Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие пассажира в законодательстве

научная статья по теме Договор перевозки пассажира в российском законодательстве Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Договор перевозки пассажира в российском законодательстве»

Договор перевозки пассажира в российском законодательстве

Д.П. СТРИГУНОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственно университета управления

Рассматривается договор перевозки пассажира в российском законодательстве. Исследуется определение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, анализируется его предмет, источники правового регулирования, права и обязанности сторон договора, ответственность перевозчика за неисполнение обязательства по перевозке.

Ключевые слова: договор, перевозка, пассажир, перевозчик, багаж, потребитель, публичный договор, договор присоединения, провозная плата, права и обязанности перевозчика и пассажира, сроки доставки, ответственность перевозчика.

The contract of carriage of a passenger in Russian law Strigunova D.

We consider the contract of carriage passenger in the Russian legislation. We study the definition of contract of carriage, the passenger, carried out by public transport, analyzes its subject, the sources of legal regulation, the rights and obligations of parties to the contract, the carrier’s liability for failure to fulfill obligations under the carriage.

Keywords: contract, the transportation, the passenger, the carrier, luggage, consumer, public contract, a contract of adhesion, the freight charge, the rights and obligations of the carrier and the passenger, time of delivery, the carrier’s liability.

Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере транспорта, является договор перевозки пассажира. «В сфере транспортного обслуживания пассажиров складывается система транспортных договоров, опосредствующих организацию перевозки, а также собственно перевозку пассажиров. Непосредственно потребности граждан в перемещении удовлетворяются путем заключения и исполнения договора перевозки пассажира»1.

Перевозки пассажиров, равно как и грузовые перевозки, могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные2. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно

проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т. д.)3.

Рассмотрим договор перевозки пассажира как основного инструмента регулирования взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком, заключаемого в целях перемещения пассажира в пространстве из места отправления в место назначения, особое внимание сосредоточив на российских регулярных перевозках пассажиров, осуществляемых транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

В российском гражданском законодательстве перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно общему определению договора перевозки пассажира, содержащемуся в ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Помимо этого соответствующие определения

1 Микрюкова ГА. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Свердловск, 1986. С. 4.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов (и др.); под ред. А.П. Сергеева. — М., 2011. С. 513.

3 О видах перевозок см., например: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010. С. 295—296; Гражданское право: учеб. С. 512—513, 535; Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: дис. . канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 163.

договора перевозки пассажира и нормы, регламентирующие перевозку пассажира на том или ином виде транспорта, содержатся в транспортных уставах и кодексах (гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — ВК РФ), гл. IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее — КТМ РФ), гл. XIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее — КВВТ РФ), гл. III Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее — УАТ РФ), гл. VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ)).

Существенным условием договора перевозки пассажира является его предмет. Предметом договора перевозки пассажира выступают действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — также указанного багажа, и кроме того действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.

Еще одним условием договора перевозки пассажира является его срок. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. По мнению В.А. Егиазарова, «срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пас-сажира»1. Следует признать, что применительно к договору перевозки пассажира транспортом общего пользования условие о сроке наряду с предметом договора также представляется существенным, указанный срок необходимо четко определить, он не должен измеряться понятием «разумный срок».

В литературе высказывается мнение, что существенным условием договора перевозки пассажира выступает также его цена. Так, В.В. Мо-сашвили, рассматривая договор международной воздушной перевозки пассажира, считает: «цена договора является не только важнейшим условием, но и существенным условием с правовой точки зрения»2.

Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, кон-сенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и у перевозчика, и у пассажира имеются как права требования, так и обязанности3. Возмездность договора перевозки пассажира обусловлена тем, что услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, поскольку он считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией.

В юридической литературе ставится вопрос о том, является ли обязательство по перевозке багажа самостоятельным договором либо оно носит дополнительный (факультативный) характер по отношению к обязательству по перевозке пассажира? Так, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, Г.П. Савичев считают договор перевозки багажа самостоятельным по отношению к договору перевозки пассажира и относят его к реальным договорам4. Вместе с тем В.В. Витрянский, Е.А. Суханов полагают, что обязательство по перевозке багажа носит факультативный по отношению к обязательству по перевозке пассажира характер5. Как отмечает В.В. Витрянский, «указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира»6. Представляется, что обязательство по перевозке багажа возникает в момент сдачи пассажиром багажа перевозчику. Однако содержащееся в законе определение договора перевозки пассажира и тот факт, что сдача пассажиром багажа производится в рамках заключенного им договора перевозки пассажира, дают основания считать обязательство по доставке багажа дополнительным по отношению к обязательству по перевозке пассажи-

Читать еще:  Как узнать свой инн через интернет по паспорту

1 Егиазаров ВА Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 151.

2 Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. . канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 85—86.

3 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М., 2004. С. 306.

4 Цит. по: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 322—323.

5 См., например: Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. II. Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. — М., 2011. С. 692.

6 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 324.

ра, которое к тому же (в отсутствие багажа) может вовсе не возникнуть. При этом от собственно багажа необходимо отличать ручную кладь (каютный багаж и т. п.), которая следует вместе с пассажиром и не занимает отдельного места в пределах установленных норм.

Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком явялется эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 2.1 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

2.1) уполномоченные органы публичной власти федеральной территории «Сириус» — органы публичной власти федеральной территории «Сириус», уполномоченные нормативным правовым актом федеральной территории «Сириус» на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы публичной власти федеральной территории «Сириус»;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 337-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации либо в границах одного и более субъектов Российской Федерации и федеральной территории «Сириус»;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус» и Краснодарского края;

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус», поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района;

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

9) владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

10) начальный остановочный пункт — первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

11) конечный остановочный пункт — последний остановочный пункт, который указан в расписании;

12) пропускная способность остановочного пункта — максимальное количество транспортных средств, отправление которых может быть осуществлено за единицу времени из остановочного пункта;

13) вид транспортного средства — автобус, трамвай или троллейбус;

14) класс транспортных средств — группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств — длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств — длина более чем 16 метров);

Читать еще:  Продажа доли квартиры без согласия других собственников

15) рейс — путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт;

16) вид регулярных перевозок — регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 337-ФЗ

19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 337-ФЗ

20) карта маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 20.1 с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 337-ФЗ

21) орган государственного транспортного контроля — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, или его территориальные органы;

22) участники договора простого товарищества — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

23) уполномоченный участник договора простого товарищества — участник договора простого товарищества, который на основании выданной ему остальными товарищами доверенности или в соответствии с заключенным в письменной форме договором простого товарищества уполномочен совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами;

24) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;

25) паспорт маршрута регулярных перевозок — документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;

26) утратил силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

Информация об изменениях:

27) документ планирования регулярных перевозок — нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления;

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Министерством транспорта РФ 30 июня 2020 г.

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 28 с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

28) характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, — наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

3. Понятие «парковка» используется в значении, указанном в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

4. Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена частью 5 с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 337-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Международные автоперевозки пассажиров урегулируют законом

На отсутствие в российском законодательстве механизмов регулирования регулярных автомобильных перевозок пассажиров по маршрутам, проходящим как по территории страны, так и по территории сопредельных стран, обратило внимание Правительство РФ. И подготовило проект федерального закона, которым в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 220-ФЗ) вводятся новые понятия «международный маршрут регулярных перевозок» и «карта международного маршрута регулярных перевозок», а также новая глава «Организация регулярных перевозок по международным маршрутам регулярных перевозок». В настоящий момент проект проходит процедуры антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения ( ID проекта на портале regulation.gov.ru 02/04/10-17/00073982).

Проект, разработанный Минтрансом, вносит новеллы в Закон № 220-ФЗ. По мнению разработчиков, модернизация законодательства позволит легализовать рынок регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по международным маршрутам, а также поспособствует развитию данного вида перевозок пассажиров и развитию транспортной инфраструктуры.

Что же предлагают авторы поправок?

Во-первых, ввести в Закон № 220-ФЗ новые понятия:

международный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок, проходящий по территории Российской Федерации и территории одного или нескольких иностранных государств;

карта международного маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о международном маршруте регулярных перевозок.

Во-вторых, и в-главных, дополнить Закон № 220-ФЗ новой главой, посвященной организации регулярных пассажироперевозок, осуществляемых по территории нескольких стран.

Предложение об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок должно представляться российским перевозчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в виде заявления, форма которого будет устанавливаться Минтрансом России, и по согласованию с компетентными органами иностранных государств, по территории которых проходят такие маршруты. Если несколько перевозчиков захотят обслуживать один маршрут, им придется заключить между собой соответствующий договор, в котором необходимо определить того из участников, который будет представлять весь пул участников при взаимодействии с уполномоченным органом. Договор о совместном обслуживании международного маршрута регулярных перевозок заключается в письменной форме, должен содержать информацию о намерениях всех российских и (или) иностранных перевозчиков выполнять регулярные перевозки по конкретному международному маршруту регулярных перевозок, а также:

Читать еще:  Как узаконить пристройку к нежилому зданию

наименование международного маршрута регулярных перевозок в виде населенных пунктов и государств, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

расписание движения транспортных средств с указанием периодичности и регулярности выполнения перевозок каждым перевозчиком, адресов остановочных пунктов, на которых будет производиться посадка и высадка пассажиров;

протяженность международного маршрута регулярных перевозок;

тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа.

Установление маршрута предполагается согласовывать на срок от одного года до пяти лет.

В проекте прописаны и основания для отказа в установлении маршрута. Так, отказ будет возможен, если в заявлении указаны недостоверные сведения; планируемое расписание не соответствует соответствующим требованиям (они установлены этим же законопроектом); маршрут не соответствует нормам безопасности; остановочный пункт, включенный в маршрут, не соответствует установленным требованиям; у перевозчика имеется неуплаченный административный штраф за нарушение ПДД и др.

Также проект устанавливает, что пропуск транспортных средств при выполнении регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки через государственную границу осуществляется вне очереди.

Статья 106 ВЗК РФ. Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов

1. Перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

2. Пассажир воздушного судна имеет право:

1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

2) бесплатного провоза багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в случае заключения договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа;

2.1) бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна;

3) бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

3. Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Комментарии к ст. 106 ВЗК РФ

Норма бесплатной перевозки багажа устанавливается в зависимости от типа воздушного судна. Пассажир имеет право бесплатно перевезти вещи массой, не превышающей следующие нормы:

— 20 кг — на самолетах Ил-86, Ил-62, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Ту-144, Як-42, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-14; на вертолетах Ми-8, Ми-6, Ми-4;

— 10 кг — на самолетах Ан-2, Л-410; на вертолетах Ми-2;

— 30 кг — на самолетах, имеющих салон 1-го класса (только для пассажиров 1-го класса).

Право перевозить бесплатно багаж в пределах указанных норм предоставляется каждому взрослому пассажиру (в том числе имеющим льготные, бесплатные и служебные билеты), а также ребенку, перевозимому по детскому билету. Пассажиру, перевозящему ребенка бесплатно, право бесплатной перевозки багажа на ребенка не предоставляется.

Нормы бесплатной перевозки багажа не распространяются:

на вещи пассажира, независимо от их применения и назначения, габариты которых в упакованном виде превышают размеры 0,5 x 0,5 x 1,0 м;

на вещи пассажира, не вложенные в чемоданы, сумки, коробки, независимо от их наименования и назначения, массой одного места более 30 кг;

на телевизоры, магнитофоны, радиоприемники массой одного места более 10 кг;

на цветы, саженцы растений, пищевую зелень, сушеные растения, ветви деревьев и кустарника общей массой более 5 кг;

на корреспонденцию, сопровождаемую фельдъегерями или работниками других ведомств;

на животных (домашних и диких), птиц, пчел и другую живность, за исключением собак-поводырей, сопровождающих слепых; эти собаки перевозятся в счет нормы бесплатной перевозки багажа.

Перевозка указанных вещей, растений, живности и корреспонденции оплачивается по их фактической массе, независимо от количества других вещей пассажира, перевозимых им в качестве багажа.

При перевозке пассажиров, имеющих общую цель поездки (подтвержденную документами) и следующих вместе на одном воздушном судне по одному маршруту в один и тот же пункт назначения (делегация, туристы, следующие по путевкам, спортивные и другие команды и т.д.), по требованию пассажиров или с их согласия предоставляется групповая норма бесплатной перевозки багажа, которая представляет собой объединенную норму бесплатной перевозки багажа пассажиров данной группы. При применении групповой нормы перевозки багажа все операции, связанные с приемом багажа и его выдачей, оформляются через руководителя группы.

Групповая норма бесплатной перевозки багажа применяется также при перевозке членов одной семьи. Перевозка вещей пассажира в количестве, превышающем норму бесплатной перевозки, оплачивается по установленному тарифу. В пути следования пассажир имеет право уменьшить или с согласия перевозчика увеличить количество мест и массу перевозимого багажа. В случае увеличения пассажиром в пути следования массы перевозимого багажа он обязан оплатить стоимость перевозки багажа, масса которого превышает норму бесплатной перевозки или превышает массу ранее оплаченной перевозки. В случае уменьшения пассажиром в пути следования массы перевозимого багажа никаких перерасчетов по уплаченной провозной плате перевозчик не производит.

Перевозчик имеет право проверить массу багажа в аэропорту назначения или в аэропорту пересадки. Если будет установлено, что пассажир перевозит багаж сверх установленной нормы бесплатной перевозки или количества, указанного в багажной квитанции, и не оплатил перевозку, он обязан оплатить перевозчику стоимость этой части багажа.

Возраст ребенка определяется на день начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в билете. Перевозчик имеет право проверить возраст ребенка. Сопровождающий ребенка пассажир обязан предъявить перевозчику при покупке билета и посадке в воздушное судно (при регистрации) документ, подтверждающий возраст ребенка: свидетельство о рождении ребенка или паспорт, в котором записан ребенок. Групповые перевозки детей (в детские сады, пионерские лагеря и т.п.) выполняются в порядке, установленном Министерством транспорта РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector