Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки преднамеренного фиктивного банкротства в арбитражном суде

Признаки преднамеренного фиктивного банкротства в арбитражном суде

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-58/09-С1 Ответчик правомерно привлечен к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего, поскольку в его заключении о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства отсутствуют сведения о договорах займа, заключенных с гражданами, при этом требования граждан включены определением арбитражного суда в реестр требований кредиторов должника (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 февраля 2009 г. N Ф09-58/09-С1

Дело N А60-32451/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,

рассмотрел в судебном заседании жалобу арбитражного управляющего Кирпищикова Анатолия Ивановича (далее — арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2008 по делу N А60-32451/08.

В судебном заседании приняли участие представители:

арбитражного управляющего — Кирикова А.А. (доверенность от 04.08.2008 б/н);

Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее — управление) — Путилова А.Б. (доверенность от 02.02.2009 N 08-19/503).

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

Решением суда от 04.12.2008 заявление управления удовлетворено. Арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 2500 руб.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, арбитражный управляющий просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом п. 7 , 14 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее — Правила), а также на малозначительность совершенного им правонарушения.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения арбитражным управляющим требований законодательства о несостоятельности и банкротстве при осуществлении им обязанностей временного управляющего закрытого акционерного общества «Союз С» (далее — общество, должник).

В ходе проверки управлением установлен факт нарушения арбитражным управляющим требований, установленных в п. 1 , 4 , 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон), п. 2 , 14 Правил.

По результатам проверки управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2008, на основании которого управление, руководствуясь ст. 23.1 Кодекса, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему правонарушения.

Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

Частью 3 ст. 14.13 Кодекса предусмотрена административная ответственности за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу п. 1 , 4 , 6 ст. 24 Закона арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации. Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 Закона. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу п. 2 ст. 29 Закона Правительство Российской Федерации утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации, в том числе правила проведения финансового анализа и правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 утверждены Правила , которыми определен порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

В п. 2 Правил указан примерный перечень документов, которые надлежит исследовать арбитражным управляющим при проверке за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства.

В соответствии с п. 6 Правил выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в два этапа. На первом этапе производится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения ( п. 7 Правил).

Согласно подп. «ж» п. 14 Правил заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должно содержать расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину).

Из материалов дела видно, что арбитражным управляющим проведена проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства общества за период с 01.01.2005 по 01.06.2007. В ходе проверки на первом этапе существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов арбитражным управляющим не выявлено.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в заключении арбитражного управляющего о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства отсутствуют сведения о договорах займа от 16.01.2006 N 1, 26.01.2007 N 1, 13.03.2007 N 3, заключенных обществом с Симчук Е.Ю., договорах займа от 27.01.2007 N 2, 10.03.2007 N 4, заключенных обществом с Васильевым А.П. При этом требования указанных граждан включены определением арбитражного суда от 31.10.2007 в реестр требований кредиторов должника.

На основании изложенного суд сделал правильный вывод о том, что указанные сделки в рамках проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства арбитражным управляющим общества не проанализированы, их влияние на ухудшение платежеспособности должника не установлено и не включены в заключение арбитражного управляющего о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Следовательно, суд сделал обоснованный вывод о нарушении арбитражным управляющим п. 1 , 4 , 6 ст. 24 Закона, п. 2 , 7 , 14 Правил и наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд правомерно привлек арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 2500 руб.

Довод арбитражного управляющего о неприменении судом ст. 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку применение названной нормы является правом суда.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено. Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Согласно части 5 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дано разъяснение, что в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

С учетом вышеизложенного уплаченная арбитражным управляющим госпошлина в размере 50 руб. за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.

Читать еще:  Как обратиться в конституционный суд за разъяснением

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2008 по делу N А60-32451/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Кирпищикова Анатолия Ивановича — без удовлетворения.

Возвратить Кирпищикову Анатолию Ивановичу из федерального бюджета 50 руб. госпошлины, уплаченных по квитанции от 18.12.2008.

Анализ признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Как провести анализ признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства

Анализ признаков преднамеренного и фиктивного банкротства является обязательным элементом работы конкурсного управляющего, назначенного в процедуре банкротства юридического или физического лица.

Формат Заключения по анализу данных признаков для физического и юридического лица отличается по объему и направлению исследования.

Во всех случаях, конкурсный управляющий предоставляет для анализа определенный объем документов.

Эксперт ИРВИКОН дает свою оценку данным документам — достаточно ли их для однозначного ответа на вопросы с учетом методики исследования, и после этого приступает непосредственно к ее анализу.

Такое исследование может быть выполнено по заказу:

  • конкурсного управляющего;
  • кредиторов должника, если у них возникли сомнения в выводах конкурсного управляющего (как контр-заключение);
  • суда.

Выводы о наличии или отсутствии признаков преднамеренного банкротства являются жизненно важными для всей процедуры банкротства в целом, поскольку если экспертами будет установлено и доказано, что признаки имеются, то после завершения процедуры банкротства остаток долга, непокрытый после продажи выявленного имущества должника, не списывается, т.е. долги не «обнуляются».

Вам требуется опытный финансовый эксперт?

Свяжитесь с нами! Гарантируем профессиональный подход и адекватную стоимость услуг!

Эксперты ИРВИКОН — это аудиторы и оценщики с опытом работы более 10-ти лет, выполнявшие исследования предприятий различных форм собственности в разных отраслях, а также физических лиц, включая оценку их имущества и проверку сделок на «рыночность» условий.

На практике нередки случаи, когда собственники компании или ИП, фактически не обладая признаками банкрота, инициируют соответствующую процедуру. Обычно это делается для того, чтобы освободиться от бремени долгов и прекратить начисление штрафных санкций и процентов по кредитам.

Понятие, признаки и субъекты преднамеренного и фиктивного банкротства

Преднамеренное банкротство – действия/бездействия должника или руководителя должника, которые привели к неспособности должника полностью погасить свои обязательства, в результате чего кредиторы или бюджет понесли ущерб.

Все существенные признаки данного деяния закреплены в статье 196 УК РФ. Отметим, что данные действия образуют состав преступления только при причинении крупного ущерба (в соответствии с примечанием статьи 170.2 УК РФ крупный размер определяется как превышающий 2,25 млн. рублей).

К ответственности за преднамеренное банкротство может быть привлечен:

  • должник – физическое лицо;
  • собственник юридического лица, являющегося должником;
  • индивидуальный предприниматель – должник;
  • руководитель юридического лица, являющегося должником.

Фиктивное банкротство – заведомо ложное заявление должника или руководителя должника о финансовой несостоятельности.

Признаки данного деяния представлены в статье 197 УК РФ и заключаются в:

  • Публичном объявлении о банкротстве или обращении в суд с подобным заявлением. Следует понимать, что диспозиция может выполняться устно, например, публичным заявлением по телевидению.
  • Заведомой ложности. То есть лицо, которое совершило преступление, предусмотренное статьей 197 УК РФ должно заранее знать о том, что должник не имеет в себе признаков банкрота и таковым не является.
  • Крупном ущербе. Как и в преднамеренном банкротстве, сумма такого ущерба должна превышать 2,25 миллиона.

Субъектами данного деяния могут быть:

  • физические лица, объявившие себя банкротами;
  • индивидуальные предприниматели;
  • собственники юридического лица;
  • руководители организации.

Процедура анализа признаков неправомерного банкротства

Практически вся проверка заключается в том, что эксперт изучает финансовую и иную документацию должника, в крайне редких случаях он прибегает к иным методам исследования. Специалист проверяет следующую документацию за прошедшие 2-3 года до возбуждения дела о несостоятельности:

  • учредительные документы;
  • бухгалтерские отчёты;
  • договоры, которые были основанием для купли-продажи активов предприятия;
  • список всего имущества юридического лица;
  • полные перечни дебиторов и кредиторов;
  • информацию о задолженности перед бюджетом;
  • материалы выездных налоговых проверок.

Собственно процедура проведения анализа состоит из двух законодательно закрепленных этапов:

  • Финансовый анализ. Проводится в соответствии с постановлением Правительства 25.06.2003 № 367.
  • Анализ сделок юридического лица.

Соответствие условиям рыночной сделки

В ходе анализа исследуются условия сделок. Сделки признаются нерыночными:

  • Сделки, которые предполагают отчуждение вместе с заменой более ликвидного имущества на менее ликвидное. Исключением из данного правила являются договоры купли-продажи.
  • Договоры, предполагающие реализацию имущества, которое является основой деятельности организации или реализация такого имущества на заведомо невыгодных для лица условиях.
  • Сделки, по которым было приобретено имущество, которое будет крайне сложно перепродать.
  • Кредиты и займы, в которых компания не нуждается.
  • Договоры, заведомо заключенные на невыгодных для юридического или физического лица условиях.

Под заведомо невыгодными понимаются договоры по заниженной или завышенной цене. Помимо этого невыгодными могут являться и иные условия: срок, порядок оплаты и т.д.

Кейсы по услуге «Анализ признаков преднамеренного и фиктивного банкротства»

Приводим лишь некоторые проекты для иллюстрации нашей работы.
На встрече мы можем показать и рассказать гораздо больше.

Обращайтесь! Мы уверены: задачи, аналогичные Вашей, были нами уже не раз с успехом решены!

Наличие признаков преднамеренного банкротства

Признание себя банкротом во многих ситуациях является единственной возможностью избавиться от долгового бремени и от претензий со стороны кредиторов на законных основаниях. Сегодня эта мера доступна не только организациям, но и обычным гражданам – с вступлением в силу 1 октября 2015 г. изменений в содержании закона №127-ФЗ «о банкротстве» признавать собственную несостоятельность получили возможность и физические лица.

Однако довольно часто проведение процедуры банкротства связано с преступным умыслом – недобросовестные граждане и юридические лица в попытке уклониться от исполнения долговых обязательств стремятся объявить себя несостоятельными плательщиками. Выявить такой характер позволяет наличие признаков преднамеренного банкротства.

Однако определять фиктивный характер банкротства могут только правоохранительные органы или же профессиональный арбитражный управляющий. Следует учитывать, что попытка провести преднамеренное банкротство является преступлением и карается административным либо уголовным наказанием. Чтобы избежать таких проблем, а также не допустить уклонения должника от возмещения задолженности, следует разбираться, что из себя представляет преднамеренное банкротство, а также какие признаки говорят о его фиктивном характере.

Понятие преднамеренного банкротства

Официальное определение таких действий, а также полный перечень их признаков, которые могут рассматриваться как основание для возбуждения разбирательства, закреплены в ст. 196 УК РФ. Согласно данной статье, преднамеренное банкротство – это действия либо бездействия определенного круга лиц, в результате которых лицо-должник стал заведомо неспособным рассчитаться по своим обязательствам перед бюджетными фондами либо конкурсными кредиторами.

К ответственности за обманное признание несостоятельности могут быть привлечены:

  • гражданин-должник – в последнее время возбуждается немало разбирательств, причиной которых является преднамеренное банкротство физических лиц;
  • ИП, имеющий задолженность;
  • учредители либо участники организации-должника;
  • руководитель юридического лица.

Причинами заведомой невозможности расчета по обязательствам перед кредиторами могут быть умышленные действия, целью которых является возникновение новых долгов либо увеличение уже имеющихся задолженностей. В частности, при проведении сделок по ценам ниже рыночного уровня уменьшается доход должника – следовательно, удовлетворить требования кредиторов ему будет сложнее. К аналогичному результату может привести и бездействие – например, непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности.

Лицо, имеющее задолженность и совершающее такие действия/бездействия осознает, что это приведет к невозможности расчета по обязательствам и предполагает нанесение кредиторам существенного ущерба – такова стандартная позиция судов.

Ответственность может быть как уголовной, так и административной. Применение тех или иных норм законодательства зависит от размера нанесенного ущерба:

  • если размер ущерба, нанесенного бюджету либо конкурсным кредитором в результате таких действий, составляет более 2.25 млн. рублей, то согласно примечанию, к тексту статьи 170.2 Уголовного кодекса он признается крупным – это влечет за собой уголовную ответственность;
  • если сумма ущерба не превысила 2.25 млн. рублей, то виновное лицо несет административную ответственность, которая устанавливается п.2 ст.14.12 КоАП РФ.
Читать еще:  Иск на судебный приказ о алиментах составляем правильно

В любом случае, независимо от того, насколько серьезный ущерб нанесен, следует заручиться квалифицированной поддержкой юристов, специализирующихся на проведении процедур банкротства. Благодаря практическому опыту они смогут оперативно распознать наличие признаков преднамеренного банкротства и помогут принять превентивные меры. В целом же, как показывает наша многолетняя практика в этой сфере, юридическая поддержка требуется обеим сторонам разбирательства – как кредиторам, так и потенциальному банкроту.

Признаки преднамеренного банкротства

К наиболее распространенным признакам специально проводимого банкротства можно отнести следующие:

  • Предприятие-должник на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании себя банкротом имеет достаточный объем материальных ресурсов, чтобы рассчитаться с кредиторами, однако его руководители не выполняют этого. Такие действия могут говорить о намерении инициаторов процедуры банкротства скрыть финансовые возможности организации.
  • Необоснованное переоформление имущества, находящегося в собственности компании-должника, на третьих лиц – под такими действиями скрывается попытка намеренно уменьшить объем имеющихся активов, которые могут быть включены в конкурсную массу.
  • Иррациональные, не имеющие объективной аргументации действия руководства: заключение сделок по ценам ниже рыночных, не приносящим возможный объем доходов, принятие решений и выполнение действий, оказывающих пагубное воздействие на состояние и деятельность компании.
  • Искажение отчетной информации, подделка и уничтожение документации, что приводит к затруднительности или же полной невозможности объективной оценки финансового состояния организации.
  • Активное заключение новых соглашений и договоров, особенно если они заключаются перед инициацией процедуры банкротства. Как показывает наша практика, такие действия часто скрывают за собой попытки вывести имеющиеся активы в оффшорные зоны до старта судебного процесса.

В любом случае заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства могут вынести только правоохранительные органы либо же компетентный конкурсный управляющий. Если у вас есть подозрение, что компания, имеющая долги перед вами, стремится преднамеренно признать себя банкротом, то как можно скорее обратитесь к профессиональным юристам, которые специализируются на вопросах банкротства.

Такую компетентную помощь вы можете получить в нашей компании – мы сочетаем в своей работе фундаментальные теоретические знания, учет всех актуальных изменений Законодательства о банкротстве, а также богатый практический опыт, в котором с высокой долей вероятности найдется случай, аналогичный вашему.

Последствия осуществления преднамеренного банкротства

Как уже отмечено выше, за преднамеренное признание организации несостоятельной Законодательством предусматривается административная либо уголовная ответственность. Субъектом преступного деяния может быть признан гражданин в возрасте от 16 лет, чьи действия либо бездействие привели к появлению у организации признаков банкротства.

Согласно действующей практике в большинстве случаев информация о выявлении признаков преднамеренного признания компании неспособной рассчитаться по обязательствам направляется в органы правопорядка. Также расследование такой ситуации может осуществлять уполномоченная структура, выявившая ее признаки. Рассмотрение факта преднамеренного ухудшения финансового состояния юрлица возлагается на арбитражный суд первой инстанции.

Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, ставшее причиной ущерба в сумме более 2.25 млн. рублей, устанавливается ст. 196 УК РФ. В соответствии с ее положениями виновными в организации преднамеренного банкротства юридического лица могут быть признаны:

  • учредитель;
  • руководитель;
  • индивидуальный предприниматель.

К ним могут быть применены следующие виды наказаний:

  • штраф в сумме от 200 000 до 500 000 рублей;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишние свободы на срок до 6 лет с назначением штрафа в сумме до 200 000 рублей.

Если ущерб не превысил 2.25 млн. рублей, то к виновным лицам применяются меры административной ответственности:

  • на физических лиц налагается штраф в сумме от 1000 до 3000 рублей;
  • размер штрафа для должностного лица в этом случае составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, на должностных лиц может накладываться дисквалификация с занимаемого поста сроком от 12 месяцев до 3 лет.

Фиктивное банкротство и его отличия от преднамеренного

В юридической практике выделяется еще один вид преступного банкротства – фиктивный. Если преднамеренное банкротство в большинстве случаев проводится с целью незаконного присвоения средств организации, то фиктивное признание несостоятельность, как правило, призвано отсрочить расчет по имеющимся задолженностям либо полное уклонение от их погашения.

Основными признаками фиктивного банкротства являются:

  • публичное объявление физического либо юридического лица несостоятельным, либо подача соответствующего заявления в арбитражный суд;
  • заведомо ложный характер такого обращения;
  • существенный размер ущерба, наносимого кредиторам при признании заявителя банкротом.

Наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должно устанавливаться компетентным органом, поэтому при появлении сомнений в честности должника, заявляющего о своей несостоятельности, следует как можно скорее обратиться за квалифицированной юридической помощью. Такие услуги предоставляет наша компания – у нас вы можете получить услуги арбитражного управляющего, который имеет необходимые знания, опыт и полномочия для проверки законности действий стороны, стремящейся объявить себя банкротом.

Заявление такого лица может быть проверено на факт наличия признаков фиктивного банкротства в соответствии с Постановлением Правительства РФ №855 от 27.12.2004. Прежде всего, проверяются значения и динамика коэффициентов, характеризующих положение дел организации, заявляющей о своем банкротстве. Если по результатам такой проверки выносится решение о достаточной обеспеченности юрлица для расчетов по своим обязательствам, то выносится заключение о наличии признаков фиктивного банкротства. А это, в свою очередь, дает возможность обращаться в правоохранительные органы с соответствующим исковым заявлением.

Ответственность за фиктивное банкротство так же, как и в случае с преднамеренной несостоятельностью, может быть уголовной и административной. При квалификации таких действий как уголовного преступления в соответствии со ст.197 УК РФ к виновному лицу могут быть применены следующие виды наказаний:

  • штраф в сумме от 100 000 до 300 000 рублей либо в размере заработка виновника за 1-3 года работы;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет + штраф в размере до 180 000 рублей либо эквивалентный заработку виновника за период до 6 месяцев.

Административная ответственность за проведение фиктивного банкротства применяется в соответствии с п.1 ст.14.12 КоАП:

  • штраф в сумме от 1 000 до 3 000 рублей для граждан;
  • штраф в сумме от 5 000 до 10 000 рублей либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет для должностных лиц.

Самое главное, что нужно помнить, — это то, что выявить признаки преднамеренного либо фиктивного банкротства могут только уполномоченные лица. Поэтому если организация либо гражданин, имеющий долги перед вами, заявляет о своем банкротстве, то следует оперативно заручиться квалифицированной юридической поддержкой.

Правозащитники нашей компании помогут вам отстоять свои интересы, привлечь виновных лиц к ответственности – и в конечном итоге получить причитающиеся вам средства.

Оставьте заявку на первичную консультацию на нашем сайте – и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Автор: Юлия Комбарова

Должность: Директор, управляющий партнер компании «Юридическое бюро №1» и Центра списания долгов «Физбанкрот»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее — проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее — исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

Читать еще:  Как получить визу на кипр

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства — если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства — если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства — при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания — в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector