Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и правовой статус саморегулируемых организаций

Публичное право и экономика

Правовой статус саморегулируемых организаций

Основная цель саморегулируемых организаций — регулирование и обеспечение деятельности профессионалов в том или ином сегменте экономической деятельности. Общие регулятивные и охранительные меры часто устанавливают более высокий уровень требований к участникам, чем акты государственных органов. Это объяснимо, так как многие сферы деятельности требуют узкого профессионализма, собственных внутренних правил и регламентов. Поэтому и управлять здесь должны не просто менеджеры, а профессионалы, разбирающиеся во всех тонкостях своего ремесла.

Те СРО, которые были созданы в соответствии с отраслевыми законами, были некоммерческими организациями (в том числе общественными объединениями). Их функции — в представлении законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Отраслевое законодательство предусматривает, что саморегулируемые организации ведут реестр своих членов. Они формируют компенсационный (гарантийный) фонд или имущество общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных их членами при осуществлении ими своей деятельности, могут создавать третейские суды для разрешения разногласий между членами.

Принятый 1 декабря 2007 г. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» унифицировал наконец правовой статус СРО 1 Для популяризации и разъяснения основ функционирования СРО создан сайт: http://www.sro.ru/. . Во многом в него вошли веете положения, которые уже прошли апробацию в отраслевом законодательстве. Необходимо отметить, что из сферы действия названного закона исключены саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Закон подытожил научные и судебные споры, определив саморегулирование как самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Следуя сложившейся практике, саморегулируемыми организациями признаны некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Однако теперь для признания организации саморегулируемой данная некоммерческая организация должна отвечать следующим требованиям:

  1. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
  2. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  3. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами (посредством создания системы личного и (или) коллективного страхования или формирования компенсационного фонда).

Исходя из определения саморегулирования, основной предмет деятельности СРО — разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

В последнее время все чаще слышится предложение увязать развитие системы СРО с практикой реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 2 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140 (с послед, изм.). См. также: Каверинская С.Н. Саморегулируемые организации как средство на пути создания коллективного бренда // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2008. № 8. С. 102. .

Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Согласно закону саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные названным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требовании стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Вообще, те функции СРО, выполнение которых зафиксировал закон, вполне соответствуют общемировой практике подлинных СРО (а не квазигосударственных органов).

  1. установление и (или) адаптация правил ведения се членами хозяйственной деятельности;
  2. установление санкций за нарушение установленных правил;
  3. осуществление контроля за соблюдением правил организации;
  4. применение санкций в случае обнаружения нарушения правил;
  5. разработка и реализация процедуры внесудебного (частного) разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами;
  6. рассмотрение жалоб аутсайдеров на деятельность членов организации (на нарушение ими правил организации);
  7. внесудебное разрешение споров аутсайдеров (прежде всего потребителей) с членами организации.

Первые пять функций являются обязательными признаками контроля (регулятора), две последние — дополнительными 3 См.: Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования. М., 2005. С. 163. .

Система, при которой в одной СРО совмещаются три функции (выработка правил и стандартов деятельности, контроль за соблюдением этих правил и привлечение к ответственности), критикуется в литературе как способствующая подавлению конкуренции, созданию препятствий для профессиональных функций (в том числе получению профессионального образования и его повышению). В частности, передача контрольных функций СРО оценщиков, «отмена лицензирования и стандартизации как методов публично-правового регулирования, перенос их в сферу частноправового регулирования ослабит роль института независимой оценки» 4 Воскресенская Е.В. Саморегулирование оценочной деятельности // Современное право. 2007. № 3. .

Читать еще:  Жалоба от осужденного в конституционный суд

Все СРО должны быть зарегистрированы не только в общем порядке (как некоммерческие организации), но и быть внесенными в государственный реестр СРО.

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (на настоящий момент — Росреестром) в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 утверждены Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. В плане информационной открытости важно, что сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их внесения в реестр. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет без взимания платы.

Правовой статус саморегулируемых организаций

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской федерации, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
(ст. 2 Федерального закона «0 несостоятельности (банкротстве)»).

Основанием для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

  • соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, предъявляемым Законом о банкротстве к арбитражным управляющим;
  • участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
  • наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Положение о порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций утверждено Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2004 г. № 2022.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

Законом о банкротстве определены права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В частности, она обязана:

  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 3661;
  • осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам. Положение о порядке ведения реестра арбитражных управляющих утверждено Приказом Минюста РФ от 25 мая 2004 г. № 1082;
  • обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего. Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. № 3443.

1.4. Правовой статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

Своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассоциации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые в Законе о банкротстве 2002 г. именуются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (ст. 21). Как показывает международная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от 2 до 50 партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объединения, к примеру ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих – новая категория в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Наличие членства в саморегулируемых организациях – обязательное требование, предъявляемое ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к кандидатуре арбитражного управляющего. 1 На саморегулируемые организации распространяются все признаки, характерные для этой структуры: некоммерческий характер, профессионализм в основе объединения участников, сегментирование деятельности, наличие специфических видов источников, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций (устав, правила деятельности и деловой этики, положение о членстве т.д.), возможность исключения из саморегулируемых организаций как мера ответственности. Все эти особенности выявлены в результате анализа российского законодательства – ст. 28 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст. 57 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и т.д. Специальный закон о саморегулируемых организациях отсутствует, хотя его разработка ведется уже несколько лет.

Специфика саморегулируемых организаций определена ст.ст. 2, 21-22 Закона о банкротстве. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. На практике саморегулируемые организации создаются в основном в форме некоммерческого партнерства. По данным на 7 ноября 2006 г. в Федеральной регистрационной службе прошли регистрацию 41 саморегулируемая организация арбитражных управляющих, из которых 39 созданы в форме некоммерческого партнерства.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 179-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, предусмотренных Законом о некоммерческих организациях.

Приведенное выше определение некоммерческого партнерства и признаки саморегулируемых организаций, закрепленные в ст. 20 Закона о банкротстве, в целом соответствуют друг другу. Различие мы находим в характеристике имущественной базы и взаимной ответственности: имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). В то же время саморегулируемая организация отвечает по обязательствам своих членов сформированным ими компенсационным фондом, если возникновение таких обязательств связано с осуществлением деятельности временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих. При имеющемся противоречии действуют нормы Закона о банкротстве ввиду того, что он является специальным по отношению к Закону о некоммерческих организациях.

Читать еще:  Не страхуют машину что делать

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих имеет следующие особенности:

объединение арбитражных управляющих не на добровольных началах, а как обязательное условие участия в процедуре банкротства (ст. 20 Закона о банкротстве);

состоит, как минимум, из ста участников, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым Законом о банкротстве к арбитражным управляющим, и участвовать, как минимум, в ста процедурах банкротства;

имеется компенсационный фонд, который формируется из взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Эти особенности подвергаются справедливой критике. Что касается первой — большинство авторов считают, что членство арбитражных управляющих в саморегулируемых организациях должно быть добровольным, иначе оно превращается в допуск к профессии. Кроме того, принцип добровольности положен в основу функционирования института саморегулирования с момента появления первых саморегулируемых организациях, предусмотренных Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 48). 1

Чем обусловлена необходимость наличия в одной саморегулируемой организации более ста управляющих, участвующих в ста процедурах банкротства, — объяснить сложно, однако можно предположить что законодатель, устанавливая высокий ценз для количества участников в сочетании с требованием к арбитражному управляющему — состоять только в одной саморегулируемой организации (ст. 20 Закона о банкротстве), пытался воспрепятствовать созданию новых саморегулируемых организаций, увеличению их количества. 1

Введение норматива финансового обеспечения в размере пятидесяти тысяч, да еще в сумме с вступительным взносом делает затруднительным вступление в саморегулируемые организации некоторых арбитражных управляющих.

В отличие от российского законодательства законодательством о банкротстве большинства зарубежных стран (США, ФРГ, Франции, Италии, Бельгии и т.д.) создание организаций лиц, персонифицирующих функции арбитражного управления, и обязательное участие в них не предусмотрены. Специалисты, работающие в сфере несостоятельности (юристы, бухгалтеры, аудиторы), как правило, являются членами профессиональных саморегулируемых организаций по специальности. Такие организации защищают интересы конкретных профессиональных групп в политической и общественной жизни, наказывают своих членов за ненадлежащее исполнение функций, а также оказывают им разнообразную помощь в их деятельности. Членство в профессиональных саморегулируемых организациях, как правило, является добровольным.

К примеру, по законодательству Великобритании практикующие специалисты должны состоять в одной из профессиональных организаций, к которым относятся: Ассоциация сертифицированных бухгалтеров, Ассоциация практикующих специалистов в области несостоятельности, Общество юристов и т.д. 2 Такие организации создаются распоряжением Госсекретаря по торговле и промышленности, подконтрольны Службе по несостоятельности. В 95% случаев назначаются специалисты, состоящие в одной из таких организаций. Если лицо, желающее стать практикующим специалистом, не является членом такой организации, оно может обратиться для получения соответствующего разрешения в компетентный орган. Таким образом, для практикующего специалиста членство в названных организациях не является обязательным.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 21 Закона о банкротстве). Включение саморегулируемых организаций в реестр в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» 1 осуществляется Федеральной регистрационной службой.

В соответствии с п. 3. ст. 21 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:

обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. В рамках этой функции к ним применяются меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации, обращение в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве, рассмотрение жалоб на действия членов (п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве);

защита прав и законных интересов своих членов. В рамках этой функции саморегулируемых организаций вправе обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов, подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве);

обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов, а также организация и проведение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве);

иные не противоречащие законодательству функции, к числу которых относятся разработка и утверждение локальных нормативных актов саморегулируемых организаций, в частности, правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 21 Закона о банкротстве); ведение реестра арбитражных управляющих; сбор, хранение и обработка информации о своих членах; формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами при исполнении обязанностей (п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве).

Следует заметить, что при наличии отвода кандидатура не может быть утверждена. Отводы заявляются в процессе судебного заседания при рассмотрении вопроса об утверждении управляющего; об отводах должно быть указано в протоколе судебного заседания.

Определенный научный и практический интерес представляет структура управления саморегулируемой организацией, отличающаяся следующими особенностями:

— наряду с исполнительным органом образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек;

— не более 25% членов данного коллегиального органа управления должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемых организаций;

— в состав органов управления не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Помимо вышеназванных органов управления в составе саморегулируемых организаций формируются следующие структурные подразделения:

— по контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управляющих;

— по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемых организаций мер ответственности;

— по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам с целью последующего утверждения.

Заметим, что основания и порядок проведения саморегулируемой организацией проверки деятельности своих членов указаны в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 «Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов».

Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов, а также порядок расходования этих средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Временным положением о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344. 1

Читать еще:  Частичная приватизация муниципальной квартиры

В случае если арбитражный управляющий в результате осуществления своей деятельности причинил ущерб лицам, участвующим в деле о банкротстве, а страховое возмещение не может покрыть убытки в полном объеме либо выплата не предусмотрена договором страхования, пострадавшие лица вправе получить удовлетворение из средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, членом которой является причинитель вреда (п. 3 этого Положения). 2

Ответственность саморегулируемой организации по характеру является субсидиарной по отношению к ответственности арбитражного управляющего. Изложенная последовательность взысканий создана законодателем с целью максимально защитить имущественные интересы участников процедуры банкротства. Однако ввиду отсутствия вступивших в законную силу судебных актов, установивших факт причинения арбитражным управляющим убытков и их размер, механизм гражданско-правовой ответственности саморегулируемых организаций на практике не испытан.

В заключение необходимо отметить, что саморегулируемая организация — это новая категория не только для Закона о банкротстве, но и для российского законодательства в целом. Несмотря на то, что упоминание о саморегулируемых организациях в нормативных актах встречается достаточно часто, правовой статус саморегулируемых организаций четко не определен ни законодательством, ни доктриной.

Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций

Понятие саморегулируемых организаций впервые было введено в США и Великобритании в связи с объединением работников одной профессии в цеха, которые регулировали профессиональную деятельность, осуществляли надзор за выполнением требований, а также защищали права работников и др. Появление саморегулируемых организаций в России основано на зарубежном опыте. В Великобритании саморегулируемые организации были созданы после принятия закона о финансовых рынках, который позволил профессиональным участникам рынка ценных бумаг получать такой квалификационный статус путем членства в саморегулируемой организации. В США саморегулируемым организациями считаются те организации, которые участвуют в регулировании путем установления правил ведения деятельности на рынке ценных бумаг.

В современной России саморегулируемые организации (СРО) закреплены в ФЗ от 01.12.2007г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Саморегулируемые организации (СРО) являются некоммерческими организациями и создаются в соответствии с Гражданским кодексом и ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при учете требований закона «О саморегулируемых организациях». Отдельными видами саморегулируемых организаций можно выделить СРО, объединяющие деятельность финансовых рынков, которые регулируются ФЗ от 13.06.2015г. №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»; саморегулируемые организации арбитражных управляющих, созданные для ведения дел о банкротстве, ФЗ от 26. 0.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». и др.

Основными задачами СРО являются установление стандартов и правил деятельности организаций, а также контроль за соблюдением этих стандартов и правил. Предметом саморегулирования выступает предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Под саморегулируемой организацией понимается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Основной идеей СРО является переложение определенных функций и контроля с государства на сами организации. Правовой статус саморегулируемых организаций определяется совокупностью прав и обязанностей, возложенных на организации, а также возможностью нести ответственность. СРО и ее члены обязаны соблюдать законодательство о саморегулируемых организаций, нести перед своими членами ответственность за деятельностью работников, а также не вправе осуществлять деятельность способную вызвать конфликт интересов.

Институт саморегулирования является относительно новым в Российской Федерации, и требует определенных доработок. Нельзя назвать систему СРО единой, так в соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях», который не распространяет свое действие на саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, форекс-дилеров, а также на саморегулируемые организации кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с осуществлением их деятельности, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Законодательство предусматривает как добровольное, так и обязательное членство в СРО, что является противоречием в осуществлении саморегулирования.

В соответствии с законодательством, саморегулируемые организации выполняют определенные функции: устанавливают условия членства в СРО, принимают меры дисциплинарного воздействия, осуществляют анализ своей деятельности и деятельности своих членов (в форме отчетов), представляют интересы членов саморегулируемых организаций, обеспечивают информационную открытость своей деятельности, осуществляют контроль за деятельностью своих членов, рассматривают жалобы и дела о нарушениях правил СРО, проводят профессиональное обучение и аттестацию работников, ведут реестр своих членов, также СРО могут устанавливать дополнительные функции на основании принятого устава, но не противоречащие законодательству о саморегулируемых организациях. Данные функции направлены на более эффективную реализацию деятельности, самостоятельное осуществление экономической деятельности без контроля государства и улучшение взаимодействия между организациями. СРО имеют право на оспаривание актов государственной власти, участие в обсуждении проектов законов, внесение предложений в государственные органы, запрашивание и получение информации от государственных органов, осуществление иных действий в своих законных интересах и отстаивание этих интересов.

Из сущности и назначения СРО следует, что саморегулируемая организация самостоятельно осуществляет контроль и функции своей деятельности, но считать, что СРО отделена и независима от государственного контроля нельзя. Так, согласно закону «О саморегулируемых организациях» федеральный орган исполнительной власти вправе проводить проверки и направлять в СРО информацию о результатах данных проверок, привлекать организацию к обсуждению проектов законов. СРО, в свою очередь, обязана направлять в федеральный орган исполнительной власти: стандарты и правила саморегулируемой организации, условия членства в ней, сведения о проведенных проверках и их результатах, информацию об изменении наименования, местонахождения, адреса СРО. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный контроль, в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исходя из данного положения, СРО не является обособленной организацией и контролируется государством. Главная задача государственных органов не полностью переложить контроль на самоуправляемые организации, а передать лишь часть своих полномочий на самостоятельное регулирование. Саморегулируемые организации представляют собой эффективный механизм развития в Российской Федерации гражданского общества. Члены СРО, сами являясь субъектами профессиональных, рыночных, предпринимательских, творческих и иных отношений, имеют лучшее представление о наиболее актуальных проблемах своих сообществ. Вместе с тем, в деятельности СРО имеют место определенные проблемы и противоречия, которые требуют юридико-технической доработки и дополнительного организационно-правового регулирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector