Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие виды налоговых проверок предусмотрены нк рф

Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки (действующая редакция)

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 87 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие положения о налоговых проверках.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Следует отметить, что в настоящее время понятие встречной проверки из НК РФ исключено — эта форма налогового контроля трансформировалась в такую форму, как истребование документов (информации) о налогоплательщике.

Уточнение об этом содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N 09АП-5423/2008-АК.

Как отмечено в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 «Дело «ОАО «Нефтяная компания Юкос» (OAO «Neftyanaya kompaniya Yukos») против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04), налоговые органы. вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: 88, 89, 93, 93.1 и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», статьей 7 Закона о налоговых органах, пунктом 5.1.6 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2010 N КА-А41/7810-10, названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В связи с чем суд пришел к выводу, что проведение сотрудниками налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Изложенная позиция находит свое отражение и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.07.2012 N А65-2230/2012.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 16.06.2009 N 1988/09 и от 02.09.2008 N 3125/08 определил правовую позицию, в соответствии с которой проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Преднамеренное использование при осуществлении проверки должностного лица контролирующего органа, инициирование покупки им продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае результат проверочной закупки, проведенной при осуществлении контроля за применением организацией контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.

Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

Читать еще:  Оспаривание завещания допускается только после открытия наследства

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 87 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие положения о налоговых проверках.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Следует отметить, что в настоящее время понятие встречной проверки из НК РФ исключено — эта форма налогового контроля трансформировалась в такую форму, как истребование документов (информации) о налогоплательщике.

Уточнение об этом содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N 09АП-5423/2008-АК.

Как отмечено в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 «Дело «ОАО «Нефтяная компания Юкос» (OAO «Neftyanaya kompaniya Yukos») против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04), налоговые органы. вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: 88, 89, 93, 93.1 и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», статьей 7 Закона о налоговых органах, пунктом 5.1.6 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2010 N КА-А41/7810-10, названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В связи с чем суд пришел к выводу, что проведение сотрудниками налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Изложенная позиция находит свое отражение и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.07.2012 N А65-2230/2012.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 16.06.2009 N 1988/09 и от 02.09.2008 N 3125/08 определил правовую позицию, в соответствии с которой проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Преднамеренное использование при осуществлении проверки должностного лица контролирующего органа, инициирование покупки им продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае результат проверочной закупки, проведенной при осуществлении контроля за применением организацией контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

  • камеральной;
  • выездной.

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Читать еще:  Установление юридического факта при ошибке в документах

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

  • комплексные;
  • выборочные.

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение?КамеральнаяВыездная
Предмет проверкиПравильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларацииПравильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки3 месяца после получения ФНС декларации2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверкиНетДа, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверкиПоступление декларации, решения руководства ФНС не требуетсяПлан проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документЕсли нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется актСоставляется справка, а затем акт.

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Похожие публикации

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

Читать еще:  Кем выдается свидетельство о собственности на квартиру

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 1 1 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector