Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за неуведомление о двойном гражданстве

Как уведомить о двойном гражданстве

ФМС России приказом от 28.07.2014 № 450 (далее — приказ) утвердила формы и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Документ вступил в силу 17 августа 2014 г.

Кто должен подавать уведомление

Обязанность уведомлять органы ФМС России о двойном гражданстве введена Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Он вступил в силу 4 августа 2014 г.

В Законе сказано, что подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или до­кумен­та на право постоянного проживания в иностранном государстве обязаны российские граждане, имеющие:

■ или иное гражданство;

■ или вид на жительство в иностранном государстве;

■ или действительный до­кумен­т, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Данная обязанность не распространяется на российских граждан, постоянно проживающих за пределами РФ.

На подачу уведомления отводится 60 дней с даты приобретения гражданином иного гражданства или получения им до­кумен­та на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Граждане, которые на момент вступления в силу Закона имеют иное гражданство, вид на жительство или до­кумен­т на право постоянного проживания в иностранном государстве, должны подать уведомление в течение 60 дней с момента вступления в силу Закона. То есть для них крайний срок истекает 2 октяб­ря 2014 г.

К сожалению ни Закон, ни действующее законодательство не содержат определения, что понимается под действительным до­кумен­том, подтверждающим право на постоянное проживание в иностранном государстве. Нет никаких разъяснений на этот счет и в комментируемом приказе. Между тем за неподачу уведомления предусмотрена серьезная ответственность (о ней будет сказано ниже).

Поэтому в случае сомнений относительно имеющегося до­кумен­та на право проживания в иностранном государстве (нужно подавать уведомление или нет) мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в территориальный орган ФМС России.

Форма уведомления

Приказом ФМС России утверждены две формы:

1) уведомление о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного до­кумен­та, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве;

2) уведомление о наличии у гражданина РФ, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного до­кумен­та, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Первая форма используется при подаче уведомления гражданином РФ, достигшим возраста 18 лет. Вторая форма применяется при подаче уведомления одним из родителей или иным законным представителем гражданина РФ, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности.

Формы уведомлений содержат отрывную часть. При прие­ме уведомления она выдается на руки и служит доказательством факта уведомления о двойном гражданстве.

Уведомление заполняется на русском языке собственноручно или с использованием технических средств. Все поля должны быть заполнены. Не допускаются сокращения и аббревиатуры, а также зачеркивания и исправления. При необходимос­ти для заполнения отдельных граф могут быть использованы буквы латинского алфавита.

К уведомлению нужно приложить копию имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства либо иного до­кумен­та, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) до­кумен­та на право постоянного проживания в иностранном государстве.

К уведомлению в отношении гражданина РФ, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, прилагается также копия одного из следующих до­кумен­тов, подтверждающих права законного представителя:

■ свидетельство о рождении гражданина РФ, не достигшего возраста 18 лет;

■ акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

Если уведомление подается в отношении гражданина РФ, не достигшего возраста 14 лет, по выбору его законного представителя к уведомлению прилагается копия одного из до­кумен­тов, предусмотренных Указом Президента РФ от 13.04.2011 № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

Подача уведомления

Уведомление подается в территориальный орган ФМС России по месту жительства гражданина либо законного представителя гражданина РФ, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности. Если место жительства отсутствует, уведомление подается в территориальный орган ФМС России по месту пребывания. В случае отсутствия и места пребывания уведомление нужно представить в территориальный орган ФМС России по месту фактического нахождения в РФ.

Подать уведомление можно как лично, так и через организацию федеральной почтовой связи. При этом нужно предъявить уполномоченному должностному лицу территориального органа ФМС России (работнику организации федеральной поч­товой связи) паспорт гражданина РФ (законный представитель предъявляет свой паспорт).

После проверки данных, указанных в уведомлении, гражданину (законному представителю) выдается заполненная работником ФМС России (федеральной почтовой связи) отрывная часть бланка уведомления с печатью территориального органа ФМС России (оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной поч­товой связи).

Организация федеральной почтовой связи, принявшая уведомление, осуществляет пересылку основной части уведомления и копий до­кумен­тов, прилагаемых к нему, в территориальный орган ФМС России не позднее рабочего дня, следую­щего за днем приема уведомления.

Ответственность

За неисполнение обязанности по подаче уведомления преду­смотрена уголовная ответственность: штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательные работы на срок до 400 часов (ст. 330.2 УК РФ).

Нарушение срока представления уведомления, а также указание в нем неполных или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 19.8.3 КоАП РФ).

Заключение общественного совета

Закон налагает на граждан России обязанность раскрывать перед государственными органами информацию о наличии у них иного гражданства, вида на жительство, или документа, предоставляющего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За несвоевременное раскрытие информации (по истечению 60 дней с момента получения такого документа) гражданин подлежит административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 500-1000 рублей. В случае, если наличие иного гражданства выявляется государственными органами, а не раскрывается самим гражданином, гражданин может быть признан виновным в совершении уголовного преступления и приговорен к штрафу до 200 тысяч рублей, либо в размере годового дохода осужденного, либо к обязательным работам на срок до 400 часов.

Общественно-политический контекст

Ужесточение политики по отношению к гражданам России, имеющим иное гражданство, помимо российского, непосредственно связано с международной ситуацией и внешнеполитическим курсом России. В 2014 году к России был присоединен Крым, после чего постоянно проживающими на территории России оказались сотни тысяч граждан Украины. Вовлечение России в конфликт на востоке Украины, существенное ухудшение отношений с постсоветскими странами, странами Евросоюза и США, а также введение санкций со стороны целого ряда государств повлекли за собой изменения во внутренней политики российских властей: резко возросло недоверие к собственным гражданам, что выразилось в принятии целого ряда репрессивных законов. Еще большее недоверие возникло к гражданам России, имевшим тесные связи с иностранными государствами, поскольку, по логике законодателей, данные связи могли быть использованы во вред России. Этим и объясняется потребность в контроле наличия у своих граждан политико-правовых отношений с иностранными государствами со стороны российских властей.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что «поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается.» Несмотря на то, что этому утверждению нет никаких подтверждений и обоснований, именно оно составляет мотивационную основу данного закона.

Дискриминационность закона

Закон является дискриминационным по целому ряду признаков:

Закон налагает на граждан неконституционную обязанность.

Обязанность граждан России уведомлять органы о наличии иного гражданства не предусмотрена Конституцией РФ и не была предусмотрена никакими нормативными актами до момента принятия данного Закона. Конституцией РФ напрямую закреплено, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод, но, после принятия данного Закона, на таких граждан налагаются дополнительные обязанности по письменному уведомлению органов власти об этом факте. При этом данный закон объявляет преступлением не уведомление о гражданстве иностранного государства.

Читать еще:  Должны ли пенсионеры платить имущественный налог

Закон носит дискриминационный характер по отношению к гражданам, имеющим иное гражданство, вид на жительство или иные документы, предоставляющие право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Закон дискриминирует граждан, имеющих отличное от российского гражданство или иной документ подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. Закон принуждает их раскрывать информацию государственным органам России, нарушая их право на частную жизнь, и кроме того, влечет за собой уголовное и административное наказание за не уведомление или несвоевременное уведомление о наличии таких документов.

Закон возводит в разряд уголовных преступлений невыполнение обязанности уведомительного характера, не взирая на отсутствие какой-либо общественной опасности данного деяния.

Возведение деяния, выраженного в «неисполнении обязанности по подаче уведомления о наличии иного гражданства, либо вида на жительство или иного документа подтверждающего права на постоянное проживание в иностранном государстве» в разряд уголовных преступлений полностью противоречит основам уголовному праву и уголовного наказания, поскольку одним из признаком преступления является его общественная опасность, которая в данном случае неочевидна и никаким образом не обоснована законодателем или реальной правовой или политической ситуацией.

Противоречия с Конституцией РФ

Закон противоречит целому ряду статей Конституции РФ.

Части второй статьи 19 Конституции РФ, в которой указывается, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Законом нарушается равенство прав и свобод гражданина по критерию его места жительства и «других обстоятельств», выраженных в наличии иного гражданства или документов о праве постоянного проживания в иностранном государстве. Граждане, по объективным причинам не уведомившие государственные органы о таком документе, или даже не подозревающие о наличии права на проживание в иностранном государстве (а в ряде случаев, при которых право на проживание предоставляется по праву почвы или по праву крови такое возможно) могут стать преступниками, со всеми вытекающими из этого статуса последствиями.

Части первой статьи 23 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Возложением обязанности о раскрытии перед государственными органами информации о наличии иного гражданства или документов, подтверждающих право на постоянное проживание в РФ, государство грубо вмешивается в частную жизнь граждан, посягает на личную и семейную тайну.

Части второй и третьей статьи 55 Конституции РФ, которые указывают, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Введение уголовной ответственности за деяние, не содержащее общественной опасности является прямым нарушением части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, что следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной постановлению от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян». В данном постановлении Конституционный суд указал, что «уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления, отграничивая его от иных противоправных и тем более — от законных деяний.»

Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налагает на граждан России неконституционную обязанность, дискриминирует их, нарушает их право на частную жизнь, вводит в Уголовный Кодекс преступление, не имеющее какой-либо общественной опасности. Закон противоречит духу и нормам Конституции РФ, и должен быть отменен.

Рассматриваемый Закон состоит из семи статей.

Статья 1

Первая статья Закона вносит поправки в закон «О гражданстве», устанавливающие обязанность граждан России, за исключением граждан постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, имеющих иное гражданство либо действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, подать письменное уведомление о наличии таких документов в территориальный орган ФМС России по месту жительства в пределах Российской Федерации в течение шестидесяти дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также устанавливает порядок и перечень предоставляемых сведений.

Статья 2

Вторая статья Закона посредством введения в Уголовный Кодекс статьи 330.2 вводит меры уголовной ответственности за неисполнение лицом обязанности о предоставлении сведений о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

В контексте анализа данных статей Закона следует отметить, что Конституцией РФ предусмотрена возможность наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства (т.н. двойное гражданство). Регулирование этого вопроса было отнесено Конституцией к федеральному закону или международному договору Российской Федерации.

При этом, в части первой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указывается, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. На данный момент Российская Федерация заключила лишь два договора с иностранными государствами – с Таджикистаном и с Туркменией. Таким образом исходя из законодательства РФ Российская Федерация не признает гражданина РФ гражданином иной страны – то есть не признает ту самую политико-правовую связь, о которой указано в обосновании данного закона. Таким образом возникает коллизия – гражданин России не признается гражданином иностранного государства (за исключением граждан Таджикистана и Туркменистана), но при этом за утаивание такого гражданства полагается уголовная ответственность.

Кроме того, законом не регламентируется, что есть «постоянное проживание на территории иностранного государства». Это создает мощный инструмент для злоупотребления данной нормой, поскольку освобождение от обязанности наступает при «постоянном проживании за пределами Российской Федерации», что может быть истолковано достаточно широко. Кроме того, нет закрытого перечня документов, обязанность сообщить о которых возникает с момента получения их гражданином России, что также позволяет применять уголовное наказание избирательно.

Статья 4

Четвертая статья рассматриваемого Закона устанавливает административную ответственность (статья 19.8.3 КоАП) за нарушение порядка предоставления сведений о наличии иного гражданства или документов о постоянном проживании, выраженном в несвоевременной подаче документов, или их подаче в неполном или недостоверном виде в виде штрафа от 500 до 1000 рублей. Рассмотрение дел о данном правонарушении Кодекс об административных правонарушениях относит к ведению органов внутренних дел. При этом Законом не определяется, каким образом органы внутренних дел определяют точный размер штрафа.

Статьи 3 и 5

Третья и пятая статьи вносят технические правки в Уголовно-Процессуальный Кодекс и в Федеральный закон «О персональных данных».

Статья 6

Шестая статья рассматриваемого Закона регулирует вопрос, связанный с предоставлением сведений об уже имеющемся на момент принятия Закона ином гражданстве или документе, предоставляющем право на постоянное проживание в иностранном государстве. Согласно этой норме Закона, граждане России, имеющие иное гражданство на момент принятия закона должны были сообщить о нем в течение 60 дней. За несовершеннолетних и недееспособных граждан данную обязанность должны были выполнить их законные представители. При этом отдельно оговаривается, что граждане, получившие гражданство России в результате присоединения Крыма и г. Севастополь к России, должны были предоставить информацию в миграционные органы до 1 января 2016 года.

Статья 7

Седьмая статья устанавливает момент вступления в силу данного Закона — спустя 60 дней со дня его официального опубликования.

Анализ правоприменительной практики

Правоприменительная практика данного Закона являет собой применение статьи 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях и статьи 330.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Статистика административных правонарушений и штрафов.

Главное управление по вопросам миграции МВД России не раскрывает полную статистику о количестве налагаемых ежегодно штрафов за несвоевременное предоставление информации о наличии иного гражданства или документов, предоставляющих право на постоянное проживание в иностранном государстве. Тем не менее, опираясь на информацию из открытых источников, можно констатировать что за первые семь месяцев действия закона (с сентября 2014 года по март 2015 года) штрафам за несвоевременное или некорректное предоставление информации подверглось 70 тысяч граждан России. При этом только за первое полугодие 2015 года было оштрафовано 12,5 тысяч человек на общую сумму свыше 7 миллионов рублей.

Читать еще:  Можно ли аннулировать договор дарения

В дальнейшем и ФМС, и её преемник в лице ГУМВ МВД России отказалось от публикации сведений о количестве вынесенных штрафов или о их консолидированной сумме, в связи с этим сложно выявить динамику, количество оштрафованных и объем средств, собираемых с граждан в рамках исполнения данного закона. Тем не менее, принимая во внимание истечение сроков, в которые было возможным предоставление информации об уже имеющемся на момент принятия закона гражданстве, а также различные оценки числа граждан, подпадающих под данный закон (по некоторым данным, под данный закон попадают до 10 миллионов граждан России) о большом репрессивном потенциале использования данной статьи кодекса об административных правонарушениях.

Статистика уголовного наказания по статье 330.2 УК РФ.

Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Первая информация о возбуждении уголовных дел по статье 330.2 УК РФ появилась в декабре 2014 года. Первым обвиняемым по данной статье оказался 51 летний житель Ленинградской области, сокрывший от российских государственных органов право на проживание в Эстонии.

Число
осужденных по 330.2 УК РФ как по основной статье

Число лиц, приговоренных к штрафу до 5 тысяч рублей

Число лиц, приговоренных к штрафу от 5 тысяч до 25 тысяч рублей

Число лиц, приговоренных к штрафу от 25 тысяч до 100 тысяч рублей

Штрафуют ли за двойное гражданство в РФ в 2021 году

Вопрос двойного гражданства в России был решен на законодательном уровне более 20 лет назад. С тех пор законодательство претерпело ряд изменений, но штраф за двойное гражданство в России введен так и не был. Впрочем, это не значит что бипатриды, нарушающие российский закон, могут чувствовать себя безнаказанно – специально для них административное и даже уголовное законодательство было дополнено новыми статьями.

  1. Общая информация о бипатризме
  2. Пройдите социологический опрос!
  3. Запрет бипатризма в РФ
  4. Обязанность сообщать о втором паспорте
  5. Есть ли ответственность за двоегражданство в России
  6. Привлечение к административной ответственности
  7. Привлечение к уголовной ответственности
  8. Как выявляют нарушителей
  9. Можно ли отказаться от второго гражданства
  10. Заключение
  11. Двойное гражданство в России: Видео

Общая информация о бипатризме

Прежде чем рассматривать последствия двойного гражданства в России, стоит разобраться в понятиях и сути вопроса под призмой российского права.

Бипатризм, или, как его еще называют, двоегражданство, пришел в нашу правовую систему из римского права. Там он определял положение лица, которое одновременно имеет устойчивую правовую связь сразу с двумя разными государствами. Явление имеет сложную правовую структуру и в разных странах может иметь разную форму выражения.

Стоит сразу уяснить: «два» и «двойное гражданство в РФ» – понятия разного характера. Так, «двойное» возможно только при наличии межгосударственной договорной базы о взаимном признании двойственного статуса бипатридов. Например, у РФ Соглашение об урегулировании вопросов бипатризма действует только с Таджикистаном.

При отсутствии такой договорной базы страны отказываются признавать двойственный статус бипатридов, и даже при наличии у гражданина второго паспорта рассматривают его исключительно как собственного гражданина. Такое явление называется «вторым» или «множественным» индигенатом (гражданством): в этом случае права и обязанности возникают у бипатрида по отношению к каждому из государств.

В законодательстве РФ не определена ответственность за двойное или множественное гражданство. Но бипатрид обязан об этом уведомить Главное управление по вопросам миграции во избежание наказания.

Пройдите социологический опрос!

Запрет бипатризма в РФ

Так как в РФ действует только одно профильное международное соглашение, логично задаться вопросом, запрещено ли в России двойное гражданство с другими странами, помимо Таджикистана. Отвечает на него ст. 62 Конституции РФ : гражданин РФ вправе приобрести паспорт иностранного государства и это не будет умалять его гражданских права и обязанностей.

Уточняется ответ в ст. 6 ФЗ № 62 от 31.05.2002 “О гражданстве Российской Федерации” , согласно которой приобретение иностранного индигената не влечет прекращения политико-правовой связи с Россией. Но в то же время, если международное соглашение отсутствует, бипатризм в России не влечет признания двойственного статуса владельца двух паспортов: в отношениях с государством бипатрид рассматривается исключительно как гражданин России.

Россияне могут иметь только российско-таджикское двойное гражданство. Во всех остальных случаях приобретения иностранных паспортов индигенат будет множественным и не будет признаваться российскими властями.

Об отношении РФ и других стран к множественному гражданству расскажет статья “Разрешено ли двойное и множественное гражданство в РФ“.

Впрочем, это не значит, что он не будет налагать на бипатрида некоторые обязанности и ограничивать его в некоторых гражданских правах.

Обязанность сообщать о втором паспорте

Законодатель уверен, что для россиян, имеющих иностранные паспорта, снижается ценность политико-юридической связи с Россией. Считается, что его волеизъявление будет обусловлено в том числе требованиями, которые возникают к нему по факту приобретения принадлежности к другому государству. В связи с этим, например, ст. 16 ФЗ № 79 от 27.07.2004 запрещает бипатриду работать на государственной службе.

Уведомление о двойном гражданстве подается вместе с копией загранпаспорта или российского внутреннего паспорта и документа, подтверждающего второе гражданство, в подразделение ГУВМ МВД по месту жительства/нахождения либо через любое почтовое отделение. Форма, порядок оформления и правила подачи такого документа утверждены приказом МВД № 267 от 03.05. 2021 .

Подать уведомление нужно в течение 2 месяцев после приобретения иностранного паспорта, если бипатрид проживает на российской территории, если он проживает за границей – в течение 30 дней после приезда в Россию.

Подробно о вопросах, касающихся предоставления информации о наличии второго паспорта, читайте в материале “Регистрация двойного гражданства в ГУВМ МВД“.

Законом предусмотрена ответственность за неуведомление о двойном гражданстве.

Есть ли ответственность за двоегражданство в России

Конституция, напомним, утверждает: второй иностранный паспорт не умаляет гражданских прав и обязанностей россиянина. Государство относится к владельцам второго индигената с особой осторожностью и желанием контролировать, но только лишь за это привлекать их к ответственности не намерено: наказание за двойное гражданство в России законодательством не предусмотрено.

По мере повышения геополитических угроз и давления на РФ со стороны мирового сообщества, российские власти приняли решение повысить ответственность бипатридов. В соответствии с ФЗ № 142 от 04.06. 2021 «О внесении изменений…», ст. 6 ФЗ № 62 была дополнена существенными обязательствами бипатридов, в частности, вышеописанной обязанностью подать уведомление. Но сообщение о своем бипатризме – далеко не единственное, чем грозит двойное гражданство в РФ.

Наряду с введением обязанности сообщать о наличии второго паспорта законодатель ввел наказание за нарушение этого требования. За время действия новой нормы сложилась внушительная практика привлечения граждан к ответственности.

Только за первые полгода действия нормы (на начало 2021 года) к ответственности были привлечены свыше 70 тыс. нарушителей. Обращаем внимание, что речь идет не только о россиянах, получивших иностранные паспорта, но и об иностранцах, вступивших в российское гражданство и при этом сохранивших иностранные документы (хотя ст. 13 ФЗ № 62 требует от них отказа от иностранного индигената).

Читателям важно понимать, что грозит за второе гражданство в России в случае нарушения обязанности об уведомлении: это может быть административная и даже уголовная ответственность. На каждой из них предлагаем остановиться подробнее.

Привлечение к административной ответственности

Возможность привлечения российских бипатридов к административной ответственности определена ст. 19.8.3 КоАП . В соответствии с ней факт того, что гражданин Российской Федерации приобрел гражданство другой страны, влечет обязанность направления уведомления в территориальные органы Главного управления по вопросам миграции. Если гражданин нарушит порядок такого уведомления, в том числе:

  • пропустит срок для подачи документа, например, подаст его после истечения 2 месяцев или 30-дневного срока с момента въезда в Россию;
  • представит ложные сведения либо поданные им копии документов окажутся поддельными или содержащими ложные сведения;
  • представит информацию о бипатризме в неполном объеме, например, не сообщит обстоятельства приобретения иностранных паспортов,
Читать еще:  Налог на прибыль косвенные расходы что включают

его ждет штраф. По факту выявления нарушений порядка подачи извещения сотрудники миграционной службы составят протокол о правонарушении, после чего гражданину может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Обращаем внимание, что к такой ответственности привлекаются те, кто решились уведомить миграционные органы, но нарушили порядок уведомления. Ответственность за сокрытие второго гражданства значительно жестче, чем небольшой штраф.

Привлечение к уголовной ответственности

Наряду с административным в 2021 году бипатридам угрожает и уголовное наказание, и оно гораздо серьезнее. Согласно ст. 330.2 УК , на бипатрида может быть наложен штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы (или любого другого регулярного дохода) за срок до 1 года. Альтернативная мера наказания – обязательные работы на срок до 400 часов. Но это, обращаем внимание, статья за сокрытие двойного гражданства.

То есть санкция по ней применима только к тем лицам, которые, несмотря на наличие иностранных паспортов, не стали сообщать о них российским властям. Привлечение по этой статье возможно также и в случае получения гражданств нескольких стран (более чем двух), но сообщения в миграционные органы РФ не обо всех из них. Обращаем внимание, что наказание по этой статье возможно только по приговору суда.

Стоит отметить, что уголовная ответственность за двойное гражданство в России, а, точнее, за его сокрытие, имеет признаки неконституционности. Дело в том, что ст. 14 УК рассматривает деяния граждан как преступные только в случае их общественной опасности. Соответственно и меры ответственности должны быть определены как соразмерные опасности деяния. В то же время общественная опасность деяния гражданина, не сообщившего о наличии у него второго паспорта, как минимум неочевидна.

С учетом того, что закон рассматривает бипатрида исключительно как гражданина РФ, обязанность, возложенная на него, может быть рассмотрена как вмешательство в неприкосновенность частной жизни. А это уже является нарушением ст. 24 КРФ. Впрочем, несмотря на это, на момент подготовки публикации штраф за сокрытие второго гражданства отменен так и не был.

Как выявляют нарушителей

Надо сказать, что прецеденты привлечения к ответственности носят исключительный характер. В отношении административной ответственности все просто: факт нарушения может быть выявлен только при подаче гражданином уведомления и, соответственно, выявлении пропуска сроков или сообщения неполных или ложных сведений.

Если гражданин добровольно не обращается в ГУВМ, на практике привлечь его к административной ответственности не представится возможным.

Зато если факт сокрытия сведений о бипатризме станет известен правоохранительным органам, гражданин точно будет привлечен к уголовной ответственности. Вот только как такие сведения могут стать им известны – большой вопрос. Специальных проверок на этот счет правоохранители не проводят, потому среди возможных путей получения таких сведений только:

  • выяснение их в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • выявление иностранных документов по результатам обысков и досмотров;
  • самостоятельное предъявление гражданином иностранных документов, например, при прохождении пограничного контроля.

Можно ли отказаться от второго гражданства

Под угрозой быть привлеченным к ответственности многие идут на отказ от российского гражданства. Законом это не запрещено: в соответствии со ст. 20 ФЗ № 62, гражданин сможет добровольно утратить российский индигенат, если:

  • не имеет неисполненных обязательств перед РФ, в частности, задолженности по налогам и штрафам, не уклонялся от воинской обязанности;
  • не привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого к уголовной ответственности или не отбывает наказание по приговору суда;
  • имеет иное гражданство и не останется в результате апатридом.

Процедура выхода из гражданства, бланки необходимых заявлений и перечни документов определены Положением, утв. Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 . В зависимости от места жительства бипатрида предусмотрен общий и упрощенный порядок выхода из индигената. В зависимости от этого срок рассмотрения вопроса может занимать 12 и 6 месяцев соответственно.

Подробно о том, как правильно подойти к оформлению документов на выход из гражданства РФ, расскажет статья “Отказ от российского гражданства в 2021 году: процедура выхода из гражданства“.

Заключение

Двойное гражданство само по себе не является причиной привлечения гражданина РФ к ответственности. Однако бипатрид обязан уведомлять российские власти о втором гражданстве, и если он нарушит эту обязанность, то может быть привлечен к ответственности. Административный штраф предусмотрен для тех, кто нарушит порядок подачи извещения о двоегражданстве. Если бипатрид решит скрыть этот факт, ему угрожает уже уголовное наказание.

Двойное гражданство в России: Видео

70 тыс. человек оштрафованы за сокрытие двойного гражданства

Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский представил данные о соблюдении норм нового законодательства о двойном гражданстве. О наличии паспортов других государств, в основном США, Великобритании и Израиля, властям сообщили 900 тыс. россиян. При этом 70 тыс. человек были оштрафованы за сокрытие факта двойного гражданства.

Статистические данные о соблюдении закона о двойном гражданстве господин Ромодановский представил в интервью агентству ТАСС. Чиновник напомнил, что закон вступил в силу в августе 2014 года и с тех пор граждане направили в ФМС более 900 тыс. уведомлений о наличии у них второго паспорта. «У них в первую очередь есть гражданства США, Великобритании и Израиля. Причем в Москве больше граждан Израиля, а в Петербурге — США»,— рассказал Константин Ромодановский.

«Лояльность властей к согражданам, обладающим вторым «первым» паспортом, очевидна»

Напомним, в августе 2014 года вступил в силу новый закон о гражданстве, по которому гражданам России первоначально давался двухмесячный срок на уведомление ФМС о наличии паспорта или вида на жительство иностранного государства. При этом за несвоевременную подачу заявления, а также за ложные или некорректные сведения в законе был предусмотрен административный штраф до 1 тыс. руб., а «умышленно» скрывшим сведения о втором гражданстве грозила уже уголовная ответственность (со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или с отправкой на 400 часов обязательных работ). Однако в октябре 2014 года в ФМС сообщали, что уведомления в ведомства по итогам двухмесячного периода подали лишь 50 тыс. человек. Тогда как ранее в ФМС допускали, что счет поданных заявлений пойдет на миллионы, поскольку с 1992 года российское гражданство получило более 6 млн иностранцев и лиц без гражданства. В итоге срок подачи уведомлений о двойном гражданстве был продлен российскими властями до 2016 года.

По словам господина Ромодановского, к ответственности за нарушение нового законодательства были привлечены 70 тыс. человек. Чиновник уточнил, что речь идет об административных правонарушениях «с наказанием в виде штрафа». При этом в ФМС посетовали, что граждане иногда не понимают требований законодательства. «Мы сталкиваемся не только с категорией людей, которые, будучи гражданами РФ, получили иное гражданство, но и с теми, кто, будучи гражданином другого государства, приобрел российское гражданство»,— сказал чиновник.

Как депутаты дали отсрочку эмигрантам

В октябре 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который даст дополнительный срок на отчет перед ФМС об иностранном гражданстве или праве на проживание за рубежом. Проживавшим за границей и возвратившимся в РФ «для постоянного проживания» будет дано 60 дней на подачу документов. Остальные, приехав временно на родину, должны будут подать уведомления в течение 30 дней. Эта инициатива призвана смягчить поправки в закон «О гражданстве РФ», которые были приняты в весеннюю сессию. Закон, который предписал отчитываться перед ФМС имеющим иное гражданство, вид на жительство, вступил в силу 4 августа. На подачу уведомления в ФМС после этого было отведено 60 дней. Читайте подробнее

Иностранные паспорта скрываются за границей

В октябре 2014 года завершился период, в течение которого граждане должны были уведомить Федеральную миграционную службу (ФМС) о наличии второго гражданства. Вопреки ожиданиям ФМС о миллионном потоке заявлений, отчеты в ведомство представили 50 тыс. человек. По мнению экспертов, люди не торопятся подавать такие сведения о себе, поскольку «боятся ограничительных мер», и теперь будут искать «пути спрятаться», а в некоторых случаях — отказываться от гражданства иностранного государства. Читайте подробнее

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector