Lb66.ru

Экономика и финансы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разница в оплате жилого и нежилого помещения

Вопрос недели: По каким тарифам производить расчет за коммунальные услуги для нежилых помещений?

В ТСЖ имеются не жилые помещения в собственности.
По каким тарифам нужно производить расчет за коммунальные услуги (текущий ремонт, содержание жилья , содержание жилья ХВС,ГВС и э/энергия)?

Сообщаю Вам следующее:

Правовое регулирование в сфере коммунальных услуг за нежилые помещения изменились с 2017 года. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», вступившее в силу 01.01.2017, собственники нежилых помещений в МКД должны заключать договор на коммунальные услуги с РСО (п. 6 ППКУ).

До прекращения заключенного с УК договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения вносит плату такой компании по тарифам, установленным для населения (п. 5 Письма Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04).

Подборка материалов:

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление N 1498), вступившее в силу 01.01.2017, существенно изменило порядок работы исполнителей коммунальных услуг в многоквартирных домах (МКД). Если в собственности вашей компании находится нежилое помещение, являющееся частью такого дома, вам будет полезна информация, представленная в статье.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — ППКУ), до 01.01.2017 предполагали, что собственник нежилого помещения в доме, которым управляет управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ), мог выбрать два варианта в целях снабжения помещения коммунальными ресурсами:

— заключить договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (РСО);

— в общем порядке получать коммунальные услуги от управляющего домом, выступающего исполнителем коммунальных услуг.

Как указано в Постановлении АС ВСО от 02.06.2016 N Ф02-2363/2016 по делу N А33-11765/2015, из системного толкования положений ППКУ, в частности п. 18, в прежней редакции следует, что законодатель предусмотрел исключительный случай, предоставляющий собственнику нежилого помещения возможность заключения договора на обеспечение коммунальным ресурсом нежилого помещения, входящего в состав МКД, при отсутствии у такого владельца договора на поставку коммунального ресурса с исполнителем коммунальных услуг, в том числе УК.

При этом в любом случае плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее — ОДН) должна была поступать в адрес исполнителя коммунальных услуг (управляющего домом) (п. 18 ППКУ в прежней редакции).

Считалось, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора с РСО собственник нежилого помещения обязан оплачивать коммунальные услуги управляющему домом.

Начиная с 2017 года правовое регулирование изменилось. Основное новшество состоит в том, что теперь нормы стали императивными и требуют заключения договора между РСО и собственниками нежилых помещений в МКД (п. 6 ППКУ).

Письменный договор с РСО обязателен

На УК (ТСЖ) возложена обязанность представить РСО, поставляющим коммунальные ресурсы в МКД, сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с РСО (п. 6 ППКУ).

Вместе с тем исполнитель коммунальных услуг (в доме, управляемом УК (ТСЖ), исполнителем в большинстве случаев является управляющий) обязан предоставлять потребителю (путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, и на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в МКД заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с РСО, а также о последствиях отсутствия такого договора в установленные сроки (пп. «п» п. 31 ППКУ)

Заключение договора ресурсоснабжения в письменной форме в самые сжатые сроки — в интересах собственников нежилых помещений. И вот почему.

Во-первых, в случае отсутствия у потребителя письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в МКД, заключенного с РСО, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется РСО расчетными способами, установленными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абз. 5 п. 6 ППКУ).

Во-вторых, отношения между собственником нежилого помещения и РСО регулируются положениями законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении (это следует из содержания п. 7 ППКУ). В свою очередь, указанные положения дают право организации водопроводно-канализационного хозяйства прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении лиц, осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пп. «е» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644). Аналогичный порядок действует в случае бездоговорного потребления электроэнергии (п. 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). То есть отсутствие письменного договора с РСО может стать основанием для отключения нежилого помещения от сетей. Причем физически действия по приостановлению предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в МКД (в связи с отсутствием письменного договора с РСО) осуществляет (п. 114 ППКУ):

— лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей (ВИС), по заявлению РСО, если ресурсопотребляющее оборудование собственника нежилого помещения присоединено к ВИС;

— РСО в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, энергоснабжении, теплоснабжении и газоснабжении, если ресурсоснабжающее оборудование потребителя присоединено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в МКД.

Когда договор с РСО будет заключен

Пункт 18 ППКУ обязывает собственника нежилого помещения выполнять два действия (если исполнителем коммунальных услуг в доме не является РСО):

— единовременно (в течение пяти дней после заключения договоров с РСО) представить исполнителю их копии;

— регулярно (в порядке и в сроки, установленные ППКУ для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных приборов учета) представлять исполнителю данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по договорам с РСО.

Платежи собственника нежилого помещения

Структура платежей собственника нежилого помещения зависит от способа управления, реализованного в доме (п. 40 ППКУ).

— предоставленные в помещении;

— потребленные при содержании общего имущества (предоставленные на ОДН).

О переходном периоде

Постановление N 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками помещений в МКД и РСО в письменной форме, передачи управляющими сведений о собственниках нежилых помещений в РСО. Также отсутствуют специальные указания о судьбе договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенных в письменной форме между собственником нежилого помещения и управляющим домом до 01.01.2017. Поэтому возникает вопрос: каким образом собственнику нежилого помещения вести расчеты за коммунальные услуги с 01.01.2017 до тех пор, пока письменный договор с РСО не заключен (при условии, что домом управляет УК или ТСЖ)?

С одной стороны, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Поэтому выглядит логичным вывод о том, что до прекращения заключенного с УК договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения вносит плату такой компании.

Читать еще:  Каков срок для примирения супругов при расторжении брака в суде и загсе

Возьмем на себя смелость утверждать, что безальтернативное изъятие правоотношений по поводу поставки ресурсов в нежилое помещение по договору с РСО из предмета договора между УК (ТСЖ) и собственником нежилого помещения и является целью нового правового регулирования. Реализация данной цели не может зависеть от волеизъявления участников правоотношений. Если допустить обратное, можно предположить, что заключение письменных договоров между собственником и РСО может затянуться на неопределенное время или вообще не быть инициировано (к примеру, при уклонении собственника от заключения договора РСО не вправе принудить его). Именно поэтому в абз. 5 п. 6 ППКУ и сказано, что при отсутствии письменного договора РСО определяет объем ресурса, потребленного в нежилом помещении, расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Эту мысль подтверждают и другие положения новой редакции ППКУ:

— объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется РСО расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения (п. 62);

— стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией (п. 81(11)).

Иначе говоря, даже при отсутствии письменного договора с РСО (независимо от наличия договора с управляющим) у собственника нежилого помещения есть обязательство оплачивать поставленные в нежилое помещение коммунальные ресурсы в адрес РСО. Очевидно, аналогичное обязательство перед УК прекращается.

Системный анализ положений подзаконных актов, в которые были внесены изменения Постановлением N 1498, позволил прийти к выводу, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью МКД, обязан оплачивать коммунальные ресурсы РСО независимо от способа управления домом. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, ранее заключенные с УК (ТСЖ), не действуют. В интересах собственников в самые сжатые сроки обратиться к РСО с заявкой на заключение договора.

В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным РСО в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. При этом при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения (абз. 3 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг).

Из пп. «б» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения следует, что стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.

Принадлежность потребителя к тарифной группе «население» и приравненным к ней потребителям определяется целью использования энергоресурса — на коммунально-бытовые нужды граждан. То есть независимо от того, кто является собственником жилого или нежилого помещения (физическое или юридическое лицо), определяющим обстоятельством признается цель использования ресурсов. Известен случай, когда физическое лицо, имеющее статус адвоката и владеющее нежилым помещением в МКД, доказывало правомерность применения тарифа, установленного для населения (то, что физическое лицо не осуществляет в помещении профессиональную деятельность, было подтверждено актом осмотра помещения) (Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26.10.2016 по делу N А69-3510/2015, см. также Постановление АС ВСО от 12.08.2016 N Ф02-3679/2016, Ф02-2827/2016). Одновременно, если доводы собственника нежилого помещения не будут подтверждены, вероятно, законным будет применение тарифа для прочих потребителей, поскольку само по себе назначение нежилого помещения не указывает на возможность его использования для личных бытовых нужд (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2014 по делу N 33-15973).

Плата за коммунальные услуги на ОДНПлата за КР на СОИ в составе платы за содержание жилого помещения
В редакции до 10.08.2017В редакции после 10.08.2017
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (абз. 3 п. 44 Правил)Ко всему объему ресурса, используемому в целях содержания общего имущества, применяются тарифы, установленные для населения (пп. «б» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения)

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию. Собственники жилых помещений оплачивают коммунальную услугу по отоплению по тарифам на коммунальные услуги, установленные для категории потребителей «население». Собственники нежилых помещений — субъекты предпринимательской деятельности — производят оплату за коммунальную услугу по отоплению согласно тарифу для соответствующей категории потребителей.

Таким образом, начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил N 354.

Позиция Минстроя России подтверждается положительной судебной практикой (постановление Президиума Кировского областного суда от 10 сентября 2014 г. по делу N 44-г-22/2014 г., апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 13 августа 2014 г. по делу N 33-2975, определение Приморского краевого суда от 1 апреля 2014 г. по делу N 33-2688/2014, определение Пермского краевого суда от 14 мая 2013 г. по делу N 33-5082-2013, апелляционное определение Магаданского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 2-3622/2014, 33-927/2014, апелляционное определение Архангельского областного суда от 8 декабря 2014 г. по делу N 33-6289/2014).

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Департамент городского хозяйства

Подведомственные организации

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе за электроэнергию, потребляемую в жилом помещении (квартире), и электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды многоквартирного дома

Порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг определяется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила).

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читать еще:  Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — общедомовые нужды, ОДН).

Размер платы за электроснабжение в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета электроэнергии, рассчитывается в соответствии с формулой 4 Приложения № 2 Правил, как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению и тарифа на электроэнергию.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 Правил исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Порядок начисления платы за электроснабжение на ОДН зависит от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета электроэнергии.

При наличии общедомового прибора учета и наличии в отдельных или во всех помещениях индивидуальных (квартирных) приборов учета объем коммунальной услуги на ОДН, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется как разница между объемом, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и суммарным объемом коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, с учетом коэффициента распределения. Коэффициент распределения рассчитывается как отношение общей площади жилого помещения (квартиры) к общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии расчет объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги на ОДН, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, с учетом коэффициента распределения. Коэффициент распределения рассчитывается как отношение общей площади жилого помещения (квартиры) к общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В целях определения суммарного объема коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, потребитель коммунальных услуг имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании пункта 59 Правил, начиная с расчетного периода, в котором потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), в котором потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за последние 6 месяцев, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

При непредставлении показаний прибора учета по истечении 6 расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определялась исходя из среднемесячного объема, расчет размера платы производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 44 Правил объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

В целях определения израсходованного фактического объема электроэнергии на ОДН собственникам жилых помещений в многоквартирных домах рекомендуется ежемесячно предоставлять показания индивидуальных приборов учета ресурсоснабжающей организации в установленные сроки.

Исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Согласно пункту 83 Правил проверка достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Как правильно выставлять счета жильцам нежилых помещений

Внешне апартаменты очень похожи на квартиры. Однако с юридической точки зрения это нежилые помещения. С точки зрения устанавливающих тарифы ЖКХ законов недвижимость бывает двух видов:

жилые помещения (квартиры, дома), в которых постоянно проживают люди. Для них устанавливается льготная стоимость коммунальных услуг.

нежилые помещения – коммерческая недвижимость. Предполагается, что ее покупают для ведения бизнеса, а если собственник извлекает доход, то платится полная стоимость коммунальных услуг.

Являясь нежилыми помещениями, апартаменты относятся ко второму виду – коммерческой недвижимости.

Как считается оплата электричества в апартаментах

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (с изменениями) все потребители электричества разделены на несколько групп:

  • население;
  • приравненные к населению категории, список которых приведен в Приложении № 1 к указанному постановлению. В этот перечень входят СНТ, воинские части, ТСЖ и другие объединения граждан. Особо подчеркивается, что для включения в перечень электроэнергия не должна использоваться ими для коммерческой деятельности;
  • организации ЖКХ;
  • коммерческие потребители и электроснабжающие организации.

Для населения и приравненных к ним категорий Правилами установлен льготный тариф. К ним применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 1. То есть начисленная сумма умножается на 0,7 или иной коэффициент, не превышающий единицы, который установлен местными органами власти (п. 71 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1178).

Поскольку апартаменты не являются жилыми помещениями, их владельцы не попадают в категорию «население», для которой установлены льготные тарифы. Также они не упомянуты и в перечне лиц, приравненных к населению, поэтому никакие льготы при оплате ЖКХ в части электричества не применимы.

Прочие коммунальные услуги

Другие коммунальные услуги (холодная и горячая вода, канализация, обслуживание мест общего пользования) тоже уплачиваются по полным (не льготным) тарифам. Отметим, что юридически для целей обоснования квартплаты (платежей за содержание общего имущества – коридоров, лестничных площадок и т. п.) нежилые здания приравниваются к многоквартирным домам.

Для нежилых домов такого понятия, как «общее имущество собственников», закон просто не предусматривает, но это не значит, что собственники апартаментов могут не платить квартплату за его содержание.

По аналогии используются статьи Жилищного кодекса РФ, которые устанавливают обязанность владельцев квартир содержать общее имущество многоквартирного дома (Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 23 июля 2009 года № 64). Большая часть платежей за коммунальные услуги приходится как раз на эти статьи расходов. Однако на размер коммунальных платежей аналогия не распространяется. Установленные для жилого фонда тарифы ЖКХ оказываются не применимы для апартаментов. Вместо них применяется стоимость «коммуналки», установленная договором с управляющей компанией (Определение Верховного суда РФ от 15 октября 2018 года № 310-КГ18-16918).

Апартаменты не признаются жилыми помещениями, следовательно, к ним применяются тарифы для нежилых помещений. Размер платы за содержание апартаментов, а также размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников в здании устанавливаются договором между управляющей компанией и жильцами апартаментов.

Читать еще:  Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Нежилые помещения в многоквартирном доме

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector