Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификации юридических лиц понятие корпорации

Гражданское право

В зависимости от типа этой системы — планово-централизованного, рыночного, смешанного (переходного) — расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные их разновидности. Так, в соответствии с принятым у нас подходом к управлению народным хозяйством в 70-х годах была осуществлена реорганизация управления промышленностью, а затем и другими отраслями экономики путем создания в административно-приказном порядке крупных производственных объединений с потерей прав юридического лица многими из включенных ранее в их состав самостоятельных предприятий и организаций. Напротив, переход к рыночному механизму управления хозяйством потребовал не только расширения круга самостоятельных юридических лиц, но и создания их новых разновидностей -добровольных хозяйственных ассоциаций, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, малых предприятий.

В правовых системах, основанных на рыночной экономике, проводится, в частности, деление юридических лиц на корпорации (объединения лиц) и учреждения (объединения имущества). Под корпорациями понимаются добровольные объединения физических или юридических лиц на началах их членства (например, многие торговые товарищества), а под учреждениями — организации, создаваемые одним или несколькими учредителями путем передачи им определенного имущества (например, фонды).

В отличие от этого, в централизованно управляемой экономике учреждения как непроизводственные организации противопоставляются предприятиям как организациям производственного, коммерческого характера. Здесь статусом юридического лица наделяется прежде всего производственное предприятие как таковое, как производственно-технический механизм, тогда как в рыночном хозяйстве этими функциями обладают организации коммерческого, а не сугубо производственного характера, в первую очередь — различные хозяйственные общества и товарищества.

Уже из этого видно, что различия видов юридических лиц обусловлены различиями принятых систем организации управления экономикой, которые и составляют, таким образом, объективную основу классификации юридических лиц.

Существующая система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночному) характером современной отечественной экономики. В ее составе имеются как преобладающие в плановом хозяйстве государственные производственные предприятия, так и организационные формы переходного типа, призванные содействовать развитию рыночных структур (например, арендные предприятия), а также появляются традиционные для рыночной экономики юридические лица (акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества).

Критерии классификации юридических лиц. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям (критериям). Однако в любом случае эти критерии должны иметь юридическое значение, т.е. подразделять соответствующие организации — юридические лица по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения.

Тем самым определяется и значение такой классификации. Оно прежде всего состоит в возможности четкого определения (классификации) правового статуса той или иной организации и соответственно — в исключении необоснованного смешения различных по природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Например, встречающиеся в практике попытки создания «акционерно-арсндных» или «государственно-коллективных» («государственно-кооперативных») предприятий представляют собой очевидные недоразумения именно потому, что нарушают критерий классификации юридических лиц по формам собственности и соответственно этому игнорируют имеющиеся различия в их правовом положении.

Всякая законченная классификация объектов дает исчерпывающее представление о всех их разновидностях. Поэтому законодательная классификация юридических лиц имеет еще и то важное значение, что исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации. Иначе говоря, любое юридическое лицо должно отвечать признакам той или иной признаваемой законом группы юридических лиц. В противном случае его появление вообще не может быть признано правомерным (ср. пп. 2 и 3 ст. 18 Основ).

Так, создание разного рода «центров», «фирм» и тому подобных образований, юридическая природа которых обычно остается загадкой даже для их учредителей, должно считаться просто незаконным, ибо как для их контрагентов, так и для правоприменительных органов остается непонятным, что же, собственно, они представляют собой в качестве участников товарного оборота.

Поэтому законодательная классификация юридических лиц установлена в ст. 18 Основ путем закрепления исчерпывающего, закрытого перечня их разновидностей, что особенно важно для четкой организации предпринимательской деятельности.

Юридические лица различаются в первую очередь по формам собственности, на которых основывается их хозяйственная (коммерческая) деятельность. По этому признаку можно выделить юридические лица, основанные на собственности граждан (индивидуальные и семейные), на коллективной или государственной собственности.

Путем объединения несколькими юридическими лицами имущества, находившегося в различных формах собственности, могут возникать

юридические лица, имущество которых становится их собственностью либо остается долевой собственностью учредителей.

С этой точки зрения можно различать юридические лица, являющиеся и неявляющиеся собственниками принадлежащего им (обособленного) имущества. В первом случае само юридическое лицо становится единым собственником своего имущества, обладающим в отношении него весьма широкими правомочиями. Таковы, например, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Иногда на имущество юридических лиц — собственников их учредители сохраняют некоторые права требования (обязательственного характера), например право на получение некоторой части дохода и соответствующей части имущества в случае ликвидации юридического лица или выхода из него (пропорционально переданным юридическому лицу средствам). Таковы, в частности, все хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные предприятия, хозяйственные объединения (ассоциации) юридических лиц. В них учредители (члены, участники) в той или иной форме сохраняют и известные возможности управления и контроля за коммерческой деятельностью организации.

Во втором случае собственником имущества юридического лица остается его учредитель (учредители), определяющий характер его имущественной обособленности и полностью сохраняющий право контроля за его хозяйственной деятельностью. К ним относятся предприятия и учреждения, принадлежащие государству (суверенным республикам, национально-территориальным и административно-территориальным образованиям) , общественным и религиозным организациям, другим собственникам (например, гражданам, акционерным обществам — п. 2 ст. 11 Основ).

По характеру деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Деятельность первых направлена на получение прибыли и соответственно этому финансируется прежде всего за ее счет. Деятельность вторых непосредственно направлена на удовлетворение тех или иных нематериальных потребностей (организационно-управленческих, социально-культурных и т.д.) и не преследует цели извлечения прибыли в качестве основной уставной задачи. Поэтому она финансируется за счет госбюджетов (государственные учреждения) или бюджетов общественных организаций (учреждения профсоюзных и тому подобных организаций), либо за счет добровольных взносов и пожертвований (учреждения общественных, религиозных организаций и фонды).

В связи с этим различия в статусе таких организаций обычно усматривают в способе их финансирования, выделяя хозрасчетные и бюджетные или сметные юридические лица. Некоммерческие организации могут заниматься хозяйственной деятельностью, только если это необходимо для выполнения их уставных задач (п. 3 ст. 18 Основ).

Следует, однако, иметь в виду возможность определенной «коммерциализации» деятельности ряда бюджетных учреждений, особенно в сфере науки, образования и культуры, путем получения ими доходов от результатов их деятельности и соответствующего этому изменения в источниках ее финансирования.

роприятий, научных исследований, подготовки специалистов и тому подобной деятельности, которые вместе с тем обычно не покрывают всех их расходов (сохраняя тем самым необходимость дополнительного бюджетного финансирования). Правовое положение организаций, находящихся на таком «смешанном» финансировании, определяется преобладающим характером их деятельности.

Сказанное относится и к возможности преобразования кооперативов потребительского типа в кооперативы смешанного типа, занимающиеся хозяйственной деятельностью наряду с основной деятельностью некоммерческого характера (п. 2 ст. 3 Закона о кооперации).

Читать еще:  Что делать, если алименты ниже прожиточного минимума

Юридические лица различаются и по организационным признакам. С этой точки зрения можно, во-первых, выделить простые и сложные юридические лица (объединения юридических лиц). Объединения юридических лиц обычно называют «организациями», поскольку в их состав могут входить как «предприятия», так и «учреждения». Такое различие важно потому, что в объединении его участники, даже оставаясь вполне самостоятельными организациями, обычно централизуют те или иные производственно-хозяйственные функции и тем самым в известной мере ограничивают самостоятельность в пользу объединения в целом.

Вместе с тем степень и характер такого ограничения в свою очередь различаются в зависимости от того, становится ли само объединение юридических лиц иерархической структурой (с созданием участниками объединения вышестоящего органа управления) или представляет собой их свободную ассоциацию, становящуюся юридическим лицом как целое лишь для осуществления общих для всех участников функций (задач). В последнем случае структура объединения обычно представляет собой своеобразную «матрешку» юридических лиц, в которой вполне самостоятельным юридическим лицом является как объединение в целом (а не его орган управления), так и каждый из его участников.

Во-вторых, по порядку образования юридические лица можно подразделять на образуемые добровольно (по воле учредителей — юридических лиц и (или) граждан) или в распорядительном порядке (по решению собственника или органов управления). В этом случае правовое положение создаваемого юридического лица определяется либо волей его участников (учредителей), свободных в выборе организационной формы, либо волей соответствующего собственника или органа управления, обязательной для участников. Для добровольно образуемых юридических лиц в качестве обязательного учредительного документа обычно выступает учредительный договор, отсутствующий в иных случаях.

Особо следует назвать дочерние предприятия с правами юридического лица, создаваемые самостоятельными юридическими лицами (производственными предприятиями), любых форм собственности путем выделения из своего состава в соответствии с законодательными актами о предприятиях. Такие организации, несмотря на полученную самостоятельность, всегда сохраняют тесную зависимость от своих основателей. Это дает возможность разделять предприятия как юридические лица также на основные и зависимые (дочерние) (п. 2 ст. 22 Основ).

Наконец, по особенностям правового положения различаются национальные и иностранные юридические лица (или юридические лица по российскому и иностранному праву). Российские юридические лица со-

зданы в действуют в соответствии с внутренним законодательством, тогда как юридические лица иностранного права (а также международные организации) создаются по законодательству зарубежных государств (или в соответствии с международными соглашениями), хотя и осуществляют в том или ином объеме хозяйственную деятельность на российской территории и в соответствии с национальным законодательством.

Классификация корпоративных и унитарных юридических лиц

Вступившие в силу с 1 сентября 2014 года поправки в ГК РФ существенно изменили нормы российского корпоративного права. В частности, коснулись эти изменения и классификации юридических лиц, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи. Согласно гражданскому законодательству РФ, все юридические лица, деление которых на коммерческие и некоммерческие, в целом, осталось неизменным, теперь подразделяются еще на два вида – корпоративные и унитарные. Критерий для такого деления установлен законодательно (п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ) и заключается в наличии у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также в форме влияния на формирование высшего органа соответствующей организации.

Отметим, что в результате реформы как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Корпорации

Корпорациями (корпоративными юридическими лицами) признаются такие юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них, в отношении которых они имеют корпоративные права, а также формируют высший орган корпораций – общее собрание (в предусмотренных законом случаях – съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган) – в соответствии с требованиями, установленными законом (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Как уже было сказано ранее, поскольку деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие сохранилось, то обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно корпоративных) выглядит следующим образом:

1) Коммерческие корпоративные организации:

а) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные АО – введены реформой 2014 г.);

б) хозяйственные товарищества (полные и на вере);

в) хозяйственные партнерства;

г) производственные кооперативы;

д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

2) Некоммерческие корпоративные организации:

а) потребительские кооперативы;

б) ассоциации (союзы);

в) общественные организации (профессиональные союзы, политические партии, общественные движения и другие);

г) товарищества собственников недвижимости;

д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ РФ;

е) общины коренных малочисленных народов РФ.

Статус участников корпорации

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц способствовало закреплению непосредственно в ГК РФ общих норм, касающихся статуса, а именно – прав и обязанностей как самих корпораций, так и их участников (членов, акционеров). Это, в свою очередь, позволило расширить круг прав и возможностей защиты интересов не только участников хозяйственных обществ, но и членов любой корпорации (путем предоставления им прав, например, на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. (ст. 65.2 ГК РФ)). Перечень прав членов корпорации не является исчерпывающим а, следовательно, участники корпорации могут иметь и иные права, предусмотренные законом или перечисленные в уставе корпорации.

Так называемое «восстановление корпоративного контроля», то есть восстановление утраченных помимо воли участников прав участия в корпорации — это появившаяся в арбитражной судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников, которая также получила законодательное закрепление благодаря реформе 2014 г. Данная форма защиты дополнительно обеспечивает соблюдение прав лиц, пострадавших от различных неправомерных действий и злоупотреблений, как то: необоснованное «списание» акций, проведение «корпоративных захватов» и другое.

Круг обязанностей участников корпорации закреплен в перечне п. 3 ст. 65.2 ГК РФ и так же, как и перечень прав ее членов – не является закрытым. Одной из отличительных особенностей реформы стало законодательное закрепление за членом корпорации обязанности принимать участие в принятии корпоративных решений, без которых невозможно продолжение деятельности данной корпорации, если его участие необходимо для принятия такого решения. Эта новелла российского законодательства введена в целях предотвращения ситуации «корпоративного тупика» (англ. corporate deadlock), когда ни один из участников или группа участников не имеют возможности принять какое-либо важное решение из-за отсутствия необходимого кворума. Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 23.06.2015 № 25 к таким решениям, в частности, относит решения о назначении единоличного исполнительного органа или члена совета директоров, а также о внесении изменений в устав корпорации. Однако интересен тот факт, что ГК РФ не содержит никаких механизмов принуждения участника к исполнению этой обязанности и не налагает на участника реальной ответственности за ее неисполнение.

Читать еще:  Алименты с отпускных когда перечислять

Органы управления корпорацией

Новая статья 65.3 ГК РФ посвящена организации управления в корпорации, согласно которой, общее собрание участников является высшим органом корпорации. Оно обладает широкими полномочиями, которые наделяют общее собрание правами на: утверждение и изменение устава корпорации, самостоятельное определение приоритетных направлений ее деятельности, регламентацию порядка приема участников корпорации, создание или прекращение деятельности других органов корпорации, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, ее реорганизации, ликвидации и другое.

Законом также установлено правило, в соответствии с которым, в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган, в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Устав корпорации, при этом, предусматривает возможность различных вариантов организации корпоративного управления в данном случае: во-первых, когда полномочия одного единоличного исполнительного органа предоставляются одновременно нескольким лицам; либо же, когда есть возможность создания нескольких единоличных исполнительных органов, которые будут действовать независимо друг от друга. В случаях, предусмотренных законом, в корпорации возможно образование и коллегиального исполнительного органа.

Говоря о структуре органов корпоративного управления, нельзя не упомянуть еще один коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет, действующий наряду со всеми вышеперечисленными органами и образуемый в некоторых случаях, указанных в законе или уставе корпорации. В акционерных обществах, например, наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ), контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества.

Унитарные юридические лица

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:

1) Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.

2) Некоммерческие унитарные организации:

б) учреждения (частные, государственные и муниципальные);

в) автономные некоммерческие организации;

г) религиозные организации;

д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о публично-правовых компаниях);

е) государственные корпорации (со 2 октября 2016 г.).

Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной. Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму. Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.

К сожалению, Закон о публично-правовых компаниях не смог решить многие вопросы в отношении юридических лиц публичного права. Так, понятие «публично-правовых компаний» определено достаточно широко. При этом один из ключевых признаков (несовместимость целей с предпринимательской деятельностью) чётко не выражен. Кроме того, предполагалось, что публично-правовые компании заменят государственные корпорации, чей по сути привилегированный правовой статус по сравнению с иными юридическими лицами является предметом многочисленных дискуссий. Однако в итоге две эти формы юридических лиц будут сосуществовать в российском праве.

Следует отметить, что приведенное разделение организаций на унитарные и корпоративные — достаточно условно, так как и в унитарной организации учредитель, не имея членства формально, все же обладает безусловным правом на управление. В качестве примера можно привести нормы об автономной некоммерческой организации, учредителям которой законодатель предоставляет достаточно значимые права и наделяет их существенными полномочиями по управлению организацией (ст. 123.25 ГК РФ), что свидетельствует о смешении признаков корпорации и унитарного юридического лица.

Классификации юридических лиц: проблемы и потери

В журнале «Хозяйство и право» за 2020 г. № 11, с. 3-13 опубликована статья «Классификации юридических лиц: проблемы и потери».

В статье рассматриваются проблемы деления юридических лиц на корпоративные и унитарные, а также классификации юридических лиц, которые не нашли должного отражения в Гражданском кодексе РФ: по правам учредителей (участников, акционеров, членов) на имущество юридического лица; по основаниям возникновения статуса участников, акционеров, членов; по наличию публичных функций; по виду правоспособности.

— Классификации юридических лиц можно разделить на закрепленные законодательно и те, которые имеют крайне важное значение, но не нашли прямого закрепления в Гражданском кодексе РФ, далее — ГК РФ, т. е. оказались «потерянными» при реформе положений первой части ГК РФ о юридических лицах. Последние классификации являются доктринальными, выводимыми из отдельных положений ГК РФ.

— Критерием деления на корпоративные и унитарные должно быть признано соответственно сохранение или прекращение у учредителей права на участие в управлении юридическим лицом именно в качестве учредителей (сохраняются только полномочия учредителей унитарных предприятий и учреждений как собственников их имущества).

— В унитарных юридических лицах полномочия их учредителей (кроме являющихся одновременно собственникам имущества унитарных предприятий и учреждений) должны ограничиваться полномочиями по утверждению учредительных документов и формированию высшего органа управления и в некоторых случаях — контрольного органа юридического лица (методом исключения – это некоммерческие унитарные организации, кроме учреждений). Все последующие вопросы, в том числе об изменении устава, о реорганизации и ликвидации, должны решаться высшим органом управления, в который могут входить учредители или их представители.

— Никакой четкой системы организационно — правовых форм так и не выстроено.

— Пунктом 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ было установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ в редакции этого Федерального закона, данные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. Однако, учитывая, что, во-первых, после вступления в силу новой редакции первой части ГК РФ и Закона N 99-ФЗ (01.09.2014) прошло достаточно времени для изменения других законов, во-вторых, в ряд федеральных законов по отдельным видам юридических лиц (особенно коммерческим) за это время внесены десятки изменений, все законы следует считать приведенными в соответствие с ГК РФ. Если конкретные положения не изменялись, то это означает, что законодатель сохранил за ними специальный характер.

— Наличие и вид прав учредителей (собственников, участников, акционеров, членов) на имущество юридического лица – это один из основных признаков, характеризующих организационно-правовую форму юридического лица. Также сохранение у учредителей юридического лица вещных прав на его имущество предопределяет сохранение у этих учредителей прав на управление унитарным юридическим лицом. К сожалению, при реформе первой части ГК РФ данная классификация юридических лиц, которая прямо закреплялась законодательно, была исключена из ст. 48 ГК РФ и соответственно стала доктринальной, выводимой из отдельных положений ГК РФ.

Читать еще:  Устранение кадастровой ошибки через суд

— По основаниям возникновения статуса участников, акционеров, членов юридические лица делятся на: — юридические лица, основанные на имущественном участии;- юридические лица, основанные на членстве;- иные юридические лица. И хотя в ст. 65.1 ГК РФ употребляются понятия: право участия с указанием в скобках – членства, а также корпоративные, в скобках – членские, права, эти понятия не тождественны. Членство – это более узкое понятие как одна из форм участия, а членские права являются разновидностью корпоративных прав.

— Положения ГК РФ о правоспособности юридических лиц не согласуются со специальными нормами других законов (а именно они имеют приоритет).

4. Виды юридических лиц

Родоначальником этого основополагающего деления юридических лиц также считается папа Иннокентий IV, фактически установивший и различие между объединениями лиц и объединениями имуществ (капиталов) (Суворов Н.С.

К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц, а также большинство некоммерческих организаций (общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства и т.п.). К учреждениям могли бы быть отнесены не только фонды и автономные некоммерческие организации, но и унитарные предприятия. Однако в российском гражданском праве понятие «учреждение» имеет свое, особое значение, отличное от традиционного. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем-собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296, ст. 298 ГК). Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения.

Важной классификацией юридических лиц в зарубежном праве также является их деление на юридические лица частного и публичного права. К последним относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти (а не по воле учредителей) и нередко обладающие определенными властными полномочиями (в частности, публично-правовые образования и государственные органы).

Подробнее см. гл. 10 настоящего тома учебника.

В действующем российском гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства).

Некоммерческие организации создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач неимущественного характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте. Поэтому ряд из них, например некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея прав юридических лиц. Но и для тех из них, кто получил статус юридического лица, участие в имущественных гражданских правоотношениях всегда является (и должно быть) вспомогательным по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направленная на получение доходов деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жестким ограничениям с тем, чтобы она не превратилась в главную и не оттеснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) задач такой организации.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей .

Возможность получать прибыль в рамках некоммерческой организации (с использованием налоговых и других льгот) оказывается весьма привлекательной для недобросовестных лиц.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Они, следовательно, утрачивают право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование. К таким юридическим лицам относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий — несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица — собственники, в отношении которых (их имущества) их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю, а при ликвидации — части соответствующего остатка (выход из акционерного общества обычно осуществляется путем продажи или иного отчуждения принадлежавших акционеру акций). Во втором случае учредитель-собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector