Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и принципы государственно территориального устройства рф

Тема 11: Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации § 1. Понятие и форма государственного устройства Российской Федерации

Понятие. Государственное устройство характеризует одну из сторон организации государства, связанных с его формой. При определении формы государства принято выделять три основных элемента: форму правления, государственный (политический) режим и форму государственного устройства. Государственное устройство — это присущая данному государству его внутренняя территориальная структура, территориальный (или национально-территориальный) состав, деление территории данного государства на территориально-государственные или (и) национально-государственные или административно-территориальные части, характер взаимоотношений их как между собой, так и с государством в целом. По форме государственного устройство государства, как известно, могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными.

В настоящее время, подавляющее большинство государств являются по форме государственного устройства унитарными и около трех десятков — федеративными.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей: примирение единства и разнообразия; защита от тирании центральных властей; создание условий для участия населения в политическом процессе на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения эффективности функционирования центральной власти через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей на уровне региональных и местных властей [1] .

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Эта глава называется “федеративное устройство”. Представляется, однако, что содержание этой главы шире, чем её название, так как в ней закрепляются вопросы в целом государственного устройства РФ, а не только форма этого устройства. С нашей точки зрения более точным было бы следующее наименование данной главы:

Что же представляет собой государственное устройство современного Российского государства?

Конституция РФ определяет территориальную организацию современного Российского государства. Его составными частями являются как национально-государственные, так и территориально-государственные образования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на административно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений национально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устройства Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ.

К истории вопроса (краткий экскурс). Однако Российское государство было таковым по форме государственного устройства не всегда. До 1917 года это было унитарное, централизованное, единое государство. После октябрьского переворота 1917 года и на протяжении более чем 70-ти последующих лет Россия по форме государственного устройства являлась (по крайней мере, формально) федерацией, построенной на базе автономии. 31 марта 1992 года в России завершился один из важнейших этапов ее государственно-правового реформирования — был подписан и инкорпорирован в действующую Конституцию РСФСР в качестве ее составной части Федеративный договор — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти:

— республик в составе РФ;

— краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;

— автономной области, автономных округов РФ, с другой, то есть фактически были подписаны три федеративных договора и два специальных протокола к первым двум договорам.

Этому событию, однако, предшествовала напряженная работа, высказывались различные позиции и точки зрения, предлагались и рассматривались различные варианты и документы. С 1989 года начался процесс реформирования Союза ССР, а параллельно с ним и РСФСР: происходило некоторое расширение прав автономных республик, других автономных образований, началась разработка проекта Федеративного договора. После известных августовских событий 1991 года, эта работа несколько спала, с повестки дня был снят Федеративный договор. Вместо него, спустя некоторое время, появился проект Соглашения о разграничении полномочий между РФ, с одной стороны, и республиками и другими автономными образованиями, с другой. Однако такое развитие событий вызвало недовольство в национально-государственных образованиях, тем более что к этому времени они самостоятельно, в одностороннем порядке, фактически нарушив положения действовавшей Конституции и законодательства РСФСР, значительно изменили свой государственно-правовой статус: из автономных республик и автономных областей (четыре из пяти) они превратились в республики. Подобные попытки были предприняты и некоторыми автономными округами. В этих условиях снова был активизирован процесс реформирования Российской Федерации.

Вариантов выдвигалось несколько (назовем здесь наиболее значимые).

Первый — заключить действительно полноценный Федеративный договор всеми республиками и другими автономными образованиями и образовать новое Российское федеративное государство.

Второй — создать отдельную Русскую республику и вместе с бывшими АССР образовать Российскую Федерацию.

Третий — отказаться от национально-территориального принципа построения федерации в России и преобразовать ее в федерацию на основе экономико-географического районирования страны, то есть на основе территориального принципа.

Четвертый — создать федерацию национально-государственных образований (республик) и земель, которые бы обладали равным статусом.

Пятый — субъектами РФ предлагалось считать республики, губернии и автономные национальные сообщества.

Предлагались и другие варианты. В конце концов, было принято решение разработать и подписать Федеративный договор с тремя группами субъектов, а предметом его считать вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти указанных трех групп субъектов. Безусловно, что это был компромисс, определявшийся реалиями российской действительности.

С принятием в 1993 года Конституции РФ федеративное устройство нашего государства получило достаточно прочную (по крайней мере, с формальной точки зрения) конституционную основу.

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности государственного устройства современной РФ. Во-первых, Конституцией признается асимметричная федерация, хотя формально закреплено равноправие субъектов РФ. Во-вторых, фактически отношения субъектов РФ и федерального центра поставлены на строго правовую основу. В-третьих, в Конституции заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом народов на самоопределение. В-четвертых, Конституция решает ещё одну важную задачу, а именно — преодоление слабой государственной власти путем создания единой системы органов исполнительной власти Федерации и субъектов по предметам их совместного ведения и исключительного ведения РФ.

Понятие и принципы государственного устройства РФ

Тема: «Понятие и принципы государственного устройства РФ»

1. Понятие и формы государственного устройства

2. Исторические этапы российского федерализма

3. Принципы федеративного устройства

4. Предметы ведения Российской Федерации

5. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

6. Правовой статус субъектов Российской Федерации

7. Особенности правового статуса республик

8. Особенности правового статуса автономий

Введение

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой — формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства: форма государственного (территориально-политического) устройства.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен, каждая из его форм имеет специфические черты. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, преобладающего в современном мире, тем не менее акцентируем внимание на федеративном государстве. Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым, предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития. Представляется, что при определении понятия «государственное устройство» в центре внимания призваны быть: состав государства, его субъекты, соотношение власти центра и регионов, мест, административно-территориальная или иная специфика территориальной организации государства и другие признаки, элементы. Попробуем рассмотреть государственное устройство в нашей стране.

1. Понятие и формы государственного устройства

Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации

Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

Читать еще:  Просительная часть кассационной жалобы в арбитражный суд

Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:

единый центр государственной власти — единая система высших и центральных органов власти;

одна система законодательства;

единая судебная система;

одноканальная система налогов;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Федерация (от лат. federatio — союз, объединение) — сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Основные признаки федерации:

определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

двухуровневая система законодательства — общефедеральная и субъектов;

субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

двухканальная система налогов;

разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Федерализация — это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

Субъект федерации — промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

Федеральный центр — в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти как по вертикали, так и по горизонтали.

В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса:

по горизонтали — политического взаимодействия;

по вертикали — между отдельно взятым субъектом и федеральным центром;

между федеральным центром и отдельными группами субъектов

В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.

Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Среди асимметричных выделяют три основных формы:

федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;

федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);

так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация — это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз)

Существуют также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, то есть проживают на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.

Понятие и принципы государственно территориального устройства рф

Глава 3. Федеративное устройство

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика, Республика Калмыкия, Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, , Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Читать еще:  Разрыв семейных отношений во время беременности

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Форма государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением [1] .

Читать еще:  Отказ от принятия дара понятие форма последствия

Содержание

  • 1 Виды
  • 2 Унитарное государство
    • 2.1 Отличительные признаки унитарного государства
    • 2.2 Виды унитарных государств
    • 2.3 Регионалистское государство
  • 3 Федерация
    • 3.1 Отличительные признаки федеративного государства
    • 3.2 Виды федераций
  • 4 Конфедерация
    • 4.1 Признаки конфедерации
  • 5 Формы межгосударственных образований
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Виды [ править | править код ]

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права [2] [3] они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.

Унитарное государство [ править | править код ]

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства [ править | править код ]
  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.
Виды унитарных государств [ править | править код ]

  • Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
  • Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований (Китай, Украина до отсоединения Крыма).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

  • Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
  • Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
Регионалистское государство [ править | править код ]

Регионалистское государство (также региональное [4] ) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия [5] , Испания [6] , Шри-Ланка [7] , ЮАР [8] .

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму [9] , происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции [4] [10] . Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они незначительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы [9] . В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом [11] .

Федерация [ править | править код ]

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства [ править | править код ]
  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того, субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта).
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации может существовать и собственное гражданство [12][13] . Наличие отдельного гражданства у субъектов федерации объясняется процессом формирования государства и историческими особенностями возникновения союза либо на основе договора ранее независимых государств, либо путём принятия общей конституции, когда прежде существовавшее гражданство составных частей федерации сохранялось как производное по отношению к общефедеральному [14] . Согласно Четырнадцатой поправке к Конституции США все лица, родившиеся или натурализованные на территории страны и находящиеся под её юрисдикцией, являются гражданами Соединённых Штатов и штата, в котором они проживают. Кроме того существует обратная ситуация, когда общефедеральное гражданство подчинено гражданству составных частей федерации и является по отношению к ним производным [14] . К примеру, статья 37 Конституции Швейцарии гласит, что швейцарской гражданкой или швейцарским гражданином является та или тот, кто обладает правом гражданства общины и правом гражданства кантона. Раннее двухуровненвая система гражданства существовала в социалистических федерациях — СССР, Чехословакии и Югославии[14] .
Виды федераций [ править | править код ]

По способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

  • Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и одинаковым правовым положением в рамках федерации.
  • Асимметричная федерация — некоторые субъекты имеют более высокий статус и, как следствие, обладают бо́льшим объёмом полномочий.
  • Симметричная федерация с элементами асимметрии — наличие в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

  • Централизованные — федерация обладает бо́льшим, чем её субъекты, объёмом подробно определённых полномочий.
  • Децентрализованные — подробно определён круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

  • Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.
  • Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Конфедерация [ править | править код ]

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio» — союз, объединение) — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789, 1861—1865), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector