Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Охрана окружающей среды — конституционный приоритет государственной политики

За последние несколько месяцев уровень информированности граждан относительно содержания конституционных поправок, инициированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, значительно вырос и по отдельным положениям достигает 97 % среди всех возрастных групп.

Предложения по внесению изменений в Конституцию России приобретают все большую общественную поддержку. Несмотря на закономерную популярность социальных поправок, превышающую 90 %, многие иные поправки, связанные с самыми различными сферами общественных отношений, также получили одобрение значительного числа российских граждан. Общественная поддержка предложенных Президентом России конституционных изменений во многом обусловлена тем, что они направлены на решение наиболее актуальных вопросов жизни каждого человека и имеют в своей основе запрос граждан на изменения. Не являются в этой связи исключением и конституционные поправки, призванные укрепить правовые гарантии обеспечения благоприятной окружающей среды.

Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года указал, что «С 2021 года необходимо внедрить систему ответственности производителей за утилизацию производимых ими отходов, необходимо внедрять раздельный сбор мусора и переходить на экономику замкнутого цикла. Настало время применить принцип, согласно которому производители сами обязаны платить за утилизацию упаковки их товаров». Соответствующие планы по модернизации государственной политики в сфере экологии свидетельствуют о том, что и в рамках этого направления органы публичной власти действуют исключительно в логике конституционных поправок.

Включение в текст конституционных поправок положений, направленных на обеспечение охраны окружающей среды, снижение негативного воздействия на нее деятельности человека, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным — все эти направления, как мы видим, получили широкую общественную поддержку.

Определение в тексте Конституции России соответствующих обязанностей Правительства РФ по реализации мер, направленных на охрану окружающей среды, образующих системное единство с положениями статьи 42 Конституции, гарантирующими право каждого человека на благоприятную окружающую среду, будет способствовать проведению комплексной и согласованной государственной политики и созданию благоприятных условий для жизни российских граждан.

Кроме того, указание в Конституции Российской Федерации ответственного отношения к животным в качестве одного из основных направлений деятельности Правительства России позволит обеспечить реализацию последовательных мер, направленных на утверждение в обществе культуры обращения с животными.

Сложно переоценить важность и значимость конституционных поправок, посвященных теме экологии и ответственного отношения к животным. То, что эти направления приобретают дополнительное конституционное выражение, — говорит о том, что наше государство перешло на качественно новый этап своего развития. Уделяя особое внимание темам экологии и ответственного отношения к животным, мы создаем базис для повышения экологической культуры нашего общества, для повышения качества жизни в стране.

Обеспечение благоприятной экологической обстановки и права каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции России, невозможно без активного участия государства. Экологические отношения чувствительны для изменений, нарушение баланса в них может иметь далеко идущие последствия, отголоски которых будут ощущаться на протяжении десятилетий.

Необходимо понимать, что государство должно создать условия, которые бы стимулировали хозяйствующих субъектов внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ), которые бы минимизировали антропогенное воздействие на окружающую среду. Переходя на применение НДТ, внедряя современные экологические стандарты, бизнес способствует нормализации экологической обстановки, надлежащему обеспечению права каждого на благоприятную окружающую среду. Этот аспект государственной политики нашел отражение в Паспорте национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). До 2024 года предусматривается применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий.

Однако нельзя забывать и о том, что реализация целей многих из предложенных Президентом России конституционных поправок, в том числе тех, которые связаны с совершенствованием отношений в сфере экологии, предполагает необходимость объединения усилий общества и государства. Только благодаря действительному изменению собственного отношения каждого человека к природе и животному миру возможно создание условий для сохранения уникального природного многообразия нашей страны.

Принципиально важным при этом является не только закрепить в тексте Конституции РФ положения об ответственном отношении к природе и объектам животного мира, но и максимально приобщить к этим ценностям всех участников общественных отношений, в первую очередь субъектов предпринимательства. Категорически недопустимыми являются ситуации, при которых предприятия намеренно скрывают факты причинения вреда окружающей среде для того, чтобы избежать ответственности. Подобные действия способны привести не только к негативному воздействию на окружающую среду, но и к причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем, на данный момент приходится с сожалением констатировать, что без вмешательства властей проблемы такого рода далеко не всегда могут быть разрешены, ярким примером чего может служить закрытие так называемой «китовой тюрьмы» в 2019 году в бухте Средняя в Приморье, когда жестокое обращение с животными прекратилось только после вмешательства Президента России В.В. Путина.

Иная ситуация, как мы знаем, имела место в Норильске в мае 2020 года, когда в результате разгерметизации аварийного резервуара на территории Надеждинского металлургического комбината вылилось около 20 тысяч тонн дизельного топлива. Недостаток коммуникации между бизнесом и региональными, а также федеральными властями привел к тому, что о происшествии стало известно из социальных сетей лишь спустя несколько дней, когда окружающей среде уже был причинен серьезный вред.

В подобных случаях, в которых от согласованного и скоординированного взаимодействия предприятий и органов власти зависит оперативность реализации мер по устранению причин и последствий произошедших событий, промедления категорически недопустимы, ведь именно от того, насколько быстро будут приняты все необходимые меры, зависит жизнь и здоровье людей, состояние экологии на длительную перспективу. Сокрытие обстоятельств подобных происшествий существенно повышает риски причинения значительного ущерба гражданам и экологической обстановке в целом, на что особенно обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе совещания по вопросу произошедших в Норильске событий.

Данные примеры наглядно показывают, что субъекты предпринимательской деятельности должны четко осознавать свою ответственность перед обществом, поскольку в вопросах предотвращения экологических катастроф одним из важнейших факторов является скорость реагирования на возникшие угрозы. Предприятия, деятельность которых связана с риском причинения вреда окружающей среде, должны проявлять повышенную степень осмотрительности, проявлять высокую социальную экологическую ответственность.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2009 г. № 8-П «Правовые основы государственной политики в этой сфере — исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, — должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение». Конституционный Суд РФ в указанном Постановлении также затронул и вопрос конституционной обязанности бережного отношения к окружающей среде: «Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние экологии». Эти позиции накладывают на органы власти требования ориентированности на сохранение окружающей среды, оценку экологических последствий принимаемых решений, реализацию положений статей 42 и 58 Конституции РФ.

Читать еще:  Как доказать нецелевое использование алиментов

При внесении поправок, затрагивающих вопросы экологии и защиты животных, в текст Конституции, опираясь на реальные потребности и запрос со стороны людей, а также на многолетнюю практику Конституционного Суда РФ, конституционный законодатель расширяет регулирование экологической сферы, чем дает важнейший ориентир для реализации государственной политики как в части, прямо касающейся экологии, так и во всех направлениях, в той или иной степени связанных с окружающей средой.

Забота об окружающей среде и конституционализация соответствующего регулирования имеют под собой важную конституционно-значимую цель — создание благоприятных условий для жизни будущих поколений. Ровно на это и направлены поправки к Конституции, посвященные экологии и ответственному отношению к животным.

30.Обязанности государства, муниципальных органов, органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан и их объединений.

ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

31. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Разрушительная деятельность человека в природной среде вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства — не допустить гибели природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. В связи с чем статьей 58 Конституции РФ была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В конституционной норме можно выделить три логические части:
обязанность сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;
обязанность сохранять окружающую среду;
обязанность бережно относиться к природным богатствам.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими охрану окружающей среды и использование природных богатств, являются Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законы об отдельных видах природных ресурсов: Закон Российской Федерации «О недрах», Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».

Охрану окружающей среды Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. За нарушение законодательства в сфере охраны природы предусмотрена материальная, административная и уголовная ответственность.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Читать еще:  Можно ли разорвать брак за один день или быстрый развод

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязанности и права граждан по охране лесов. Так, в статье 11 Лесного кодекса РФ указывается, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов; граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами; гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за некоторые виды вредного воздействия на окружающую природную среду в том числе и за размещение отходов в местах не отведенных для этого.

В Забайкальском крае приняты нормативные правовые акты, направленные на защиту охраны окружающей среды. В Уставе Забайкальского края установлено, что органы государственной власти края и органы местного самоуправления осуществляют экологическое просвещение населения края посредством распространения информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологической безопасности, о законодательстве в области охраны окружающей среды.

Законодательством Забайкальского края могут устанавливаться особо охраняемые природные территории регионального значения (заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, учебные и научные стационары, микрозаказники, охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны) и местного значения (микрозаказники, охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны, лесопарковые зоны населенных пунктов), режим охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного и животного мира, а также мест их обитания (Закон Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. № 115-ЗЗК «О Красной книге Забайкальского края»).

В статье 76 Устава Забайкальского края говорится о том, что граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти края, органы местного самоуправления, организации, а также должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти края, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законом и законом края.

Следует отметить, что нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Данная конституционная обязанность обеспечивается как гражданско-правовой, так и административно— и уголовно-правовой ответственностью. Например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ есть глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», а в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ — глава 26 «Экологические преступления». Законом Забайкальского края от 24 июня 2009 г. № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» закреплена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (статья 38 Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений).
На территории городского круга «Город Чита» реализуется муниципальная программа «Охрана окружающей среды городского округа «Город Чита» на 2017 — 2021 годы», которая разработана в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа «Город Чита». По вопросам охраны окружающей среды на территории городского округа «Город Чита» уполномоченным органом является Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» в соответствии с Положением о Комитете.

Таким образом, мы видим, что граждане вправе осуществлять предусмотренные законодательством права, одновременно с этим предоставлению прав всегда сопутствует возложение на граждан определенных обязанностей, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования.

Право на благоприятную окружающую среду

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Читать еще:  Могут ли уйти в отпуск по уходу за ребенком отец, бабушка или другой родственник

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой — одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее — Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 — 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector