Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды бюджетной отчетности

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Виды бюджетной отчетности, требования предъявляемые к ней.

В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бюджетной отчетности.

К первому уровню относятся: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (далее — Инструкция N 5н).

К третьему уровню относятся методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства.

Пункт 3 Инструкции N 5н разрешает главным распорядителям средств бюджета, органам, организующим исполнение бюджета, и органам, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета, вводить дополнительные специализированные формы отчетности. Документы, регламентирующие такие формы бюджетной отчетности, относятся к четвертому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности.

Пользователями бюджетной отчетности являются:

— руководство и сотрудники бюджетного учреждения;

— главные распорядители, распорядители;

— Министерство финансов РФ;

— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом. Отчетность составляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации.

Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги, а также иных регистров бюджетного учета. В Инструкции N 25н отсутствует жестко прописанная форма бюджетного учета. Процесс формирования информации для бюджетной отчетности можно представить на схеме:

│ Первичные учетные документы │

│ Журналы (учетные регистры) ├─┐

Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.

Если данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, в соответствующих графах ставится прочерк. Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели отчетности имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком «минус».

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Месячная бюджетная отчетность подлежит представлению в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:

— степени консолидации показателей;

По периодичности представления бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную, месячную.

По степени консолидации данных различают несводную и сводную отчетность.

К несводной отчетности относят отчетность получателей бюджетных средств. К сводной отчетности относят отчетность главных распорядителей и распорядителей.

В зависимости от состава отчетности выделяют отчетность с дополнительными специализированными формами отчетности, введенные главными распорядителями, или без дополнительных специализированных форм.

В состав бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией № 5 о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности включаются следующие формы документов:

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);

Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);

Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);

Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).

Виды бюджетной отчетности, требования предъявляемые к ней

В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бюджетной отчетности.

К первому уровню относятся: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (далее — Инструкция N 5н).

К третьему уровню относятся методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства.

Читать еще:  Удержание алиментов из зарплаты по заявлению работника

Пункт 3 Инструкции N 5н разрешает главным распорядителям средств бюджета, органам, организующим исполнение бюджета, и органам, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета, вводить дополнительные специализированные формы отчетности. Документы, регламентирующие такие формы бюджетной отчетности, относятся к четвертому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности.

Пользователями бюджетной отчетности являются:

— руководство и сотрудники бюджетного учреждения;

— главные распорядители, распорядители;

— Министерство финансов РФ;

— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом. Отчетность составляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации.

Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги, а также иных регистров бюджетного учета. В Инструкции N 25н отсутствует жестко прописанная форма бюджетного учета. Процесс формирования информации для бюджетной отчетности можно представить на схеме:

│ Первичные учетные документы │

│ Журналы (учетные регистры) ├─┐

Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.

Если данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, в соответствующих графах ставится прочерк. Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели отчетности имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком «минус».

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Месячная бюджетная отчетность подлежит представлению в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:

— степени консолидации показателей;

По периодичности представления бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную, месячную.

По степени консолидации данных различают несводную и сводную отчетность.

К несводной отчетности относят отчетность получателей бюджетных средств. К сводной отчетности относят отчетность главных распорядителей и распорядителей.

В зависимости от состава отчетности выделяют отчетность с дополнительными специализированными формами отчетности, введенные главными распорядителями, или без дополнительных специализированных форм.

В состав бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией № 5 о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности включаются следующие формы документов:

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);

Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);

Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);

Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).

|следующая лекция ==>
Отчетность БУ и АУ|Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и особенности бюджетного учета

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Читать еще:  Конвенция о взыскании алиментов что делать, когда другой родитель за границей

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Читать еще:  Раздел имущества при разводе — судебная практика

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1] .

Содержание

  • 1 Бюджетный процесс
  • 2 Стадии бюджетного процесса
  • 3 Участники бюджетного процесса
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Бюджетный процесс [ править | править код ]

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

  • прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
  • приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
  • общий объём расходов;
  • верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
  • нормативная величина резервного фонда;
  • дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в ходе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

  • предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
  • вернуть в правительство на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

  • приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования по разделам;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

До 2002 в ходе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Стадии бюджетного процесса [ править | править код ]

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

  • составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Участники бюджетного процесса [ править | править код ]

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: 1. Президент Российской Федерации; 2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; 3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы); 4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 5. Центральный банк Российской Федерации; 6. органы государственного (муниципального) финансового контроля; 7. органы управления государственными внебюджетными фондами; 8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; 9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; 10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; 11. получатели бюджетных средств. [2]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector