Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Миграционное законодательство рф миграционные законы

Новые правила для мигрантов начали действовать в России

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко

В России вступил в силу федеральный закон, согласно которому иностранцы обязаны сдавать экзамены в том случае, если рассчитывают жить и работать в стране. Об этом сообщает «Мир 24».

Согласно официальному документу, иностранные граждане с 7 июня обязаны подтверждать знания по русскому языку, истории и основам законодательства.

Для тестов по русскому языку мигранты обязаны уметь читать и произносить информацию, которая соответствует сферам социально-бытовой и профессиональной.

В частности, иностранцы должны понимать, как обратиться в поликлинику или в правоохранительные органы. Экзаменаторы также оценят умение мигрантов заполнять бланки, документы и заявления, а также знание миграционного законодательства.

В тесте на знание истории России иностранных граждан попросят назвать столицу РФ и некоторые другие крупные города, а также вспомнить крупные государственные праздники.

В мае стало известно, что в России введут специальный правовой режим для мигрантов. Он получил название «Контролируемое пребывание» и затронет тех иностранцев, которые не имеют права на пребывание в стране, но не могут ее покинуть.

© 2012 – 2021

  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram
  • Viber
  • ICQ

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

МВД готовит масштабную миграционную реформу

МВД опубликовало для общественного обсуждения проект закона об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства. В пояснительной записке отмечается, что законопроект направлен на повышение качества нормативно-правового регулирования в сфере миграции и унификацию миграционных правил в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Отмечается, что некоторые правовые механизмы, показавшие свою эффективность, инкорпорированы в проект закона.

Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина заметила, что в законопроекте совмещены положения нескольких законов, касающихся миграционной сферы, и положения КоАП. В частности, документ включает в себя положения закона, которым были внесены поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан и Закон о государственной дактилоскопической регистрации в части обязательной дактилоскопии и медицинского освидетельствования, а также продления сроков пребывания в РФ иностранных граждан.

Между тем документом предусматриваются и нововведения. Так, в период разрешенного срока пребывания иностранным гражданам предоставляется возможность смены цели пребывания без выезда за пределы России. Предполагается введение реестра недобросовестных приглашающих лиц.

Адвокат КА «Кирьянов и партнеры» Маргарита Пальцева отметила, что возможность смены цели пребывания, не выезжая из России, решает множество проблем, начиная с организационных и заканчивая финансовыми. «Единственное исключение из этого правила – случаи въезда в целях транзитного проезда. Иностранцам, изменившим цель пребывания на рабочую, необходимо подать заявление в течение 10 дней», – указала она.

Маргарита Пальцева назвала одним из ключевых новшеств законопроекта отмену разрешения на временное проживание, вместо которого предлагают установить три разных миграционных режима. Краткосрочный режим позволит находиться в России не более 90 дней в течение календарного года, долгосрочный – свыше 90 дней, а режим постоянного пребывания даст возможность находиться в стране бессрочно. «Отказ от разрешения на временное проживание – логичный шаг в процессе упрощения порядка получения российского гражданства. Однако пока не ясно, как будет решаться вопрос с выдачей документов в рамках новых предложенных режимов пребывания», – заметила адвокат.

Анна Минушкина указала, что законопроект более лоялен к тем гражданам, которые желают законно пребывать в РФ: устанавливаются категории иностранных граждан, которым легче продлить срок пребывания, например членам семьи иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность.

Маргарита Пальцева обратила внимание, что цифровизация всех отраслей не обошла и данный законопроект. Так, иностранные граждане, пребывающие в России дольше 90 дней в году, должны получить единый цифровой документ, удостоверяющий личность (ID-карту с электронным носителем), который выдается на 10 лет. «Для этого человеку нужно будет обратиться в местное отделение МВД, сдать отпечатки пальцев, пройти медицинское освидетельствование. Врач должен зафиксировать, что у иностранца отсутствуют заболевание наркоманией, а также инфекционные заболевания, которые представляют опасность для окружающих», – указала адвокат и добавила, что и сейчас по закону мигранты, которые приезжают в Россию более чем на три месяца, обязаны пройти медосмотр.

Предполагается, что регулирование трудовой миграции будет осуществляться на основе двух информационных ресурсов – электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, и реестра иностранных работников. «Неясно, как реестр иностранных работников будет учитывать их квалификацию», – указала Маргарита Пальцева.

Ее коллега, адвокат Даханаго Нагоева указала, что достаточно большое количество норм в законопроекте уделяет внимание порядку ведения электронного реестра на базе единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Согласно законопроекту в реестр предлагается внести данные не только о работодателях, но и о вакансиях, самих работниках и недобросовестных работодателях. «Положения законопроекта подробно определяют порядок включения работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу в электронный реестр, основания отказа во включение в реестр, исключение из него. При этом работодатели, состоящие в реестре, могут полностью автоматизировать все процессы, связанные с возникновением трудовых правоотношений с мигрантами, – от начала заключения трудовых договоров до их расторжения посредством заключения трудовых договоров в электронной форме в подсистеме “Личный кабинет работодателя”», – указала адвокат.

Даханаго Нагоева заметила, что трудовую деятельность могут осуществлять только мигранты, внесенные в данный реестр. Законопроект устанавливает территориальную привязку мигранта к том субъекту, в реестре которого он состоит. При этом ему может быть разрешена трудовая деятельность на территории двух и более субъектов РФ. В этом случае налоги уплачиваются в виде фиксированного авансового платежа, установленного в каждом из таких субъектов.

Адвокат посчитала, что новеллы законопроекта, направленные на регулирование трудовых правоотношений, можно расценить положительно. «Законопроект позволит контролировать заключение трудовых договоров с иностранными гражданами, повысит прозрачность получения доходов ими и, как следствие, – эффективность собираемости с них налогов», – заключила она.

Иностранные граждане, независимо от порядка въезда, будут вправе работать как у юрлиц и ИП, так и у физлиц, также уплачивая налог в виде фиксированного авансового платежа. Смогут они работать и в качестве «самозанятых» либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Законопроектом вводится понятие «административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан», который осуществляется полицией. Правоохранительные органы должны будут своевременно выявлять иностранных граждан, не имеющих или утративших законные основания для пребывания (проживания) на территории России. Кроме того, вводится режим «контролируемого пребывания», который применяется с целью предупреждения совершения иностранными гражданами новых правонарушений. Он устанавливается до выезда иностранного гражданина либо урегулирования им своего правового положения, либо утраты (прекращения) действия обстоятельств, в связи с которыми был установлен режим контролируемого пребывания.

Читать еще:  Виды пенсий в россии, стоит ли работать на пенсии

Планируется закрепить требование о подписании иностранными гражданами соглашения о лояльности. Это официальное информированное согласие с тем, что условия, на которых разрешается въезд, предполагают соблюдение Конституции и законодательства, воздержание от действий, причиняющих ущерб России и ее гражданам, и что нарушение соответствующих запретов может повлечь отказ в предоставлении права на въезд или утрату права на въезд и нахождение в России.

Маргарита Пальцева отметила, что законопроектом вводится понятие «контрольный список». Данный список будет содержать информацию об иностранных гражданах, пребывание которых является нежелательным. Таким лицам ограничат въезд до уточнения или пересмотра соответствующего решения. «Кроме того, если сейчас решения о нежелательности пребывания (проживания) могут приниматься в отношении иностранных граждан, которые находятся в России, то в рамках нового закона предполагается сохранить эту меру только для иностранцев, находящихся за пределами РФ, если их въезд в страну может создать угрозу “конституционно значимым ценностям”», – указала адвокат.

Предполагается ввести понятие «высылка», которое заменит понятия «административное выдворение» и «депортация». Высылка будет назначаться судом как вид административного наказания или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти во внесудебном порядке.

Анна Минушкина отметила, что в настоящее время при малейшем нарушении, особенно в городах федерального значения, иностранный гражданин привлекается к ответственности и судом принимается решение о его административном выдворении, влекущем запрет въезда в РФ. Проектом же прямо указано, что с учетом всех обстоятельств дела высылка может не применяться, но в отношении такого иностранного гражданина устанавливается режим контролируемого пребывания.

«В законопроекте также уделено внимание административным правонарушениям, связанным с организацией или участием в несанкционированных митингах, пикетированием или неповиновением требованиям полиции. В случае нарушений этих правил мигрантам могут отказать во въезде или нахождении в РФ)», – отметила Маргарита Пальцева.

Анна Минушкина указала, что в настоящее иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, может, нарушив сроки пребывания, не понести ответственность. «Согласно положениям проекта таким нарушителям будет закрываться въезд автоматически при пересечении границы сроком на 5 лет. Следует отметить, что нарушения бывают разные и при разных обстоятельствах, поэтому единое наказание для всех – 5 лет закрытия въезда, скорее всего, будет предметом рассмотрения КС РФ», – предположила адвокат. Также она критически отнеслась к автоматическому закрытию границы без принятия какого-либо решения, поскольку тогда на практике возникнет вопрос: как быть с судебным оспариванием, если самого решения о запрете на въезд нет.

Законопроектом закрепляется дифференцированный подход при принятии решения о применении мер принуждения, связанных с ограничением въезда, учитывающий личность иностранного гражданина и обстоятельства совершения правонарушения.

Отмечается, что в случае принятия законопроекта будет необходимо признать утратившими силу Закон о правовом положении иностранных граждан и Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства, а также внести изменения и дополнения в ранее изданные нормативные правовые акты. Планируемый срок вступления поправок в силу – 1 января 2024 г.

«Всё может упереться в детали»: что изменится в жизни мигрантов после отмены разрешения на временное проживание

МВД России подготовило проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». В официальном обосновании к документу говорится, что поправки разработаны для унификации миграционных требований.

В частности, сейчас иностранный гражданин, не имеющий оснований для получения вида на жительство, сначала должен получить разрешение на временное проживание (РВП).

В ведомстве предлагают от этого отказаться и установить для иностранных граждан три миграционных режима пребывания: краткосрочное (не более 90 дней суммарно в течение календарного года), долгосрочное (более 90 дней суммарно в течение календарного года без получения РВП), постоянное проживание (бессрочно).

При этом у иностранцев в период разрешённого срока пребывания появится возможность сменить цели пребывания без выезда за пределы РФ.

Лояльность, надзор и высылка

Законопроект разрешает иностранцам работать в качестве самозанятых либо осуществлять деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица независимо от порядка въезда в РФ.

Отслеживать трудовую миграцию планируется через два информационных ресурса: электронный реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, и реестр иностранных работников, а также будет введён реестр недобросовестных приглашающих лиц.

Иностранным гражданам будет выдаваться так называемый единый документ с электронным носителем информации, который позволит получать банковские и государственные услуги через портал госуслуг с помощью электронной подписи, а также в режиме реального времени провести его идентификацию и верификацию.

Также вводится понятие «административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан», а также новый правоохранительный режим «контролируемое пребывание».

Иностранцы должны будут подписывать соглашение о лояльности, в котором прописываются условия разрешения въезда в Россию — соблюдение законов и обязательство не причинять ущерб стране и её гражданам.

В законопроекте также уделено внимание административным правонарушениям, связанным с организацией или участием в несанкционированных митингах, пикетированием или неповиновением требованиям полиции. В случае нарушений этих правил мигрантам могут отказать во въезде или нахождении в РФ.

При этом в миграционное законодательство вводится новое понятие — «высылка». Согласно документу, оно обобщит меры принудительного воздействия, действующие на сегодняшний день в виде депортации и административного выдворения. Теперь нежелательных гостей будут «высылать».

Кроме того, если сейчас решения о нежелательности пребывания (проживания) могут приниматься в отношении иностранных граждан, которые находятся в России, то в рамках нового закона предполагается сохранить эту меру только для иностранцев, находящихся за пределами РФ, если их въезд в страну может создать угрозу «конституционно значимым ценностям».

Планируемый срок вступления законопроекта в силу — 1 января 2024 года.

Улучшение миграционного комфорта

По мнению экспертов, опрошенных RT, законопроект должен существенно упростить действующие миграционные нормы, однако, учитывая количество нововведений, пока сложно сказать, как именно он будет работать и какие нюансы появятся по итогу его принятия.

Так, по словам заместителя руководителя Института стран СНГ Александры Докучаевой, отказ от РВП — логичный шаг в процессе упрощения порядка получения российского гражданства, однако пока неясно, как будет решаться вопрос с выдачей документов в рамках трёх новых предложенных режимов пребывания.

«Общественность давно обсуждает возможность отмены РВП, так как это промежуточная и не очень обоснованная ступень перед получением вида на жительство, и радует, что МВД пошло навстречу многочисленным предложениям экспертов, — комментирует Докучаева. — Сделать процедуры более простыми и понятными для иностранных граждан — это правильно. Однако сейчас сложно сказать, каким образом будет решаться вопрос с выдачей документов в рамках трёх новых режимов пребывания: краткосрочного, долгосрочного и постоянного. Всё может упереться в детали — как будут подразделяться категории граждан, которые получат то или иное право на проживание. Как это будет реализовываться и будет ли это понятно для людей».

По словам героя публикаций RT Алексея Алёшина, которому в рамках проекта «Не один на один» было выдано РВП, отказ от выдачи этого документа существенно сократит сроки получения гражданства для иностранных граждан, а также удешевит этот процесс.

«Сейчас на каждом этапе подачи документов требуется тратить немалые средства на сбор документов, их переводы и заверение у нотариуса, — объясняет он. — Сокращение этого этапа удешевит путь к заветному паспорту и сократит срок его получения минимум на девять месяцев (сроки подачи документов на РВП и условия проживания по этому документу. — RT). Законопроект позволит выбрать более удобную, быструю траекторию получения гражданства. Даст гораздо больше свободы выбора, возможностей, то есть охватит бо́льшую массу людей, которым легче будет получить гражданство, работать в России. Я бы это назвал «улучшением миграционного комфорта».

Читать еще:  Паспорта и документы

Алёшин также отметил, что одним из важных пунктов законопроекта является создание реестров иностранных работников и работодателей.

«Это облегчит проверку документов, — считает спикер. — Проверяющий сможет просто отсканировать QR-код идентификации, и все сведения окажутся в устройстве: от компьютера работодателя до планшета сотрудника Росгвардии в метро. Кроме того, это ещё и обратная связь — прямо в приложении можно будет получать уведомления о статусе документов (ВНЖ, патента, заявления на приём в гражданство), напоминания о сроках пребывания на территории РФ, информацию о вступлении в силу изменений в миграционном законодательстве. Давно пора перейти от бумажного рабства к цифровой свободе».

Между тем, как сообщил в беседе с RT член подкомитета по вопросам трудовой миграции комитета Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов, ТПП готовит два блока предложений от ведомства, которые направлены на универсализацию процессов, касающихся введения реестра недобросовестных лиц, приглашающих иностранных граждан на работу.

«Пока мы не видим каких-то механизмов организованного набора специалистов в рамках соглашений с Таджикистаном и Узбекистаном, например. Тем более что соглашения будут распространяться и на другие государства, — комментирует эксперт. — Законодательство должно стимулировать и мигрантов, и работодателей, которые содействуют их трудоустройству, чтобы ещё перед выездом мигрант был соответствующим образом подготовлен. Причём с контролем и подготовкой мы могли бы помогать государствам выезда, чтобы принимать у себя хороших специалистов».

Второй блок предложений, по словам Курдюмова, касается вопросов профессиональной подготовки мигрантов на территории государства выезда.

«Сейчас нам непонятно, как реестр иностранных работников будет учитывать их квалификацию и будет ли вообще её учитывать. Это важно, ведь надо содействовать привлечению мигрантов по востребованным профессиям, а не просто рабочей силы. Конечно, поток миграции сейчас велик и почти не регулируется, хотя раньше в условиях пандемии ещё была какая-то возможность ограничивать его. Если мы заинтересованы в организованной миграции — нужно её упорядочивать. Нужно ввести на базе универсального режима въезда к нам иностранных работников всё же некий коридор упорядоченного въезда. И в рамках этого коридора сделать блок профессионального отбора по квалификациям. Причём важно, чтобы регионы вносили свои предложения, кому и каких специалистов больше всего не хватает. Где-то нужны сварщики, где-то нужны медики. А то как ехали 99% неквалифицированных работников, так и едут», — заключил эксперт.

Миграционному кодексу Российской Федерации БЫТЬ?!

На прошлой неделе рабочая группа Госдумы приступила к разработке Миграционного кодекса Российской Федерации. Как полагает депутат Госдумы от фракции «Единой России» Алексей Журавлев, без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. Представители ФМС и МВД России полностью поддержали данный проект.

В настоящее время правовое положение мигрантов в России определяют три нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации);
  • Федеральный закон от от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Саму же сферу миграционных отношений помимо указанных законов регулирует множественное число нормативно-правовых актов, среди которых Конституция РФ и всевозможные указы, часть из которых является недоработанной или противоречит друг другу. Так, например, нормативно-правовые акты по-разному говорят о том, в каком случае может быть аннулировано разрешение на работу, выданное иностранцу. В Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации указано, что основанием для этого является «предоставление подложных документов» (п. 4 ч. 1, ст. 7), а в недействующем на сегодня Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» – «предоставление недостоверных и искаженных сведений» (п. 19). Тем не менее, юридически это совершенно разные понятия. К тому же, ни один закон не содержит определения термина «мигрант» (есть люди, совершающие миграцию) или «миграция» (есть – перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния), в результате эти термины различными органами власти трактуется по-разному.

Как мы уже сообщали ранее, по мнению депутатов, создание Миграционного кодекса Российской Федерации должно устранить все противоречия, поскольку целью кодификации является систематизация существующих законов и других актов в едином документе. Миграционный кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. В первой определят основные понятия, а в особенной части перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, особенности регистрации иностранцев в России.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru считает, что нужен простой и понятный документ, такой же, как правила дорожного движения: «Это – можно. Это – нельзя», – заключает Алексей Захаров.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, среди законодательных направлений в сфере миграционной реформы выделяются следующие основные критерии предложенных инициатив:

1. Облегчение получения российского гражданства и вида на жительства.
2. Более тщательная подготовка и отбор мигрантов на конкурсной основе.
3. Создание благоприятных условий для проживания самих мигрантов и их семей.
4. Ужесточение ответственности за нарушение миграционного режима.

Названные критерии направлены на реализацию принятой 13 июня 2012 года Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), главной целью которой является обеспечение национальной безопасности, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе.

По данным ФМС России, за первые четыре месяца этого года на территорию РФ въехало 6,1 млн иностранных граждан, а находится на территории нашей страны около 10,6 млн. При этом оформило разрешение на работу всего 4,2 тыс. мигрантов, а гражданство получили 42 тыс. человек. Мы видим, каковы масштабы бедствия – около 3,5 млн мигрантов трудятся в нашей стране нелегально. «Работодателям, чем проще – тем лучше. Дешевая и бесправная рабочая сила – это как наркотик. С легальной и нелегальной торговлей наркотиками государство худо-бедно борется. А с нелегальной трудовой миграцией – нет», – отмечает Алексей Захаров.

По статистике рекрутингового портала Superjob.ru количество резюме киргизов, узбеков и таджиков, зарегистрированных на superjob.ru более 35 тыс. и из них 48% потенциально готовы к переезду, то есть ищут работу на территории РФ. Получат ли они все официальное разрешение на работу – вопрос риторический.

Тема нелегальной миграции является для большинства россиян остро социальной. И проблема регулирования внутренних миграционных потоков на территории России назрела уже давно. Подтверждением этого, является ряд нововведений, которые уже приняты или находятся на стадии рассмотрения в Госдуме. Некоторые из которых, не только вписываются в разработанные критерии миграционной реформы, но и расширяют саму концепцию, тем самым дополняя ее.

Последние нововведения миграционной политики, которые уже реализованы или находятся на стадии обсуждения:

2. Ограничения на привлечение иностранных работников в определенных сферах деятельности (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Читать еще:  Порядок признания соглашения об уплате алиментов недействительным

3. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области адресно-справочного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, а также постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Здесь же устраняется пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся регистрации или постановки на миграционный учет по месту пребывания лиц, осужденных к лишению свободы (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»).

4. Различные законодательные инициативы Минтруда России и ФМС России о внесении изменений в миграционное и трудовое законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранных работников:

5.Снятие обязанности иностранных граждан, временно проживающих в РФ, получать разрешение на работу. Внесенные изменения освобождают от получения разрешения на работу иностранцев, временно проживающих в России, поскольку согласно действующему законодательству данную категорию иностранных граждан нельзя отнести к понятию «иностранных работников» (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

6. Законодательные инициативы Президента РФ по ужесточению ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства и постановку на миграционный учет (Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в РФ без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в РФ по месту пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства № 200753-6 (далее – Законопроект).

К сожалению не все из вышеназванных нововведений соответствуют критериям миграционной политики. Некоторые действия властей противоречат единой концепции государственной миграционной политики, цель которой обеспечить трудовым потенциалом экономику России (задача – удвоения ВВП). Принятие некоторых государственных решений в области разрешения проблем миграционной политики может способствовать не только росту коррупции, но и созданию дополнительных барьеров для мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ.

Так, Госдума рассматривает проект поправок в регистрационное законодательство, вводящих штрафы за проживание не по постоянному адресу и уголовное наказание за регистрацию «без намерения проживать (пребывать) в данном помещении» и обязывающих собственников квартир доносить на постояльцев (далее – Законопроект). А сотрудникам ЖКХ предписывается обязанность проверять квартиры, где жильцы и постояльцы потребляют слишком много воды и тепла.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов (ст. 1 Законопроекта). За фиктивную регистрацию по месту пребывания или месту жительства гражданина России, иностранца или лица без гражданства предлагается наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, либо принудительными работами сроком до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 1 Законопроекта). Помимо этого, планируется внести поправки в УК РФ, предусматривая в нем дополнительное наказание: лишение нарушителя права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 1 Законопроекта).

Здесь возникает несколько проблем. Первая проблема – отсутствие легального арендного жилья в России. Данный сегмент рынка практически весь «черный». Арендодатели, сдающие квартиры, в целях избежания уплаты налогов, не регистрируют договора аренды надлежащим образом, а люди снимающие квартиры, остаются юридически незащищенными. В любой момент хозяева квартиры могут их выселить на улицу, несмотря ни на какие договоры.

Ужесточение российского миграционного законодательства является второй, не менее важной проблемой. Передача функций по контролю и надзору за нарушением правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в органы внутренних дел, вынуждает незаконных мигрантов скрываться, конспирироваться, что способствует росту коррупции на всех уровнях.

К вопросу о коррупции можно добавить, что обязанность иностранных работников предоставить работодателю при оформлении на работу полис медицинского страхования, также способствует ее росту. Если при трудоустройстве иностранный работник не сможет предоставить полис медицинского страхования, то такой полис за него, сможет купить сам работодатель, что подталкивает работодателя к поиску «обходных» путей для ускорения процесса оформления иностранным работникам права на труд.

Еще одним противоречием в развитии концепции миграционной политики Российской Федерации является принятый в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий приостановление сроком на пять лет выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимися высококвалифицированными специалистами, разрешения на работу и патента. (Проект Федерального закона «О приостановлении действия статей 13.1, 13.3, 18 и 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 284222-6). Как сообщил депутат Государственной Думы Сергей Иванов, ведение моратория на использование неквалифицированной иностранной рабочей силы позволит мобилизовать внутренние резервы и переориентировать работодателя на внутренний рынок рабочей силы.

Тем не менее, с позиции практики, введение такого моратория приведет нас снова к коррупции, мигранты также будут нелегально приезжать, давать взятки в целях избежания ответственности.

Высококвалифицированный иностранный специалист – это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) (п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По данным Superjob.ru уровень спроса иностранных работников на высокооплачиваемые рабочие места за последнее время не изменился. «Спрос очень узкий и таковым останется в ближайшие 10 лет», – констатирует Алексей Захаров.

Однако законопроект не учитывает существующее на сегодняшний день положение на рынке труда. Число работающего населения России с каждым годом стремительно снижается. По данным Росстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, на конец 1990 года составляет 32,8 тыс. человек, а на 1 января 2013 года – 40,5 тыс. человек. Это связано с тем, что на смену многочисленному поколению пенсионного возраста приходит малочисленное молодое поколение, родившееся в 90-е годы. Тем самым, убывает и сам ресурс, поддерживающий и развивающий экономику страны.

Российской экономике необходимы мигранты – это признанно на государственном уровне и закреплено в концепции развития миграционной политики страны, одобренной и подписанной Президентом РФ Владимиром Путиным. А учитывая миграционную политику, проводимую на территории российского государства, создание миграционного кодекса позволит упорядочить правоотношений в данной сфере.

Требуется не только сведение в единый документ уже имеющегося законодательства, но и заполнение пробелов по отдельным миграционным проблемам, таким как, например: отсутствие программы обустройства мигрантов (наличия жилья, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйством и др.) или слабо развитый сектор легального арендного жилья.

В процессе систематизации миграционного законодательства, волей неволей придется столкнуться с перечисленными выше коллизиями. А учитывая массовость миграционной политики, перед началом кодификации законодательства, необходимо довести до конца работу по разработке имеющихся на сегодняшний день законодательных инициатив и сконцентрироваться на содержании самих норм и устранении пробелов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector