Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

Таможня контролирует интеллектуальную собственность

В юридической науке сочетание слов «интеллектуальная» и «собственность» имеет условное обозначение. Тем самым указывается, что права на результаты интеллектуальной деятельности носят исключительный характер и, подобно вещным правам, подлежат абсолютной защите против посягательств на них любых третьих лиц.

Наиболее полно понятие «интеллектуальная собственность» (далее — ИС) раскрывается в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967 года. В ней термин «интеллектуальная собственность» использован в собирательном смысле. Он обозначает совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты.

Однако в данном случае термин «собственность» не означает, что они подпадают под общую категорию вещных прав, такую как право собственности на имущество, или что они представляют собой разновидность вещных прав. Права на результаты интеллектуальной деятельности не являются материальными объектами, но они могут быть связаны с их материальными носителями (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, кино- и телефильмы). Такие права ИС вместе с их материальными носителями могут быть предметом гражданско-правовых договоров, при этом исключительные права у авторов на их произведения остаются. Данное положение регламентируется частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Поэтому в последнее время особую значимость приобрели вопросы, связанные с защитой прав ИС, ее правовым регулированием, а также выявлением и пресечением последствий нарушения законодательства, в том числе при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (ТС) .

Как известно, сейчас таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и входящих в его состав государств — России, Беларуси и Казахстана. Согласно статье 95 Т аможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) его проводят должностные лица таможенных органов, которые в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями уполномочены осуществлять таможенный контроль. Таможенные органы имеют право проводить его и после выпуска товаров — в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (статья 99 ТК ТС). Отмечу, что законодательством государств -членов ТС может быть установлен и более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска, но не свыше 5 лет. Его формы и порядок установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Отмечу, что меры по защите прав на объекты ИС принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания, включенные по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты ИС, установлены главой 46 ТК ТС. В ней также определен порядок принятия мер по защите прав правообладателей на объекты ИС, который базируется на основополагающем документе Всемирной торговой организации (ВТО) в области охраны и защиты интеллектуальной собственности — Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Оно известно как Соглашение ТРИПС (TRIPS), значительная часть которого посвящена особым требованиям в отношении пограничных мер.

Кроме того, в главе 46 приведен перечень исключений из общего порядка. В соответствии с ним меры по защите прав на объекты ИС не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях ; в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

Необходимо отметить, что меры по защите прав на объекты ИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств — членов ТС. При этом новеллой таможенного законодательства является то, что таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты ИС без заявления правообладателя. Имеется в виду так называемая процедура ex officio. Данная норма появилась в ТК ТС для усиления борьбы с контрафактной продукцией, а также приведения союзного законодательства в соответствие с международными стандартами -положениями статьи 58 Соглашения TRIPS (действия процедуры ех officio).

Указанная статья предусматривает право участников названного Соглашения требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают prima facie доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. В случае заявления указанного требования компетентные (таможенные) органы вправе в любое время обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий.

При этом импортер и правообладатель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение. В случаях, если импортер подал компетентным органам возражение против приостановления выпуска товаров в свободное обращение, такое приостановление осуществляется mutatis mutandis на условиях, изложенных в статье 55 Соглашения.

Они предусматривают, что органы государственной власти и их служащие освобождаются от ответственности только в случаях, если действовали или намеревались действовать добросовестно. Данные правовые нормы используются таможенными администрациями в США, Японии и странах Евросоюза.

Со своими особенностями

По моему мнению, введение на территории ТС процедуры ех officio существенно сужает права правообладателей на свой объект ИС. Дело в том, что никто, кроме правообладателя, не должен накладывать какие-либо ограничения на его объекты ИС. Считаю, что данный принцип позволяет заинтересованным лицам фактически отнимать права у правообладателей, использовать их без его ведома и по своему усмотрению. При этом возникает много вопросов относительно сохранения баланса интересов правообладателей и государства. В складывающейся ситуации неясно, насколько этот принцип будет защищать их интересы, а не ущемлять или ограничивать.

Здесь следует особо отметить, что данный принцип непосредственно прописан в Кодексе Республики Казахстан от 30.06.2010 № 298-1У ЗРК «О таможенном деле в Республике Казахстан». В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность действия таможенных органов без заявления правообладателя. Таможенное законодательство Республики Беларусь не предполагает осуществление принципа ех officio.

Регламентация ввоза на территорию государств — членов ТС объектов интеллектуальной собственности, не включенных в Соглашение о едином таможенном реестре объектов ИС государств Союза от 21 мая 2010 года, относится к внутреннему правовому регулированию каждого государства — члена ТС.

Так, ГК РФ регулирует ввоз продукции, которая охраняется патентным правом (статья 1358), правом на селекционные достижения (статья 1421) и правом на топологии интегральных микросхем (статья 1454). В то же время ТК ТС построена двухуровневая система защиты прав ИС посредством национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности и Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов ТС.

Напомню, что условия включения объектов ИС в Единый реестр и порядок его ведения определяется соответствующим Соглашением от 21 мая 2010 года и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств — членов ТС по вопросам ведения данного реестра, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 № 290.

В соответствии с ним органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов ТС, определена Федеральная таможенная служба (ФТС) Российской Федерации . За включение в реестр плата не взимается. Он является техническим документом, в котором систематизируются объекты ИС, по которым национальными таможенными органами принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Следует отметить, что срок защиты прав правообладателя на объекты ИС устанавливается при их включении в упомянутый выше реестр с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года, при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 46 ТК ТС.

При этом таможенное законодательство Беларуси не предусматривает возможность неограниченного продления указанного срока. Согласно Административному регламенту ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов ИС (приказ ФТС России от 13.08.2009 № 148) срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом времени действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более 5 лет со дня внесения объектов ИС в реестр, но его можно продлевать неограниченное число раз в пределах срока правовой охраны тех или иных объектов ИС.

Читать еще:  Отказ в приватизации квартиры основания

С другой стороны Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь в соответствии с положениями приказа от 10.08.2007 № 382-ОД «О некоторых вопросах осуществления таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности» ведет свой таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В Казахстане данный вопрос регламентирован приказом Министерства финансов РК от 16.07.2010 № 356 «Об утверждении правил ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Он вступил в силу 3 сентября 2010 года и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 года.

В нашей стране меры по защите прав на объекты ИС регламентируются в главе 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» и в порядке, который определен упоминавшимся выше Административным регламентом ФТС России. В соответствии с ними правообладатель (или его законный представитель), имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты ИС при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в центральный таможенный орган о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

По согласованным правилам

Согласно положениям ТК ТС правообладатель обязан представить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Данные сведения должны быть достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары. Следовательно, компетенция таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, распространяется не в отношении всех товаров, содержащих тот или иной объект ИС, а только тех, в отношении которых у правообладателя есть информация о том, что они обладают признаками контрафактных.

Правообладатель по своему усмотрению имеет право указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть полезны таможенным органам для выявления подделок. Он также может приобщить к заявлению образцы товаров, которые послужат подтверждением имеющегося, по мнению владельца, факта нарушения его прав. Это могут быть как образцы, обладающие признаками контрафактных, так и оригинальные изделия, что позволит при их сравнении точно определить отличительные особенности.

Заявитель обязан представить в центральный таможенный орган государства — члена ТС документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть нанесен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Таможенным законодательством ТС предусмотрено, что страховая сумма должна быть не менее 10 тыс. евро. В России она составляет 300 тыс. рублей.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты ИС, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства — члена ТС, или в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска, его причинах и сроках. При этом правообладателю предоставляется 10 дней на обращение в уполномоченные согласно законодательству государства-члена Таможенного союза органы за защитой своих прав. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать.

Таможенный орган на основании мотивированного письменного запроса правообладателя вправе продлить срок приостановления выпуска товаров, но не более чем на 10 рабочих дней. В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных, в качестве вещественных доказательств либо наложить на них арест.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты ИС, их выпуск возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ТС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста или их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств — членов ТС.

Решение о приостановлении выпуска может быть отменено до истечения установленного срока, если в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, о его отмене; объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов ИС, который ведет таможенный орган государства Союза, или из Единого реестра. Иные случаи определены законодательством государств-членов ТС. Отмена решения оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом. После соблюдения всех формальностей выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с ТК ТС.

Михаил ТЮНИН, советник Департамента таможенного администрирования Секретариата Комиссии ТС, специально для «ТН»

Интеллектуальная собственность в таможенном деле

Определение правового положения интеллектуальной собственности в гражданском праве РФ. Изучение системы таможенного оформления и контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Таможенный учет объектов интеллектуальной собственности.

  • посмотреть текст работы «Интеллектуальная собственность в таможенном деле»
  • скачать работу «Интеллектуальная собственность в таможенном деле» (курсовая работа)

Подобные документы

Нормативно-правовое регулирование интеллектуальной собственности. Порядок оформления и контроль товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, включенные в Реестр Федеральной таможенной службы. Решение о приостановлении выпуска товаров.

курсовая работа, добавлен 26.06.2013

Анализ и обобщение черт механизма таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как государственной услуги и государственной функции. Определение доли государственных услуг в ВВП и в сфере таможенного контроля товаров.

статья, добавлен 18.06.2018

Характеристика понятия и классификация объектов интеллектуальной собственности, подлежащих таможенному контролю. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Анализ решения проблем.

курсовая работа, добавлен 23.11.2019

Обоснована невозможность оценки эффективности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как государственной услуги в таксономической плоскости «затраты-результаты». Ключевые участники процесса таможенной защиты.

статья, добавлен 18.06.2018

Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Анализ товарной структуры и динамики внешнеэкономической деятельности и ее роль в защите национальных товаропроизводителей.

дипломная работа, добавлен 01.02.2016

Основные аспекты правовой защиты объектов интеллектуальной собственности при перемещении их через таможенную границу. Порядок рассмотрения арбитражными судами дел о незаконном использовании товарного знака участником внешнеэкономической деятельности.

статья, добавлен 30.05.2018

Рассмотрение института собственности в Российской Федерации. Определение охраны интеллектуальной собственности в государстве как гарантии свободы творчества. Изучение порядка контроля таможенной стоимости товара и объекта интеллектуальной собственности.

курсовая работа, добавлен 22.08.2011

Исследование и анализ методических подходов к снижению рисков перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Рассмотрение алгоритма выявления признаков контрафактности при перемещении товаров через таможню Российской Федерации.

автореферат, добавлен 22.06.2018

Анализ тенденций роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Выявление проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите интеллектуальной собственности.

статья, добавлен 05.05.2019

Понятие, принципы и требования таможенных органов при производстве таможенного оформления и контроля. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами Кыргызской Республики. Выявление правонарушений и борьба с контрафактной продукцией.

курсовая работа, добавлен 25.09.2014

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

Защита прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу

06.12.2019 – 12.12.2019, № 45

ГЛАВНАЯ СТАТЬЯ

Защита прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу

В октябре этого года Парламент сделал первый шаг в рамках проведения реформы в сфере права интеллектуальной собственности, а именно принял так называемые антипиратские изменения* к Таможенному кодексу Украины . Указанные изменения вступили в силу 14.11.2019.

Основной их целью является дальнейшее содействие таможенными органами защите прав интеллектуальной собственности, а также борьба с контрафактными и пиратскими товарами. В целом согласно принятым Изменениям :

– изменено определение контрафактных товаров, а также введены такие новые понятия, как, например, «пиратские товары» и «небольшая партия товаров»;

Читать еще:  Как делится между супругами приватизированный земельный участок

– более подробно урегулированы вопросы возмещения расходов, понесенных в связи с хранением товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, а также их уничтожением собственником прав интеллектуальной собственности (правообладателем) на соответствующие объекты;

– расширен круг оснований для приостановления таможенного оформления товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, по инициативе органа доходов и сборов;

– введена возможность досрочного выпуска товаров, таможенное оформление которых было приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности;

– дополнена процедура уничтожения товаров, указанных выше;

– введена упрощенная процедура приостановления таможенного оформления и уничтожения небольших партий контрафактных и пиратских товаров.

Фактически защита прав интеллектуальной собственности будет заключаться в борьбе таможенных органов с контрафактными, пиратскими и другими товарами, нарушающими такие права, путем:

– приостановления таможенного оформления товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, на основании данных таможенного реестра объектов права интеллектуальной собственности, которые охраняются согласно закону;

– приостановления таможенного оформления вышеуказанных товаров по инициативе органа доходов и сборов;

– уничтожения товаров, таможенное оформление которых было приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности;

– приостановления таможенного оформления и уничтожения небольших партий контрафактных и пиратских товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях; и

– изменения маркировки на товарах и их упаковке.

Изменения коснулись почти всех вышеуказанных процедур, однако одно из них полностью новое – приостановление таможенного оформления и уничтожения небольших партий контрафактных и пиратских товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях.

Именно упомянутая процедура может применяться к нововведенной категории товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, – пиратские товары. Согласно принятым Изменениям такими товарами считаются «товары, являющиеся предметами нарушения авторского права и/или смежных прав либо права интеллектуальной собственности на зарегистрированный промышленный образец в Украине и представляющие собой или содержащие копии, сделанные без согласия правообладателя авторского права и смежных прав либо права интеллектуальной собственности на промышленный образец или лица, уполномоченного таким правообладателем в стране производства».

Так, основной новеллой принятых изменений является то, что в случае, если такие или контрафактные товары «перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях, в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях, в количестве не более трех единиц по каждой товарной подкатегории в соответствии с УКТ ВЭД или общим весом брутто не более двух килограммов»*, их таможенное оформление может быть приостановлено с дальнейшим их уничтожением.

Декларант товаров в обязательном порядке уведомляется таможенными органами о приостановлении и о намерении уничтожить такие контрафактные или пиратские товары. Непосредственное их уничтожение организовывается собственником прав интеллектуальной собственности на соответствующие объекты права интеллектуальной собственности, которые содержались в вышеопределенных товарах, и, соответственно, за его счет. Впрочем, подробно процедура уничтожения на данный момент законодательством не определена.

Отдельное внимания стоит обратить на следующие особенности применения нововведенной процедуры.

Во-первых, согласие владельца товаров (являющихся контрафактными и/или пиратскими) может быть выражено прямо либо же при отсутствии возращений относительно уничтожения таких товаров согласие владельца товаров на такое уничтожение презюмируется.

Во-вторых, указанная процедура подлежит применению исключительно к тем товарам, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, информация о которых была внесена в таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности, охраняемых согласно закону.

В-третьих, после приостановления таможенного оформления небольших партий контрафактных или пиратских товаров, согласие на их дальнейшее уничтожение запрашивается только у владельца товаров; собственник прав интеллектуальной собственности предоставляет свое согласие на такое уничтожение при внесении информации об объекте права интеллектуальной собственности в таможенный реестр. При этом правообладатель может отказаться от предоставления такого согласия, но опять же исключительно при регистрации объекта права интеллектуальной собственности в таможенном реестре.

На данный момент регистрация объектов права интеллектуальной собственности в таможенном реестре осуществляется на основании заявления правообладателя, форма которого утверждена приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 648 , но еще не приведена в соответствие с Изменениями от 17.10.2019 . Следовательно, по состоянию на сегодня применение процедуры приостановления таможенного оформления и уничтожения небольших партий товаров, перемещаемых (пересылаемых) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, нереально, так как у собственников прав на объекты права интеллектуальной собственности отсутствует возможность предоставить согласие на такое уничтожение.

Если же информация об объекте права интеллектуальной собственности не внесена в таможенный реестр, а правообладатель на объект права интеллектуальной собственности не подал заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на объект интеллектуальной собственности (фактически заявление о регистрации объекта права интеллектуальной собственности в таможенном реестре), таможенный орган может приостановить оформление товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, по собственной инициативе.

Такая процедура не является новой для Таможенного кодекса Украины , но и она претерпела существенные изменения в силу обсуждаемых новаций от 17.10.2019 . Так, ранее приостановление было возможно исключительно при наличии оснований, исключительный перечень которых был приведен в постановлении Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 432 .

Упомянутый перечень оснований был довольно ограниченным, в частности к ним относились:

– наличие заявления лица, которому по закону принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, который не включен в таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности;

– таможенными органами была получена от правоохранительных и контролирующих органов, таможенных органов Украины и других стран, международных организаций, в компетенцию которых входят вопросы по защите прав интеллектуальной собственности, официальная информация о нарушении прав интеллектуальной собственности;

– товар, представленный к декларированию, содержит торговую марку, которая отличается от торговой марки, имеющейся в таможенном реестре, лишь отдельными элементами и схожа с ней настолько, что их возможно перепутать.

Теперь же таможенные органы могут на собственное усмотрение определять, имеются ли основания считать, что имущественные права собственника прав интеллектуальной собственности могут быть нарушены.

Отдельного внимания заслуживает тот момент, что уничтожение товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, после приостановления их таможенного оформления может осуществляться и без установления факта нарушения прав интеллектуальной собственности. Ранее реализация такой процедуры уничтожения была возможна исключительно при условии предоставления правообладателем не только уведомления о нарушении надлежащих ему прав интеллектуальной собственности, но и в обязательном порядке согласия владельца товаров на уничтожение в письменном виде. Однако теперь в соответствии с Изменениями , внесенными в октябре, согласие владельца товаров на такое уничтожение презюмируется, если от последнего в установленный законом срок не поступили возражения относительно уничтожения.

Уничтожение товаров по упрощенной процедуре осуществляется за счет правообладателя путем помещения их в таможенный режим уничтожения или разрушения. В свою очередь, само помещение товаров, таможенное оформление которых было приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности, в таможенный режим уничтожения или разрушения возлагается на владельца товаров.

Если владелец товаров возражает против применения процедуры упрощенного уничтожения, уничтожение товаров, нарушающих имущественные права собственника прав на объект интеллектуальной собственности, возможно исключительно при условии подачи правообладателем заявления о содействии защите прав интеллектуальной собственности и регистрации такого объекта в таможенном реестре (если такой объект не зарегистрирован в таможенном реестре). Такое уничтожение осуществляется за счет правообладателя и при условии наличия решения суда, которым установлено нарушение прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, Законом введена новая процедура, которой предусматривается возможность досрочного выпуска товаров, таможенное оформление которых было приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности (до истечения срока, на который было приостановлено таможенное оформление таких товаров), на основании заявления декларанта при условии наличия на это согласия как владельца товаров, так и правообладателя. Но такая процедура может применяться исключительно к товарам, содержащим такие объекты права интеллектуальной собственности, как промышленные образцы, изобретения, сорта растений или компоновка полупроводниковых изделий.

Как представляется из пояснительной записки к законопроекту, при введении описанных изменений в Таможенный кодекс основной целью законодателя было повысить уровень предупреждения и противодействия перемещению через таможенную границу Украины товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, и как следствие – содействие очищению внутреннего рынка от контрафактной продукции.

Читать еще:  Квартира в счет алиментов можно ли заменить алименты недвижимостью

Как представляется из вышеприведенного, данные изменения действительно направлены в первую очередь на содействие защите прав именно собственников прав интеллектуальной собственности, но вместе с тем они несколько ограничивают права владельцев товаров, в частности в силу введения презумпции согласия последних на применение процедур, следствием которых является уничтожение принадлежащих им товаров. При этом объем ответственности таможенных органов перед правообладателем (а точнее, ее отсутствие) за неприменение вышеперечисленных мер, направленных на содействие защите прав интеллектуальной собственности, остается неизменным, что, безусловно, влияет на «мотивацию» таможенных органов применять такие меры.

Александр Процюк,
старший юрист
CMS Reich-Rohrwig Hainz Kyiv

Диана Валеева,
юрист
CMS Reich-Rohrwig Hainz Kyiv

Сергей Матвеев: «Интеллектуальная собственность – часть культуры»

2019 год стал знаковым для рынка интеллектуальной собственности в России: с одной стороны, бурно развиваются цифровые сервисы и децентрализованная инфраструктура по управлению интеллектуальной собственностью, а с другой – в законодательстве появилось понятие «цифровые права»: закон одномоментно, а не в результате мучительного накопления опыта практикоприменения стал «видеть» огромный пласт цифровых взаимоотношений, прав и обязательств. Фактически Россия стала одной из первых стран, где новая технологическая и законодательная инфраструктура сформировались синхронно. Стало очевидно, что Россия в состоянии предложить миру и качественные цифровые продукты, и весьма инновационные организационные, да и законодательные решения.

Очень часто, особенно в кабинетах власти, спрашивают: «Получается ли у нас прорыв в сфере интеллектуальной собственности?» На мой взгляд, именно слово «прорыв» в этой сфере не вполне уместно. Интеллектуальная собственность и права на нее – в первую очередь законодательный инструмент, который выполняет много функций.

Поэтому он не формируется и не развивается бифуркационно – он всегда продукт непрерывной эволюции отношения общества к творческому труду и его результатам, синтез деловых обычаев, накопленных столетиями, и современных технологий их реализации. Это часть культурной ткани каждой нации, а с учетом глобальности рынков – даже больше: это продукт межкультурной коммуникации.

Статья 1498

Свода закона США гласит, что в случаях, когда изобретение, охватываемое американским патентом, используется государством или для государства без лицензии, правообладатель может предъявить к государству иск о взыскании разумной компенсации

Более того, интеллектуальная собственность – результат непростого баланса интересов. В первую очередь этот инструмент защищает права авторов, причем вне зависимости от того, что они создают – музыку или компьютерные игры, архитектурный облик здания или ландшафта, новую форму светильника или систему стабилизации крупногабаритных дронов. Кстати, к авторам, безусловно, относятся и предприниматели, которых мы часто называем стартаперами, ведь образ будущего продукта или услуги тоже является результатом творческого труда.

С другой стороны, этот инструмент работает на корпорации – интеллектуальное право помогает создавать целые рынки. И здесь именно благодаря этому праву защищаются инвестиции в создание и продвижение новых продуктов.

Но интеллектуальная собственность работает не только на создателей и предпринимателей. Не менее эффективно она работает и на интересы общества. Товарные знаки, коммерческие наименования – что это, как не механизм защиты потребителя от некачественной продукции? Существуют и более «тонкие грани»: капитализация исторического, культурного наследия конкретной народности или местности – здесь работают нормы о географических указаниях, наименованиях мест происхождения товаров.

Право + блокчейн = рынок

А вот в вопросе инструментов и технологий управления интеллектуальными правами 2019 год стал поистине удивительным. Это произошло благодаря тому, что две линии развития интеллектуальной собственности – законодательная и технологическая – наконец-то пересеклись. Плоды того, что зародилось в этом году, мы будем наблюдать и пожинать долгие годы.

Сегодня творчество невозможно вне цифровой среды – результаты создаются в цифре или в конце концов попадают в нее. Там же они распространяются и используются. Это не только фильмы или фотографии, литературные тексты и научные статьи, сообщения в блогах, сегодня это и модели промышленных, архитектурных объектов, машин и оборудования. Использовать и передавать результат творческого труда благодаря цифре стало очень легко, а вот заключить договор на передачу прав по-прежнему дело трудоемкое и затратное. Добавьте к этому то, что число объектов, авторов и соавторов резко выросло, и станет очевидно – тут уж никаких юристов не хватит для обслуживания этой системы. Как результат, за последнее десятилетие оборот цифровых объектов и прав на них «оторвались» один от другого.

Ассоциация специалистов предметного дизайна

(АСПD) – один из узлов IPChain, децентрализованной сети транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности

Это настоящий технологический вызов, ответить на который в полной мере не смогла ни одна экономика в мире. А ответ на него необходим, и дать его можно только в технической плоскости. Решение было найдено в использовании технологии распределенных реестров. Децентрализованная блокчейн-инфраструктура, с одной стороны, общая, а с другой – не принадлежащая никому, которая позволит любому участнику рынка фиксировать сведения об объектах и правах на них, автоматизирует передачу таких прав, решает задачу консенсуса при заключении лицензионных договоров.

Но одно дело – замысел, а другое – его реализация. В 2019 г. сеть IPChain в полной мере показала и доказала правильность такого подхода. Сегодня блокчейн-инфраструктура, созданная в результате почти трехлетнего эксперимента, успешно работает и включает более 20 узлов. Среди них научные и конструкторские организации, производители творческого контента и витрины его доставки до покупателя, Суд по интеллектуальным правам и Роспатент, институты развития – от «Сколково» до VEB Ventures и РВК.

Максим Прокш

советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности
Активное развитие технологий требует постоянной адаптации законодательства в сфере интеллектуальной собственности под цифровые реалии. Особое внимание в этом вопросе следует уделить технологии обработки больших данных, считает советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш: «Закон охраняет права изготовителя базы данных, в том числе допуская извлечение материалов из такой базы, но только с согласия изготовителя. Иногда на этом основании делается вывод, что изготовителю базы данных принадлежат исключительные права на данные. Между тем, когда появилась эта норма, она была призвана защитить интересы изготовителей баз данных, осуществлявших оцифровку информации с бумажных носителей, в том числе при помощи ручного труда. Изготовителям баз данных была предоставлена монополия на использование созданных ими цифровых копий, но не предполагалась монополия на саму информацию, включаемую в базы данных. Например, в случаях с базами правовых актов очевидно, что изготовителю такой базы не могут принадлежать исключительные права в отношении самих нормативных актов, так как они не являются объектами авторского права. Уверен, что впереди нас ждет новый виток борьбы за данные, и они по-прежнему будут служить сырьем для развития технологии искусственного интеллекта».

Благодаря появлению в Гражданском кодексе понятия «цифровые права» и наличию механизма их реализации стало возможно создание сервисов, которые беспрецедентно снижают затраты на управление интеллектуальными правами. Фактически открылся новый рынок для создания самых разных платформ и экосистем, которые будут способны обслужить все индустрии, в которых интеллектуальная собственность является основной ценностью.

Ради справедливости стоит добавить, что такой результат стал возможен отчасти из-за нашего ощутимого отставания – рынок интеллектуальной собственности в России не так уж развит, особенно в части собственности промышленной. Ресурсов на нем тоже очень немного, поэтому произошло то, что называется «голь на выдумки хитра», ведь мы не можем себе позволить такие затраты на управление правами, как, например, экономика США или Германии. Но итог действительно впечатляет: сегодня именно в России зарождается новая нормативно-технологическая реальность. Это не только мое мнение: совсем недавно с визитом в России был генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Фрэнсис Гарри – его оценка происходящего очень высока.

Практический результат – мы видим начало бурного развития корпоративных и публичных сервисов по управлению интеллектуальной собственностью для разных сфер и одновременно консолидацию индустрий, которые настроены перейти к полноценному управлению цифровым правом интеллектуальной собственности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector