Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субаренда муниципального имущества без торгов

Разъяснения о возможности сдачи индивидуальным предпринимателем арендуемых площадей в субаренду (по запросу ИП Мухиной Л.П., вх. № 16857-11 от 24.11.2011г. )

Уважаемая Любовь Васильевна!

На Ваше обращение (вх. № 16857-11 от 24.11.2011г.) о даче разъяснений по вопросу возможности сдачи индивидуальным предпринимателем арендуемых площадей в субаренду Пермское УФАС России сообщает следующее.

1. Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленному Вами вопросу.

2. Согласно ч. 1, 3 ст. 17.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров (ч. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п. 5 Разъяснений ФАС России от 10.09.2010г. по применению ст. 17.1 Закона о защите конкуренции часть 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на договоры субаренды, перенайма и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 г. – даты вступления в силу ч. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, заключение договора субаренды после 23.07.2009г. возможно с согласия собственника без проведения торгов, если общая площадь передаваемых в субаренду помещений составляет не более 20 кв.м.

Законодатель четко разграничил порядок предоставления государственного и муниципального имущества в пользование (владение), в том числе по договорам аренды по итогам торгов и порядок передачи государственного и муниципального имущества лицами, являющимися арендаторами данного имущества в субаренду, перенаем третьим лицам не находящимся в гражданско-правовых отношениях с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии с Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010г. (вступил в силу 07.03.2010г.) «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества (т.е. и договора субаренды), и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества (приложение к Приказу ФАС России № 67 от 10.02.2010г.) организатором конкурсов или аукционов являются:

при проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее – собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (т.е. арендатор).

В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои прав и обязанности третьему лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

При этом к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, арендатор с согласия собственника, являясь организатором торгов, вправе передать имущество в субаренду на основании результатов торгов.

3. По вопросу проведения нового конкурса на право аренды арендуемого Вами помещения Пермское УФАС Росси излагает свою позицию, подтвержденную арбитражной практикой.

Так, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе:

на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу.

Данная норма является императивной (т.е. безусловной).

Частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (т.е. федеральным законом) установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Вы, как индивидуальный предприниматель подпадаете под условия, регламентированные данной статьей Федерального закона в случае, если:

— являетесь субъектом малого предпринимательства;

— не подпадаете под перечень субъектов малого предпринимательства, в отношении которых имеются ограничения по предоставлению государственной поддержки, а также не осуществляет добычу и переработку полезных ископаемых;

— договор аренды недвижимого и движимого имущества заключен до 01.07.2008г. и является непрерывным;

— основания для досрочного расторжения договора аренды, предусмотренные гражданским законодательством (например, просрочки уплаты арендной платы, использование имущества не по назначению и пр.) – отсутствуют.

Тот факт, что имущество было передано Вам в аренду на основании аукциона, не может иметь правового значения, поскольку договор аренды заключен Вами в 2007г., т.е. до 01.07.2008г.

Согласно письма Минэкономразвития РФ от 01.04.2011г. №Д05-951 право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота.

Таким образом, при наличии вышеперечисленных условий, у Администрации г. Кунгура отсутствуют основания для проведения конкурса и отказа Вам в пролонгации договора аренды помещений по адресу: г. Кунгур, ул. К.Маркса, 4.

Читать еще:  Зачем нужен кадастровый паспорт на квартиру

Руководитель управления Д.Н. Махонин

Услуги

Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, согласование передачи в субаренду имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Саранск, без проведения торгов

  • физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
  • юридическим лицам.

Администрацией городского округа Саранск и осуществляется через структурное подразделение — Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск

Физическим лицам:

  1. Заявление по форме на имя Главы Администрации городского округа Саранск.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица.
  3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить дополнительные документы

Юридическим лицам:

  1. Заявление по форме на имя Главы Администрации городского округа Саранск.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.
  3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.
  4. Копии учредительных документов (устав, учредительный договор).
  5. Копию приказа о назначении руководителя (единоличного исполнительного органа), заверенную печатью юридического лица и подписью уполномоченного лица.
  6. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (в случае непредставления сведения запрашиваются в порядке межведомственного электронного взаимодействия).
  7. Свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельства о присвоении кодов ОКПО, ОКВЭД (в случае непредставления сведения запрашиваются в порядке межведомственного электронного взаимодействия).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить дополнительные документы

Индивидуальным предпринимателям:

  1. Заявление по форме на имя Главы Администрации городского округа Саранск.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо личность представителя заявителя.
  3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя индивидуального предпринимателя, если с заявлением обращается представитель заявителя.
  4. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (в случае непредставления сведения запрашиваются в порядке межведомственного электронного взаимодействия).
  5. Свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельства о присвоении кодов ОКПО, ОКВЭД (в случае непредставления сведения запрашиваются в порядке межведомственного электронного взаимодействия).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить дополнительные документы

  • Предоставление заявителем заявления и документов без удостоверения личности либо не уполномоченным лицом.
  • Предоставление заявителем заявления и документов, не соответствующих требованиям (наличие исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, подписи, печати и др.).

Заявление на предоставление в аренду, безвозмездное пользование, согласование передачи в субаренду имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Саранск, без проведения торгов
Скачать документ Просмотреть документ

Договор аренды, безвозмездного пользования, субаренды муниципального имущества городского округа Саранск;

Письмо Администрации городского округа Саранск об отказе в предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Саранск

Субаренда муниципального имущества

Насколько законна субаренда муниципального имущества, что дает договор субаренды субарендатору? Как-то защищает? Чем осложняет жизнь арендатора?

Как можно оформить документы на субаренду муниципального имущества.

Аренда (субаренда) муниципального имущества: Между ООО «Х» и ЗАО «Б» заключен договор о совместной деятельности.

Имеет ли право собственник муниципального имущества не разрешать субаренду. Или должен указать причину отказа.

Проблема в следующем: По результатам торгов мы заключи договор аренды муниципального имущества с арендной платой 94 990 рублей. Сейчас мы хотим сдавать это имущество в субаренду (договором это разрешено). Можно ли нам сдавать это имущества цене которая выше чем цена основного договора?

Наша организация арендует у Управления муниципальным имуществом муниципальное нежилое помещение. Причем в договоре аренды прописана возможность сдачи 15% площади в субаренду с разрешения УМЕ. С этого года УМЕ прислало Уведомление о том, что мы должны провести конкурс на сдачу в субаренду части муниципального имущества, только после этого они дают нам разрешение на субаренду. Правомочно ли это? Ведь мы не являемся собственниками данного помещения.

Я являюсь индивидуальным предпринимателем, для ведения бизнеса был заключен договор аренды нежилого помещения с ИП Иванов И.И, который представился собственником помещения. Регулярно получал от меня деньги за аренду, что оформлялось расписками. Когда выяснилось, что это помещение является муниципальной собственностью и находится у него в аренде, и в субаренду ему сдавать запрещено, заставил освободить помещение. Предусмотрена ли какая-нибудь ответственность за незаконную сдачу в субаренду муниципального имущества?

Наша организация выиграла тендер и заключила договор с АМС по аренде муниципального имущества сроком на пять лет. Можем ли мы сделать переуступку прав аренды (не субаренды) на другую организацию без проведения торгов, если наша прекращает свое существование? Можно ли просто расторгнуть договор и заключить новый без проведения торгов?

Общественная организация неприбыльная имеет на руках договор аренды с собственником (город) как общественная организация должна провести торги на субаренду инвалиду физическому лицу или согласно Письмо ФАС России от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ссылкой Фаза на п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ а именно

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

(п. 16 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) общественная организация не должна проводить торги а просто заключить договор субаренды с физ. лицом на площадь 7,5 кв. м. но это получается более чем 10 % от общей площади договора аренды т. +79787259943 почта burik51@mail.ru

Мы хотим получить разрешение на торговлю. Помещение магазина арендуем по договору субаренды у Гостиницы «Славянская». Договор субаренды заключен на 11 месяцев. Здание гостиницы находится в собственности города Москва. Работник торгового отдела районной Управы требует регистрацию нашего договора в Департаменте государственного и муниципального имущества г. Москва на основании постановления правительства г. Москва № 689 от 13 августа 1996, положения о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда в г. Москва п.5.10. Правомерно ли это? Заранее благодарю.

Наша организация выиграла тендер и заключила договор с АМС по аренде муниципального имущества сроком на пять лет. Можем ли мы сделать переуступку прав аренды (не субаренды) на другую организацию без проведения торгов с согласия обеих сторон. Можно ли просто расторгнуть договор с нашей организацией и заключить новый с другой нашей организацией без проведения торгов? Заранее благодарю.

У нас заключен договор на долгосрочную аренду муниципального имущества с 2006 г. т.к. вступили в силу новые изменения по получению алкогольной лицензии только ООО, нам город дал согласие на передачу части имущества в субаренду от ИП к ООО, но юстиция не принимает документы, т.к.не проведены торги. 1. Необходимо ли нам проводить торги если договор был заключен в 2006 г.? 2. Не подойдет ли нам договор о совместной деятельности ИП и ООО для получения лицензии?

Я, просто физ. лицо без образования ИП, выиграл аукцион на право заключения договора аренды, предусматривающего переход прав владения в отношении муниципального имущества. (Приказ ФАС №67 от 10.02.10). Могу я передать, ВОТ ТУТ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС, или как-то нотариально оформить передачу прав на финансово-хозяйственное ведение магазинчика другому физ. лицу (оформленному как ИП), чтобы, так сказать, это лицо полностью осуществляло работу магазина (т.е. доверенное лицо), так как я просто не справляюсь в связи с загруженностью. Какой должен быть договор заключен между нами? Будет ли это субаренда? И, в итоге, я или ИП будет являться налогоплательщиком? Спасибо.

Помогите разобраться в сложившейся ситуации. Я Генеральный директор организации, которая является малым предприятием для социального обслуживания населения (парикмахерская), бесплатно обслуживании инвалидов и ветеранов ВОВ, и мы арендуем нежилое помещение в субаренду, собственник город. 16 января 2009 г., для заключения нового договора аренды мы подали документы в ЮВТА ДИГМ, для согласования, нам 20 апреля 2009 г. отдали копию отказа, в которой говорится что согласно Федерального Закона 135-ФЗ, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться по результатам проведения торгов. Мы подавали все документы в одно окно согласно перечню документов, у нас приняли пакет документов не говоря ни слова о конкурсе. После отказа нам в одном окне сообщили что нам надо обращаться в СГУП. Мы обратились к ним, они ответили, что мы сами не можем инициировать тоги так как собственником является Департамент имущества и они должны выпустить распоряжение, а СГУП организует торги. Спросив много ли у них было торгов по СУБАРЕНДЕ они сказали что не было ни разу. И в дополнении прочитав Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» там есть такой пункт-3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в статье 19 Закона о защите конкуренции.

Читать еще:  Список должников по налогам физических лиц

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

В связи с этим не могли бы Вы объяснить что нам делать. Складывается мнение что ЮВТА ДИГМ нарушает законодательство. И есть ли у нас основания подать в суд? И как нам поступать дальше?

Заключен договор аренды муниципального имущества с ООО»ххх» 9.06 2008 года. По акту сдачи-приемки, в том числе передано имущество: вокзал вахтовых перевозок; банно-прачечный комбинат; гардероб для бани; павильоны алюминиевые с указанием инвентарных номеров. На основании пункта 3 ст.607 ГК РФ прокуратура считает следующее: » Из условий договора о предмете и приложении № 1 к договору не представляется возможным установить какое именно имущество подлежит передачи в аренду ООО»ххх», поскольку договор не отражает существенного условия о его предмете, не содержит сведений о площади имущества, месторасположении, юридических адресах объектов аренды, в результате чего не представляется возможным определенно установить имущество подлежащее передачи Арендатору.

При таких обстоятельствах, договор аренды № ххх заключенный между КОМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом) и ООО»ххх» считать не заключенным.

Суд просит представить свои возражения по существу искового заявления прокуратуры.

1) При передачи всех объектов (5 зданий, в том числе вокзал вахтовых перевозок; банно-прачечный комбинат) КОМИ были переданы ксерокопии технических паспортов зданий.

2) В городе вокзал вахтовых перевозок; банно-прачечный комбинат в единственном числе; других аналогичных объектов нет.

3) В технических паспортах указано следующее местоположение: вокзал вахтовых перевозок — город Пыть-Ях; банно-прачечный комбинат — пос. Мамонтово (это микрорайон города Пыть-Ях)

Что возражать суду с тем чтобы договор остался в силе, так как по нему работаем уже более полугода: коммерческая деятельность, договора субаренды, своевременное внесение арендной платы по договору; кроме того в рамках данного договора получены субсидии на содержание бань в связи с нормированием цены посещения бань администрацией города.

В 2003 г. администрация муниципального района передала Фонду социального развития « Валаамский архипелаг» в долгосрочную аренду на 49 лет земельный участок. Договор прошел государственную регистрацию. В 2004 г. по согласованию с администрацией (арендодателем), Фонд передал данный земельный участок мне в субаренду сроком на 10-ть лет. Договор субаренды также прошел государственную регистрацию. На данном земельном участке администрация согласовала план границ под строительство хозяйственных построек, которые были мной возведены в период 2005-2006 г. В декабре 2005 г. администрация подала исковое заявление о применении последствий недействительности ничтожной сделки в отношении договора аренды земельного участка между администрацией и фондом по тем основаниям, что данный земельный участок отнесен к памятникам истории и культуры а также расположен на территории природного парка « Валаамский архипелаг». Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований администрации отказал. По тем основаниям, что документов, подтверждающих перевод спорного земельного участка из категории земель поселения в категорию земель особо охраняемых территорий в материалах дела нет, а так же по тем основаниям, что установленный порядок отнесения спорного земельного участка к объектам культурного наследия соблюден не был. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд своим постановлением от 24 июля 2006 г. отменяет решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворяет исковые требования администрации по тем основаниям, что выписка из государственного земельного кадастра не является доказательством того, что земли не относятся к природным паркам или не являются землями историко-культурного назначения.

Согласно кадастрового паспорта на земельный участок (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 09.10.2009 г. земельный участок отнесен к категории земли населенных пунктов. К землям особо охраняемых территорий и объектов не относится. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы от 25 января 2010 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на объект (территория природного парка « Валаамский архипелаг») отсутствует. Согласно письма директора природного парка « Валаамский архипелаг» от 19.01.09 г. спорный земельный участок на учете природного парка не состоит. Согласно письма Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 03.03.2009 г., спорный земельный участок из оборота изъят не был и в категорию ООПТ не переводился. На протяжении пяти лет я пытаюсь доказать, что спорный земельный участок в территорию природного парка не входит, а также не входит в территорию объектов культурного наследия и памятников истории и культуры. Но прокуратура и все судебные инстанции ссылаясь не на федеральные законы, а на положение о природном парке « Валаамский архипелаг» утвержденного Постановлением Правительством Республики Карелия в 1999 г. Согласно данного положения все острова Валаамского архипелага входят в территорию природного парка. Территория природного парка на кадастровом учете не состоит. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирована. Законодательно границы территории природного парка не установлены. Как доказать прокуратуре и суду, что спорный земельный участок в территорию природного парка не входит, а также не входит в территорию объектов культурного наследия и в территорию памятников истории и культуры. Есть ли смысл подать заявление в суд об установлении фактов, имеющих юридическое значение. С уважением Сергей Григорьев.

Субаренда муниципального имущества

Дмитрий Алексеев

Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Ключевой задачей государства является обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства, что создаст основу для формирования устойчивой российской экономики.

Совокупность государственных мер связана как с принятием законодательных актов, направленных на регулирование арендных правоотношений, так и с реализацией определенных решений для защиты прав и законных интересов предпринимателей, решивших открыть свой бизнес, обеспечения их доступа к найму нежилых помещений и других объектов недвижимости.

Также к числу таких мер можно отнести софинансирование кредитных ставок за счет бюджетных средств, создание возможности участия в муниципальных торгах по аренде муниципального имущества.

Основной действенной мерой в данной сфере, это формирование необходимой законодательной базы и площадок, с помощью которых коммерческие предприятия смогут арендовать недвижимость непосредственно у муниципальных органов.

Обычно, муниципальное имущество предоставляется 2-мя способами:

  • Первый способ — участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в аукционах, на которых реализуется недвижимое имущество (здания, нежилые помещения, земельные участки и т.д.), а также права на пользование ими.
  • Второй способ — предоставление муниципальной недвижимости по договорам аренды либо субаренды без проведения торгов, путем непосредственного оформления договора или сдача муниципальных объектов в субаренду без торгов.

В 1-м варианте (заключение договоров субаренды муниципального имущества через торги) в какой-то степени понятен порядок предоставления. Торговые площадки, проводящие конкурные торги по получению во временное пользование муниципальных объектов недвижимого имущества.

Относительно предоставления права субаренды без проведения конкурса существуют пробелы в регулировании данной процедуры. В законодательстве не закреплены конкретные правила осуществление такого процесса.

В данной статье рассматриваются вопросы, каков порядок предоставления муниципального имущества на основании субаренды без проведения торгов, какие законодательные акты являются основой данной процедуры, а также какие действия нужно предпринять для получения недвижимости в найм у муниципалитета для занятия коммерческой деятельностью.

Законодательные основы субаренды муниципальных объектов недвижимости

Для верного и точного понимания, каким образом получить права субаренды на муниципальное имущество, необходимо прежде всего определиться с нормативными основами регулирования данных правоотношений между муниципальными органами и будущими арендаторами, независимо от того, являются ли они организациями или индивидуальными лицами.

Основным законодательным актом, определяющим правила данных правовых отношений между арендаторами и органами местного самоуправления, выступает Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 данного закона, заключение договоров аренды, которые предусматривают переход прав временного пользования и владения в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться лишь по итогам проведения конкурсных торгов либо аукционов на право заключения таких сделок.

Читать еще:  Какими правами обладает собственник имущества

Арендатор муниципального имущества может передать соответствующие права в отношении объекта недвижимости (здания, помещения, земельного участка) другим лицам – субарендаторам при наличии согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов.

Но, арендаторами не могут являться следующие коммерческие организации:

  • имеющие статус кредитных учреждений, страховых компаний (кроме потребительских обществ и кооперативов), негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, участников рынка ценных бумаг, а также ломбардов;
  • которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, а именно осуществляют коммерческую деятельность в сфере импорта и экспорта.
  • занимающиеся предпринимательством в области игорного бизнеса. Здесь следует напомнить, что игорный бизнес в России запрещен, кроме игорных зон, которые создаются на территориях некоторых субъектов РФ (Республика Крым. Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область).
  • которые являются в порядке, определенном в правовых актах РФ о валютном контроле и регулировании, нерезидентами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами России;
  • выполняющие добычу полезных ископаемых и их переработку (за исключением таких распространенных полезных ископаемых, как песок и щебень).

Очевидно, что действуют достаточно существенные ограничения в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которым не может быть предоставлено право на оформление субаренды муниципального имущества.

Помимо данного специального федерального закона, напрямую регулирующего отношения аренды (субаренды) имущества муниципальных образований, действуют и отдельные статьи в кодифицированных нормативно-правовых актах, также имеющих отношение к вопросам арендных правоотношений.

В частности, толкование договора субаренды, как разновидности арендного соглашения, и соответственно к нему подлежат применению нормативы гл. 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 615 ГК, арендатор вправе сдать нанимаемое им помещение в субаренду (поднаем), но для чего обязательно требуется согласие его собственника в письменной форме.

Разрешение арендодателя выражается либо в форме отдельного документа, к примеру, дополнительного соглашения, либо в качестве отдельного условия в основном договоре аренды.

Кроме того, некоторые вопросы отношений аренды муниципальной недвижимости регулируют следующие законодательные акты:

  1. Федеральный закон от 13 июля 2005 г. под № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно указаниям которого осуществляется процедура регистрации договора аренды.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. под № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон регламентирует правовые отношения, связанные с защитой конкуренции, а также вопросы предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Условия субаренды имущества у муниципальных органов

В соответствии с действующим законодательством, нет ограничивающего списка имущества, которое может быть сдано по договору аренды муниципальными органами.

С практической точки зрения в России, зачастую сдается такое муниципальное имущество:

  • объекты недвижимого имущества, которые принадлежат муниципалитету, включая нежилые помещения, сооружения и участки земли. Кроме того, могут быть арендованы части водоохранной береговой линии водоемов либо земельных участков, обладающих особенным статусом. В отдельных ситуациях, в отношении некоторых видов имущества муниципальных образований обязательным условием их предоставления являются конкурсные торги;
  • разнообразное имущество, которое принадлежит муниципальным учреждениям на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, например, автотранспортные средства или производственное оборудование.

Главным образом, сдаются в субаренду имущество, предназначенное для ведения коммерческой деятельности малыми или средними организациями недвижимого имущества, принадлежащие муниципальным образованиям. К примеру, складские помещения, торговые площади в ТРЦ либо земли, выделяемые для ведения фермерского хозяйства.

Формы аренды муниципального недвижимого имущества

Имущество муниципальных органов может быть предоставлено в субаренды без проведения аукциона с помощью 3-х видов соглашений. В отдельных случаях сделка субаренды некоторых видов имущества муниципалитетов предоставляется только на торгах.

В особенности в случае реализации недвижимости муниципальных предприятий, признанных банкротами. В этом случае договор аренды (субаренды) в обязательном порядке требует проведения конкурса.

Образец договора субаренды нежилого помещения ищите в статье: договор субаренды нежилого помещения.

Формы арендных отношений в отношении имущества муниципальных образований:

  1. Договор лизинга — предоставление муниципального имущества на основании субаренды с дальнейшим выкупом имущества в частную собственность арендатора. Как правило, данное имущество является автотранспортными средствами или производственное оборудование. Например, в лизинг могут быть сданы предприятия, осуществляющие обслуживание и ремонт коммунального хозяйства.
  2. Договор найма. Данная форма договорных отношений представляет собой разновидность сделки, на основании которой арендатор пользуется муниципальным имуществом (недвижимостью или оборудованием) на протяжении короткого срока. К примеру, в найм берется муниципальная техника или автотранспортные средства для осуществления перевозок людей или найм помещения дома культуры для проведения какого-то общественного мероприятия.
  3. Договор проката — является довольно редким договором, по которому предоставляется имущество в аренду. Как правило, такая договорная форма связана с сезонной коммерческой деятельностью, например, в случае аренды городских парков для размещения там аттракционов на летний период предпринимателями.

Возникновение арендных правоотношений сопровождается заключением договора аренды. Договору субаренды всегда предшествует оформление основного соглашения аренды.

Поэтому существует норма Гражданского кодекса РФ, запрещающая заключение договора субаренды на срок, превышающий срок действия первоначальной аренды.

Сдача в субаренду имущества муниципального образования возможна при соблюдении определенных требований:

  • собственник имущества выразил арендатору согласие на оформление сделки;
  • площадь арендуемого помещения более 20-ти квадратных метров;

Необходимые документы для заключения договора аренды

В гражданском праве России действуют всевозможные правила и нормы, которые должен соблюдаться при заключении хозяйственных договоров между организациями и физическими лицами.

Эти нормативы применяются и при оформлении договора субаренды муниципального имущества. Далее будет рассмотрен общий порядок заключения такой сделки с органом местного самоуправления (либо муниципальным предприятием).

Чтобы оформить договор аренды субарендатору необходимо предъявить арендатору имущества определенные документы (для организаций и индивидуальных предпринимателей):

  • Выписку из ЕГРЮЛ: указанный документ удостоверяет правоспособность субарендатора на момент заключения договора, а также факт того, что в отношении него не ведется процедура признания банкротом, юр. лицо не ликвидировано и т.д. Как правило, муниципалитет требует предоставление выписке, полученной не более 30-ти дней назад;
  • Реквизиты банковского счета: справка подписывается руководителем организации и ее главным бухгалтером;
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание договора от имени юридического лица (надлежащим образом оформленная доверенность) или приказ директора организации;
  • Информация о регистрации сделки в службе Росреестра. Договор, на основании которого сдается в аренду муниципальное имущество, необходимо зарегистрировать, если его срок действия более одного года;

В отношении договора субаренды имущества, принадлежащего муниципалитету, действуют общие сроки регистрации сделок, установленные для иных сделок, на основании которых передаются права владения или пользования на объекты недвижимости. Регистрация в ФКП Росреестра осуществляется в 10-дневный срок с даты подачи заявления и прилагаемых документов.

После завершения регистрации субарендатору выдается выписка из ЕГРН, свидетельствующая о том, что он имеет право владения муниципальным имуществом в надлежащем порядке. Выписка действует 1 месяц со дня выдачи.

Крое того, важно помнить, что в случае заверения копий документов в нотариальном порядке, срок осуществления регистрационной услуги Росреестром укорачивается до трёх дней, поскольку их проверка на достоверность не требуется.

В случае возникновения каких-либо вопросов к документам вследствие расхождения в их содержании, процедура может быть приостановлена до момента решения этих вопросов или предоставления дополнительных бумаг.

Следует учитывать, что при расторжении договора субаренды недвижимости до завершения его срока действия, арендатор имеет обязанность по уведомлению об этом другую сторону договора более чем за один месяц.

В завершении необходимо отметить, что использование имущества муниципальных органов на основании отношений аренды все чаще применяется коммерческими предприятиями России. Благодаря чему местные власти тем самым могут пополнить бюджет муниципального образования, а также реализовать непрофильные активы.

Как называются стороны договора субаренды по ГК РФ, смотрите здесь.

Также предприятия получают возможность получения недвижимого и другого муниципального имущества по льготным условиям, что соответствует задачам государства в содействии малому бизнесу.

Видео: Как арендовать помещение у города. Плюсы аренды муниципальной собственности

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector