Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ущемление прав гражданина рф конституция

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

  • Город
    • Описание
    • История
    • Современный курорт
    • Паспорт города
    • Столица СКФО
    • Международное сотрудничество
    • Перечень пространственных сведений
  • Органы власти
    • Глава
    • Дума
    • Администрация
    • Контрольно — счетная комиссия
    • Муниципальные предприятия и учреждения и хозяйственные общества, 100% акций (долей) которых находятся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска
    • Кадровое обеспечение. Вакансии.
    • ТИК города Пятигорска
    • ИКМО г. Пятигорска
    • Территориальное общественное самоуправление
  • Официально
    • Устав города Пятигорска
    • Городское хозяйство
    • Архитектура и градостроительство
    • Безопасность
    • Здравоохранение
    • Имущественные и земельные отношения
    • Культура
    • Молодежь
    • Образование
    • Общественные организации
    • Социальная защита
    • Спорт
    • Муниципальные программы
    • Экономика. Инвестиции. Финансы.
    • Муниципальные услуги
    • Малый и средний бизнес
    • Торговля и сфера услуг
    • Развитие конкуренции и Антимонопольный комплаенс
    • Экспорт
  • Нормативные документы
    • Глава
    • Администрация города
    • Дума
    • Председатель Думы
    • КСК
    • Архив (документы, принятые до 12.09.2013 г.)
    • Порядок оспаривания нормативных правовых актов органа местного самоуправления
    • Проекты муниципальных правовых актов
  • Открытые данные
    • Перечень подведомственных организаций
    • Сведения о вакантных должностях муниципальной службы
  • Инвестиционный портал
  • Противодействие коррупции
  • Открытый бюджет
    • Азбука бюджета
    • Рейтинг
    • Обратная связь
  • Туристический портал
  • Муниципальные закупки
  • Опросы населения
  • Что делаем

Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Часть 1 статьи 17 Конституции РФ признает принципы и нормы международного права. Следовательно, на территории РФ должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах. Признание государством прав человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в Конституции. Реализация этой обязанности осуществлена в главе 2 Конституции РФ.

Конституция РФ определяет основные свойства прав и свобод.

Неотчуждаемость — т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях — на основе Конституции и закона).

Естественный характер — т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод — это декларируется в части 3 статьи 17 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности прав и свобод человека и гражданина. В статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закреплено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции РФ (Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), законодатель в части 2 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждантолько по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции ЗАПРЕЩАЕТСЯ прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотруднику полиции также ЗАПРЕЩАЕТСЯ подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотрудник полиции ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод (статья 9Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав и свобод человека и гражданина предусмотрена федеральным законодательством (статья 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ответственность сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) можно классифицировать по видам на:

дисциплинарную ответственность; в том числе и за нарушение служебной дисциплины, а также ответственность за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

Уголовная ответственность сотрудников основана на уголовном законодательстве РФ, т.е. на нормах, содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ). В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Данным законом в УК РФ внесены изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД дел является обстоятельством, отягчающим наказание (введен п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ дополнен ст. 286.1, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Согласно ч. 2 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») за совершение административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом, дисциплинарным уставом ОВД РФ. Административную ответственность сотрудники ОВД также несут согласно законодательству об административных правонарушениях, которое состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16(в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность основана на положениях ст. 50, 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377.

В соответствии с ч. 5 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ. В основе данного регулирования лежат нормы ст. 52 Конституции РФ, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также ст. 53 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в ст. 16 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Читать еще:  Соглашение о разделе квартиры между собственниками

В статье 1069 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с п. 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны России, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, отсылая к трудовому законодательству. Материальной ответственности работника за ущерб причиненный работодателю посвящена гл. 39 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

КС признал законным ограничение на передвижение в пандемию

Конституционный суд признал соответствующим Основному закону страны решение подмосковных властей ограничить передвижение граждан во время пандемии коронавируса. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте КС.

Речь идет о пп. 3 п. 5 апрельского постановления губернатора Подмосковья «О введении в Московской области режима повышенной готовности». Он запрещает гражданам покидать место жительства. Исключение составляли обращение за медпомощью, переливание крови, походы в магазин, выгул домашних животных на расстоянии 100 метров от дома и т.д. Кроме того, выходить можно было, предварительно оформив специальный пропуск.

24 апреля один из жителей подмосковного Протвино (имя не указано) вышел из дома и пошел в одно из городских общественных мест, нарушив тем самым указ губернатора. Местные органы МВД составили на него протокол об административном нарушении из-за невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.

Протокол направили судье. Протвинский городской суд Московской области, в свою очередь, направил дело в КС проверить на конституционность нормы губернаторского постановления: заявитель считает, что они не соответствуют сразу семи статьям Конституции. Речь идет о статьях, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека, а также о том, какие сферы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – субъектов РФ.

Ограничения – на благо граждан

В своем решении Конституционный суд сослался на ст. 2, 7 и 41 Основного закона, которые утверждают, что жизнь человека – «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Именно в связи с этими положениями власти берут на себя ответственность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, говорит КС.

По мнению суда, необходимость защиты жизни и здоровья граждан при ЧС «предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения». КС уточняет: ограничение допустимо постольку, поскольку оно соответствует поставленным целям. Оно должно быть соразмерно и пропорционально угрозе.

Конституционный суд признает право граждан на передвижение, гарантированное Основным законом страны. Но он уточняет: при реальной общественной угрозе жители должны проявлять «разумную сдержанность», реализуя это право. Временные ограничительные меры, которые принимает государство, «направлены на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы», указывает КС. По мнению суда, это одно из проявлений форм социальной солидарности, которая основана на взаимном доверии государства и общества.

Кроме того, КС отмечает: ограничение свободы передвижения – не то же самое, что ограничение личной свободы.

Суд указал, что введение административной ответственности за нарушение самоизоляции в период эпидемии – «приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина». Такой баланс нужен, чтобы поддерживать жизнедеятельность общества в условиях распространения опасного заболевания. Более того, введение ограничений в этой ситуации – задача, «уклониться от решения которой государство не вправе», говорит суд.

Суд также сослался на рекомендации ВОЗ, в которых Всемирная организация здравоохранения советовала ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей.

Регионы против центра: кому вводить ограничения?

Конституционный суд указал, что защита прав человека в условиях пандемии входит в совместное ведение регионов и федерального центра. А это значит, что региональные власти могут регулировать вопросы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.

Суд сослался на 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает три режима работы органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией ЧС:

  • повседневной деятельности – когда нет такой угрозы;
  • повышенной готовности – когда угроза появляется;
  • чрезвычайной ситуации – когда ЧС возникла и надо ее ликвидировать.

Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, в том числе ограничивать доступ людей и машин на территорию, где есть угрозы возникновения стихийных бедствий, указал Конституционный суд. Это должностное лицо – глава региона.

Суд сослался и на положения закона Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот акт позволяет губернатору принимать решения в условиях ЧС. Кроме того, КС указал на то, что постановление о самоизоляции руководитель региона принял уже после аналогичного постановления президента, которым глава государства обязал руководство субъектов РФ бороться с пандемией.

Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной. И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбу с пандемией были приняты уже после указа руководителя Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан. А значит, опережающие меры нельзя считать антиконституционными. Кроме того, временной промежуток между введением ограничений в Подмосковье и появлением полномасштабного федерального регулирования был незначительным, указали судьи.

Кроме того, с 1 апреля этого года начала действовать норма федерального законодательства, позволившая привлекать к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Это и стало основанием для введения регионального регулирования, указали в КС.

Суд оценил и соразмерность принятых ограничений нависшей угрозе. Он указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, отражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д. При этом ограничения менялись постольку, поскольку менялась санитарно-эпидемиологическая обстановка. КС также указал, что суды при рассмотрении дел об оспаривании штрафов за нарушение режима самоизоляции могут учитывать и другие уважительные причины, чтобы смягчить решение правоохранителя или вовсе его отменить.

В итоге суд признал соответствующим Конституции ограничения, введенные подмосковными властями.

Декларации

Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

Читать еще:  Продажа доли в приватизированной квартире

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Читать еще:  Администрация президента обращение граждан написать письмо

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Ущемление прав гражданина рф конституция

Студент-консультант: Аршинова Лилия, группа: Ю-17-6

В связи с введением режима самоизоляции и ограниченного передвижения в столице и регионах России появились вопросы о законности таких распоряжений, ведь чрезвычайное положение в стране не объявлено.

Граждане задают юристам вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения в 2020 году без режима ЧС.

Для начала необходимо выяснить, что собой представляет самоизоляция. Ни в одном законе нет понятия «самоизоляция». При карантине правительство не только вводит штрафы за его нарушение, но и перенимает на себя ответственность за жизни, здоровье и материальное благополучие граждан – например, выплачивает соразмерные компенсации всем, кто заболел вопреки ограничительным мерам, а также тем, кто лишился работы или понёс убытки из-за введённых ограничений.

Но при самоизоляции действует другой принцип: граждане сохраняют ответственность за самих себя. Правительство же не берёт на себя никакой ответственности, а значит – самоизоляция не может быть принудительной.

Что примерно означает новомодный термин «самоизоляция» – вы знаете только со слов СМИ, но юридического определения данного термина не существует. Соответственно – нарушая самоизоляцию, вы не можете нарушить закон.

Единственное, что вы нарушаете, – это всевозможные постановления властей о режиме самоизоляции. Но постановления – не законы, а следовательно – если какие-то постановления противоречат законам, применяются именно законы, а не постановления.

Даже если выйдут именно законы, касающиеся нарушения самоизоляции, они по-прежнему будут основаны на термине, который не является юридическим, а значит – правомерность таких законов всё ещё можно будет оспаривать за неясностью, что же именно было нарушено с точки зрения законодательства. К слову, такая же ситуация с ещё одним новомодным термином «социальная дистанция», который опять же не является юридическим, и это также не стало препятствием для наших властей: теперь за нарушение социальной дистанции тоже предусмотрены штрафы.

Принуждение к режиму самоизоляции и введение штрафов за нарушение данного режима является незаконным, это статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, а также статья 159 УК РФ – мошенничество, то есть незаконное присвоение чужого имущества (или денежных средств).

В России действительно опасная эпидемиологическая ситуация с COVID-19, которая требует решительных мер. Эти меры действительно вводятся и применяются, как в столице, где обстановка самая острая, так и в регионах, система здравоохранения которых после оптимизации уже не способна справиться с наплывом больных. Однако вводимые на региональном уровне жесткие меры вне юрисдикции местных властей.

Когда губернатор Новгородской области Андрей Никитин своим указом вводит «обязательный» режим самоизоляции с самыми благими намерениями, он ограничивает конституционное право жителей региона на свободу перемещения. А когда в обязательном порядке закрываются, например, кафе и рестораны, то нарушается конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества.

Одно из неотъемлемых прав гражданина в России, – это свобода передвижения. Конституция РФ гарантирует в ст. 27 следующее:

свободу передвижения по РФ для граждан уже находящихся на ее территории;

свободу выезда из РФ;

отсутствие препятствий для въезда в страну;

выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Однако право на свободу передвижения по Конституции РФ может быть ограничено, что вполне логично, ведь ситуации бывают разные: эпидемии, стихийные бедствия и т. д.

Согласно статьям 55 и 56 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены:

федеральным законом, в том числе в целях защиты здоровья населения;

в условиях чрезвычайного положения, объявленного по федеральному конституционному закону №3-ФКЗ от 30.05.2001г. Указом Президента РФ с указанием сроков и пределов действия ЧП.

Точно также мэр Москвы Сергей Собянин, вводя систему тотальной слежки за нарушителями карантина с помощью камер, и регулируя выход из самоизоляции по справкам и QR-кодам, ограничивает конституционные права на неприкосновенность частной жизни и свободу перемещения.

Подобные ограничения могут вводиться только по указу президента о чрезвычайном положении, который незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации. Без введения режима чрезвычайного положения конституционные свободы ограничивать нельзя, потому что каждый гражданин имеет на них право. Однако чрезвычайное положение еще не введено, а конституционные свободы уже забрали.

Так как чрезвычайное положение в РФ не объявлено, вполне логично возникает вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения из-за коронавируса?

Есть ли какие-то иные нормы, предусматривающие введение режима повышенной опасности, который пока фигурирует во всех нормативных документах. Да, они существуют, вопрос в том, каким образом они согласуются с Конституцией РФ.

Указами Мэра столицы Сергея Собянина по Москве введен обязательный режим самоизоляции и отсутствия социальных контактов для граждан всех возрастов. Это означает практически, что нельзя приближаться к другим гражданам ближе, чем на 1,5 метра, выходить из дома допускается только по специальным пропускам, либо для удовлетворения мелких бытовых нужд.

При этом Указ ссылается на положения закона №68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…». В пресс-службе Мэра сослались в обоснование законности Указа на ст. 4.1 этого нормативного акта.

В п. «а» ч. 10 ст. 4.1 ФЗ №68 от 21.12.1994 г. указано, что уполномоченные лица, в том числе главы регионов, могут принимать дополнительные меры в условиях режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Это положение не вполне соответствует принимаемым мерам. Также в п. «д» этой же статьи указано, что можно принимать и иные меры, но только не ущемляющие конституционные права.

Эти «иные меры» можно найти в ст. 8 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» где сказано, что на отдельных территориях могут вводиться особые условия проживания, но только при наличии опасности распространения опасных заболеваний. Про соблюдение конституционных прав ничего не сказано, что логично.

В Совете Европы (СЕ) напомнили, что вынужденные отступления от стандартов в области прав человека должны оставаться соразмерными угрозе распространения вируса и быть ограничены во времени.

Как выяснила «НГ», правозащитник Илья Шаблинский полагает, что в некоторых сферах власти РФ уклонились от своих обязательств: «По закону о ЧП государство должно компенсировать предпринимателям их потери. Но ЧП не введено, а помощь бизнесу оказывается чисто символическая».

Известно и о необоснованных штрафах за нарушение режима самоизоляции, что тоже может стать причиной массовых исков в Страсбург. Иностранные граждане, прежде всего уроженцы Китая и азиатских стран, сталкивались с оскорблениями, угрозами в российских регионах. Немало претензий у россиян, застрявших за рубежом, на невнимание к их нуждам. Не исключено, что и они в перспективе попытаются компенсировать материальный и моральный ущерб в судебном порядке

Таким образом, существует определенная коллизия норм, Конституция РФ предусматривает ограничительные меры только в период ЧС, но пока оно не введено.

В любом случае, применение правил противодействия коронавирусу возможно только властями и их представителями, не допускается самовольное ограничение свободы передвижения в 2020 году. Статья 53 УК РФ продолжает действовать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector