Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме

Судебная практика по предоставлению инициатору реестра собственников

В данной статье поговорим об обязанности УО предоставлять реестр собственников в пятидневный срок с момента получения запроса инициатора ОСС. Однако, на практике возникают вопросы о том, какая информация должна содержаться в запросе о выдаче реестра и должен ли инициатор ОСС подтвердить свой статус дополнительными доказательствами.

В начале рассмотрим, какие же сведения должны содержаться в реестре собственников:

ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ

пп. «а» п. 20 Требований, утв. Приказом Минстроя от 28.01.2019г. № 44/пр

для физического лица — ФИО собственника;

для юридического лица — полное наименование и ОГРН

для физического лица — ФИО собственника;

для юридического лица — полное наименование и ОГРН

номер помещения собственника

номер помещения собственника

размер доли собственника в праве общей собственности на ОИ собственников помещений в МКД

сведения о площади каждого помещения в МКД и о доле в праве собственности на помещение, принадлежащей каждому из собственников

реквизиты правоустанавливающих документов на помещение

сведения о форме собственности на помещение

Как видно из приведенных норм, требования к содержанию реестра, который является обязательным приложением к протоколу ОСС шире требований, предъявляемых к реестру собственников, который управляющая организация предоставляет инициатору ОСС.

Где инициатор собрания будет брать недостающую информацию – самостоятельно запросит данные в Росреестре или обойдет поквартирно всех собственников, решает сам инициатор.

В письме от 11 февраля 2020 г. № 3747-ОГ/04 Минстрой России выразил позицию, согласно которой «управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и Приказом № 44, т.е. с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения».

Также ведомство отметило, что отсутствие реестра собственников помещений в многоквартирном доме не препятствует проведению общего собрания. Актуальную информацию о собственниках помещений в многоквартирном доме можно запросить в ЕГРН.

Стоит также отметить, что в силу прямого указания в ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ, согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения ОСС не требуется.

И речь здесь конечно же идет именно о реестре, выдаваемом в порядке указанной статьи. Никому не хочется нарушать требования, предъявляемые к защите персональных данных, поэтому многие задаются вопросами о том, должен ли запрос о выдаче реестра содержать указание на цель получения реестра, а именно, для созыва и организации проведения ОСС, а также как идентифицировать, что заявитель действительно является тем лицом, который вправе запрашивать реестр собственников.

Для ответа на эти вопросы обратимся к судебной практике:

1. Постановление Арбитражного суда ЗСО от 19.03.2019 № Ф04-386/2019 по делу № А70-12800/2018:

Из буквального толкования указанной нормы следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в МКД должна быть указана цель его получения – для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких – либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена.

2. Аналогичный вывод содержится и в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.01.2019 по делу № 33-3012/2019.

3. Апелляционное определение Омского областного суда от 20.09.2018 по делу N 33-5731/2018:

В такой ситуации требование управляющей компании о предоставлении документов, подтверждающих факт созыва им общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, неправомерно. Кроме этого, нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривает каких-либо ограничений для собственников помещений в отношении обращений к управляющему домом с запросом о предоставлении реестра собственников в целях проведения и созыва общего собрания.

Следовательно, в обращении собственнику достаточно указать, что он запрашивает реестр в целях созыва и организации проведения собрания. Коллегия отмечает, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

4. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 № 17АП-2347/2020-АК по делу N А50-31596/2019:

Соблюдение данных условий и указание в обращении на то, что реестр запрашивается в целях созыва и организации проведения собрания, является достаточным для предоставления товариществом такого реестра. Необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, из буквального толкования указанной нормы не следует.

Доводы заявителя жалобы о том, что в запросе не указано, что собственник является инициатором созыва общего собрания собственников помещений в МКД, отклонены, поскольку в силу норм действующего законодательства лицо запрашивающее информацию предусмотренную статьей 45 ЖК РФ не обязано подтверждать намерение быть инициатором общего собрания собственников…

5. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 № 01АП-4940/2019 по делу № А43-2893/2019:

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.09.2018 Ефимов Н.Н. обратился в ООО УК «Первоцветная» с письменным заявлением о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме N 115 корпус 2 по ул. Академика Сахарова г. Нижнего Новгорода, указав при этом, что является инициатором общего собрания собственников помещений (л.д. 81).

Однако, письмом от 07.09.2018 № 10С-2096 Общество отказало в предоставлении указанного реестра, ссылаясь на отсутствие подтверждения, что Е.Н.Н. является инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 45 ЖК РФ, основания для отказа инициатору общего собрания собственников помещений МКД в предоставлении реестра собственников помещений у заявителя отсутствовали.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что запрашивать у заявителя информацию, свидетельствующую о том, что обратившееся лицо является инициатором ОСС, неправомерно. Если в заявлении указана цель получения реестра (для созыва и проведения ОСС) – этого достаточно для выдачи реестра собственнику.

Предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме

Управление многоквартирным домом (далее – МКД) предполагает выполнение установленных стандартов, в частности, и ведение реестра собственников помещений в МКД в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Данная норма возлагает на управляющую организацию (далее — УО), ТСЖ, ЖСК обязанность ведения реестра собственников помещений в МКД и его предоставление инициатору общего собрания собственников в течение пяти дней с момента поступления запроса о предоставлении реестра. При этом согласие собственников помещений на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

За несоблюдение вышеуказанного требования ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность с максимальным размером штрафа для юридического лица в 300 000,00 рублей.

С одной стороны, вполне понятным и обоснованным выглядит отказ УО в предоставлении реестра в ситуации, когда у УО возникают сомнения относительно статуса лица, обратившегося с запросом о предоставлении реестра собственников и преследуемых им целей. Ведь за разглашение персональных данных без согласия субъекта в случаях, не перечисленных в законе, можно получить очередной штраф.

Читать еще:  Как найти собственника машины по гос номеру

С другой стороны, собственники помещений не торопятся своевременно предоставлять в УО сведения о зарегистрированных правах на принадлежащие им помещения, единственным способом для торжественного вручения УО реестра инициатору является истребование таких сведений из Росреестра. Однако, данная услуга является не бесплатной и на предоставление Росреестром данных о зарегистрированных правах на недвижимое имущество может потребоваться значительное количество времени.

Но, данные обстоятельства мало кого волнуют…

Начитавшись в качестве настольной книги перед сном ЖК РФ, инициативные инициаторы на утро отправляются прямиком в ГЖИ, не дождавшись предоставления реестра собственников в установленный законом 5-дневный срок.

Поскольку ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ введена относительно недавно – с 11.01.2018г. судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2019г. № Ф04-386/2019 в удовлетворении требований УО о признании незаконным предписания ГЖИ было отказано.

Фабула дела такова: собственник, по инициативе которого созывается ОСС, обратился в УО с запросом о предоставлении реестра собственников помещений. УО реестр в ответ на запрос не направила, предложив заявителю предоставить информацию и документы, подтверждающие намерение провести ОСС.

Не согласившись с таким ответом УО, собственник обратился с жалобой в ГЖИ. В ходе проведенной проверки ГЖИ было установлено, что УО не исполнило обязанность, предусмотренную ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ, по предоставлению реестра собственников помещений, в отношении УО вынесено предписание.

Суды первой и апелляционной инстанции признавая оспариваемое предписание ГЖИ незаконным исходили из того, что в рассматриваемом случае для созыва собрания реестр собственников помещений в МКД не требовался, поскольку решением ОСС определен способ оповещения о проведении последующих общих собраний путем размещения уведомления на информационных стендах в подъезде дома.

Однако судом кассационной инстанции было указано, что суды не учли следующее:

«Из буквального толкования указанной нормы следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в МКД должна быть указана цель его получения — для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена.

Кроме того, вопреки позиции судов предоставление реестра собственников помещений требуется не только для созыва общего собрания собственников помещений в МКД.

Согласно подпункту «а» пункта 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр (далее — Требования № 937/пр), реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, является обязательным приложением к протоколу общего собрания.

Без сведений, указанных в данном реестре, невозможно посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения собрания и принятия решений, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3, 5.1 статьи 48 ЖК РФ, пункт 11 Требований).

Принимая во внимание, что отказ ООО «Квартал-Сервис» в предоставлении Ильченко Н.В. реестра собственников помещений в МКД противоречит части 3.1 статьи 45 ЖК РФ и препятствует ей провести общее собрание собственников МКД, вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания нельзя признать обоснованным».

Другие суды пришли к выводу о том, что нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают каких-либо ограничений для собственников помещений в отношении обращений к управляющему домом с запросом о предоставлении реестра собственников в целях проведения и созыва общего собрания. Следовательно, в обращении собственнику достаточно указать, что он запрашивает реестр в целях созыва и организации проведения собрания, поскольку добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются в силу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2019 по делу № 33-3012/2019, Апелляционное определение Омского областного суда от 20.09.2018 по делу № 33-5731/2018).

Поскольку непредставление реестра собственников инициатору ОСС подпадает под нарушение лицензионных требований, а также учитывая вышеприведенную судебную практику, целесообразно не затягивать с выдачей реестра инициатору в целях созыва и организации проведения ОСС.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V юбилейный Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявка находятся здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

Читать еще:  Удерживаются ли алименты с выходного пособия

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Реестр собственников помещений в многоквартирном доме — обзор документа

Здравствуйте. Реестр собственников МКД утвержден Федеральным Законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, который внес изменения в ст. 45 ЖК РФ. Управляющие компании должны иметь этот реестр на каждый дом, который они обслуживают. Обо всем по порядку.

  • Что такое реестр собственников МКД
  • Образец реестра
  • Что должен содержать
  • Для чего он нужен
  • Как и где заказать

Что такое

Реестр собственников МКД — это сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о собственниках помещений в доме. На каждый дом должен быть свой реестр. Список может быть на бумаге или в электронном виде, в этом плане нет четких требований в законе.

Образец реестра собственников

В законе нет жестких требований к формату реестра. Главное, чтобы были вписаны необходимые сведения.

Образец реестра собственников МКД

(жмите на картинку, чтобы ее увеличить)

Что должен содержать

Список сведений указаны в Приказе N 44/пр Минстроя РФ (об утверждении формы Протокола общего собрания).

  1. Точные номера помещений;
  2. ФИО собственника помещения или название организации;
  3. Размер доли каждого собственника в квадратных метрах и его процент по отношению к общему имуществу МКД;
  4. Дополнительные сведения, которые нужны только при проведении общего собрания собственников: номер и дата регистрации права собственности, количество голосов у каждого собственника, кадастровый номер помещения;

Для чего нужен

С января 2018 года все Управляющие компании (ЖСК, ТСЖ и т.п.) обязаны иметь реестр собственников каждого многоквартирного дома, которые они обслуживают — п. 3.1 ст. 45 ЖК. Иначе грозит штраф от 250 до 300 тысяч рублей — п. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Реестр должен быть всегда в актуальном состоянии.

Также реестр нужен при проведении общего собрания собственников. Он должен быть у инициатора собрания и прилагаться к протоколу ООС — пп. а п. 19 Приказа Минстроя № 937.

Как и где заказать реестр собственников

Хоть реестр формируется на основе выписок из ЕГРН, его нельзя заказать ни в отделениях Росреестра, ни на их сайте, ни в МФЦ — там такую услугу не оказывают. В этой статье подробно написала почему так.

Реестр можно заказать в партнерских сервисах, например, в Домсканер (инструкция заказа ниже). Сервис работает как с физическими лицами, так и с УК, ТСЖ, СНТ.

Домсканер гарантирует достоверность информации: сервис официально через электронные ключи имеет доступ к базе Росреестра по всей территории РФ.

Реестр пришлют в удобном формате таблицы Excel + выписки из ЕГРН на каждое помещение. Реестр полностью соответствует требованиям Приказе N 44/пр Минстроя РФ (об утверждении формы Протокола общего собрания). Домсканер гарантирует, что его примет любая Жилищная инспекция в любом городе России.

(нажмите на картинку, чтобы ее увеличить)

Срок изготовления зависит от количества помещений и загруженности серверов Росреестра. Обычно реестр присылают на следующий день, максимум через 3 рабочих дня.

Стоимость реестра также зависит от количества помещений. Чем больше помещений, тем ниже окажется цена за каждое из них. Окончательную стоимость Вам посчитают заранее.

Количество помещенийдо 50от 51 до 499от 500 и более
Цена1000р. за весь реестр19р. за помещение17р. за помещение

Чтобы заказать реестр, можете оставить заявку на самом сайте Домсканер, по телефону 8-800-100-24-97 или по почте info@domscanner.ru.

После получения заявки, сотрудник проверит сколько помещений зарегистрировано в МКД и озвучит стоимость реестра. Оплатить реестр можно по договору с расчетного счета, картами visa/mastercard, яндекс.деньгами, qiwi и webmoney.

Готовый архив с реестром отправят по электронной почте. В архиве будет сам реестр в формате таблицы Excel + выписки из ЕГРН на каждое помещение в форматах HTML и XML. + к каждой выписке будет цифровая подпись (ЭЦП).

Если у Вас есть вопросы, задайте их в комментариях ниже.

Об обязанности УО предоставлять реестр собственников инициатору ОСС

Обязанность вести реестр собственников помещений в доме – лицензионное требование к работе управляющих организаций. Также законодательство обязывает УО по запросу инициаторов общих собраний передавать им такой реестр. На примере судебного дела рассказываем, может ли УО отказать в выдаче реестра и требовать подтверждения факта подготовки ОСС.

Читать еще:  Как уменьшить алименты при рождении второго (третьего) ребенка во втором браке

Собственник помещения в доме обратился в УО за реестром собственников для проведения ОСС

В управляющую организацию с просьбой предоставить реестр собственников для проведения внеочередного собрания собственников обратился член Совета МКД. Поскольку УО не провела годовое ОСС, а собственник был недоволен тем, как организация выполняет условия договора управления, он решил выступить инициатором общего собрания.

В повестку дня инициатор включил вопросы по выбору новой УО и установлению более низкого размера платы за содержание жилого помещения в доме, о чём он письменно сообщил в управляющую организацию, приложив запрос на реестр собственников.

Но УО отказала инициатору. Член Совета МКД ещё несколько раз обращался за реестром, но каждый раз получал отказ, поэтому подал иск в суд с требованием принудить управляющую организацию передать инициатору ОСС реестр собственников. Истец указал на незаконность действий УО и попросил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

УО отказала собственнику из-за отсутствия доказательств созыва общего собрания

Управляющая организация в суде повторила причины своего отказа выдать реестр собственников истцу: к заявлению инициатор собрания не приложил документы, которые бы подтверждали факт, что по инициативе истца на момент направления запроса созывается ОСС.

Список таких документов, по мнению УО, предусмотрен ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ: уведомление о проведении собрания с обязательным указанием даты, времени, повестки дня, а также документы, подтверждающие факт уведомления всех собственников о проведении собрания.

Компания настаивала на том, что по смыслу ст. 45 ЖК РФ намерение провести ОСС не может считаться основанием для обязательного предоставления УО в адрес заявителя реестра собственников. Это бы нарушило нормы № 152-ФЗ о работе с персональными данными собственников.

Суд первой инстанции предложил истцу доказать УО факт созыва собрания

Суд первой инстанции, принимая решения по делу, опирался на толковании норм ст. 45 ЖК РФ. В соответствии с ч.ч. 1, 2 указанной статьи, собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. При этом собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников.

Для получения реестра собственников инициаторы собрания могут письменно, в том числе через ГИС ЖКХ, обратиться в УО, правление ТСЖ, ЖК/ЖСК, которые должны предоставить актуальную версию документа в течение пяти дней с момента получения запроса.

При этом суд сделал вывод, что по буквальному толкованию п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ УО/ТСЖ обязана предоставить реестр только инициатору ОСС и только в том случае, если он представит доказательства созыва собрания. Это предотвратит злоупотребление правом получать реестр со стороны собственников, потому что теоретически каждый из них может обращаться в УО/ТСЖ за реестром ежедневно.

Следовательно, УО имела право отказать истцу в выдаче реестра, поскольку последний не представил доказательств созыва в доме ОСС. Требования управляющей организации доказать факт подготовки собрания суд посчитал законными и отклонил иск. Судья предложил члену Совета МКД повторно обратиться в управляющую организацию, направив вместе с заявлением на реестр собственников документы, подтверждающие созыв общего собрания (решение Первомайского районного суда Омска от 19.06.2018 по делу № 2-1647/2018).

Апелляционный суд потребовал от УО предоставить истцу реестр собственников без всяких условий

Собственник не стал повторно писать запрос в УО, а подал апелляционную жалобу в областной суд, настаивая на том, что ЖК РФ не содержит норм, позволяющих управляющей организации требовать от инициатора общего собрания доказательств деятельности по созыву и организации собрания.

Отказ УО нарушает его права как потребителя и нормы законодательства, что должно трактоваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ – отказ в предоставлении информации.

Апелляционный суд, рассматривая обстоятельства дела, исходил из того, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, введённой в начале 2018 года № 485-ФЗ, УО, ТСЖ, кооператив обязаны вести реестры собственников, а также по запросу инициаторов ОСС – предоставлять документ в течение пяти дней с момента поступления такого запроса. Инициировать собрание может любой из собственников помещений в доме.

При этом, как отметил судья, согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого документа инициаторам в целях созыва и организации ОСС не требуется. Подобные действия УО не расцениваются, как нарушение № 152-ФЗ и правил обработки ПДн.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, каждый собственник в доме должен быть лично уведомлён о проведении общего собрания, если иное не было установлено на предыдущих ОСС. Ни УО, ни истец не представили суду доказательств, что собственники принимали иной порядок уведомления о проведении ОСС.

Следовательно, чтобы исполнить требования ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, инициатору собрания необходим реестр собственников помещений. В его отсутствие, в том числе из-за отказа УО предоставить документ, инициатор ОСС не имеет возможности уведомить собственников. Поэтому требование УО о предоставлении документов, подтверждающих факт созыва им общего собрания, неправомерно.

Судья согласился с доводом истца о том, что нормы ЖК РФ не предусматривают каких-либо ограничений для собственников в отношении обращений в УО с запросом о предоставлении реестра в целях проведения ОСС.

В обращении, направленном в УО, инициатору собрания достаточно указать цель запроса, при этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются по умолчанию и не подразумевают злоупотребления правами (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Суд отменил решение первой инстанции, обязав УО предоставить истцу реестр собственников, а также оплатить компенсацию морального вреда 3 000 рублей и штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 1 500 рублей (апелляционное определение Омского областного суда от 20.09.2018 по делу № 33-5731/2018).

За отказ УО предоставить реестр инициатору – штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Управляющие организации в соответствии с требованиями ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ обязаны вести реестр собственников и предоставлять его по письменному запросу инициаторов общих собраний собственников помещений в доме.

При этом, как следует из приведённого выше судебного определения, делать это необходимо без требования, чтобы обратившийся за реестром собственник предоставил доказательства, что он готовит ОСС. Добросовестность инициатора собрания подразумевается по смыслу п. 5 ст. 10 ГК РФ.

Предоставление реестра собственников по запросу инициатора – лицензионное требование к деятельности УО. Поэтому за отказ управляющую организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 250 000 до 300 000 рублей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector