Lb66.ru

Экономика и финансы
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светское государство понятие и признаки

Светское государство: понятие и характеристика. Религиозные объединения

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

    1. никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
    2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

    • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
    • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
    • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
    • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства — в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

По закону религиозные объединения:

    1. не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    2. не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (что не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления);
    3. не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (что не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений).

Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.

И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с «трудными» подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.

В противовес светскому государству, установившемуся в боль­шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го­сударства, в которых одна из религий признается государствен­ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи­ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото­рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо­творном воздействии религии на политику и общественную мо­раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен­ной существуют другие конфессии.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи­мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу­дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг­рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле­нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея­тели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни­каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государ­ства.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умале­ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон­ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропаган­дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен­ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа­ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст­вом РФ создавать образовательные учрежде­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных обра­зовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного само­управления предоставляет религиозной организации возмож­ность обучать детей религии вне рамок образовательной про­граммы.

Читать еще:  Что делать, если не выплатили отпускные вовремя куда обращаться

Светский характер государства означает, что официальные ли­ца государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государствен­ной гражданской службе РФ» (в редакции от 2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в инте­ресах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб­ные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио­нальным составом государственного аппарата, что требует от го­сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.

Светское государство: характеристика, признаки

Базовые виды государства

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
  • Абсолютно категорическая недопустимость полного смешения и подмены государственной компетенции, а также религиозных сообществ, которые направлены на распространение идеологии, деятельность которой предполагает следующие моменты:
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
  • Недопустимость внедрения религиозных или идеологических норм в качестве правовых источников в государстве предполагает следующие моменты:
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.
Читать еще:  Задолженность по алиментам где и как узнать сумму долга

Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

  • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
  • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
  • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
  • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения:

  • светскость государства как характеристика конституционного характера страны, которая отражает автономность и полную суверенность страны и религиозных объединений в соответствующих моментах, относящихся к их компетенции;
  • светское государство рассматривается как государство, которое обеспечивает полную автономность и суверенность институтов и религиозных сообществ страны в соответствующих ячейках их компетенции, гарантированные полной недопустимостью появления в государстве общей религии либо идеологии и отделением от страны религиозных сообществ, которые направляют свою деятельность на целевое распространение самой идеологии.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Энциклопедия юриста . 2005 .

  • СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА
  • СВИДЕТЕЛЬ

Смотреть что такое «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь

Читать еще:  Договор возмездного пользования нежилым помещением

Светское государство — государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридический словарь

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия

Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права

светское государство — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь

Светское государство — это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь

Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

Социальное и светское государство

Социальное государство — это государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий. Социальным может считаться любое государство независимо от его формы правления либо формы территориального устройства. При оценке государства как «социального» большее значение имеют не декларативное закрепление в законах прав и свобод граждан, а непосредственная возможность гражданина реализовать продекларированные права, а также практическая гарантированность их получения со стороны государства. Восприятие гражданами своего государства как социального имеет, помимо правового, исторический, национально-культурный и психологический аспекты.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом исходя из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Средством государства, противостоящим социальному неравенству, является социальное обеспечение малоимущих, инвалидов, людей преклонного возраста и др.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности, а также запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной. Государственная (официальная) религия означает, что церковь признается частью официальной организации государства, государство финансирует церковь, участвует в назначении священников, признает за церковью право осуществлять некоторые государственные функции, в частности, регистрировать браки, рождения, смерти, Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле — иудейская и т.д.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отдельны от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной. Отделение церкви от государства — демократический принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий, что церковь является организацией, не имеющей никаких государственных функций, а государство не вмешивается во внутрицерковные дела. Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Согласно действующему законодательству религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Равенство религиозных объединений перед законом выражается в том, что ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector