Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы транспортного и гражданского законодательства

Транспортное право

Транспортное право — отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).

Вопрос о самостоятельности транспортного права как отрасли права является спорным. Большинство исследователей рассматривают его как комплексную подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части не являются самостоятельными отраслями права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса [1] .

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права [2] . Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании [3] .

Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властноорганизационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль права. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. Таким образом, транспортное право, представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права.

Электронная библиотека

Появление термина «транспортное право» отечественная и зарубежная литература относит к концу XIX в. Однако правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе деятельности транспорта в России, зародилось значительно раньше и началось с регламентации судоходства и транспортировки грузов по водным путям. Это объясняется тем, что самыми древними видами транспорта в России были именно речной и морской транспорт, а геополитическое расположение Руси (великий морской путь «из Варяг в Греки») позволяло его активное использование. Одним из первых актов морского права ряд исследователей называют договор киевского князя Олега с Византией 911 г., который закреплял правила защиты от разграбления потерпевших аварию купеческих судов и помощи пострадавшим.

Первоначально источниками правого регулирования общественных отношений в транспортной деятельности выступали обычаи делового оборота. Позднее, в XIV—XVII вв. деятельность транспорта наряду с обычаями оборота начинает регулироваться специальными нормами, носящими транспортный характер. Это, например, Ямской приказ 1555 г., регламентирующий государственную и частную переписку; «Указ о езде» Судебника царя Ивана III, вводивший тарифы для пересылки почтовых грузов из столицы в другие города; Судебник царя Федора Иоанновича 1589 г., устанавливающий технические требования, предъявлявшиеся к дорогам, и закреплявший наказание за несвоевременный ремонт дорог. В гл. IX «О мытах и о перевозке и

0 мостах» Соборного уложения 1649 г. впервые была закреплена свобода судоходства по рекам и введен запрет на строительство плотин и мельниц, затрудняющих проход лодок.

В современном понимании транспортное право зародилось в России в период правления Петра I, когда правовое регулирование общественных отношений в сфере транспорта приобретает черты относительно стройной системы правовых норм. Из-за нерентабельности строительства и содержания дорог предпочтение отдавалось водному транспорту. В связи с этим в царствование Петра I начинает активно развиваться российское морское законодательство, свидетельством чего явилось издание в 1720 г. Устава о эверсах, который определял взаимоотношения судохозяина и грузоотправителя и устанавливал время нагрузки и разгрузки. Возмещение ущерба при повреждениях, понесенных эверсом, возлагалось на судохозяина, а убыток по товару нес купец. Получение груза подтверждалось распиской[1]. Развитие кораблестроения и, как следствие, морских торговых связей явилось предпосылкой к изданию в 1781 г. Устава о купеческом водоходстве.

Развитие промышленности в XIX в. привело к появлению новых видов транспорта (железные дороги, паровое судоходство). Именно развитие железных дорог расширило транспортные коммуникации, обусловив необходимость принятия специальных актов, регламентирующих функционирование транспортной отрасли. Речь идет об Уставе путей сообщения Российской империи 1857 г., который в дальнейшем, подвергаясь изменениям, образовал Свод учреждений уставов путей сообщения, а также Общего устава российских железных дорог 1885 г. Общий устав является первым специальным кодифицированным источником железнодорожного законодательства, которым были установлены единые правила перевозок для казенных и частных железных дорог, а также юридически закреплены многие понятия, которые используются в сфере транспорта и в настоящее время, например: перевозки в прямом сообщении; узловая станция; ручная кладь; багаж; багажная квитанция; накладная на груз; расписание движения; договор перевозки; погрузка и выгрузка и другие.

В области железнодорожного транспорта были также приняты Устав Царскосельской железной дороги, первой в России, 1837 и устав Главного общества российских железных дорог, который содержал план глобального строительства железных дорог в стране.

Важным событием конца XIX в. стало принятие 11 сентября 1896 г. Министром путей сообщения князем М. И. Хилковым постановления «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», положившего начало правовому регулированию общественных отношений, складывающихся в сфере отечественного автомобильного транспорта.

Читать еще:  Как узаконить пристройку к нежилому зданию

Таким образом, в XIX в. формируется полная система правового регулирования разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности транспорта, которая положила начало становлению транспортного права России и закреплению этого термина в науке.

В советское время (первые годы после революции) нормативная база функционирования всех видов транспорта активно перерабатывается.

В первую очередь это коснулось железнодорожного транспорта. Декретом СНК РСФСР от 16 августа 1920 г. был принят Общий устав железных дорог РСФСР, сменивший Общий устав российских железных дорог 1885 г. Устав был рассчитан на переходный период и характеризовался отсутствием денежных расчетов с грузовладельцами, вследствие чего через два года в связи с введением нэпа Декретом СНК РСФСР от 12 июня 1922 г. был принят новый Устав железных дорог РСФСР.

В последующие годы принимается ряд сменявших друг друга специальных нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта: общесоюзный Устав железных дорог СССР, принятый постановлением СНК СССР от 24 мая 1927 г. и воспроизводивший нормы предыдущего Устава; Устав железных дорог СССР, утвержденный постановлением СНК СССР от 10 февраля 1935 г. № 232, согласно которому железные дороги, при минимальном затрате средств, обязаны были выполнять государственный план грузовых и пассажирских перевозок; Устав железнодорожного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1954 г. № 2414, который отличался более тщательной проработкой и закреплял обязанности дорог по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров, и наконец, Устав железных дорог СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270, закреплявший права, обязанности и ответственность железных дорог, а также организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

В сфере морского транспорта правовое регулирование общественных отношений выразилось в принятии Декрета о морском транспорте, утвержденного Совнаркомом РСФСР 30 мая 1921 г.; Кодекса торгового мореплавания СССР, принятого постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 июня 1929 г.; Кодекса торгового мореплавания СССР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. и Закона СССР от 13 декабря 1968 г.

В целях регулирования транспортных операций на внутренних водных путях 11 апреля 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР о транспортных операциях на внутренних водных путях, а постановлением СНК СССР от 24 октября 1930 г. и постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. — Уставы внутреннего водного транспорта СССР 1930 и 1955 гг.

Создание правовой основы функционирования гражданской авиации связано с принятием Воздушного кодекса СССР, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 апреля 1932 г. № 36/460. Вслед за Воздушным кодексом СССР 1932 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1935 г. № 14/1713, указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961 г. и от 11 мая 1983 г. были утверждены Воздушные кодексы СССР 1935, 1961, 1983 гг.

Развитие правового регулирования в сфере автомобильного транспорта складывалось относительно своеобразно, поскольку вплоть до 1969 г. не было принято специального кодифицированного акта, который регулировал данную сферу общественных отношений на транспорте. Лишь в 1969 г. принимается Устав автомобильного транспорта РСФСР, который действовал до его отмены в связи с принятием нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в 2007 г.

В целях упорядочивания правовой основы международных перевозок различными видами транспорта Россией в XX в. активно осуществляется деятельность по присоединению СССР к ряду международных договоров и конвенций[2].

Первоначально общественные отношения, складывающиеся на транспорте регулировались исключительно специальными нормативными актами — уставам, кодексами. Позднее, с принятием Основ гражданского законодательства 1961 г., они действовали одновременно с Гражданским кодексом, закрепившим базовые основы транспортных договоров.

На современном этапе общественные отношения, складывающиеся на транспорте, носят комплексный характер и регламентируются международными договорами, правовыми обычаями, нормативными правовыми актами. Среди них: КТМ РФ, КВВТ РФ, Воздушный кодекс РФ, УЖТ РФ, УАТГНЭТ и др.

[1] Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 3. Вексельное право. Морское право. М. : Статут, 2003. С. 182.

[2] См.: Конвенция о дорожном движении 1968 г., Таможенная конвенция о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ) 1956 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 года 1960 г., Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем 1961 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года 1974 г., Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖС) 1959 г.

Транспортное законодательство: его система и структура

Содержание

Транспортное законодательство: его система и структура 3

Список использованной литературы 19

Введение

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл.40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в недавно принятых Воздушном кодексе Российской Федерации (1997 г.,), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.,), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.,), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.,). В то же время сохраняют силу кодификационные акты транспортного законодательства, принятые в период существования СССР, например Устав автомобильного транспорта (1969 г.,). Он применяется в части, не противоречащей положениям гл.40 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующему законодательству, и будет иметь силу до принятия нового устава. Вместе с ними продолжают действовать нормативные акты, изданные в их развитие, — Правила перевозок грузов, пассажиров, инструктивные указания Государственного арбитража СССР по вопросам, имеющим отношение к транспорту.

Читать еще:  Порядок расторжения брака при наличии детей

Транспортное законодательство: его система и структура

В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д.).

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров. В статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.

В систему актов данной структуры входят также постановление Верховного Совета РСФСР от 3 октября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению обеспеченности транспортом общего пользования РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров»; Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1 996 г. № 382 «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1997 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 411 «О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году»; постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 184 «О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте»; постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г. № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» (с изменениями от 26 июня и от 4 августа 1995 г., от 12 февраля 1996 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации» и целый ряд подобных актов.

Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.

Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексом Российской Федерации?

В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс — отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта — кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст.1 Кодекса торгового мореплавания. Хотя указание, аналогичное ст.1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.

В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Во главе отдельных системных образований транспортного законодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом. Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

Читать еще:  Соседи захламили лестничную площадку что делать

Основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы и его дополняeт целый ряд нормативных актов. Это, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 716 «О неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации в 1993 году» (с изменениями от 6 мая 1994 г. и от 4 сентября 1995 г), постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. № 833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 338 «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 г. № 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 507 «О совершенствовании государственной политики на федеральном железнодорожном транспорте», постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1029 «О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте», постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 224 «О совершенствовании регулирования тарифов на электроэнергию, потребляемую железнодорожным транспортом», постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. № 917 «Об утверждении Правил предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и другие акты. Всего в настоящее время на железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, не вошедшие в УЖТ РФ или регулируемые им недостаточно полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат Уставу железнодорожного транспорта.

1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТРАНСПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нормы права, регламентирующие деятельность транспорта и содержащиеся в нормативных актах, составляют транспортное законодательство. Общие положения о перевозках включены в «Основы гражданского законодательства». Перевозке посвящена глава 40 ст. 784-797 Гражданского кодекса (далее — ГК), а транспортной экспедиции — глава 41 ГК (ст. 801-806).

Кроме того, отдельные положения транспортного права регулируются главой 47. Хранение — главой 48. Страхование — главой 59. Обязательства вследствие причинения вреда и др.

Таким образом, транспортное право как часть хозяйственного права в той мере, в какой содержит нормы гражданского права, входит составной частью в общую систему гражданского законодательства и не может противоречить ее основным положениям.

Однако правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, значительно отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Так, положениям, регламентирующим столь сложные отношения как перевозки, в ГК отводится всего 14 статей, в то время как договору аренды, например, — 65, а договору купли-продажи — 113. Объясняется это тем, что взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируются специальными законами — транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с Конституцией РФ и ГК все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона РФ (п. 2, ст. 784 ГК). В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. (далее — КТМ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. (далее — ВК); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 (далее — УАТ); Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. (далее — УВВТ); Транспортный устав железных дорог — федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. (далее -ТУЖД). Следует назвать также и федеральный Закон о железнодорожном транспорте от 25 августа 1995 г.

Как видно, к настоящему времени только железнодорожный и воздушный транспорт имеют новые специальные законы, а все остальные сохраняют свое действие на территории России с учетом правил, предусмотренных статьей 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия и введения в действие новых федеральных транспортных уставов и кодексов. Необходимость же в их разработке назрела в связи с переходом экономики страны к новым рыночным отношениям, а также в связи с введением в действие нового Гражданского кодекса.

Сложность и многообразие транспортных отношений обусловливают характерную особенность транспортного законодательства — его комплексный характер. Трудовое законодательство охватывает правовые нормы, регулирующие планирование, организацию перевозок, собственно транспортировку грузов, пассажиров и багажа, экспедиционное обслуживание

и др., поэтому даже такие специфические нормативные акты, как транспортные уставы и кодексы не могут охватить всех особенностей правоотношений по перевозкам. Этим вызвана необходимость издания под-уставных документов, к которым относятся Правила перевозок грузов и пассажиров, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях, Тарифные руководства и другие.

Указанные нормативно-правовые акты разрабатываются соответствующими транспортными министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством Российской Федерации, а следовательно, обязательны для всех участников перевозочного процесса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector