приема иностранцев на работу

Привлекать иностранных граждан надо с помощью Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

Прием иностранцев на работу предполагает последовательность следующих действий:

  • Роструд размещает перечень видов деятельности, для которых необходимы иностранные работники;
  • работодатели размещают на портале заявки на подбор сотрудников;
  • заявки работодателей рассматривают специальные региональные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. По итогам рассмотрения и согласования заявок комиссии принимают решения;
  • комиссия заключает соглашение с работодателем, заявка которого согласована;
  • комиссия направляет в территориальный орган МВД России, Роструд и Минцифры списки иностранных граждан, включенных в согласованные заявки, для подачи заявок на въезд иностранных граждан.

Какие обязанности есть у работодателей в рамках алгоритма по приему иностранцев

В рамках алгоритма по приему иностранных работников у организацией есть следующие обязанности:

  • осуществить подбор персонала на территории иностранного государства;
  • разместить заявку на портале Общероссийской базы вакансий «Работа в России», указав ОВКЭД отрасли, в которую привлекает работников-иностранцев;
  • разместить информации о планируемых к привлечению иностранцах, размере их будущей зарплаты, способе доставки работников на территорию РФ, предполагаемом пункте пропуска в РФ, о полисе ДМС, о результатах проведения тестирования на COVID-19, адресе предполагаемого места трудоустройства;
  • организовать доставку иностранного сотрудника из пункта назначения на территории РФ к месту проведения карантинных мероприятий, проживания, изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия в РФ;
  • гарантировать проведение необходимых карантинных мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • организовать проживание иностранных работников в течение всего периода трудоустройства;
  • организовать возврат иностранного работника в страну постоянного проживания;
  • внести в трудовой или гражданско-правовой договор с иностранными работниками положения о запрете их расторгать в течение сроков реализации проекта, а также об обязательности трудоустройства иностранца исключительно на территории соответствующего региона;
  • содействовать трудоустройству на заявленные вакантные места иностранных граждан, уже находящихся на территории РФ.

Алгоритм приема иностранных граждан на работу, а также взаимодействия организации с Рострудом по вопросам трудоустройства сотрудников-иностранцев, привел в письме от 12.03.2021 № 9572-ИФ/07 Минстрой.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Особенности оформления на работу иностранных граждан

Автор: Е. Кравченко

Е. Кравченко, руководитель отдела юридического обслуживания иностранного бизнеса группы консалтинговых компаний «Скиф Консалтинг»

Очень часто работодатели избегают заключения трудовых договоров с иностранными гражданами. Вызвано это тем, что трудовые отношения между работодателем и работником — иностранным гражданином регулируются не только трудовым, но и миграционным законодательством, в связи с чем возникает необходимость оформления дополнительных документов при приёме на работу. При этом практически каждый работодатель слышал о размере штрафов за нарушение миграционного законодательства ― в Москве и Санкт-Петербурге они могут доходить до 1 млн рублей.

В действительности, не нужно отказываться от квалифицированного специалиста только по причине того, что есть особенности его приёма на работу. Необходимо изучить такие особенности самостоятельно либо обратиться за профессиональной помощью.

Прежде всего, необходимо определить, к какой категории иностранцев относится потенциальный работник. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ― Закон № 115-ФЗ) существуют следующие категории иностранных граждан :

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, особенности приёма иностранных граждан также распространяются на лиц без гражданства. Отдельно стоит выделить иностранца — высококвалифицированного специалиста.

Рассмотрим особенности заключения трудовых договоров с иностранными гражданами.

Для иностранных граждан из разных стран предъявляются различные требования по необходимости получения разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории РФ:

Согласно Закону № 115-ФЗ, иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании разрешения на работу либо патента. На практике работодатель принимает участие в оформлении разрешения на работу . В таком разрешении указывается наименование работодателя, дата выдачи разрешения на работу, срок его действия и указание на территорию, где работник может работать. Необходимо иметь в виду, что если работник уже трудоустроен, имеет разрешение на работу, то для работы у нового работодателя такому работнику нужно получать отдельное разрешение на работу.

Согласно ст. 13.3. Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность на основании патента (например, граждане Украины). Патент иностранный гражданин оформляет самостоятельно. При приёме на работу иностранного гражданина на основании патента необходимо проверить срок его действия и территорию, где работник может работать. Организация, расположенная в одном субъекте РФ, имеет право принять на работу иностранного гражданина, патент которого оформлен в другом субъекте РФ, в котором он планирует работать. Необходимо отметить, что в трудовом договоре должно быть закреплено место работы, находящееся на территории субъекта РФ, на территории которого оформлен патент.

С 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно которому граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан при трудоустройстве частично приравниваются к гражданам Российской Федерации. У граждан ЕАЭС есть преимущество ― не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, закреплены в главе 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее ― ТК РФ).

Согласно ТК РФ трудовой договор между работником и работодателем должен быть заключён на неопределённый срок, заключение срочного договора допускается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Таким образом, заключение трудового договора с иностранцем на срок действия разрешения на работу либо патента будет являться нарушением трудового законодательства. Как указано, трудовой договор должен быть заключён на неопределённый срок, истечение же срока действия разрешения на работу либо патента будет являться основанием для прекращения трудового договора.

Что касается документов, которые должны быть предоставлены иностранным работником, то кроме стандартных документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, такой работник должен предоставить работодателю:

договор (полис) добровольного медицинского страхования при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Указанный полис может быть оформлен как на территории РФ, так и за границей (при условии покрытия территории РФ), при этом он должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Также существует возможность заключения компанией-работодателем договора с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг;

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, ― при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации.

Данные указанных выше документов в обязательном порядке должны содержаться в трудовом договоре с иностранным гражданином.

Постановка на учёт и подача уведомлений

Кроме проверки разрешительных документов на работу иностранного гражданина и заключения трудового договора, у работодателя есть обязанность по постановке иностранного гражданина на миграционный учёт и по подаче ряда уведомлений , связанных с заключением трудового договора.

Читать еще:  Как разделить деньги или банковские вклады при разводе

Работодатель при приёме на работу иностранного гражданина выступает для него принимающей стороной, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее ― Закон № 109-ФЗ), он должен поставить данных иностранных граждан на учёт по месту пребывания , то есть по своему юридическому адресу в течение семи рабочих дней с даты их прибытия на территорию РФ. В отношении высококвалифицированных специалистов данный срок составляет 90 дней (п. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин снимается с миграционного учёта по месту пребывания при выезде из Российской Федерации, в связи с чем данный иностранный гражданин подлежит вновь постановке на миграционный учёт при прибытии к работодателю. Данная норма относится к пересечению любых государственных границ Российской Федерации, в том числе границ с Украиной и Белоруссией.

В отношении граждан Армении, Казахстана и Киргизии установлены удлинённые сроки миграционного учёта ― их можно не ставить на учёт в течение 30 суток со дня въезда на территорию РФ (абз. 1 и 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Для граждан Украины и Белоруссии этот срок составляет 90 дней (ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключённого в г. Москве 16.01.1997, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства»).

Пунктом 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в течение трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Для иных граждан, в частности имеющих гражданство РФ, то есть не являющихся иностранными гражданами в рамках Закона № 115-ФЗ, такое уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ не предусмотрено.

Кроме того, в отношении иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов необходимо уведомить о фактической выплате зарплаты ― ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчётным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Формы и Порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Необходимо учесть, что согласно п. 1 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена. Ее полномочия переданы МВД России (пп. «а» п. 2 Указа).

Нередко при заключении трудового договора с иностранным гражданином встаёт вопрос о том, возможно ли зафиксировать и выплачивать заработную плату в иностранной валюте.

В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан в том числе обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а не от внешних экономических факторов, например таких, как колебания курса рубля Российской Федерации к иностранной валюте.

Таким образом, установление в трудовых договорах заработной платы в иностранной валюте с последующей выплатой в валюте Российской Федерации (рублях) не соответствует положениям ТК РФ.

Следующий немаловажный вопрос ― размер НДФЛ и взносов в фонды по иностранным работникам.

Согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ процентная ставка по НДФЛ составляет 13%. В случае, если работник не является налоговым резидентом РФ (находится на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев), то из его зарплаты следует удержать налог исходя из ставки в 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения.

Доходы от работы по найму, осуществляемой в РФ, полученные гражданами ЕАЭС, облагаются исходя из ставки 13% НДФЛ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Указанная норма действует начиная с первого дня работы граждан ЕАЭС на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 24.04.2015 № 03-04-05/23651).

Для применения работодателем ставки налога в размере 13% в отношении доходов работника из ЕАЭС подтверждения не требуется (Письмо ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/2276@).

Также ставка НДФЛ в размере 13% применяется в отношении дохода от работы по найму высококвалифицированного специалиста независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ниже представлена таблица о размерах взносов в фонды по иностранным работникам:

Прием на работу иностранных граждан из стран ближнего зарубежья

Тема приема на работу иностранных граждан из стран ближнего зарубежья по –прежнему остается актуальной для многих работодателей. В силу достигнутых ранее договоренностей и заключенных соглашений для граждан некоторых стран упрощен порядок осуществления миграционного учета и оформления трудовых отношений. В настоящей статье даны разъяснения о порядке и условий приема на работу граждан Казахстана, Украины и Белоруссии.

1) Для граждан Украины, Казахстана и республики Беларусь предусмотрены особые правила/преимущества при трудоустройстве на территории России:

СтранаСписок документов для трудоустройстваДокументы, подтверждающие законность нахождения в РоссииНормативные документы
Казахстан— разрешение на работу не требуется;
— паспорт гражданина Казахстана;
— трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. республика Казахстан входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.;
— признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
-страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Казахстана ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев).
— миграционная карта (или разрешение на временное проживание, или вид на жительство);
— разрешение на временное пребывание (граждане Казахстана могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Россию)
— Соглашение Правительства РФ и Правительства республики Казахстан от 19.11.2010г.
«О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»;
— Соглашения между Россией и Республикой Казахстан «О порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории РФ» от 7 июня 2012 г.;
— статья 65 ТК РФ;
— Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ;
-Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
-информация коллегии ЕЭК от 09.09.2013;
— Соглашение от 24.11.1998 «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях»;
— Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»;
— Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования»
Белоруссия— разрешение на работу не требуется;
— паспорт гражданина республики Беларусь;
— трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. республика Беларусь входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.;
— признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
-страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин республики Беларусь ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев).
-гражданин Республики Беларусь должен встать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда на территорию РФ;
-гражданам Белоруссии миграционные карты не оформляются, документом, который подтверждает дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, служит проездной документ(билет).
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998
«О равных правах граждан»
Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4
«О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»;
— Соглашение Правительства РФ и Правительства республики Беларусь от 19.11.2010г.
«О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»;
— Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»;
— Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования»;
— Протокол от 24.01.2006г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»;
— Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559.
УкраинаВ зависимости от статуса иностранного гражданина:
1)для временно пребывающих
— разрешение на работу;
— паспорт гражданина Украины,
— признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
— трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев).
2) для временно или постоянно проживающих:
— разрешение на работу не требуется;
— паспорт гражданина Украины;
— признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
— трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев).
3) для лиц со статусом временного убежища (беженца):
— разрешение на работу не требуется;
— свидетельство о присвоении статуса временного убежища (удостоверение беженца);
— признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
— трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев).
— миграционная карта (или разрешение на временное проживание, или вид на жительство);
— разрешение на временное пребывание (граждане Украины могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 суток с даты въезда в Россию)
— статья 65 ТК РФ;
— Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ;
-Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
-Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997г.;
-Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (подписан 30.10.2004г.);
— Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»;
— Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования»
Читать еще:  Бланки заявлений в суд по гражданским делам

2) При приеме на работу граждан Украины (со статусом беженца или временного убежища), граждан Казахстана и Белоруссии работодателю не нужно уведомлять миграционную службу и центр занятости.

3) Прием на работу граждан Украины временно пребывающих на территории России, не имеющих официального статуса беженца или временного убежища, осуществляется только при наличие у иностранного гражданина разрешения на работу. Согласно Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о приеме гражданина с таким статусом на работу (увольнении с работы) необходимо в обязательном порядке уведомлять миграционную службу и центр занятости.

4) Согласно Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель «…обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников…», но исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что вопрос об уведомлении территориального налогового органа трактуется в действующем законодательстве неоднозначно. Поэтому, рекомендуем уведомлять налоговую службу о приеме и увольнении иностранного работника с любым статусом.

5) При привлечении к трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности:

ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 50 000 руб.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Нередко в российских компаниях трудятся иностранные сотрудники. Часто это связано со стремлением работодателей сэкономить на зарплате, а в некоторых случаях — с отсутствием на рынке труда российских специалистов нужной квалификации. Но какова бы ни была причина — бизнесмену при приеме на работу нерезидентов нужно строго соблюдать все требования закона.

Читать еще:  Как оформляется договор гпх с физическим лицом на оказание услуг

Особенности приема на работу иностранных граждан

Порядок приема на работу иностранных рабочих и других специалистов зависит главным образом от их правового статуса в РФ, который определяется законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении…». К слову, с 2016 года контролем за миграционными потоками занимается главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД.

Порядок оформления на работу практически не отличается от обычного, принятого для граждан РФ, и распространяется на:

  • проживающих в РФ (постоянно или временно);
  • граждан стран ЕАЭС;
  • беженцев.

По всем этим группам предусмотрено только два отличия от стандартного порядка:

  1. Иностранец при оформлении может предъявлять не только паспорт, но и другие документы (например, вид на жительство)
  2. Нужно сообщить в УВМ МВД о приеме или увольнении иностранца в течение 3 дней.

Если же на работу устраивается иностранец, который может претендовать только на статус временно пребывающего, то здесь процедура существенно усложняется. Если сотрудник прибывает из страны, имеющей визовый режим с РФ, то работодателю необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подать в службу занятости заявление на закрытие вакансии. Только если работодателю не подберут российского специалиста, можно переходить к следующим этапам.
  2. Оформить разрешение на привлечение иностранцев.
  3. Оформить для каждого нерезидента разрешение на работу и приглашение для визы.
  4. Сообщить в УВМ МВД в течение 7 рабочих дней с даты въезда каждого сотрудника.
  5. Оформить трудовой договор и в течение 3 рабочих дней уведомить об этом УВМ МВД.

Если иностранный работник прибывает из страны с безвизовым режимом с РФ, то разрешение на привлечение оформлять не нужно. Иностранец должен получить патент, после чего может устраиваться на работу. Сроки уведомления о въезде и начале трудовых отношений аналогичны срокам для визовых стран, т.е. 7 и 3 дня.

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут выбирать регион и место работы без ограничений. Временно проживающие имеют право работать только в регионе проживания. Для временно пребывающих ограничивается не только регион, но и вид трудовой деятельности: он указан в разрешении на работу.

Отдельно регламентирован порядок привлечения к работе в РФ иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС). Подробнее об этом — в следующем разделе.

Правила приема на работу высококвалифицированного иностранного специалиста

Статус ВКС определяется ст. 13.2 закона № 115-ФЗ. Уровень квалификации приглашаемого сотрудника работодатель определяет самостоятельно.

В большинстве случаев здесь нужно ориентироваться на уровень заработной платы, который работодатель готов платить ВКС. В зависимости от вида деятельности, региона и наличия у работодателя статуса резидента особой экономической зоны минималка для ВКС может составить от 58 до 167 тыс. руб. в месяц.

Если ВКС привлекается к работе в проекте «Сколково» или в инновационном центре, то ограничения по зарплате не предусмотрены.

О въезде и приеме на работу ВКС работодатель сообщает в стандартном порядке, т.е. через 7 и 3 рабочих дня соответственно. Кроме того, бизнесмен должен ежеквартально сообщать в УВМ МВД о фактически выплаченном работнику вознаграждении.

Какие необходимы документы при приеме на работу иностранца

Набор необходимых для оформления иностранца документов зависит от его правового положения.

Статус

Основной документ

Требуется ли разрешение

Нужно ли уведомлять УВМ МВД

на привлечение иностранцев у работодателя

на работу у сотрудника

о въезде

о заключении /расторжении договора

Трудовой договор в таблицу не включен, т.к. он по умолчанию должен быть в любом случае. В нем необходимо отразить (ст. 327.2 ТК РФ):

  • сведения о документе, на основании которого работает иностранец;
  • сведения о медстраховке, а если работодатель берет на себя затраты на медобслуживание иностранцев — о договоре с клиникой.

Также у любого работника должна быть трудовая книжка и свидетельство СНИЛС. Если иностранец ранее не работал в РФ и, следовательно, не имеет этих документов, то работодатель должен их оформить.

Образец уведомления о приеме на работу иностранного гражданина

Действующий бланк уведомления утвержден приказом МВД РФ от 04.06.2019 № 363.

Документ включает в себя следующую информацию:

  1. Сведения о работодателе: наименование (ФИО), адрес, ИНН/КПП, ОКВЭД.
  2. Сведения об иностранном работнике: ФИО, паспортные данные, реквизиты разрешения на работу.
  3. Сведения о трудовой деятельности: профессия, место осуществления, дата заключения договора.

Направить уведомление можно различными способами:

  • лично;
  • по почте с описью вложения;
  • в электронном виде, в т.ч. с использованием портала «Госуслуги». Этот вариант применяется, если региональное УВМ МВД имеет возможность принимать сведения в онлайн-формате.

Уведомлять необходимо только миграционное подразделение МВД. Налоговики получат сведения от правоохранителей сами, в рамках межведомственного обмена информацией.

Возможные проблемы с документами у сотрудников-нерезидентов

У иностранного специалиста может не быть некоторых документов. В зависимости от того, что именно отсутствует, закон допускает трудоустройство такого нерезидента или предусматривает различные санкции:

  1. ИНН у иностранца может отсутствовать, это не является нарушением. Но возможно, что работодателю придется дать пояснение при сдаче отчетности в ПФР. Впрочем, следует отметить, что если иностранец находится в РФ легально, то обычно ИНН у него есть. Поэтому при его отсутствии нужно особенно тщательно проверить все остальные документы.
  2. Без трудовой книжки или свидетельства СНИЛС трудовые отношения оформлять нельзя (ст. 65 ТК РФ). Поэтому при нарушении этого правила работодатель может быть наказан штрафом.
  3. Самые суровые санкции могут быть применены к работодателям за отсутствие документов, подтверждающих легальность пребывания иностранцев в РФ, а также разрешений на работу. Подробнее об этом рассказываем ниже.

Санкции за нарушения при приеме на работу иностранцев

За нарушения, связанные с использованием иностранной рабочей силы, санкции предусмотрены ст. 18.15-18.17 КоАП РФ.

Здесь установлены достаточно серьезные меры ответственности. Штраф, накладываемый на работодателей за отсутствие необходимых разрешительных документов или неуведомление УВМ МВД, может достигать 1 млн руб. Также возможно и административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев.

Говоря о применении санкций за «миграционные» нарушения, нужно иметь в виду следующее:

  1. Наказание применяется не за факт нарушения в принципе, а за каждого незаконно работающего иностранца в отдельности.
  2. Работодатели–ИП в данном случае приравниваются к юридическим лицам (примечание к ст. 18.1 КоАП РФ).

Как избежать проблем, если в штате компании иностранцы

Не секрет, что нередко работа с кадровой документацией поручается бухгалтеру или офис-менеджеру. И даже если в компании есть выделенный кадровик, то он часто при оформлении иностранцев действует по привычному шаблону работы с российскими сотрудниками.

А санкции за нарушения в этой области, как было показано выше, весьма существенны. Если нарушения коснулись группы сотрудников, то многомиллионные штрафы окажутся чувствительными даже для крупного бизнеса, а малые и средние фирмы санкции могут привести к краху. Кроме того, компанию могут «закрыть» на целый квартал, что также серьезно ударит по бизнесу.

Выходом может быть прохождение специалистами по кадрам курсов по миграционному учету. Но и здесь есть свои минусы. Во-первых, стоят они недешево, во-вторых, не дают гарантии того, что ошибок больше не будет.

Тогда оформлением нерезидентов будут заниматься сотрудники, специализирующиеся именно в этой области.

Подведем итог

Принимая на работу иностранца, необходимо внимательно проверить все документы, с учетом его правового статуса в РФ.

При нарушениях в этой области санкции могут исчисляться миллионами рублей и поставить бизнесмена на грань разорения.

Минимизировать риск привлечения к ответственности может только наем в штат специалиста, специализирующегося на трудоустройстве иностранных работников. Второй вариант — передать данный участок на аутсорсинг.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector