Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Граждане еаэс кто туда входит

Узбекистан-ЕАЭС: притирка по всем азимутам

На фото встреча председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича (справа) с послом Узбекистана в РФ Ботиржоном Асадовым . Фото сайта eaeunion.org

Уже четыре месяца как Узбекистан стал наблюдателем в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Однако окончательного решения, становиться ли постоянным участником этой организации в Ташкенте, не принято. И это понятно. Для того чтобы понять суть экономических процессов в интеграционном объединении, необходимо скрупулезно изучить все плюсы и минусы более глубокой интеграции. А можно и посмотреть на ситуацию с другой стороны – на примере, сколь бы странным ни показалось. США.

Соединенные Штаты Америки – так принято переводить на русский язык аббревиатуру – USA. Однако подстрочник будет иным – Объединенные Государства (State) Америки. Формально эта страна – 50 независимых государств, объединившихся на принципах экономической интеграции, каждое из которых сохраняет определенную – и немалую – долю самостоятельности. В каждом государстве или штате свои налоги, своя политика, свои законы. При этом у них единая валюта, внешняя политика и оборона. Все это лежит в основе защиты экономических интересов этих государств. Такое объединение выгодно всем.

ЕАЭС, если станет укрепляться и развиваться в поступательном направлении, также станет выгодным форматом интеграции для своих участников. Ведь не секрет, что в современном мире небольшим странам трудно оставаться в одиночестве. Развитие и прогресс настоятельно диктуют необходимость объединения на взаимовыгодной основе. Ведь внутренние рынки невелики по объемам, а это тормозит развитие промышленности и экономики в целом. Издревле известно: крепкое государство – богатое государство. А стать богатым без развития экономического базиса попросту невозможно. Не случайно президент Шавкат Мирзиёев еще в 2016 году объявил о проведении в Узбекистане масштабных реформ, которые уже сегодня раскрывают большой экономический потенциал республики.

Для дальнейшего развития страны нужны новые рынки сбыта узбекской продукции. Поэтому важно участие государства в крупных интеграционных структурах. Одним из таких объединений как раз и является ЕАЭС, в который входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения.

Статус наблюдателя для Ташкента хорош тем, что дает время для проведения подготовительной работы, чтобы получить точную и полную картину всех выгод и издержек, прежде чем сделать следующий шаг к полноценному вступлению в организацию. Ташкенту необходимо досконально изучить экономические возможности ЕАЭС, особенно по итогам последнего пандемического года, выяснить, как намерены государства ЕАЭС преодолевать экономические последствия пандемии, оценить перспективы и их влияние на интересы Узбекистана в целом.

Присоединение Узбекистана к ЕАЭС сделает организацию более значимым игроком с объединенным рынком, превышающим 200 млн человек. В то же время это будет сопряжено с серьезными вызовами для самой организации, которая впервые с начала ее возникновения столкнется со вступлением столь крупного участника. Интеграция потребует больших усилий и трансформации для обеих сторон, что станет серьезным тестом и для ЕАЭС, и для Узбекистана, вхождение которого может позитивно повлиять на стагнирующую в последнее время евразийскую интеграцию.

ЕАЭС получает столько же выгоды от присоединения Узбекистана, сколько Узбекистан получает от присоединения к этому постсоветскому «общему котлу». Это – увеличение внутреннего рынка, увеличение стабильности как в производстве, так и в поставках, рост качества жизни людей и в ЕАЭС, и в самом Узбекистане. Здесь нельзя сказать, кто выигрывает больше. Важно, что в выигрыше все, и особенно – что никто не проигрывает.

Очевидна выгода и для других участников союза: облегченный доступ к новым рынкам сбыта (а Узбекистан имеет высокий потенциал роста спроса как страна с большим населением, выходящая на траекторию роста доходов и потребления), интенсификация взаимной торговли, расширение инвестиционных возможностей и многое другое.

Поэтому Узбекистан находится в процессе размышлений относительно полноценного вступления в ЕАЭС, очевидно учитывая и следующие соображения.

Вот простой пример выгоды интеграции для обычных людей – не политиков, не бизнесменов. Немало граждан Узбекистана работают в России, есть трудовая миграция и в Казахстан. Это связано с бурным демографическим ростом в стране, постоянным увеличением трудовых ресурсов. Достаточно сказать, что за прошедшее десятилетие население выросло на 6,4 млн и, по оценке ЮНИСЕФ, к 2030 году достигнет 37 млн человек.

При этом исследования Всемирного банка показывают, что средний уровень безработицы за последние 10 лет составил 5–6%. Одновременно по данным Госкомитета статистики Республики Узбекистан, безработица с 2009 по 2020 год выросла на 4%.

Именно поэтому вопрос трудовой миграции приобретает для Узбекистана большую значимость. И в этом ЕАЭС является важной и нужной структурой, участие в которой позволило бы существенно ослабить остроту вопроса. Ведь только в России и Казахстане в 2019 году трудились почти 2 млн узбекистанцев. Они имели возможность, зарабатывая деньги, пересылать немалые суммы родным и близким, то есть в конечном счете инвестировать в свою страну и ее экономику до 6 млрд долл. Вступление в ЕАЭС значительно расширит эти возможности, и не только. Очень важно, что снизится давление на рынок труда избыточной рабочей силы. Очень ощутимо облегчится и сама жизнь трудовых мигрантов, намного меньше станет различных бюрократических процедур и проволочек, связанных с легализацией пребывания в странах ЕАЭС. Особенно это касается вопросов пресловутой регистрации, организации обучения русскому языку, повышения профессиональной квалификации.

Важно подчеркнуть, что для Узбекистана расширение взаимодействия со странами ЕАЭС позволит активизировать сотрудничество по многим направлениям, сократить барьеры и снизить издержки на пути узбекской продукции и услуг на рынки стран союза (которые, по экспертным оценкам, могут достигать 20–30% стоимости продукции). Соответственно улучшаются перспективы наращивания экспорта и внешней торговли в целом.

В частности, на долю стран ЕАЭС приходится 30−31% общего товарного экспорта Узбекистана. В 2019 году Узбекистан экспортировал в общей сложности товары на 9,42 млрд долл., из них товары на 2,83 млрд долл. поставлялись в страны ЕАЭС. Однако в первом полугодии 2020 года объем экспорта узбекских товаров снизился из-за пандемии до 1,62 млрд долл., или на 18,2%.

Как заявил заместитель директора департамента промышленной политики ЕЭК Тигран Арутюнян, страны Евразийского экономического союза готовы расширять сотрудничество с Узбекистаном в сфере легкой промышленности. Предпосылки для этого есть. Несмотря на пандемию, торговля текстилем и одеждой между Узбекистаном и ЕАЭС продолжала расти: по итогам 10 месяцев объемы экспорта в ЕАЭС достигли почти 820 млн долл. (на 31% больше, чем за тот же период прошлого года).

В целом на государства ЕАЭС приходится более 53% от общего экспорта текстиля и одежды Узбекистана. В этом году активно наращивается импорт текстиля, в частности, в Киргизию: за весь 2019 год соседняя республика импортировала на 96,6 млн долл., а за 10 месяцев этого года – на 223,9 млн, долл., то есть объемы выросли в 2,3 раза. Россия также увеличила экспорт на 11,2% по сравнению с прошлым годом, да и в Казахстан экспорт вырос на 4,2%.

Выросли и инвестиции из ЕАЭС в текстильную и швейную отрасли Узбекистана: в 2017-м их было 1,4 млн долл., а в 2019 году – уже 65,2 млн долл. Это результат политики на расширение экономического сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. Пребывание в новом статусе в составе ЕАЭС даст Узбекистану возможность получить информацию о деятельности евразийских технологических платформ, участвовать в государственных закупках текстиля и одежды в странах ЕАЭС, совместно продвигать продукцию на рынки третьих стран, что может благоприятно повлиять на текстильную и швейно-трикотажную отрасли.

В 2020 году хлопчатобумажная пряжа стала основным импортируемым из Узбекистана в ЕАЭС товаром. Ее доля в общем объеме импорта составила 9%. На этом поле, надо отметить, конкурентов у Ташкента нет. И что самое важное – это то, что в период пандемии объем экспорта текстильных изделий не только не сократился, но даже вырос.

Читать еще:  Правила проведения общего собрания собственников многоквартирного дома

«Реализация потенциала кооперационного сотрудничества между странами Евразийского экономического союза и Узбекистаном позволит выстроить прочную цепочку от хлопкового поля до потребительской полки. Предприятия союза не должны испытывать нехватки сырья в легпроме с учетом наращивания Узбекистаном производственных мощностей по переработке хлопка и установившихся кооперационных связей», – подчеркнул Арутюнян.

По линии агропромышленного комплекса Узбекистан может интегрироваться в Евразийский экономический союз также очень органично. Впрочем, страна себя уже зарекомендовала как надежный экспортер овощей, фруктов, сухофруктов. Несмотря на пандемию и жесткие карантинные ограничения, в январе–сентябре прошлого года Узбекистан экспортировал 188,7 тыс. т абрикосов, вишни, черешни, персиков, слив и терна на 143,5 млн долл., что на 14,4% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Объем экспорта винограда составил 72,1 млн долл. (на 5,1% больше). Снижение Россией с января 2020 года ставки НДС до 10% при импорте некоторых продовольственных товаров создало для узбекских производителей возможность увеличения объемов поставок свежих фруктов и овощей.

В настоящее время в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Узбекистана овощи и плоды занимают почти 90%. И наращивание поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынок ЕАЭС, прежде всего овощей и фруктов, – один из важнейших приоритетов страны.

Отсюда совершенно ясен вывод: если Узбекистан станет полноправным участником ЕАЭС, это положительно скажется на агропродовольственном рынке союза. Поставки из республики позволят повысить уровень продовольственной независимости по плодоовощной продукции.

В связи с этим развитие торговли с Узбекистаном представляет особый интерес для стран ЕАЭС. Но то же можно сказать и в отношении самого Узбекистана, ведь интеграция – это не дорога с односторонним движением. В основном Узбекистан успешно импортирует из стран союза зерновые – пшеницу и кукурузу, а также жиры и масла. Так что в агропромышленной сфере интеграция выглядит весьма взаимовыгодной. И это не говоря уже о целом ряде промышленных товаров, для перечисления которых просто не хватит места.

Ташкент также заинтересован в развитии транспортно-логистической инфраструктуры и интеграции в транспортные коридоры стран ЕАЭС. Это очень значительно поспособствует развитию его связей с мировыми рынками.

Узбекистан, взаимодействуя с ЕАЭС, преследует конкретные и прагматичные цели – создание устойчивых производственных цепочек с высокой добавленной стоимостью. Эти планы несут многостороннюю выгоду.

Также не стоит забывать, что ЕАЭС через свои многосторонние институты – Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития – может предоставить финансирование для повышения устойчивости экономики и реализации крупных проектов, что особенно актуально в условиях сильнейшего мирового кризиса со времен Великой депрессии.

Кроме того, как показал опыт пяти лет существования ЕАЭС, в период членства в этом объединении заметно возрастает взаимная инвестиционная активность, и ускорение притока инвестиций из стран союза также может стать положительным фактором для развития узбекской экономики. В этом можно убедиться, ознакомившись с перспективными планами деятельности союза.

Совет Евразийской экономической комиссии на своем заседании в начале апреля 2021 года принял план по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025-го, которые были утверждены главами государств 11 декабря 2020 года. Была также принята «дорожная карта», содержащая в себе около 500 мероприятий. Реализация данного документа позволит раскрыть потенциал интеграции для граждан и бизнеса, обеспечит максимальную эффективность единого рынка ЕАЭС с позиции как одного из наиболее значимых интеграционных объединений современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами.

Большую часть мероприятий плана планируется исполнить в течение 2021–2023 годов. В частности, до конца текущего года предусмотрено внести изменения в порядок разработки техрегламентов ЕАЭС, подготовить базу для перехода на электронные формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, а также принять решение о начале реализации проекта «Цифровое техническое регулирование». Кроме того, на 2021 год запланировано подготовить проект международного договора по развитию единой системы транзита товаров в союзе и заключить международный договор о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй.

В новых сферах в текущем году предполагается проанализировать опыт внедрения принципов «зеленой» экономики в государствах союза и в мире, определить целесообразность создания единого информационного портала в сфере образования в союзе, а также выработать предложения по совместным инициативам.

Интеграция и членство Узбекистана в международные экономические структуры, такие как ВТО и ЕАЭС, даст возможность стране в полной мере укреплять свои позиции во внешней торговле, а также осуществлять всесторонне выгодное сотрудничество.

Следует отметить, что хотя ВТО и ЕАЭС являются различными экономическими организациями, не следует забывать, что в результате своей деятельности они дополняют друг друга. Достаточно напомнить, что Россия, Казахстан, Армения и Киргизия в разные годы вступили в ВТО и сегодня успешно совмещают свое членство в союзе и этой структуре. И Узбекистан от этого только выиграл бы: появятся возможности для свободной продажи национальных товаров и продукций по всему региону ЕАЭС и для свободного ввоза продукции странами союза.

ЕАЭС как структура способствует повышению конкурентоспособности национальных экономик именно благодаря выходу их продукции на широкий рынок. Кроме того, здесь разработана система специальных норм (маркировка, качество, санитарные нормы и др.), что требует при вступлении внесения различных качественных изменений в производственные процессы и само по себе является стимулом для развития и прогресса.

В заключение хотелось бы привести слова президента Мирзиёева, которые точно отражают вдумчивый и взвешенный подход официального Ташкента к многогранной проблеме интеграции. Как сказал лидер Узбекистана: «Мы находимся в поисках. Наше желание таково, что по мере возможности желаем присоединиться к большим интеграционным проектам. Некоторые говорят – так мы отдадим свою независимость. Узбекский народ никогда не отдаст независимость. Начатая несколько веков назад нашими предками борьба продолжится и сейчас. Поводья в наших руках. С точки зрения выгоды от рыночной экономики мы должны просчитать, какой путь правильный. Делать это каждый день. Конечно, наше самое большое стремление – вступить на путь наиболее разумной, наиболее точной экономической выгоды. И если Узбекистан будет членом таких экономических организаций, как ВТО и ЕАЭС, то этот процесс, несомненно, принесет большие перемены в жизнь. Для нас главное, что в этих изменениях важно защитить интересы нашей нации, обеспечить благополучие и спокойствие нашего народа».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Мигрант в законе: правила трудоустройства в РФ граждан ЕАЭС

Визовые мигранты – это иностранцы, которым для въезда в РФ необходимо получить приглашение в нашу страну (от работодателя), а после — оформить визу на въезд в РФ.

Безвизовые мигранты — граждане, которым для въезда в Россию не нужна виза. В основном к ним относятся приезжие из стран СНГ. Среди безвизовых мигрантов можно выделить привилегированную категорию иностранцев – это граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

29.05.2014 года был подписан договор о ЕАЭС, который сформировал единый Евразийский экономический союз между следующими странами:

10.10.2014 года к договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 23.12.2014 года — Кыргызская Республика.

Разберем основные этапы, которые обязан пройти каждый иностранец из ЕАЭС с момента прибытия в Россию.

Въезд иностранца из ЕАЭС в Россию

Все иностранцы, которые въезжают в РФ, получают на границе миграционную карту. Если иностранец планирует трудоустраиваться в РФ, он должны указать рабочую цель въезда в миграционной карте.

Граждане республики Беларусь не оформляют миграционную карту, благодаря соглашению между нашими странами от 24.01.06 года.

Читать еще:  Просительная часть кассационной жалобы в арбитражный суд

А так как белорусы не получают миграционную карту на границе, отследить сроки их пребывания в РФ сложно. Именно поэтому среди белорусов можно найти большое количество нелегалов. Будьте внимательны при трудоустройстве данных мигрантов.

Оформление полиса ОМС/ДМС для иностранца

С первого дня въезда каждый иностранец, пребывающий в нашу страну, обязан оформить себе медицинский полис для легального пребывания, а также для дальнейшего трудоустройства (п.5 ст.27 ФЗ № 114, ст. 327.2 ТК РФ).

Граждане ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать, какой полис им необходим – ДМС или ОМС (приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н).

Миграционный учет иностранцев из ЕАЭС

Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.

Внимание! Если иностранец приезжает во время ЧМ-2018 по футболу, то зарегистрироваться он должен за 3 календарных дня, согласно Указа Президента РФ от 12.05.2018 № 214.

Чтобы встать на миграционный учет, иностранцу необходима принимающая сторона. Ей могут быть:

  • физическое лицо (если иностранный гражданин живет у него или работает)
  • юридическое лицо (если это работодатель иностранца).

Оформление трудового договора

Если иностранный гражданин не находит себе работодателя в течение трех месяцев, он обязан покинуть Россию на 180 суток (на основании закона «90 из 180»).

Для осуществления трудовой деятельности в России гражданам ЕАЭС не нужно оформлять патент на работу (в рамках Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.).

Таким образом, для трудоустройства в РФ гражданам ЕАЭС потребуются:

  • паспорт,
  • миграционная карта (кроме белорусов),
  • полис ОМС/ДМС
  • миграционный учет (если прошло более 30 дней со дня прибытия в Россию)

После оформления трудового договора работодатель обязан:

  • оформить иностранному сотруднику трудовую книжку и СНИЛС (п.10 ст. 65 ТК РФ),
  • перерегистрировать и продлить регистрацию сотруднику на срок действия его трудового договора, но не более чем на 1 год (сделать это необходимо за 7 рабочих дней, пп.2 п. 2 ст. 20 Закона № 109 от 18.07.2006),
  • уведомить МВД о найме иностранного сотрудника за 3 рабочих дня.

Иностранец должен оформить себе ИНН и сообщить работодателю номер документа для оплаты НДФЛ.

Действия работодателя после оформления иностранца из ЕАЭС в штат

Даже после оформления работника в штат расслабляться не стоит. Во время трудовых отношений вы должны следить за сроками действия миграционных документов иностранного сотрудника.

Помните, что медицинский полис иностранца всегда должен быть действительным. ДМС продлевается после того, как истек срок, на который он был оформлен. Сумма страхового покрытия для мигранта должна быть не менее 100 000 рублей.

ОМС также необходимо продлевать ежегодно (Приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н). Данный полис действует только до конца календарного года, поэтому с первого января 2018 года у мигрантов должен быть оформлен новый полис ОМС, который будет действовать до конца 2018 года и т.д.

Миграционный учет необходимо заново оформлять, если сотрудник выезжал из страны, находился на лечении в больнице или регистрировался в гостиницах и отелях (даже если они находятся в вашем городе).

Так как граждане ЕАЭС не оформляют патент на работу, процедура их трудоустройства мало отличается от оформления в штат российских граждан. Но все же нюансы присутствуют, и мы их подробно разобрали.

Трудоустройство граждан ЕАЭС

  • Логотип ВКонтакте
  • Логотип Facebook
  • Логотип Twitter
  • Логотип Одноклассники
  • Логотип Telegram

Граждане ЕАЭС среди других работающих иностранцев в России находятся на особом положении

У них больше льгот и меньше документов. Причем, у каких-то граждан ЕАЭС этих льгот больше, у каких-то — меньше. Тем не менее, определенные правила при трудоустройстве всех иностранцев из стран — участниц Союза существуют. И сегодня мы рассмотрим — как принять на работу гражданина ЕАЭС.

Какие страны входят в состав ЕАЭС

Напомним, какие страны входят в состав Евразийского экономического союза. Это:

  • Армения,
  • Белоруссия,
  • Казахстан,
  • Киргизия
  • Россия.

Какие документы нужны гражданину страны — участницы ЕАЭС для работы в России

Все граждане стран ЕАЭС не должны оформлять разрешительные документы для трудоустройства. То есть они могут работать без патента или без разрешения на работу. Так что работодателю они должны предъявить только:

  • паспорт;
  • миграционная карта;
  • действующий миграционный учет;
  • полис ДМС;
  • ИНН. Если индивидуального номера налогоплательщика нет, то его может за иностранца оформить работодатель;
  • СНИЛС. Оформление этого документа тоже может взять на себя работодатель;
  • Справка о наличии антител к кори. Этот документ стал обязательным с 07.11.2019 года согласно Постановлению Главного санитарного врача РФ № 19 «Об иммунизации против кори трудовых мигрантов. «. Так что если этой справки нет, работодатель после трудоустройства иностранца должен отправить его на прививку.
  • водительские права. Этот документ нужен, если работа иностранца будет связана с перевозками.

Примечание редакции: Подробнее о правила получения российского водительского удостоверения читайте в статье «Кому российские права?».

Совсем скоро, с 29 декабря 2021 года, появятся еще два документа, которые должен будет проверить работодатель. Это свидетельство о прохождении обязательной дактилоскопии и справка о медицинском осмотре. Раньше граждане ЕАЭС были освобождены от этих процедур, но после принятия Федерального закона № 274 — ФЗ это требование стало обязательным. Единственным исключением стали граждане Республики Беларусь. Им по прежнему не нужно будет проходить медосмотр и дактилоскопическую регистрацию.

Что нужно сделать после подписания трудового договора с гражданином страны — участницы Союза

1. Иностранцы из ЕАЭС, это все таки иностранцы, общие правила распространяются и на них тоже. Так что после подписания договора нужно в течение трех рабочих дней отправить уведомление в МВД о том, что вы приняли на работу иностранца. Исключение из этого правила — опять таки граждане Белоруссии. По ним уведомление заключать не нужно согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4.

Примечание редакции: Подробнее о том, как отправлять Уведомление, читайте в нашей Базе знаний в статье «Уведомление о заключении трудового или ГПХ договора с иностранцем».

2. После подписания трудового договора изменяются основания, на которых иностранец находится в стране. Теперь он может продлить миграционный учет на один год.

3. Граждане ЕАЭС имеют право на многие социальные гарантии. В частности — на бесплатную медицинскую помощь. Но это право появляется у них только после трудоустройства. Так что после подписания трудового договора иностранец может оформить полис ОМС.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Читать еще:  Как вписать ребенка в паспорт рф

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector