Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Граждане пребывающие в запасе до скольки лет

Воинский учет и бронирование

Понятие воинского учета

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
  • для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Военнообязанный

Военнообя́занный [1] , в военном деле России термин имеет следующие значения:

  • лицо, состоящее в запасе Вооружённых Сил (ВС) государства;
  • юноши и девушки допризывного и призывного возрастов, состоящие на воинском учёте (в государствах, имеющих призывную или смешанную систему комплектования);

В некоторых государствах именуются запасниками, резервистами и так далее. Ранее в Союзе ССР также назывался Приписник, так как был приписан к конкретному формированию в случае повторного призыва.

В государствах, принявших англосаксонскую модель строительства ВС, именуются (англ.) liable for military service, дословно — ответственный за воинскую повинность.

Содержание

  • 1 Россия
    • 1.1 Российская Империя
    • 1.2 Советский период
    • 1.3 Российская Федерация
  • 2 Республика Беларусь
  • 3 Германия
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Россия [ править | править код ]

Российская Империя [ править | править код ]

Советский период [ править | править код ]

В соответствии с Законом Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности» практически все граждане Союза ССР обязаны были исполнять всеобщую воинскую обязанность, то есть являлись военнообязанными.

Всеобщая воинская обязанность, установленная советским законодательством, вытекала из конституционного положения, определяющего, что защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, а военная служба в рядах ВС СССР — почётная обязанность советских граждан (ст. 62 и 63 Конституции СССР). Законодательство о всеобщей воинской обязанности прошло в своём развитии несколько этапов. Отражая социально-политические изменения в жизни общества и потребности укрепления обороны страны, оно развивалось от добровольчества к обязательной военной службе трудящихся и от неё — ко всеобщей воинской обязанности.

Читать еще:  Что делать, если отказали в гарантийном ремонте автомобиля куда обращаться

Всеобщая воинская обязанность характеризовалась следующими основными чертами:

  1. она распространялась лишь на советских граждан;
  2. являлась всеобщей: призыву на военную службу подлежали все мужчины — граждане СССР; не призывались лишь лица, отбывающие уголовное наказание, и лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом;
  3. являлась личной и равной для всех: не допускалась замена призывника другим лицом: за уклонение от призыва или от выполнения обязанностей военной службы виновные несли уголовную ответственность;
  4. имела ограничения во времени: законом точно были установлены сроки действительной военной службы, количество и продолжительность учебных сборов и предельный возраст состояния в запасе;

Воинская обязанность по советскому законодательству осуществлялась в следующих основных формах:

  • служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;
  • служба и работа в качестве военных строителей;
  • прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР;

Исполнением всеобщей воинской обязанности являлось также предварительная подготовка (военно-патриотическое воспитание, начальная военная подготовка (НВП), подготовка специалистов для ВС, повышение общей грамотности, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий и физическая закалка молодёжи) к военной службе:

  • прохождение учащимися в средних школах, а другими гражданами — на производстве НВП, включая подготовку по гражданской обороне, с учащейся молодёжью в общеобразовательных школах (начиная с 9-го класса), в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ), и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования (СПТО) штатными военными руководителями. Юноши, не обучавшиеся в дневных (очных) учебных заведениях, НВП проходили на учебных пунктах, создаваемых (при наличии 15 и более юношей, обязанных проходить НВП) на предприятиях, в организациях и колхозах; Программа НВП включала в себя ознакомление молодёжи с назначением Советских ВС и их характером, с обязанностями военной службы, основными требованиями военной присяги и воинских уставов. Руководители предприятий, учреждений, колхозов и учебных заведений несли ответственность за то, чтобы НВП были охвачены все юноши допризывных и призывных возрастов;
  • приобретение военных специальностей в учебных организациях СПТО — профтехучилищах и в организациях Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), предназначалась для обеспечения постоянной и высокой боеготовности ВС, являлась заблаговременной и предусматривала подготовку специалистов (водителей автомобилей, электромехаников, связистов, парашютистов и других) из числа юношей, достигших 17-летнего возраста. В городах производилась без отрыва от производства. При этом на период сдачи экзаменов обучающимся юношам предоставлялся оплачиваемый отпуск на 7—15 рабочих дней. В сельской местности производилась с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. За призывниками в этих случаях сохранялись места работы, занимаемая должность и выплачивалось 50 % среднего заработка. Оплачивались также расходы по найму жилого помещения и проезду к месту учёбы и обратно;
  • изучение военного дела и приобретение офицерской специальности студентами высших учебных заведений (ВУЗ) и ССУЗ, занимавшихся по программам подготовки офицеров запаса;
  • соблюдение правил воинского учёта и иных воинских обязанностей призывниками и всеми гражданами, состоящими в запасе ВС СССР.

В целях планомерной подготовки и организационного проведения призыва на действительную военную службу территория СССР разделялась на районные (городские) призывные участки. К ним ежегодно в течение февраля — марта приписывались граждане, которым в год приписки исполнялось 17 лет. Приписка к призывным участкам служила средством выявления и изучения количественного и качественного состава призывных контингентов. Она производилась районными (городскими) военными комиссариатами (военкоматами) по месту постоянного или временного жительства. Определение состояния здоровья приписываемых производилось врачами, выделяемыми по решению исполнительных комитетов (исполкомов) районных (городских) Советов народных депутатов из местных лечебных учреждений. Лица, приписанные к призывным участкам, именовались призывниками. Им выдавалось специальное свидетельство. Граждане, подлежащие приписке, были обязаны явиться в военкомат в срок, установленный на основании Закона. Перемена призывного участка допускалась только с 1 января до 1 апреля и с 1 июля до 1 октября года призыва. В другое время года перемена призывного участка в отдельных случаях могла быть разрешена лишь по уважительным причинам (например, переезд на новое место жительства в составе семьи). Призыв граждан на действительную военную службу проводился ежегодно повсеместно два раза в год (в мае — июне и в ноябре — декабре) по приказу Министра обороны СССР. В войска, расположенные в отдалённых и некоторых других местностях, призыв начинался на месяц раньше — в апреле и октябре [2] . Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливалось Советом Министров СССР. Точные сроки явки граждан на призывные участки определялись в соответствии с Законом и на основании приказа Министра обороны СССР, приказом военного комиссара. От явки на призывные участки никто из призывников не освобождался (за изъятием случаев, установленных ст. 25 Закона). Вопросы, связанные с призывом, решались коллегиальными органами — призывными комиссиями, создаваемыми в районах, городах под председательством соответствующих военных комиссаров. В состав комиссии в качестве их полноправных членов входили представители местных советских, партийных, комсомольских организаций и врачи. Персональный состав призывной комиссии утверждался исполкомами районных (городских) Советов народных депутатов. На районные (городские) призывные комиссии возлагались:

  • а) организация медицинского освидетельствования призывников;
  • б) принятие решения о призыве на действительную военную службу и предназначение призванных по видам ВС и родам войск;
  • в) предоставление отсрочек в соответствии с Законом;
  • г) освобождение от воинской обязанности призывников в связи с наличием у них заболеваний или физических недостатков;

При принятии решения призывные комиссии были обязаны всесторонне обсудить семейное и материальное положение призывника, состояние его здоровья, учесть пожелания самого призывника, его специальность, рекомендации комсомольских и других общественных организаций. Решения принимались большинством голосов. Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и контроля за их деятельностью в союзных и автономных республиках, краях, областях и автономных округах создавались соответствующие комиссии под председательством военного комиссара союзной или автономной республики, краях, области или автономного округа. За деятельностью призывных комиссий осуществлялся контроль со стороны Советов народных депутатов и прокурорский надзор. За недобросовестное или пристрастное отношение к делу при решении вопроса призыва, предоставление незаконных отсрочек члены призывных комиссий и врачи, участвующие в освидетельствовании призывников, а также другие лица, допустившие злоупотребления, привлекались к ответственности в соответствии с действующим законодательством. В основу распределения призывников по видам ВС и родам войск клался принцип производственной квалификации и специальности с учётом состояния здоровья. Этот же принцип применялся при призыве граждан в военно-строительные отряды (ВСО), предназначенные для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР. Комплектование ВСО производилось преимущественно из призывников, окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники, бульдозеристы, кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей определялись военным законодательством, а их трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда военных строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в ВСО засчитывался в срок действительной военной службы.

Законом были определёны: — единый призывной возраст для всех советских граждан — 18 лет;

Отсрочка от призыва могла быть предоставлена по трём основаниям:

  • а) по состоянию здоровья — предоставлялась призывникам, признанным временно негодными к военной службе по болезни (ст. 36 Закона);
  • б) по семейному положению (ст. 34 Закона);
  • в) для продолжения образования (ст. 35 Закона);

Военнообязанный запаса — лицо, состоявшее в запасе ВС, периодически несущее военную службу — службу в запасе.

Российская Федерация [ править | править код ]

Военнообязанный запаса (гражданин, пребывающий в запасе) — гражданин Российской Федерации — России, мужского или женского пола, состоящий или обязанный состоять на воинском учёте и зачисленный в запас. [3]

Лица, уволенные с военной службы, то есть военнообязанные, состоят в запасе до 45—70 лет, в зависимости от категории звания (солдаты, сержанты, прапорщики, младшие, старшие и высшие офицеры) на момент увольнения и разряда запаса (первый, второй, третий) и стоят на учёте в военном комиссариате, в случае смены места жительства снимаются с учёта в одном военкомате и становятся на учёт в военкомат по новому месту жительства.

В паспорте гражданина России ставится штамп «Военнообязанный».

Республика Беларусь [ править | править код ]

В соответствии с Законом Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований. [4]

Офицер запаса

Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.

Читать еще:  Можно ли забрать заявление на алименты

Не следует путать с офицером в отставке, который перестал быть военнообязанным по возрасту, состоянию здоровья или иным причинам. Офицером запаса может стать лицо, ранее находившееся на военной службе и уволенное в запас, либо лицо, переведённое в запас непосредственно после присвоения офицерского звания (например: лица, окончившие военную кафедру при высшем учебном заведении). Офицер запаса может быть призван на военную службу по основаниям, предусмотренным законом. В период нахождения в запасе офицеру запаса денежное довольствие не выплачивается, но могут быть установлены, в соответствии с законами, определённые денежные выплаты.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Состав запаса
    • 2.1 Российская Федерация — Россия
  • 3 Использование офицеров запаса
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

История [ править | править код ]

В Красной армии Советской России и Союза ССР впервые в мире была организована система подготовки командиров и начальников запаса, позднее — офицеров (с 1943 года). Основные цели данной системы были:

  • на особый период (война) создать резерв высоко образованных командиров и начальников формирований (с 1943 года — офицеров) на случай всеобщей мобилизации в военное время;
  • сокращение государственных затрат на подготовку командиров и начальников запаса;
  • и другие.

Общей тенденцией всех армий, флотов и авиаций мира в течение XX века стало неуклонное повышение среди офицеров доли людей с высшим образованием. В послевоенной Советской Армии и Военно-морском флоте ВС Союза ССР эта цифра была доведена фактически до 100 %.

В соответствии с этой тенденцией Советская Армия и ВМФ рассматривает практически любое гражданское лицо с высшим образованием как потенциального офицера запаса в военное время. Для их обучения развёрнута сеть военных кафедр при гражданских ВУЗах, программа обучения на которых соответствует высшему военному училищу.

Подобная система, применённая впервые в мире в Советской России, взята на вооружение Соединёнными Штатами Америки, где значительная часть офицеров подготавливается на курсах вневойсковой подготовки офицеров резерва и в офицерских кандидатских школах. Развитая сеть высших военных училищ является также весьма дорогостоящей; содержание одного училища обходится государству, примерно как содержание дивизии, полностью развёрнутой по штату военного времени. Курсы подготовки офицеров резерва гораздо дешевле, и Соединённые Штаты делают на них большой упор.

.
XXI. ПОДГОТОВКА НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ЗАПАСА
1. Обеспечить воспитание и обучение культурного, имеющего прочные практические навыки в командовании, знающего уставы и наставления, дисциплинированного командира.
2. Командир запаса должен быть подготовлен для умелого выполнения своей должности в любых условиях обстановки. Командиров запаса пехоты, кроме того, научить действовать в условиях позиционной войны, атаковать доты, устанавливать и разрушать инженерные препятствия.
3. Каждого командира запаса научить лично в совершенстве пользоваться всеми средствами вооружения, находящимися в его подразделении, метко стрелять и отлично управлять огнем.
4. Военным советам округов проверить соответствие кадров командного состава и материальное оснащение КУКСЗов, обеспечив им выполнение их задач.
.

Состав запаса [ править | править код ]

Российская Федерация — Россия [ править | править код ]

Граждане Российской Федерации — России, пребывающие в запасе (составы запаса (воинские звания)), подразделяются на три разряда:

  • Первый разряд:
    • Младшие офицеры — до 50 лет;
    • Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга — до 55 лет;
    • Полковники, капитаны 1-го ранга — до 60 лет;
    • Высшие офицеры — до 65 лет.
  • Второй разряд:
    • Младшие офицеры — до 55 лет;
    • Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга — до 60 лет;
    • Полковники, капитаны 1-го ранга — до 65 лет;
    • Высшие офицеры — до 70 лет.
  • Третий разряд:
    • Младшие офицеры — до 60 лет;
    • Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга — до 65 лет;
    • Полковники, капитаны 1-го ранга — нет;
    • Высшие офицеры — нет.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет. Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 28 марта 1998 года, в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учёт, в отставку и снимается с воинского учёта.

Использование офицеров запаса [ править | править код ]

Институт офицеров запаса повышает мобилизационные возможности государства в случае крупномасштабной войны (военного конфликта), позволяя быстро комплектовать и разворачивать дополнительные войска.

В Союзе ССР в начальный период Великой Отечественной войны на основе запаса было сформировано значительное количество воинских частей и соединений [ источник не указан 3416 дней ] . Позднее, при вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, офицеры запаса были использованы для комплектования и развертывании 40-й армии [1] .

. В конце декабря 1979 г. в Афганистан вошли военнослужащие, в основном призванные из запаса. Такое парадоксальное решение было принято, на мой взгляд, по нескольким причинам. Для создания Ограниченного контингента требовалось огромное количество солдат срочной службы, прапорщиков и офицеров, которых в Туркестанском военном округе и так не хватало.
Призванные из запаса солдаты и офицеры показали себя в Афганистане с самой лучшей стороны. Все они были зрелого возраста, многие уже имели семьи, детей. Запасники были опытнее молодых солдат и прекрасно понимали, что попали не на учения, а оказались в очень серьезной обстановке. Мы были уверены, что никто из них, скажем, не уснет на посту и не уйдет из своей части.
.
Последние из запасников застали начавшиеся нападения на машины, засады и перестрелки. В начале февраля душманы в упор расстреляли одну из патрульных машин, которая контролировала небольшой участок дороги в окрестностях Кабула. 10 солдат в кузове, водитель и офицер — все они были призваны из запаса на несколько недель — погибли.
Возвращались домой запасники с радостью. Самые последние из них провели в Афганистане не больше 2 месяцев. Это был самый спокойный период за все время нашего там пребывания. .

В середине 2000-х годов резервисты Национальной гвардии США составили значительную долю личного состава действующих вооруженных сил, принявших участие в войне в Афганистане и иракской войне [2] .

Кого и как призывают на военные сборы? Инструкция о порядке действий

Фото: ptzgovorit.ru

Сегодня, 29 июня 2020 года Президент РФ подписал Указ «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2020 году». По опыту прошлых лет мы знаем, что в связи с этим к правозащитникам поступают обращения граждан с просьбой разъяснить, для чего проводятся военные сборы и кого могут на них призывать. Юрист Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Арсений Левинсон ещё несколько лет назад подготовил ответы по вопросам, связанным с призывом на военные сборы в РФ, которые остаются актуальными по сей день.

Что такое военные сборы и для чего они проводятся?

Военные соборы — один из видов воинской обязанности граждан Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается (ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Значит, военные сборы нужны для подготовки к военной службе запасников? Но вот я был зачислен в запас по возрасту, то есть — по достижению 27 лет. Разве меня могут призвать на военные сборы, если я ранее не служил?

Да, так как в запас зачисляются, как прошедшие военную службу по призыву, так и окончившие военные кафедры, освобождавшиеся от военной службы или имевшие отсрочки до 27 лет, то на военные сборы могут быть призваны и граждане, ранее никогда не проходившие военную службу.

Получается, что все граждане, зачисленные в запас, могут быть призваны?

Есть возрастные ограничения. На военные сборы призываются граждане, пребывающие в запасе, до 45 лет (солдаты, матросы), до 55 лет (младшие офицеры).

Кроме того, есть категории граждан, имеющие право на освобождение от призыва на военные сборы.

Можно подробнее о тех категориях граждан, которые имеют право не проходить военные сборы?

В первую очередь, это граждане, признанные временно негодными или негодными к военной службе.

Надо иметь в виду, что граждане, ранее признанные ограниченного годными, теоретически могут быть призваны на военные сборы, однако с большой вероятностью при прохождении медицинского освидетельствования будут признаны временно негодными и освобождены от призыва на военные сборы.

ВАЖНО! При призыве на военные сборы граждане должны быть направлены на медицинское освидетельствование (п.11 Положения о проведении военных сборов).

В законе также определены и другие категории граждан. В частности, согласно ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», от военных сборов освобождаются:

— граждане женского пола;

— обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях (вне зависимости от государственной аккредитации образовательных программ);

— обучающиеся заочно — в период сессии, итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;

— граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;

— имеющие трех и более детей.

Кроме того в ст. 55 вышеназванного закона установлено, что от военной службы освобождаются граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу (АГС). Это положение связано с тем, что АГС проходят молодые люди, убеждениям которых противоречит несение военной службы. Так как военные сборы проводятся для подготовки к военной службе, они также противоречат убеждениям или вероисповеданию тех, кто проходил альтернативную гражданскую службу.

Подождите! Я не проходил АГС, но у меня есть убеждения, противоречащие несению военной службы. Как быть в таком случае?

Полагаем, что от военных сборов могут быть освобождены и те, кто не проходил АГС, но имеет убеждения, противоречащие несению военной службы. На таких граждан должно распространяться конституционное право на отказ от военной службы по убеждениям или по вероисповеданию, гарантированное статьями 28, 59 (части 3) Конституции РФ. В таком случае, гражданин может написать соответствующее заявление на имя начальника отдела военного комиссариата, осуществляющего призыв на военные сборы.

Значит, призыв на военные сборы осуществляют военные комиссариаты? А на каком основании и когда они могут начать такой призыв?

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации (п. 9 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333).

Каким образом военный комиссариат сообщит мне, что я подлежу призыву на военные сборы?

На военные сборы граждане вызываются повестками военного комиссариата установленного образца, которые должны быть вручены надлежащим образом — лично в руки призываемому гражданину. Вручение повесток производится работниками военного комиссариата, либо другими должностными лицами (работниками организаций по месту работы гражданина). Призываемый гражданин должен расписаться на корешке повестки. Таким образом, всякого рода приглашения в военный комиссариат через почтовый ящик, по телефону, через родителей т.п. законом не предусмотрены. В повестке указываются место и время, в которые призываемый должен явиться, а также причина вызова – для прохождения военных сборов.

Что будет, если я не смогу прийти?

В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей привлекается полиция (п. 13 Положения о проведении военных сборов). Полиция вправе проводить административное задержание граждан и доставлять их для составления протокола об административном правонарушении в военкомат, если есть основания для возбуждения дела об административным правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ.

За неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).

Самое суровое наказание — это штраф? Не привлекут ли за уклонение?

Уголовной ответственности за неявку в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, не установлено. Согласно статье 328 УК РФ уголовную ответственность влечет уклонение только от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, но не от призыва на военные сборы.

Понятно. А что считается уважительной причиной неявки по повестке?

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», уважительными причинами неявки по повесткн являются:

— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Как можно с вами связаться для получения дополнительной правовой информации?

По всем правовым вопросам, связанным с призывом на военные сборы, а также с призывом на военную службу, с прохождением военной службы по призыву и заменой военной службы на альтернативную гражданскую (АГС) можно обращаться в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

по телефону +7 (906) 263-17-17;

Все консультации предоставляются бесплатно.

В каком возрасте снимают с воинского учета

До какого возраста военнообязанные в России:

  • женщины — в зависимости от звания — до 45-50 лет;
  • мужчины — до 45 (рядовые) до 70 лет (высший командный состав).

Это определено статьей 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Что такое воинский учет и кто является военнообязанным в России

В России в силу статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подлежат учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях-работодателях:

  • все мужчины от 18 до 27 лет (призывники) и мужчины, отслужившие срочную службу или по контракту (военнообязанные);
  • все военнообязанные женщины, имеющие военно-учетные специальности;
  • граждане, которые не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва.

В законах прописано, до какого возраста военная обязанность в России, — зависит от разных факторов: состояния здоровья, звания. Воинский учет — это сбор, систематизация, документирование и контроль всех данных граждан, которых призовут на службу в случае объявления военного положения. Организации обеспечивают документирование на местах и оперативно передают информацию в военкоматы. Пока человек способен нести службу, он подлежит учету, для снятия с него требуются законодательно установленные основания.

Обязанности в запасе

Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.

Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.

Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:

  • информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
  • являться по вызову;
  • бережно относиться к военному билету;
  • проходить медицинские осмотры.

Когда снимают с воинского учета

В статье 53 Федерального закона № 53-ФЗ сказано, что при достижении военнообязанными определенного возраста они переводятся в отставку из запаса и снимаются с воинского учета. То, до какого возраста учет в военкомате, зависит от присвоенного гражданину разряда во время прохождения действительной службы в армии. Разряд и звание — разные понятия, которые дополняют друг друга.

Женщины становятся военнообязанными, если:

  • они закончили военный вуз и получили соответствующую квалификацию и звание;
  • у них есть профильное образование по специальности, подлежащей мобилизации (медики, связисты и т. д.).

Разберемся, до какого возраста в России женщины военнообязанные:

  • имеющие офицерское звание — до 50 л.;
  • рядовые — до 45 л.

У мужчин предусмотрена более детальная градация предельного срока пребывания в запасе. Тут играют роль и звания, и разряды. Рассмотрим, как выглядит таблица из статьи 53 закона № 53-ФЗ:

Из нее видно, до какого возраста в России мужчина военнообязанный:

  • для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов — от 35 до 50 л.;
  • для младших офицеров — от 50 до 60 л.;
  • для майоров, капитанов 3 и 2 ранга, подполковников — от 55 до 65 л.;
  • для полковников и капитанов 1 ранга — от 60 до 65 л.;
  • для высших офицеров 2-го разряда — от 65 до 70 л..

Но то, до какого возраста офицеры в запасе, зависит еще от состояния здоровья. При выявлении хронических заболеваний или установлении группы инвалидности офицера отправляют в отставку досрочно, аналогично поступают с рядовыми. Основанием является заключение медицинской комиссии.

Рассмотрим, граждане каких годов рождения и в каком возрасте перейдут в отставку в ближайшие годы.

Год снятия с воинского учета

Женщины, лет

Мужчины, лет

45

50

50

60

65

65

70

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

Офицеры

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

Младшие офицеры

Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга

Полковники, капитаны 1-го ранга

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector