Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность управляющей компании перед собственниками

Когда бездействует управляющая компания…

Старший преподаватель кафедры правовых и гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», член Ассоциации юристов России

специально для ГАРАНТ.РУ

Российский рынок жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, имеет ряд недостатков, вызванных как несовершенством нормативной правовой базы, так и недостаточной правовой грамотностью населения. Все это приводит к тому, что некоторые управляющие компании полностью не исполняют свои обязанности (при этом сайт управляющей компании обычно не содержит практически никакой полезной информации), а жильцы, не зная своих прав, получают ответы-отписки из различных инстанций и не могут ничего сделать.

Попробуем разобраться: что должна делать управляющая компания и как ее можно заставить работать, если она не исполняют свои обязанности в соответствии с буквой закона.

Обязанности управляющих компаний многоквартирных домов

Обязанности управляющих компаний содержатся как в нормативных правовых актах (в Жилищном кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и т.п.), так и в соответствующих договорах с жильцами многоквартирных домов. Так, в первую очередь, управляющая компания обязана осуществлять работы по эксплуатации и ремонту здания, включая:

а) оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления по заданию собственников и за определенную плату (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Следует уделить особое внимание последнему понятию. Что входит в состав общего имущества дома? Нормативное определение установлено в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491: помещения общего пользования, в том числе лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и другое, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления, электроснабжения и другое;

б) осуществление мер противопожарной безопасности;

в) контроль общедомовых счетчиков;

Во-вторых, убирать и вывозить мусор, в-третьих, исполнять обязанности финансово-правового характера (например, производить работу, например, с должниками; перечислять необходимые средства поставщикам услуг). Помимо этого она должна предоставлять гражданину необходимую информацию о своей деятельности (например, сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы), а также выполнять иные обязанности.

Что делать собственникам, если их права нарушают?

Законодательство предусматривает два основных варианта:

  • обращение с заявлением в суд за защитой своих прав;
  • разрешение имеющегося конфликта без обращения в судебные инстанции. В этом случае лучше всего написать жалобу в государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру субъекта федерации.

Ответственность управляющих компаний

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП), питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);
  • нарушение требований по содержанию и текущему ремонту дома (ст. 7.22 КоАП РФ). Так, ООО «К.» обратилось с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Костромской области от 21 июля 2010 г. и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2010 г. по делу № А31-4299/2010. Как следует из материалов дела, истец требовал признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Костромской области от 25 мая 2010 г. № 25-04-10 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за ненадлежащее состояние кровли и чердачного перекрытия. Попытки ООО «К.» отпарировать доводы жилинспекции не увенчались успехом в судебных инстанциях (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2010 г. по делу № А31-4299/2010);
  • нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ). Приведем пример: управляющая компания, обслуживающая дома в Костромской области, обратилась в Арбитражный суд региона с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Она считала, что суды неправильно применили ст. 1.5, ст. 2.1 КоАП РФ, не применили подлежащие применению ст. 28.2, ст. 29.1 КоАП РФ; сделали выводы, которые не соответствовали фактическим обстоятельствам дела: для восстановления водоснабжения необходимо было провести замену стояков холодного и горячего водоснабжения, но на лицевом счету дома отсутствовали необходимые денежные средства и на момент проведения обследования собственники жилого дома не приняли решения по этому вопросу. Государственная жилищная инспекция посчитала иначе, усмотрев в действиях управляющей компании факты нарушений КоАП РФ. Суд встал на сторону жилинспекции (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. по делу № А31-1022/2009);
  • нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3 КоАП РФ). Приведем пример. К., являясь директором управляющей компании, допустил серьезные нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Как следует из материалов дела, жителям домов, находящихся в управлении данной управляющей компании, были выставлены «двойные» квитанции об оплате коммунальных услуг за февраль 2016 года. По итогам рассмотрения дела К. был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Свердловский областной суд, куда К. обратился с жалобой, доводы его не поддержал. (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. № 4а-785/2016);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ). Приведем пример. Управляющую компанию из Волгограда оштрафовали на 100 тыс. руб. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований. Представители УК пытались обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях, однако никаких существенных результатов они не добились: решение было оставлено в силе (Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2016 г. № 16-АД16-10);
  • нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (ст. 7.23.2 КоАП РФ) и др.

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).

Управляющая организация

Управля́ющая организа́ция — юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками. В быту часто ошибочно используется термин «управляющая компания», хотя по российскому законодательству так называют компанию по управлению инвестициями.

Целью деятельности управляющей организации является поддержание нормального технического состояния общего имущества многоквартирных жилых домов и их составных частей, а также обеспечение возможности использования общего имущества по его назначению.

Согласно положениям Жилищного Кодекса РФ, управляющая организация является одной из возможных форм управления многоквартирным жилым домом наряду с товариществом собственников жилья и непосредственным управлением.

С организационной точки зрения, управляющая организация является посредником между множеством собственников многоквартирного жилого дома и лицами оказывающими услуги по его содержанию и обслуживанию, в том числе предоставляющих коммунальные услуги. Основными функциями управляющей организации являются:

  • формирование единого заказчика перед поставщиками и подрядчиками, действующего в качестве консолидированного представителя всех собственников;
  • формирование единого исполнителя перед собственниками дома, действующего в качестве консолидированного представителя всех лиц, оказывающих коммунальные услуги.
Читать еще:  Аренда с последующим переходом права собственности

В данном аспекте создание управляющей организации обусловлено сложностью заключения и исполнения множества договоров каждым собственником с каждым поставщиком и подрядчиком.

С точки зрения экономики, управляющая организация осуществляет аккумулирование денежных средств собственников многоквартирного жилого дома направляемых на расчёты с поставщиками, содержание и ремонт, а также организует управление денежными потоками. Одной из основных функций управляющей организации является учёт, контроль и расчёты с поставщиками и подрядчиками, включая поставщиков коммунальных ресурсов.

С технической точки зрения, управляющая организация осуществляет работы в области обслуживания общего имущества, планирования и осуществления мероприятий эксплуатации и ремонта. Управляющая организация осуществляет накопление информации об обслуживаемом объекте, в том числе ведёт учёт износа, амортизации и накопление имущественных и технических фондов, осуществляет хранение и актуализацию технической документации на объект недвижимости, выполняет функции заказчика (застройщика и технического надзора) строительного контроля в процессе капитального и текущего ремонта, осуществляет аварийно-восстановительный ремонт, является заказчиком мероприятий обследования технического состояния, поддерживает техническое состояние объекта на уровне предусмотренном проектом с учётом износа. Нормативными актами регулирующими деятельность управляющей организации в части технической эксплуатации является Федеральный закон о техническом регулировании и технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Градостроительный кодекс Российской Федерации, «Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда» (утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).

Содержание

  • 1 Государственный и муниципальный надзор
  • 2 История управляющих организаций
  • 3 Литература
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Государственный и муниципальный надзор [ править | править код ]

По требованию пункта 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. [1]

Государственный надзор за деятельностью управляющих организаций в сфере ЖКХ, по требованию Постановления Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре», возложен на Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которая выдает лицензии управляющим организациям, проводят комплекс мероприятий задачами которых является предупреждение, выявление и пресечений нарушений по сохранению и безопасности жилищного фонда многоквартирных домов, вне зависимости от форм собственности. [2]

Муниципальный контроль осуществляется местным муниципалитетом в лице районной и городской администрации по требованию статьи 17.1 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (муниципальный контроль распространяется на жилой фонд, с долей муниципального жилфонда). [3]

История управляющих организаций [ править | править код ]

С 1921 года в городах [ где? ] создаются жилищные товарищества, которым передавались муниципализированные строения. Они становятся формой управления жилищным хозяйством, по сути это первый в истории России способ управления жилой недвижимостью, он также является прообразом современных товариществ собственников жилья. Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ) с 1924 года становятся основной формой управления. На них возлагалась обязанность восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в нормальном состоянии и удовлетворять потребности своих членов. Ещё в 1927 году жилищно-арендные кооперативные товарищества оценивались, как лучшая форма хозяйствования.

В 1937 году жилищные товарищества, распоряжавшиеся около 90 % жилищного фонда, были упразднены, и весь фонд перешёл в распоряжение местных советов на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». Вместе с этим право распределения жилой площади и заселения в квартиры также перешло от правления товариществ исполкомам.

Со временем становления государственной системы управления появились жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК).

Впоследствии, уже в 1980-х годах жилищно-эксплуатационные конторы преобразовались в дирекции единого заказчика (ДЕЗ).

Со вступлением в силу в марте 2005 года нового Жилищного Кодекса РФ начали появляться, предусмотренные им и реформой жилищно-коммунального хозяйства частные управляющие организации. В соответствии с пунктом 2 ст. 161 Жилищного кодекса управляющая организация является одной из трёх возможных форм управления многоквартирным домом наряду с непосредственным управлением собственниками помещений и управлением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В связи с тем, что участились жалобы жителей на недобросовестность исполнения управляющими организациями обязательств по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, [4] [5] для усиления государственного жилищного надзора с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами [6] . Согласно закону до 1 мая 2015 года управляющие организации должны были получить лицензию на управление многоквартирными домами. После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности без лицензии было запрещено. [7] [8]

Лицензии управляющим компаниям ЖКХ выдает орган государственного жилищного надзора (Госжилнадзор). Действие лицензии распространяется только на территорию того субъекта РФ, где она была выдана и не имеет срока годности (бессрочна). [9]

В соответствии с Федеральным законом [10] :

  • Управляющие организации лишаются права управления домом после 2х нарушений, признанных судом;
  • Жильцы могут сменить управляющую организацию, своевременно обратившись в госжилинспекцию с жалобами;
  • Был введен единый стандарт платежей за услуги ЖКХ;
  • Руководители управляющих организаций должны сдать квалификационный экзамен, призванный выявить их компетентность;

В Москве, согласно постановлению Президиума Правительства Москвы от 20 января 2015 года, было принято решение о создании специальной комиссии по лицензированию управляющих организаций [11] .В Москве лицензионная комиссия мэрии состоит из 15 специалистов [12] , включая пять представителей СРО, общественных и некоммерческих организаций . [13] [14] [15] [16] Процесс лицензирования контролирует Мосжилинспекция. Одной из составляющих получения лицензии стала сдача квалификационных экзаменов на знание российского законодательства для руководителей и специалистов управляющих организаций. [17] Такую лицензию получили как российские юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. [18]

В 2015 году в Москве было проведено 52 квалификационных экзамена и выдано более 600 аттестатов. На 2015 год в столице работает 503 управляющих организаций, обслуживающих более 30 тыс. многоквартирных домов. Среди них 130 государственных и 373 частных управляющих организаций. [19]

С 2015 года Портал открытых данных города Москвы стал публиковать как рейтинг [20] [21] [22] , так и антирейтинг [23] управляющих организаций Москвы. Рейтинг был составлен Государственной жилищной инспекцией. Организации оценивались по трём основным показателям: количество нарушений, уровень надежности и степень удовлетворения населения. А свои жалобы на управляющие организации жители стали оставлять на интернет-портале «Дома Москвы», также на нём они стали получать сведения о своих управляющих организациях. [24]

После принятия постановления Правительства РФ №191 от 4 марта 2015 года Московские управы стали участвовать в выборе управляющих организаций. До принятия этого постановления Управы могли проверять только основные услуги, такие как уборка подъездов и т.д. После принятия постановления районные власти стали контролировать объём и стоимость дополнительных услуг, которые предоставляет жителям управляющая организация. [25]

С 2018 года на основании пункта 9 статьи 55.25 Градостроительного Кодекса РФ, управляющие организации осуществляют обязательное содержание и восстановление тротуарного и дорожного покрытия на придомовой территории. [26]

С 2019 года в рамках проекта «Умный город» в регионах Российской Федерации началось внедрение цифровой платформы для взаимодействия управляющих организаций с жителями «Дом.Контроль» [27] [28] [29] . А уже в 2020 году стартовало внедрение аналогичной платформы «Электронный дом» в Москве [30]

Читать еще:  Как найти участок по старому кадастровому номеру

Литература [ править | править код ]

Зуйков И. С. Особенности финансовой деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Финансы. — 2018. — № 2 — С. 47-49.

Ответственность управляющей компании перед собственниками

Жильцы многоквартирных домов несут общую ответственность за фасад, подвал, крышу, подъезд и придомовую территорию. Закон обязывает следить за общим состоянием дома и планово ремонтировать здание. Управляющая компания — это подрядчик, с которым жильцы МКД заключают договор на такое обслуживание. Разберемся, что входит в услуги УК, на какие действия управляющие организации имеют право и нет и чем наказуемо нарушение обязательств.

ЧТО КОНТРОЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УК?

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ

  • Жилищная инспекция;
  • Жилищный кодекс РФ — статьи 154–157,161–165;
  • Гражданский кодекс — статьи 209–217, 288–293, 683–688 ;
  • ФЗ-210 от 30.12.2004 «Об основах регулирования организаций коммунальных комплексов»;
  • Постановление ПРФ №75 от 06.02.2006 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ

Договор заключают на основании общественного собрания дома. Жители дома заносят результаты собрания в протокол, который прикрепляют к договору вместе со списком участников.

Количество экземпляров. Помимо законодательства и жилинспекции, обязанности УК подкреплены договором с жильцами обслуживаемого дома. Экземпляр договора должен быть у каждого собственника и один — в управляющей организации. Если у вас нет письменного экземпляра договора, вы имеете право запросить его.

Содержание. В договоре указаны:

  • права и обязанности УК;
  • состав имущества МКД;
  • адрес дома;
  • порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги;
  • информация о предоставлении ЖКУ;
  • срок действия документа — от 1 до 5 лет; если УК выбрали на конкурсной основе — не более 3-х лет.

Проверяйте, чтобы в договоре был обязательный по статье 162 ЖК РФ пункт — предоставление отчетности. Если графы не будет, то управляющая организация предоставит отчетность только в конце договорных отношений.

Соблюдение. УК должна соблюдать обязанности, прописанные в договоре, иначе соглашение можно расторгнуть и привлечь организацию к административной ответственности.

ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

СЛЕДИТЬ ЗА КОММУНИКАЦИЯМИ ДОМА

  • Проверять состояние водоснабжения, газовых труб, вентиляции дома, канализации;
  • проверять систему центрального отопления перед отопительным сезоном;
  • ремонтировать системы водоснабжения, отопления, газоснабжения при авариях;
  • следить за пожарной безопасностью объекта;
  • контролировать состояние и работу счетчиков;
  • внедрять энергосберегающие технологии по требованию регионального управления.

ОБСЛУЖИВАТЬ ОБЪЕКТ

  • Находить поставщиков ресурсов, услуг — контролировать качество, организовывать бесперебойную работу;
  • выставлять счета за выполненные работы собственникам квартир;
  • собирать средства и оплачивать ресурсы и услуги по содержанию дома;
  • бороться с задолженностями со стороны жителей дома, воровством и вредительством общего имущества со стороны третьих лиц;
  • хранить документацию на жилой дом;
  • оформлять необходимые справки и выписки.

УХАЖИВАТЬ ЗА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ

Придомовым считается участок, закрепленный за домом в строительном акте. УО:

  • убирает и вывозит мусор;
  • озеленяет и благоустраивает территорию;
  • устанавливает детские площадки и спортивные комплексы и поддерживает их состояние.

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОТКЛЮЧАТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ ЗА НЕУПЛАТУ?

Да, УК должна контролировать точные данные по индивидуальным и общедомовым приборам учета, корректировать платежи по полученным сведениям и имеет право приостановить услуги при неполной оплате или ее отсутствии.

ОБЯЗАНА ЛИ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДЕЛАТЬ ПЕРЕРАСЧЕТ ЖКУ?

Да, если УК оказывала коммунальные услуги ненадлежащего качества, с превышающими разрешенные сроки перерывами или в случае временного отсутствия потребителей в квартире. По Постановлению правительства РФ № 354, управляющая организация не имеет права отказать в перерасчете.

ПРАВОМЕРНО ЛИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ПЕРЕДАВАТЬ СВЕДЕНИЯ В ОРГАНЫ?

Если вы затеяли незаконную перепланировку в помещениях или использовали общее имущества не по назначению, УК вправе передать информацию в уполномоченные органы.

ДОЛЖНА ЛИ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОВОДИТЬ ПЛАНОВЫЕ РЕМОНТЫ КВАРТИР?

Поскольку стоимость услуг ЖКХ рассчитывают по базовым тарифам и площади жилья, некоторые собственники полагают, что ремонт квартиры тоже входит в обязанности управляющей компании. Однако, это не так — жильцы за свой счет должны устанавливать и ремонтировать:

  • счетчики;
  • батареи;
  • сантехнику, трубы до места соединения со стояком;
  • электропроводку, разъемы в пределах квартиры;
  • кухонные плиты;
  • домофоны;
  • сети интернет-услуг.

ЧТО ЕЩЕ НЕ ВХОДИТ В УСЛУГИ УК?

  • Вырубать деревья рядом с домом, если они не входят в придомовую территорию — только в случае аварийных ситуаций или вреда для здоровья человека.
  • Вывозить мусор из дома — по правилам, мусор вывозят только от контейнера, а разбирать несанкционированные свалки ложится на плечи жильцов.
  • Делать косметический ремонт в подъезде — законодательство предусматривает только аварийные и плановые ремонты раз в 3–5 лет.
  • Травить клещей — однако, некоторые УК предлагают это дополнительной платной услугой.
  • Освещать придомовую территорию — фонарные опоры учитываются на балансе администрации города или энергетических компаний, обращаться по вопросам освещения двора нужно к ним.
  • Организовывать видеонаблюдение — не входит в обязательный список, но вы можете договориться с УК и прописать такую услугу в договоре за доплату.
  • Украшать двор — например, устанавливать новогоднюю елку. Декоративное оформление придомовой территории не входит в список услуг УК, поэтому при желании жильцы должны заниматься подобными вопросами самостоятельно.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ?

Несоблюдение закона и договорных отношений накладывает на УО административное наказание:

  • 10 000 ₽ — при нарушениях нормы газо-, тепло-, электро-, водоснабжения;
  • 50 000 ₽ — при халатном отношении к имуществу жильцов;
  • до 200 000 ₽ — за несоблюдение пожарной безопасности;
  • полное возмещение убытков жильцов по ст. 44 ГК РФ — если бездействие или действие уполномоченных лиц привело к ущербу общего имущества.

ВС напомнил об ответственности управляющей организации перед собственниками при управлении МКД

Верховный Суд опубликовал Определение № 56-КГ21-7-К9 от 29 июня, в котором он поддержал собственников помещений в многоквартирном доме в споре с управляющей компанией о ненадлежащем оказании услуг.

Собственники помещений в МКД в городе Фокино заключили договор с ООО «Тихоокеанская управляющая компания номер 1». Согласно условиям договора УК приняла на себя обязательства по управлению общим имуществом МКД, оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений дома, а также по предоставлению иных услуг, предусмотренных решением общего собрания собственников.

В период с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2019 г. «Тихоокеанская управляющая компания номер 1» перестала надлежащим образом исполнять условия договора и длительное время не реагировала на обращения жильцов дома, как письменные, так и устные. УК производила коммунальные начисления по работам, которые невозможно было выполнить, не производила уборку общих площадей дома и придомовой территории, уборку и вывоз мусора осуществляла нерегулярно, а также не участвовала по приглашению жильцов в общих собраниях.

В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании. Они просили взыскать выплаченные денежные средства, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг за указанный период в общей сумме 55 тыс. руб., из которых 15 тыс. руб. – в качестве компенсации морального вреда.

Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

20 февраля 2020 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

Читать еще:  Приказ о полной индивидуальной материальной ответственности образец

Однако определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 г. решения нижестоящих инстанций были отменены в части взыскания штрафа с УК. Кассационный суд указал на то, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф, по мнению кассации, взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли, тогда как соблюдение досудебного порядка являлось обязательным.

Не согласившись с выводами кассационного суда, собственники МКД обратилась с жалобой в Верховный Суд, Судебная коллегия по гражданским делам которого приняла решение о ее удовлетворении.

ВС отметил, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ в свою очередь устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, пояснил Суд.

Ссылаясь на абз. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК, Верховный Суд обратил внимание, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в таком доме.

ВС указал, что согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Суд также подчеркнул, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (уполномоченной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Подтверждая данную позицию, Суд обратился к п. 46 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, где разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

«Из содержания приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке в установленный срок влечет взыскание судом штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным, равно как и не установлена какая-либо обязательная форма такого требования», – пояснил Суд. По его мнению, указание на то, что по данной категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок, не содержат и положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 18.

ВС обратил внимание на то, что истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ общего имущества, перерасчете платы за содержание жилого помещения, и за ними судом было признано право на такой перерасчет исходя из обстоятельств длительного неисполнения управляющей компанией обязательств. Таким образом, Судебная коллегия посчитала вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа правильным.

Адвокат, председатель АА МГКА «Власова и партнеры», к.ю.н. Ольга Власова оценила позицию ВС как направленную на упрощение доступа потребителей к правосудию. Она заметила, что в качестве доказательств того, что услуги УК были оказаны ненадлежащим образом, суды первой, а затем апелляционной и кассационной инстанций приняли акты о ненадлежащем содержании УК общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома. «Обычно суды, к большому сожалению, такие акты, подписанные только жильцами дома, в качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг необоснованно не принимают. Поэтому и с этой точки зрения судебные акты по этому делу представляют большой интерес для защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и споров с УК», – пояснила Ольга Власова.

По мнению эксперта, интересным в данном определении является факт, что суд, разрешая спор в части взыскания внесенной платы за неоказанные услуги и услуги ненадлежащего качества, признал их убытками потребителей. Ольга Власова считает, что данный факт очень облегчает взыскание внесенной платы в случае неоказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

Адвокат АП г. Москвы, председатель «Ассоциации адвокатов России за права человека» Мария Архипова указала, что УК обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. Однако, по мнению адвоката, на качество услуг могут оказывать влияние обстоятельства, связанные со своевременной и в полном объеме оплатой собственниками услуг ЖКХ. «Если собственники многоквартирного дома в полном объеме и своевременно оплачивают услуги ЖКХ и не имеют долгов перед УК, то УК обязана выполнять оговоренный объем работ качественно и своевременно. В случае нарушения данного обязательства граждане вправе требовать возврата оплаченных сумм и возмещения убытков при наличии таковых», – считает Мария Архипова. Вместе с тем эксперт отметила, что в случае нарушения собственниками своих обязательств по оплате ЖКХ уже УК имеет право обратиться в суд и применить соответствующие санкции, например ограничивающие поставку коммунальных услуг неплательщикам.

Мария Архипова подчеркнула, что в любом случае при возникновении споров в судебном порядке решается вопрос: был ли обоснованным отказ от выполнения услуг управляющей компании с учетом добросовестности самих собственников. «Суд должен решать при возникновении спора в каждом случае отдельно, было ли невыполнение обязательств управляющей компанией нарушением договора или же невыполнение было связано с нарушением своих обязательств по договору собственниками», – пояснила адвокат. Мария Архипова добавила, что хотя позиция Верховного Суда РФ не вышла за рамки общей судебной практики, но это хороший пример, на который могут ссылаться юристы и адвокаты в своей работе по аналогичным делам.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина поддержала выводы Верховного Суда. «Управляющие компании довольно часто ищут отговорки, чтобы не возмещать жильцам причитающиеся им денежные средства за ненадлежащим образом оказанные коммунальные услуги и красноречиво выступать в суде», – заметила адвокат.

Татьяна Саяпина привела ряд определений КС, где тот указал, что штраф взыскивается судом вне зависимости от того, заявлялось ли данное требование потребителем или нет (определения от 23 апреля 2015 г. № 996-О; от 17 октября 2006 г. № 460-О; от 13 октября 2009 г. № 1215-О-О и др.).

По мнению эксперта, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом. «Поэтому обжаловать вынесенный судом первой кассационной инстанции судебный акт было крайне необходимо», – заключила Татьяна Саяпина.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector