Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка при ликвидации ооо

Проверка налоговой при ликвидации компании

Читатель Виталий спрашивает:

Хочу закрыть ООО. Но знакомые говорят, что как только подам документы в налоговую, придет проверка. А там доплата налогов, штрафы, пени, вот это всё. И ликвидация затянется на годы. Это правда?

Отвечаем: проверка бывает не всегда

Ваши знакомые отчасти правы, но не во всём.

По закону ликвидация юридического лица занимает четыре месяца. Если кратко, процедура такая:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • составляют протокол собрания с решением о ликвидации и уведомление о ликвидации по форме Р15001;
  • в течение трех дней после решения сообщают в регистрирующую налоговую о ликвидации, отдают протокол и уведомление;
  • через пять дней налоговая выдает лист о том, что сделала запись в реестр юридических лиц, и компания начинает процесс ликвидации;
  • компания публикует запись о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • сообщает о ликвидации партнерам, перед которыми есть долги;
  • за два месяца до ликвидации предупреждает сотрудников об увольнении и заявляет в службу занятости;
  • готовит и сдает в налоговую промежуточный ликвидационный баланс;
  • оплачивает задолженность перед сотрудниками, налоговой, партнерами;
  • сдает декларации, отчитывается в фонды по уволенным сотрудникам, сдает окончательный ликвидационный баланс;
  • участники делят между собой имущество;
  • подают в налоговую заявление о ликвидации.

Процедура долгая, но несложная: выполняй по шагам и всё. А если не хочется самому заполнять бумаги и ходить по инстанциям, можно нанять юриста.

Есть один нюанс. Когда компания подает заявление на ликвидацию, налоговая может решить, что нужна выездная проверка. Это право налоговой, но не обязательное условие. Нет гарантии, что налоговая обязательно придет с проверкой при ликвидации вашей компании.

Если налоговая решает провести проверку юридического лица, она приостанавливает ликвидацию. Налоговая хочет убедиться, что компания не пытается закрыться, чтобы скрыть долги по налогам.

Критерии для проверки

Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:

Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

налоговая нагрузка ниже, чем по отрасли. Налоговая нагрузка определяется так: сумму налогов разделить на сумму выручки и умножить на сто. Средняя налоговая нагрузка в 2017 году — 10,8%.

Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.

Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.

По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.

Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.

При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.

Налоговая проверка при добровольной ликвидации компании

Один из учредителей — единственный сотрудник организации — он же ген директор, сделал займы себе как физ лицу ( с % выше чем 2/3 ставки рефинансирования, то есть выгоды от экономии на процентах не возникает). в связи с этим вопрос:

-будет ли выездная нал проверка если ликвидируешь организацию

Наш ответ

При ликвидации компании налоговый орган в обязательном порядке проводит с ней сверку расчетов (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@). Поскольку с 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов передано налоговикам, они проводят сверку расчетов не только по налогам, но и по страховым взносам (подп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку ликвидируемой компании. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

При этом в пункте прямо сказано, что проверка в указанных обстоятельствах может проводиться, а не проводится.

Словом, названным пунктом не установлена обязанность налогового органа назначать выездную налоговую проверку после подачи юридическим лицом сообщения о ликвидации. На этот момент, в частности, обращено внимание в Постановлении АС УО от 07.07.2015 N Ф09-4778/15 по делу N А60-43521/2014, Апелляционном определении Омского областного суда от 09.09.2015 по делу N 33-6628/2015.

Назначение налоговой проверки никак не связано с предоставленными займами директору.

О процедурных моментах назначения и проведения проверки при ликвидации юридического лица в п. 11 ст. 89 НК РФ сказано немного:

первое — такая проверка осуществляется независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;

второе — проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Следовательно, на проверки, назначаемые при ликвидации, не распространяется ограничение о недопустимости проведения более двух выездных проверок в течение календарного года, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. То есть выездная проверка при ликвидации может быть проведена независимо от того, сколько выездных проверок в отношении данного налогоплательщика было проведено в течение текущего календарного года. Как правило, в рамках подобной проверки устанавливаются правильность исчисления и своевременность уплаты всех налогов за три календарных года, предшествующих году принятия решения о ликвидации.

И еще. Из содержания положений ст. 89 НК РФ неясно, признается ли налоговая проверка при ликвидации повторной выездной налоговой проверкой.

Формально, исходя из предмета и периода проверки, ее можно расценивать в качестве повторной налоговой проверки. В то же время налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией организации, не связана с предыдущей проверкой ни сроками, ни предметом. Словом, она может проводиться как в случаях, когда выездная проверка уже состоялась, так и в случаях, когда выездная налоговая проверка вообще не проводилась. При этом предмет проверки при ликвидации может не совпадать с предметом ранее проведенной выездной налоговой проверки.

В правоприменительной практике не выработан единый подход к данному вопросу. К примеру, в Постановлении ФАС СКО от 19.07.2010 по делу N А63-19428/2009 указано: проверка, проводимая на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной. Как подчеркнуто в Определении КС РФ от 28.01.2010 N 138-О-Р, повторная выездная налоговая проверка имеет двуединую природу, которая выражается в осуществлении контрольных мероприятий и в отношении налогового органа, и в отношении налогоплательщика. Иными словами, повторной выездной налоговой проверкой признается выездная налоговая проверка, проводимая по тем же налогам и за тот же период, что и ранее проведенная, по основаниям, указанным в п. 10 ст. 89 НК РФ.

Определением ВАС РФ от 10.09.2010 N ВАС-11575/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Противоположное мнение отражено в Постановлении ФАС МО от 26.10.2009 N КА-А40/11208-09 по делу N А40-34471/09-143-157.

Выездная проверка при ликвидации

Выездная проверка при ликвидации — это обычная процедура, к которой необходимо подготовится самым тщательным образом, чтобы соответствовать всем требованиям налоговых органов. При принятии решения о ликвидации организации ее руководству необходимо следовать определенным требованиям и правилам, регламентирующих данное мероприятие. Один из основных этапов ликвидации – это проведение выездной налоговой проверки органами ФНС. Такая проверка направлена на проверку бухгалтерских документов за весь период деятельности организации и выявление нарушений. Основная цель налоговой проверки при ликвидации — это выявление ошибок в документах бухгалтерского учета и соответственно уменьшение налоговой базы уплаченной в бюджет РФ.
Принципы выездной налоговой проверки:

  • Однообразие – этот принцип подразумевает одинаковый контроль для всех компаний РФ.
  • Независимость, те органы ФНС никак не зависят от проверяемой организации.
  • Планомерность – налоговая проверка осуществляется по четкому плану. В соответствии с данным планом проверяются все документы, а также проверяется само время, выделенное на проверку компании.
  • Объективность. Налоговый орган, проводящий проверку обязан зарегистрировать все нарушения и предоставить доказательства эти нарушений.
  • Документальное оформление, ход налоговой проверки должен регистрироваться в специальных отчетных документах.
  • Взаимодействие с другими государственными органами. Этот принцип гарантирует, что если у компании, в ходе налоговой проверки, будут найдены нарушения, ее привлекут к ответственности.

Порядок проведения налоговой проверки при ликвидации

Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года, которые предшествуют ликвидации, а также текущий календарный год, в котором участниками было принято решение о ликвидации. Выездная налоговая проверка, как и всегда, на территории компании и общий срок ее обычно не превышает двух месяцев. Однако, в некоторых случаях срок налоговый проверки может быть сокращен (если есть специальное распоряжение от руководителя налогового органа) или наоборот, увеличен (если контроль осуществляют по группе филиалов). Какие документы проверяют при налоговой проверке?

  1. Бухгалтерские документы первичного учета;
  2. Кассовые документы;
  3. Документы налоговой отчетности;
  4. Сведения о расходах, связанных с выплатой зарплаты работникам.

При проведении выездного налогового контроля при ликвидации организации необходимо:

  • Предоставить помещение компании органам ФНС для проведения проверки.
  • Предоставить все необходимые для ознакомления документы налоговым органам. В случае если каких-то документов не достает, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспекторов с указанием причины. Если компания попытается скрыть информацию, ее могут привлечь к административному штрафу.

При проведении выездного налогового контроля при ликвидации организация имеет право потребовать присутствия понятых при проведении осмотра документации или при их истребовании. При проведении выездной налоговой проверке, представители ФНС имеют право:

  • Осматривать компанию, ее помещения и территорию;
  • Доступ к документации компании;
  • Снимать ксерокопии с документов;
  • Осуществлять видео и фотосъемку при необходимости;
  • Проводить ревизии.

Как избежать выездной налоговой проверки при ликвидации?

Когда ликвидация компании происходит по решению участников – проведение выездной налоговой проверки обязательно по законодательству РФ. В случае, если за период существования компания накопила и сформировала долги и суммы по этим задолженностям большие, это гарантирует осуществления выездной налоговой проверки. Это происходит, потому что органы ФНС будут добиваться погашения большинства имеющихся долгов. Кроме того, налоговики будут искать нарушения в отчетности компании для того, чтобы проанализировать тот факт, является ли банкротство преднамеренным. В связи с этим организациям, принявшим решение о ликвидации, необходимо привести в порядок все свои бухгалтерские документы, рассчитаться со всеми кредиторами и провести к ними сверку. Однако, не всегда при ликвидации организации необходимо проведении налоговой проверки. Рассмотрим такие случаи:

  • Компании, которые в течение периода ведения своей деятельности не нарушали законодательство РФ, своевременно выплачивали налоговые сборы и предоставляли необходимую отчетность.
  • Организации с нулевым балансом. Если у компании отсутствуют денежные средства в приходе и расходе, то они также могут рассчитывать на ускоренную ликвидацию без налогового контроля.
  • Когда ликвидация организации осуществляется путем продажи, то проверки со стороны налогового органа бояться также не следует.

Нельзя ликвидировать фирму при выездной налоговой проверке

Вопрос Клиента: Организация приняла решение о ликвидации. Но несколькими днями позже налоговая инспекция начала в отношении этой организации выездную налоговую проверку. Выездная налоговая проверка с учетом используемых приостановок может длиться целый год, а процедура ликвидации фирмы имеет более четкие сроки — средний срок 3-4 месяца. Можно ли ликвидировать организацию до завершения налоговой проверки?

Ответ Эксперта: До марта 2015 года мы бы отвечали — да, можно. И обоснование было такое — налоговый орган должен был соблюсти как кредитор установленный законодательством порядок предъявления требований при ликвидации организации. Но были внесены изменения в закон о регистрации №129-ФЗ. Теперь в регистрирующий орган необходимо сообщить о составлении ликвидационного промежуточного баланса. А его нельзя составить, так как уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки. Таким образом, завершить процедуру ликвидации до завершения выездной налоговой проверки нельзя.

Подробное обоснование:

Ситуация Клиента такова. Единственный учредитель ООО 5.03.19 принял решение о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. В ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии названного решения. Решением от 28 марта 2019 года Инспекцией назначена выездная налоговая проверка ООО.

Однако, общество продолжало ликвидацию и представило в регистрирующий орган:

  1. уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15001;
  2. промежуточный ликвидационный баланс;
  3. решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  4. заявление о ликвидации по форме Р16001;
  5. справку, подтверждающую представление сведений в ПФР;
  6. решение об утверждении ликвидационного баланса;
  7. ликвидационный баланс;
  8. документ об оплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание — ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о проведении в отношении ООО выездной налоговой проверки. При этом результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением.

Общество восприняло отказ негативно, не согласилось с мнением эксперта, регистрирующего органа и самостоятельно обратилось в арбитражный суд. Суд согласился с регистрирующим органом, мотивируя следующим.

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу. Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для ликвидации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом для ООО является ИФНС.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить в письменной форме:

  • о ликвидации с приложением решения;
  • о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора;
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
  • об утверждении ликвидационного баланса.

Согласно редакции статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ (пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действует с 31.03.2015) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, в том числе, окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Материалами дела подтверждено, что Общество представило в регистрирующий орган заявление по форме Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией. Как следует из материалов дела, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены ликвидатором Общества в период проведения выездной налоговой проверки. Акт проверки составлен 20.02.2020, подписан и получен ликвидатором Общества. Решение о привлечении Общества к ответственности к ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом 20.03.2020. Доказательств того, что Общество не знало и не могло знать о проводимой выездной проверке по состоянию на дату представления пакета документов, в том числе ликвидационного баланса, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Довод Общества, что положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ ухудшают положение Общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная норма регулирует процедуру ликвидации юридического лица. Условия осуществления процедуры ликвидации не ухудшили положение Общества по выполнению им своих обязательств, касающихся окончания процесса ликвидации.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества не имелось оснований претендовать на регистрацию ликвидации до вынесения решения по результатам указанной проверки.

Фирммейкер, июль 2020 (следим за актуальностью)
Екатерина Морозова
При использовании материала ссылка обязательна

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Последствия неисполнения мирового соглашения в гражданском процессе
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector