Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рассчитать экологический налог

Расчет экологического налога

Расчет экологического налога

Экологический налог — это обязательный общегосударственный платеж в соответствии с разделом VIII Налогового кодекса Украины. Объектом и базой экологического налогообложения являются:

  • объемы и виды выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • виды и объемы загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты;
  • виды и объемы отходов, которые утилизируются либо захороняются на полигонах и мусороперерабатывающих комплексах;
  • категория и объемы радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок.

Согласно письму 2788/6/99-99-12-02-03-15/ИПК от 1 декабря 2017 Государственной Фискальной службы Украины, субъекты хозяйствования, которые размещают на своей территории отходы, идущие на переработку как вторичное сырье, не платят экологический налог. Также, стоит отметить, что субъекты хозяйствования, которые размещают отходы для их передачи на захоронение или утилизацию (на основе соответствующего договора) специализированным предприятия, имеющим разрешение на осуществление такой деятельности, не являются плательщиками экологического налога. Но предприятия, осуществляющие захоронение либо утилизацию отходов (полигоны, мусороперерабатывающие комплексы) являются плательщиками экологического налога.

Размер ставок экологического налога за выбросы и за сбросы загрязняющих веществ для конкретной загрязняющего вещества определены в Налоговом кодексе Украины. Так ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками определены в статье 243 НК Украины. Если осуществляется выброс загрязняющих веществ, не указанных в вышеупомянутой статье, то в таком случае при расчете размера налога необходимо руководствоваться ставкам экологического налога для загрязняющих веществ, определенных по классу опасности. Класс опасности загрязняющего вещества определяется в соответствии с порядком, указанным в приказе «Об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников» от 27 июня 2006 № 309.

Также, в случае невозможного применения ставки налога для загрязняющих веществ в соответствии со статьей 243 НК Украины, предусматривается применение ориентировочно безопасных уровней воздействия веществ или соединений в атмосферном воздухе населенных пунктов в соответствии с постановлением «Об утверждении значений гигиенических нормативов химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест», принятой главным санитарным врачом Украины от 15 апреля 2013 № 9.

Порядок расчета экологического налога осуществляется в соответствии с разделом VIII ст.249 Налогового кодекса Украины. Плательщики экологического налога должны составлять налоговые декларации по каждому объекту налогообложения. Составленные налоговые экологические декларации подаются в органы государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней после окончания отчетного периода (квартала), а экологические налоги должны быть уплачены в течение 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации.

В компетенции специалистов компании «еМСиеЛ» определение объекта и базы экологического налогообложения, проведения расчетов по уплате экологического налога, составление экологической налоговой декларации и предоставления консультаций или рекомендаций для оптимизации экологических платежей. Выбирая компанию MCL для осуществления расчетов экологического налога и решения любых других вопросов, связанных с обращением с отходами, оформлением разрешительной документации, охраной атмосферного воздуха, водных ресурсов и окружающей среды в целом, Вы получаете надежного бизнес партнера и исполнителя в сфере экологии, менеджмента и права!

Можно ли рассчитать экологический налог на выбросы при отсутствии разрешения

Предприятие не имеет инвентаризации и разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Как, в таком случае рассчитать экологический налог за выбросы от котла?

Во-первых, в соответствии со статьей 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения разрешения на выбросы.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – разрешение) – это официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам – предпринимателям (далее – субъект хозяйствования) эксплуатировать объекты, от которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси (постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 302).

Таким образом, при отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатировать стационарный источник выбросов запрещено. Поэтому рекомендуем все же провести инвентаризацию выбросов стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать документы, в которых обосновываются объемы выбросов и получить соответствующее разрешение.

Например, при сжигании угля в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества и парниковые газы: вещества в виде взвешенных твердых частиц, оксиды серы, оксиды азота, двуокись углерода, метан и другие. Определение валовых выбросов осуществляется через показатели эмиссии. Показатель эмиссии характеризует массовое количество загрязняющего вещества, выбрасываемого установкой сжигания в атмосферу вместе с дымовыми газами, отнесенную к единице энергии, выделяющейся при сгорании топлива. Существуют два показателя эмиссии – обобщенный и специфический.

Обобщенный показатель эмиссии загрязняющего вещества является средней удельной величиной выброса для определенной категории установок сжигания, определенной технологии сжигания топлива, определенного вида топлива с учетом мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества. Он не учитывает особенностей химического состава топлива.

Читать еще:  Подсудность дел особого производства в гражданском процессе

Специфический показатель эмиссии является удельной величиной выброса, которая определяется для конкретной установки сжигания с учетом индивидуальных характеристик топлива, конкретных характеристик процесса сжигания, мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества.

Для расчета применяется «Сборник показателей эмиссии (удельных выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух различными производствами», Донецк, 2004, том I, (стр. 5-45).

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух взимается на основании Налогового кодекса Украины (НКУ).

Согласно с п. 249.2 кодекса, сумма налога определяется по каждому виду загрязняющего вещества на основании определенных объемов выбросов и ставок налога.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ утверждены в статье 243 НКУ (пункты 243.1 – 243.4):

– п. 243.1. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

– п. 243.2. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 и на которые установлен класс опасности;

– п. 243.3. Для загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 этой статьи и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов;

243.4. Ставка налога за выбросы двуокиси углерода.

В соответствии с подпунктом 249.3 НКУ суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются плательщиками налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле, приведенной в этом пункте.

Форма Налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Министерства финансов Украины от 17.08.2015 № 715. В приложении 7 к налоговой декларации экологического налога приведены Кодификатор загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, который применяется для ее составления.

Важно

Учитывая изложенное, для обоснованного применения ставок налога за выбросы загрязняющих веществ при определении размера налоговых обязательств при эксплуатации объектов, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, налогоплательщикам необходимо использовать соответствующие документы, в частности разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому осуществляется идентификация видов загрязняющих веществ, определяется их класс опасности, а также величина ОБР таких веществ.

Обратившись в коммунальное предприятие «Региональный центр природных ресурсов и экологии» Вы получите необходимые консультации и надежного партнера в подготовке документов и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Наш профессионализм, ответственность и надежность в работе с партнерамигарант Вашей безопасности в экологической деятельности предприятия и его экономических выгодах.

Чтобы получить полный ответ на вопросы и поддержку в виде индивидуальной бесплатной консультации заполните, пожалуйста, форму обратной связи https://rcpre.kharkiv.ua/ru/ekologicheskaya-dokumentatsiya

Будем благодарны за доверие и предоставляем доступ к текущей информации при выполнении взятых на себя обязательств.

Расчет экологического налога для предприятия

Плательщики экологического налога:

1. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

2. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

3. Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

1. Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1.1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

1.2. сброс сточных вод;

1.3. хранение, захоронение отходов производства.

2. Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
  • хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
  • хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
Читать еще:  Как узнать владельца квартиры по кадастровому номеру

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

  • сбросов сточных вод;
  • отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) 29 декабря 2009 г. N 71-З

    Рассылка новостей журнала

    Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

    • «Заработная плата»
    • «Планово-экономический отдел»
    • «Отдел кадров»

    Подписка на журнал

    № 12, декабрь 2017

    Рубрики в номере

    • Колонка редактора
    • Новое в законодательстве
    • Вопрос — ответ
    • Актуальный комментарий
    • Разбираем ситуацию
    • Статистическая отчетность
    • Проектировщику
    • Актуальное интервью

    Все рубрики

    Экологический налог: разбираем сложные случаи

    Рубрика «Разбираем ситуацию»

    Д.А. Карпеш, инженер по охране окружающей среды Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

    Положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим самые важные вопросы исчисления и уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и захоронение, хранение отходов производства на примерах.

    Кто обязан платить экологический налог?

    Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

    По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

    В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

    За что надо платить экологический налог?

    Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
    • сброс сточных вод;
    • хранение, захоронение отходов производства.

    С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

    В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

    Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Как рассчитывается налог?

    Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

    Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

    Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Ставка налога (руб.)

    Первого класса опасности

    Второго класса опасности

    Третьего класса опасности

    Четвертого класса опасности

    Неопределенного класса опасности

    Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

    Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

    Ставка налога (руб.)

    За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

    За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

    За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

    Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

    Ставка налога, руб.

    1. За захоронение 1 тонны:

    1.1. неопасных отходов производства

    1.2. опасных отходов производства:

    третьего класса опасности

    четвертого класса опасности

    2. За хранение 1 тонны:

    2.1. неопасных отходов производства

    2.2. опасных отходов производства:

    первого класса опасности

    второго класса опасности

    третьего класса опасности

    осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

    четвертого класса опасности

    твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

    ила активного очистных сооружений

    Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

    • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
    • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
    • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
    • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
      • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
      • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.
    Читать еще:  Какие документы нужны для признания недееспособности человека

    Ситуация 1

    Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

    Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

    Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

    При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

    Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

    Ситуация 2

    Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

    Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

    За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

    Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

    • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
    • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

    Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

    Ситуация 3

    Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

    Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

    Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

    За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

    Резюме

    1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
    2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
    3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

    [1] В ред. от 31.05.2017.

    [2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

    Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector