Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие публичного договора в гражданском праве

Какой договор называется публичным согласно ГК РФ?

  • Что значит публичный договор в гражданском праве (ст. 426 ГК РФ). Определение договора как публичного на основании ГК РФ
  • Может ли по статье 426 ГК РФ такой договор быть заключен организацией
  • В чем заключается подписание публичного договора

Что значит публичный договор в гражданском праве (ст. 426 ГК РФ). Определение договора как публичного на основании ГК РФ

Понятие публичного договора раскрывается в ст. 426 Гражданского кодекса РФ: это соглашение, заключаемое коммерческой организацией, осуществляющей определенную деятельность, которую она обязана совершать по запросу любого лица.

При этом ч. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ не допускает формирования у обязанного субъекта предпочтений в выборе стороны для подписания договора.

Если обязанная сторона уклоняется от подписания, ее контрагент имеет право в судебном порядке защитить свои нарушенные права, предъявив требование о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Общие правила ГК РФ конкретизируются в специальных нормативных актах — правилах, касающихся исполнения публичных договоров, утвержденных Правительством РФ (во всех сферах коммунальных услуг, в области страхования, связи и т. п.).

Может ли по статье 426 ГК РФ такой договор быть заключен организацией

В силу положений ст. 426 ГК РФ сторонами публичного договора являются:

  1. Предприниматель, обязанный заключить договор по характеру своей деятельности.
  2. Любое обратившееся к нему лицо.

Соответственно, кодекс не ограничивает круг субъектов данного договора их отнесением к физическим лицам или организациям. Имеют значение исключительный характер услуги или товара, обязательно предоставляемых по запросу, и потребности в таковых у потребителя.

Стандартно цены для организаций/ИП в таких случаях выше, чем для граждан, не являющихся предпринимателями, т. к. обязанность устанавливать единую цену ограничена рамками одной категории потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

В чем заключается подписание публичного договора

Публичный договор не обязательно подписывается в виде единого согласованного сторонами документа. Согласованием публичной оферты поставщика услуг могут считаться:

  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей организации (ст. 450 ГК РФ);
  • покупка билета на массовое представление (письмо Минкультуры РФ от 13.04.2009 № 2344-01-39/03-Е4);
  • получение оферентом сообщения от потребителя о принятии оферты (п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612).

Если договор оформлен в письменном виде, он должен соответствовать правилам для данного вида деятельности: пункты, нарушающие их не в пользу потребителя, признаются недействительными.

Итак, согласно ГК РФ к публичным относятся договоры, обязательные к заключению, структура которых определена правилами соответствующего вида деятельности. Зачастую для принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю достаточно конклюдентных действий, в виде документа договор оформляется не всегда.

Публичный договор в гражданском праве

Публичный договор в гражданском праве.

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор.

Данный договор заключается между коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, и массовым потребителем.

Данный институт ещё развивается. Задача законодателя совершенствовать области публичного регулирования в договорном праве так, чтобы позволить обеспечить государству баланс интересов между хозяйствующим субъектом и гражданином-потребителем.

1.Понятие публичного договора.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В ст. 426 содержится следующее определение публичного договора: «Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнении работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление законом определённых преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст.19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ключевым признаком публичного договора является то, что деятельность, осуществляемая организацией, должна носить публичный характер. Для установления публичного характера деятельности коммерческой организации во всех случаях – как при заключении договоров, прямо названных в законе в качестве публичных, так и при заключении иных договоров – необходимо использовать критерий систематического осуществления деятельности, рассчитанной на неопределённый круг потребителей. Фактически такая деятельность в большинстве случаев опосредуется публичной офертой.

Критерии систематичности и неопределённости круга потребителей являются в отдельных случаях вторичными признаками, не всегда достаточными для установления публичного характера предпринимательской деятельности. Так как теоретически не исключена ситуация, когда публичный договор может быть заключен хозяйствующим субъектом одноразово, но это не означает, что к нему не применяются правила ст. 426 ГК РФ.

2.Субъекты публичного договора.

В качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Некоторые правоведы считают, что к списку сильных контрагентов публичного договора следует добавить индивидуальных предпринимателей. Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, в практике гражданского оборота сложилось, что от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Также к числу субъектов публичного договора стоит отнести и некоммерческие организации. Согласно ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Такие организации при определённых условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является её осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

Другая сторона публичного договора именуется потребителем. Здесь неоднозначное толкование субъекта, а именно, с одной стороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем. С другой стороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, что прямо свидетельствует о том, что другим субъектом публичного договора может быть только физическое лицо.

Читать еще:  Понятие ответственности судей в рф

Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

3.Правовые последствия заключения публичного договора.

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлениями правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Примерами публичных договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор личного страхования (ст. 927).

Статья 426 ГК РФ. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарии к ст. 426 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение публичного договора. Исходя из этого определения следует, что публичный договор всегда связывает, с одной стороны, коммерческую организацию, а с другой — потребителя.

Публичные договоры могут заключать не только коммерческими, но и некоммерческими организациями, которые в соответствии со своими уставными документами могут осуществлять приносящую доход деятельность (например, медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Например, отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам и др.) могут предоставляться льготы.

Договор, заключаемый с потребителем товаров или услуг, всегда должен быть публичным. Таким образом, можно выделить следующие признаки публичного договора.

1. Коммерческая организация не вправе отказать потребителю в заключении публичного договора при наличии у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, работы, услуги.

2. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими, кроме случаев, предусмотренных законом.

3. Цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное (если допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей). При необоснованном отказе коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, предъявляется иск по понуждении коммерческой организации заключить договор, а также требование о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора. Причем сама коммерческая организация должна доказать невозможность заключения конкретного договора с конкретным потребителем. Чаще всего речь идет о технической невозможности заключить договор (например, в связи с отсутствием необходимого оборудования).

Читать еще:  Что дает приватизация квартиры

2. В п. 2 комментируемой статьи сказано, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Следует учитывать, что это правило не применяется, если у коммерческой организации отсутствует возможность предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить для него работы или оказать услуги. В то же время потребитель не может быть понужден коммерческой организацией, осуществляющей публичную коммерческую деятельность, к заключению договора.

При этом в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Так, пенсионерам могут продаваться товары со скидкой на основании специально принятых правовых актов.

Правительство РФ может издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Перечень публичных договоров, приведенный в ГК РФ, является примерным. Публичный договор может заключаться как с гражданами, так и с юридическими лицами. Таким образом, понятием публичных охватывается гораздо большее число договоров, чем понятием договоров, о которых идет речь в Законе РФ «О защите прав потребителей», поскольку в сфере действия этого Закона — только договоры, заключаемые с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в товарах и услугах; он не распространяется на предпринимателей (на физических лиц и на юридические лица, приобретающие продукцию, товары для предпринимательских целей, а также на юридические лица, приобретающие товары или использующие результаты работ для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены в сфере бытового обслуживания или розничной торговли).

3. Пункт 3 ст. 426 ГК РФ не допускает отказа лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность от предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ при наличии у него возможности такого предоставления.

Необоснованное уклонение от заключения публичного договора влечет неблагоприятные последствия: заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Разногласия сторон по отдельным вопросам публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации».

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Так, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правительство вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) указанные правила.

5. В соответствии с п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям об одинаковости его условий для всех потребителей, за известными исключениями, а также не соответствующие изданным Правительством Российской Федерации обязательным для сторон типовым договорам и положениям, являются ничтожными.

Согласно п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)».

Конструкция публичного договора в российском гражданском праве Левченко Ольга Сергеевна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Левченко Ольга Сергеевна. Конструкция публичного договора в российском гражданском праве : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Левченко Ольга Сергеевна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т]. — Краснодар, 2008. — 22 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Публичный договор является новеллой российского гражданского законодательства. Он представляет собой изъятие из закрепленного в ст, 1 Гражданского кодекса РФ принципа свободы договора и с социальных позиций может рассматриваться как отражение идеи о социализации гражданского права, проявляющейся в данном случае в закреплении положений о защите слабой стороны договорных отношений.

Нормы о публичном договоре имеют широкое применение, охватывают очень большую часть коммерческого оборота и потому весьма значимы для гражданско-правового регулирования.

Правовое явление, именуемое в законе и доктрине публичным договором, является сложной правовой конструкцией, обладающей значительными особенностями

Конструкция публичного договора, закрепленная в ст. 426 Гражданского кодекса РФ, выстроена не аналогично конструкции любого традиционного гражданско-правового договора (купли-продажи, аренды, подряда и т. д), поскольку охватывает и преддоговорную стадию, и стадию исполнения заключенного договора, что дает основание для предположения о возможности существования в данной области нескольких последовательно сменяющихся правоотношений.

Особого внимания заслуживает положение ст. 426 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым коммерческая организация при наличии ВОЗМОЖНОСТИ предоставить потребителю определенные товары, услуги, выполнить для него определенные работы обязана заключить публичный договор с «каждым, кто к ней обратится», т. е. с неопределенным кругом лиц В этой связи возникает вопрос о характере и квалификации правоотношения, в котором строго определен только обязанный субъект, а на управомоченной стороне выступает неопределенный круг субъектов-потребителей.

Однако в отечественной науке гражданского права отсутствует концепция, позволяющая дать четкий ответ на данный вопрос и обосновывающая понимание природы правоотношений, складывающихся до заключения сторонами конкретного публичного договора. Разработке такой концепции препятствует ряд общепризнанных в цивилистической доктрине постулатов, в частности тот, согласно которому не может именоваться субъективным гражданским правом возможность, принадлежащая неопределенному кругу лиц

В таких условиях и для науки гражданского права, и для правоприменительной практики крайне важно иметь четкие теоретические ориентиры в определении отношений, подпадающих под режим публичного договора, и квалификации правоотношений, складывающихся в процессе его заключения и исполнения, поскольку именно системой таких правоотношений определяются сущность и специфика данного института. Указанные обстоятельства свидетельствует о высокой актуальности темы, избранной для диссертационного исследования

Степень разработанности темы. Ни в дореволюционной, ни в советской цивилистической литературе тема публичного договора не исследовалась. Ее разработка начала осуществляться только после принятия первой части Гражданского кодекса РФ.

В числе работ, посвященных публичному договору, следует назвать три кандидатские диссертации, непосредственно посвященные исследуемой теме- Г.А, Калашниковой (Публичный договор Краснодар, 2002), С. Н. Костиковой (Публичный договор как институт гражданского права. М., 2007), Б. А. Мищенко (Публичный договор в российском гражданском праве. М., 2004) — и кандидатскую диссертацию Д. В. Славецко-го (Принцип защиты слабой стороны гражданско-правового договора. Самара, 2004), в которой автор касается вопросов, имеющих отношение к проблематике института публичного договора Остальные работы, посвященные публичному договору, представляют собой научные статьи.

Читать еще:  Нормативные правовые акты относящиеся к транспортному законодательству

За данный сравнительно небольшой промежуток времени учеными было предпринято значительное число попыток анализа как общих положений об этом институте, так и отдельных видов публичных договоров, например, договора энергоснабжения, договора бытового подряда и т. д. В то же время основное внимание ученые сосредотачивают на критике юридико-технических недостатков ст. 426 Гражданского кодекса РФ и решении узкопрактических задач (причем, это касается как научных статей, так и диссертационных работ).

Принципиальные же вопросы о сущности и системе отношений, подвергающихся регулированию нормами о публичном договоре, в доктрине остаются по большей части без внимания. Можно констатировать, что в сложившемся в современной цивилистике учении о публичном договоре отсутствует разработка сущности и специфики возникающих при этом правоотношенийt а потому назрепа необходимость уделить самостоятельное внимание природе таких правоотношений, что еще раз подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Теоретическая база исследования. Теоретическую базу работы составили труды ученых-правоведов дореволюционного, советского и современного периодов4 М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, Н. П. Асланян, A. Б. Бабаева, В. А. Белова, М. И. Брагинского, С Н. Братуся, Ю С. Гам барова, Ю. И. Гревцова, В. П. Грибанова, Д. Д. Гримма, О. С. Иоффе, С Ф. Кечекьяна, В И. Корецкого, Н. М. Коршунова, О. А. Красавчикова, B. А Лапача, Я. М. Магазинера, Н. И. Матузова, Д. И. Мейера, В. П. Мозолина, И. А. Покровского, Ю. В. Романца, В. И Синайского, А. Н. Танаги, В А Tapxosa, Ю. К. Толстого, Р. О. Халфиной, Г. Ф. Шершеневича, Л. В. Щенниковой и др.

Эмпирической базой диссертационного исследования является Конституция РФ, действующее гражданское законодательство, акты судебных органов и научные источники Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере действия института публичного договора.

Предметом диссертационного исследования является конструкция публичного договора, закрепленная а российском гражданском законодательстве.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целями диссертационного исследования являются выявление и анализ теоретических проблем конструкции публичного договора з российском гражданском праве, а также определение сущности и специфики правоотношений, вытекающих из публичного договора.

Поставленная цель обусловила выдвижение следующих задач:

— изучить историю нормативного закрепления и теоретической разработки публичного договора;

— рассмотреть дискуссионные моменты вопроса о сторонах, предмете и содержании публичного договора;

— проанализировать взгляды отечественных правоведов на понятие, элементы и основания возникновения гражданских правоотношений, а также на классификацию гражданских правоотношений на абсолютные и относительные;

— выявить проблемные аспекты конструкции гражданских правоотношений, имеющие непосредственной значение для определения природы правоотношений, вытекающих из публичного договора;

— исследовать систему правоотношений, вытекающих из публичного договора, и определить их правовую природу;

— объяснить конструкцию публичного договора в российском гражданском праве.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные диалектические методы познания и ча-стконаучные методы, описательный, формально-логический, аналитический, догматический,

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые а отечественной цивилистике осуществлена разработка конструкции публичного договора с точки зрения системы правоотношений, охватываемых данным правовым явлением.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обосновано, что «публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений

2. С учетом динамики развития правового явления публичного договора предложено разграничивать три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области

Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным).

Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в свпзм с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств).

3. Правоотношение, складывающееся на первой стадии публичного договора, предложено квалифицировать как абсолютное правоотношение, в котором секундарным правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация указанного секундарного права с необходимостью влечет возникновение обязательства по заключению конкретного публичного договора.

4. Обоснование предыдущего положения позволило поставить вопрос о доктринальном признании необходимости выделения в конструкции абсолютного правоотношения двух ее возможных видов: 1> когда строго определенной является управомоченная сторона, которой противостоит неопределенный круг обязанных лиц (в современной цивилистике это единственный подход); 2) когда строго определенной является обязанная сторона, которой противостоит неопределенный круг управомоченных лиц (например, отношения, складывающиеся на первой стадии публичного договора; отношения, вытекающие из публичной оферты)

5. Правоотношение, складывающееся на второй стадии публичного договора, предложено квалифицировать как обязательственное правоотношение, объектом которого является заключение конкретного публичного договора между конкретным потребителем и коммерческой организацией.

6. Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц секундарное право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора

7. При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором секундарным правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного секундарного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства. Вторая стадия в этом слу чае не имеет места, поскольку в результате реализации секундарного права возникает конкретное договорное обязательство.

8. Практика применения положений о публичном договоре свидетельствует о складывающейся в Российской Федерации тенденции все более полной защиты прав потребителей, в рамках которой и наука и судебные инстанции склонны толковать нормы закона в максимально благоприятном для потребителя русле.

9 В диссертации обосновано предложение по совершенствованию гражданского законодательства, в соответствии с которым целесообразно изменить существующую редакцию ст. 426 Гражданского кодекса РФ, заменив слова «коммерческая организация» на слова «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», а также привести текст ст. 426 Гражданского кодекса РФ в соответствие с определением предпринимательской деятельности в ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная в диссертации объяснительная модель публичного договора в российском гражданском праве будет способствовать раскрытию особенностей данного института и, следовательно, более эффективному практическому его применению

Положения и выводы диссертации могут быть учтены в законотворческой деятельности и использованы в практике преподавания дисциплин гражданско-правового цикла, а также могут способствовать дальнейшей цивилистической разработке понятия «публичный договор».

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Кубанского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения, выводы и рекомендации изложены в публикациях автора. Соблюдено предусмотренное п. 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней требование к публикации основных результатов кандидатской диссертации в ведущем рецензируемом журнале или издании, включенном в перечень, определяемый Высшей аттестационной комиссией,

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector