Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный суд рф статус порядок формирования полномочия

Совет Безопасности Российской Федерации

История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности

Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности (Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», раздел III). В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган в статье 83 (п. «ж»), определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).

Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

При Президенте РСФСР 19 июля 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности «для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан».

Основными направлениями его деятельности были определены:

  • подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;
  • разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации» было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации «О безопасности»), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, — в виде распоряжений Президента Российской Федерации — Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.

В течение 1992 — 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», от 12 июня 2006 г. № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации», от 19 февраля 2005 г. № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации».

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.

Читать еще:  Как определить вертикальную и горизонтальную подсудность дела о взыскании алиментов

Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.

Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.

Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.

Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений.

Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.

Практика решения наиболее сложных проблем обеспечения национальной безопасности России подтверждает целесообразность их предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом рабочем органе Совета Безопасности.

Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Структурно аппарат Совета Безопасности состоит из департаментов, которые курируют референты аппарата Совета Безопасности.

Анализ практики

Е. З. Васютин,
председатель Арбитражного суда
Ульяновской области,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ

При формировании судейского корпуса в настоящее время выявились две основные тенденции. Это длительность назначения на должность судьи и нередко фактическое отсутствие конкурса при выборе кандидатов на должность судьи квалификационными коллегиями судей.

Существующая практика назначения на должность судьи складывается следующим образом. Кандидаты, удовлетворяющие требованиям ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», обращаются в соответствующие экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов РФ для сдачи квалификационного экзамена. После успешной сдачи экзамена кандидаты могут участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности судьи. После обсуждения всех кандидатов в квалификационной коллегии судей она дает рекомендацию одному из кандидатов на назначение на должность судьи. После чего в соответствии с установленным порядком данные о рекомендованных на должность судьи кандидатах направляются в Высший Арбитражный Суд РФ (если речь идет о судьях арбитражных судов) или в Верховный Суд Российской Федерации для представления в Администрацию Президента РФ для последующего утверждения и назначения на должность судьи.

При всей демократичности системы отбора кандидатов на вакантные должности судьи она не учитывает всей степени подготовленности данных кандидатов для работы в конкретном суде, а также не позволяет тщательно изучить кандидата на месте. В связи с этим наблюдается длительное назначение на должность судьи от 10 месяцев до полутора лет по отдельным кандидатурам.

Также необходимо отметить, что потенциальные кандидаты узнают об открытии вакансий непосредственно из средств массовой информации, тем самым другие кандидаты, желающие участвовать в конкурсе, но не успевшие сдать квалификационный экзамен, не могут участвовать в конкурсе. Существующий срок учета результата экзамена (три года) не позволяет в полном объеме его использовать в связи с тем, что нет информации о предполагаемых вакансиях в суде (особенно в арбитражных судах субъектов Федерации) из-за немногочисленного судейского состава, а также наличия судей, назначенных на должности без ограничения срока полномочий.

Для повышения результативности кадровой работы по подбору кандидатов на должность судьи и уменьшения срока на проверку и изучение кандидатов можно использовать два подхода, которые применяются Арбитражным судом Ульяновской области последние два года. При этом надо учитывать, что они не могут рассматриваться отдельно друг от друга, что позволяет наиболее эффективно использовать их не только в системе арбитражных судов, но и в судах общей юрисдикции.

Первый подход — это формирование резерва кандидатов, так сказать, в общем порядке. Информацию о работе суда, перспективах его развития, возможных вакансиях в ближайшие год-полтора мы доводим до общественности через средства массовой информации. Председатель суда всегда владеет информацией о ближайшем изменении кадрового состава, поэтому в своих выступлениях информирует об этом потенциальных кандидатов. Далее желающие обращаются в суд с заявлением о включении в кадровый резерв для назначения на должность судьи с приложением характеризующих документов. После формирования такого кадрового резерва происходит изучение данных кандидатов и обсуждение на собраниях судей, на личных собеседованиях с председателем суда, его заместителями. Утверждается резерв кандидатов на президиуме суда и периодически, не менее двух раз в год, пересматривается и дополняется. В процессе такого формирования кадрового резерва происходит изучение кандидатов, участвующих в судебных процессах, с оценкой их моральных, деловых и практических качеств. В личных беседах с председателем суда и его заместителями выясняется мотивация и цель стать судьей.

Одним из преимуществ данного подхода является возможность формирования резерва на конкурсной основе, так как резерв складывается в расчете 2-3 человека на одно место. Кроме того, в результате такого изучения при объявлении вакансии у председателя суда уже есть данные, чтобы с достаточными основаниями представлять того или иного кандидата для назначения на должность судьи в квалификационную коллегию судей. Этот порядок никоим образом не нарушает конституционные гарантии каждого претендента на должность судьи, а наоборот — позволяет улучшить отбор самых квалифицированных кадров.

Второй подход, причем, наиболее предпочтительный, — это формирование кадрового резерва из штата помощников судей. Он позволяет полноценно использовать помощников для выполнения задач и функций суда и способствует оптимальному формированию судейского корпуса в каждом суде, потому что позволяет наиболее полно и всесторонне изучить и проверить кандидатов. В процессе работы на должности помощника, в среднем, за два-три года кандидат успевает получить специфические знания процессуального законодательства, выяснить порядок и работу суда, ознакомиться с конкретной судебной практикой. Даже в случае отсутствия вакансий судей на ближайшие 2-3 года помощник судьи, продолжая работу, еще больше приобретает опыт и профессиональные навыки. Это помогает ему при назначении на должность судьи с самого начала более эффективно работать и осуществлять качественное правосудие. Так, в Арбитражном суде Ульяновской области последние пять вакантных должностей судей были замещены помощниками судей, которые проработали до этого не менее 2 лет. И их показатели работы не хуже, чем у более опытных судей.

Читать еще:  Заказать реестр собственников многоквартирного дома

Наряду с практическими необходимы и законотворческие шаги, то есть внесение изменений в нормативно-правовые акты.

В данном случае необходимо разработать Порядок подбора кандидатов на должность судьи, в котором указать конкретно и четко со ссылкой на существующие нормы законов документы и сведения, которые необходимо предоставлять кандидатам, сроки рассмотрения указанных документов, перечень проверочных мероприятий и органов, осуществляющих проверку кандидатов, срок проведения проверки. В статью 7 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»» необходимо внести изменения, уменьшив срок предоставления информации до одного месяца в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Для устранения безальтернативного выбора при объявлении конкурса на замещение должности судьи внести дополнение в п. 8 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» абзацем 4 следующего содержания «В случае, если на вакантную должность судьи претендует один гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает решение об объявлении дополнительного конкурса на указанную должность и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Если на указанную вакансию после объявления дополнительного конкурса никто не претендует, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации первого претендента на должность судьи».

Наш собственный опыт работы убедил нас в том, что наиболее эффективный путь укрепления судейских рядов – это путь коллективного поиска силами и средствами того суда, в котором планируется и открывается вакансия судьи.

Конституционный суд РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ — высший, «самостоятельный и независимый», судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года — первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе», предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, «прекращалось». В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства — прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав — с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая — второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

Читать еще:  Сосед построил дом на меже что делать

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, «порочащего честь и достоинство судьи», занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата — 136 тыс. руб.

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума и Президиума Верховного Суда РФ

Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ

Ст. 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе:

  1. Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судей Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда судьи Конституционного Суда, судьи Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и другие лица.

В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Полномочия Пленума Верховного Суда:

  1. дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
  2. использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции);
  3. обращается с запросом в Конституционный Суд в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции;
  4. утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  1. избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;
  2. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде, а также положение о нем;
  3. утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  4. ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей;
  5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности судебных коллегий Верховного Суда и Апелляционной коллегии Верховного Суда;
  6. избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
  7. утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
  8. утверждает Регламент Верховного Суда.

Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок формирования, состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ

Ст. 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:

  1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (положительное квалификационное заключение, Председатель ВС — Президент — Совет Федерации)

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:

  1. проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты ;
  2. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
  4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
  5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики , анализа судебной статистики;
  7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector