Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие правоохранительной деятельности ее задачи и виды

Понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы»

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Ключевые слова

Об авторе

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Адрес: 140015, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4

Список литературы

1. Белоусов В. Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации : автореферат дисс. … д-ра юрид. наук. – М., 2005.

2. Большой юридический словарь. – 3-е изд. доп. и перераб. / под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М. : Инфра-М, 2007.

3. Гуценко К. Ф., Ковалев А. М. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи // Правоохранительные органы : учебник для юридических вузов и факультетов. – 9-е изд., перераб. и доп. / под ред. К. Ф. Гуценко. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2010.

4. Зубач А. В. К понятию правоохранительной деятельности таможенных органов // Оперативник (сыщик). – 2009. – № 4 (21). – С. 12–15.

5. Краткий юридический словарь / М. Е. Волосов, В. Н. Додонов, В. П. Панов; под общ. ред. проф. С. П. Щербы. – 2-е изд. – М. : Инфра-М, 2011.

6. Лонь С. Л. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России // Правоохранительные органы России : учебник / В.П. Божьев и др.; под ред. В. П. Божьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009.

7. Лонь С. Л. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России // Правоохранительные органы России : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я Гаврилова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2017.

8. Модернизация специальностей в юриспруденции : сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / отв. ред. Н. И. Аристер. – М. : Проспект, 2012.

9. Оперативно-разыскной словарь / А. Ю. Шумилов : учебное пособие. – М. : ИД Шумиловой И. И., 2008.

10. Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И. И. Сыдорука, А. В. Ендольцевой, Р. С. Тамаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2012.

11. Сергеев К. А. Теоретические основы и организационно-правовые механизмы правоохранительной деятельности по защите корпоративной собственности от криминального рейдерства : автореферат дисс. … д-ра юрид. наук. – М., 2013.

12. Федоров В. П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект) : автореферат дисс. … д-ра юрид. наук. – СПб., 1996.

13. Числов А. И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретикоправовое исследование) : автореферат дисс. … д-ра юрид. наук. – СПб., 2000.

14. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. О. Е. Кутафин. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.

Для цитирования:

Жданов С.П. Понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы». ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2017;(2):54-58.

For citation:

Zhdanov S.P. The Concept of «Law Enforcement Activity» and «Law Enforcement Agencies». ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2017;(2):54-58. (In Russ.)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Правоохранительные органы

Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права н свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи — решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие правоохранительные органы Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное и признаваемое не всеми, но уже ставшее привычным для многих наименование— правоохранительная деятельность.

Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х — начале 60-х годов XX столетия. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, такой возраст вполне можно считать «младенческим». Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не «устоялось». Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, а вместе с этим — и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права (отсюда и ее название — правоохранительная деятельность), обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия.

К последним принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания. Например, если совершено преступление, то назначается наказание или иная мера воздействия; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то возможно возложение обязанности возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то может быть применена имущественная санкция; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то соответствующие органы вправе лишить его водительских прав, и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также допускаемым законом или иными правовыми предписаниями мерам предупреждения противоправных действий, их профилактики.

Читать еще:  Понятие аванса в гражданском кодексе

Вторым существенным признаком правоохранительной дельности является то, что применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, в ст. 14.7 КоАП («Обман потребителей») предусмотрено: «Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».

И такая запись в законе означает, что установленная в нем мера взыскания может быть применена только к виновному в указанном действии и только в обозначенных пределах. Не допускается применение и каких-то иных мер взыскания, скажем, ареста, выдворения за пределы Российской Федерации, хотя кому-то они могут показаться более уместными для данного случая и более справедливыми. Отступление от приведенного предписания закона под каким бы то ни было предлогом и в каком бы то ни было направлении считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только с соблюдением правил, зафиксированных в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК).

Законами установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. В соответствующем порядке проводится также разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях — для должностного лица, допустившего нарушение.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.

Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем, как отмечено выше, установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру: для одних такая деятельность — это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием «правоохранительная деятельность» и понятием «борьба с преступностью»); ля других — это борьба и с преступлениями, и с иными правонарушениями (в основном теми, которые принято называть административными проступками; для третьих — это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль m правильным проведением массовых мероприятий — демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных средств для усмирения «разбушевавшейся» толпы и т. д.).

Столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и, как будет показано ниже, используется для «обоснования» весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать правоохранительными.

Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Все это и ему подобное тоже должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия — устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке — пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов — и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.

В ходе ее осуществления соответствующие органы и должностные лица прибегают к осуществлению разнообразных допускаемых по закону мер, в частности, к принятию и реализации решений о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных «происков», а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора (к примеру, об издании какой-то книги), о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям, о признании противоречащим Конституции РФ закона, ущемляющего основные права и свободы гражданина и человека, и т. д. и т. п.

Все перечисленные меры и другие меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью или т. н. несанкционированными массовыми «мероприятиями». Такие меры и есть в значительной степени то, что принято называть охраной права с помощью юридических средств. Их совокупность — неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.

Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех ее направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Для определения общих задач, пожалуй, больше всего подходит го, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: «личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания общих задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться. Охрана именно этих ценностей и составляет суть, основное содержание общих задач.

Как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Читать еще:  Как правильно оформить квитанцию на оплату госпошлины за развод

Правоохранительные органы

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 часов).

Цели и задачи дисциплины: Основной целью преподавания учебной дисциплины является формирование у обучающихся знаний об основах организации, наиболее существенных направлениях и задачах деятельности правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными органами государства. Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы обучающиеся усвоили основные теоретико-правовые категории и понятия, связанные с правоохранительной деятельностью, ознакомились с основными нормативными правовыми актами, регламентирующими работу правоохранительных органов, изучили структуру, порядок и основные направления деятельности судов, прокуратуры, структур МВД, ФСБ и других правоохранительных органов Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка в стране; в раскрытии у обучаемых интеллектуального и духовно-нравственного потенциала посредством формирования правового мышления и раз­вития на этой основе общей правовой и нравственной культуры обучаемых; формировании у обучаемых социально-позитивной гражданской пози­ции.

Основные дидактические единицы (разделы): Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Правоохранительная деятельность: понятие и основные признаки. Цель и задачи правоохранительной деятельности. Функции (направления) правоохранительной деятельности. Общая характеристика правоохранительных органов. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», основные вехи ее эволюции, соотношение с другими юридическими дисциплинами. Общая характеристика законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности. Судебная власть и ее организация в Российской Федерации. Судебная власть: понятие и основные признаки. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности. Демократические основы (принципы) правосудия. Общее понятие судебной системы. Судебная система Российской Федерации, ее структура. Понятие звена судебной системы, судебные инстанции. Система судов общей юрисдикции в РФ: гражданские суды общей юрисдикции, военные суды. Система арбитражных судов. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Судейский корпус: понятие и состав. Законодательство о статусе судей в РФ. Правовой статус судей. Органы судейского сообщества. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Понятие организационного обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие эту правоохранительную функцию: общая характеристика. Министерство юстиции РФ и его органы: построение, задачи, функции. Федеральная служба исполнения наказаний: структура, построение и основные задачи, основы взаимодействия с судами и иными правоохранительными органами. Служба судебных приставов: структура, полномочия, основы взаимодействия с судами и иными правоохранительными органами. Прокурорский надзор и органы прокуратуры. Нормативная правовая основа деятельности прокуратуры. Понятие и содержание прокурорского надзора. Средства прокурорского реагирования. Другие направления прокурорской деятельности. Система органов прокуратуры. Правовой статус работника прокуратуры. Органы выявления и расследования преступлений. Выявление и расследование преступлений, и изобличение лиц, виновных в их совершении, как одна из важных правоохранительных функций. Оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие: общая характеристика, особенности, соотношение и взаимодействие. Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. Органы дознания. Полиция и другие органы дознания. Правовой статус работника полиции. Органы предварительного следствия. Следственный комитет Российской Федерации, следственные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков. Правовой статус следователя. Органы обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерации. Понятие и система органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ. Внутренняя и внешняя безопасность государства и органы ее осуществляющие. Совет Безопасности Российской Федерации, его структура, задачи и функции. Понятие, система и правоохранительная деятельность органов внутренних дел РФ. Федеральная служба безопасности: структура, основные направления деятельности. Федеральная пограничная служба РФ. Органы внешней разведки Российской Федерации. Федеральные органы государственной охраны. Система и правоохранительная деятельность таможенных органов. Понятие, система и организация правоохранительной деятельности по контролю за оборотом наркотиков. Организация противодействия терроризму в Российской Федерации. Организация противодействия экстремизму в Российской Федерации. Организация борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Защита прав человека, юридическая помощь и ее организация. Общее понятие защиты прав человека и органов ее осуществляющих. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, порядок назначения, правовой статус. Уполномоченный по правам человека в Курской области. Понятие и сущность юридической помощи. Ее разновидности. Адвокатура в Российской Федерации: понятие, функции, структура. Иные организационные формы юридической помощи. Нотариат в Российской Федерации. Защита прав человека, юридическая помощь и ее организация. Общее понятие защиты прав человека и органов ее осуществляющих. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, порядок назначения, правовой статус. Уполномоченный по правам человека в Курской области. Понятие и сущность юридической помощи. Ее разновидности. Адвокатура в Российской Федерации: понятие, функции, структура. Иные организационные формы юридической помощи. Нотариат в Российской Федерации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: — основные направления и особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка; — систему, организационно-правовые основы, роль правоохранительных органов; — правовые основы и порядок прохождения службы в правоохранительных органах; — права и обязанности сотрудника правоохранительного органа.

Уметь: — анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; — правильно составлять и оформлять юридические документы; — противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности; — разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов.

Владеть: — навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; — навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; — навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права; — навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений; — навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Понятие правоохранительной деятельности ее задачи и виды

Правоохранительные органы (экзамен)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К Экзамену (очное и заочное отделение)

1. Понятие, задачи и основные направления правоохранительной деятельности.

2. Понятие правоохранительных органов в Российской Федерации, их система и общая характеристика.

3. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

4. Понятие и основные признаки судебной власти. Функции судебной власти.

5. Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.

6. Принципы правосудия: понятие и общая характеристика.

7. Понятие судебной системы Российской Федерации, её структура. Виды судопроизводства.

8. Понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций.

9. Понятие конституционного контроля и его функции.

10. Понятие и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе.

11. Полномочия, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

12. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды, содержание, форма и юридическое значение.

13. Общая характеристика федеральных судов общей юрисдикции.

14. Районный суд: структура и полномочия.

15. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: структура и полномочия.

16. Верховный Суд Российской Федерации: структура и полномочия.

17. Общая характеристика и полномочия военных судов.

18. Правовой статус присяжных заседателей.

19. Общая характеристика федеральных арбитражных судов.

20. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации: структура и полномочия.

21. Арбитражный апелляционный суд: структура и полномочия.

22. Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд): структура и полномочия.

23. Правовой статус арбитражных заседателей.

24. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации: понятие, порядок образования и компетенция.

25. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации: понятие и общая характеристика.

26. Порядок отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями.

27. Требования, предъявляемые к судье в Российской Федерации.

28. Гарантии независимости судьи. Неприкосновенность судьи.

29. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи.

30. Судейское сообщество в Российской Федерации. Понятие, задачи и общая характеристика органов судейского сообщества в Российской Федерации.

31. Понятие организационного обеспечения деятельности судов. Органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации.

32. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

33. Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.

34. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

35. Система и организация прокуратуры Российской Федерации.

36. Специализированные прокуратуры и их полномочия.

37. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Читать еще:  До какого возраста родитель должен выплачивать алименты и что об этом говорит закон

38. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Полиция в Российской Федерации.

39. Понятие предварительного расследования. Подследственность уголовных дел.

40. Порядок назначения и прекращение полномочий нотариуса. порядок замещения временного отсутствия нотариуса.

41. Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

42. Понятие и общая характеристика органов предварительного следствия.

43. Понятие и общая характеристика органов дознания.

44. Понятие и общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

45. Министерство юстиции Российской Федерации.

46. Федеральная служба исполнения наказаний России.

47. Федеральная служба судебных приставов России.

48. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

49. Понятие, значение и задачи нотариата в Российской Федерации.

50. Статус нотариуса в Российской Федерации.

51. Понятие и общая характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.

52. Органы адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

53. Органы Федеральной палаты адвокатов.

54. Формы адвокатских образований.

55. Статус адвоката в Российской Федерации.

56. Порядок приобретения лицом статуса адвоката.

57. Основания и порядок приостановления статуса адвоката.

58. Основания и порядок прекращения статуса адвоката.

59. Понятие и общая характеристика частной детективной (сыскной) деятельности.

60. Понятие и общая характеристика частной охранной деятельности.

61. Международный Уголовный Суд.

62. Европейский Суд по правам человека.

63. Международный Суд Организации Объединённых Наций.

64. Служба в органах учреждения прокуратуры РФ.

Понятие, основные признаки, задачи и цели, направления правоохранительной деятельности

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “ правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность — это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы:

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач — то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:
  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector