Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиктивная регистрация иностранных граждан результаты и ответственность

Администрация Города Томска
Официальный сайт

  • Жителям города
  • Жителям
  • Прокуратура разъясняет

Согласно статистическим данным в настоящее время идет значительный рост заключения браков с иностранными гражданами. В большинстве случаев регистрация таких браков происходит с целью получения, в дальнейшем, разрешения на временное проживание и права на вступление в гражданство РФ в упрощенном порядке.
В ходе прокурорских проверок соблюдения миграционного законодательства в рассматриваемой сфере неоднократно выявлялись такие нарушения, по результатам которых фиктивные браки расторгались в судебном порядке.
Заключение брака в таких случаях нарушает интересы государства и его конституционность.
Организация незаконной миграции это более широкое по объему деяние, чем можно представить. Оно не исчерпывается одним лишь заключением фиктивного брака с иностранным гражданином в целях его легализации на территории Российской Федерации. Это комплекс разнообразных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда и (или) незаконного пребывания, или транзита иностранных граждан (лиц без гражданства). Исходя из этого, вполне оправданным представляется привлечение к ответственности по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лиц, занимающихся нелегальным миграционным бизнесом, связанным с заключением таких браков.
Как показывает практика, посредством рекламных услуг, в том числе с использованием сети Интернет, размещается информации о фиктивных браках как способе легализации иностранных граждан на территории государства.
Так, в одном из решений суда указано: «Действия лиц, разместивших в сети Интернет информацию о заключении фиктивных браков с целью последующей незаконной регистрации граждан на территории Российской Федерации, направлены на совершение деяний, запрещенных ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лиц, относящихся к преступлениям против государственной власти».
В ряде случаев отдельные лица, получившие гражданство Российской Федерации вышеуказанным способом совершают преступления, связанные с незаконным созданием вооруженных формирований немеждународного характера на территории Российской Федерации, участвуют в террористических организациях, в незаконном сбыте оружия либо в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ, незаконной переправе иностранных граждан через Государственную границу Российской Федерации либо транзите иностранных граждан через территорию Российской Федерации.
Такие же последствия имеют место быть при фиктивной постановке на учет гражданина (иностранного гражданина) по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, ответственность за которую, предусмотрена статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Наказываются перечисленные выше деяния лишением свободы на срок до пяти лет.
Антитеррористическая безопасность, защищенность граждан и государства в целом, надзор за соблюдением миграционного законодательства являются одним из приоритетных направлений органов прокуратуры, в связи с чем прокуратурой города Томска в дальнейшем будет продолжена работа, направленная на выявление, пресечение и предостережение подобных нарушений.

Резиновая зона: кто зарабатывает на организации нелегальной миграции

Только в последнюю неделю января так называемые «резиновые» квартиры, в которых зарегистрированы сотни, а то и тысячи иностранных граждан, были обнаружены в разных регионах страны: Калининграде, Казани, Саранске. Абсолютным рекордом стали 167 тыс. нелегальных мигрантов, зарегистрированных в одной столичной многоэтажке (это дело уже передано в суд). Как работают механизмы незаконных трудовых потоков, кому это выгодно и что ждет мигранта с липовой регистрацией — выясняли «Известия».

Выявление и наказание

Полицейские из самого западного региона России обнаружили три «резиновых» квартиры в Калининграде, где числились, но не проживали 30 иностранцев, сообщила пресс-служба областного УВД. В столице Мордовии в тот же день были выявлены 14 гостей из ближнего зарубежья в возрасте от 1 до 58 лет, получивших регистрацию по той же схеме. Всех их «приютила» у себя безработная местная жительница.

Эти дела еще находятся в стадии расследования, но другие уже рассмотрены судами. Так, 52-летний житель Казани с января по август 2020-го предоставил в миграционную службу документы о регистрации семи граждан Сирии. По факту же иностранцы никогда не появлялись на его жилплощади. Суд оштрафовал предприимчивого благодетеля на 5 тыс. рублей.

Другие организаторы нелегальной иммиграции пока ждут решения своей участи. Фиктивную регистрацию 1094 иностранцам оформили с 2015 по 2019 годы два жителя Благовещенска. Причем деятельность они вели под прикрытием туристического бизнеса и предприятия, связанного с внешнеэкономической деятельностью.

«Соучастники направляли приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданам другого государства, те в свою очередь по коммерческим визам приезжали на территорию России. Злоумышленники оформляли им фиктивную регистрацию по месту пребывания, и далее иностранцы незаконно занимались трудовой деятельностью на территории Амурской области и за ее пределами», — сообщили в МВД. За свои услуги 61-летний мужчина и его 45-летняя сообщница, как предполагает следствие, получали вознаграждение.

Однако все эти виртуальные общежития меркнут в сравнении с находкой полицейских в столичном районе Люблино, где в доме 40 по проспекту Октября с 2018 по 2019 годы оказались зарегистрированы не менее 167 тыс. иностранцев. Для сравнения, это чуть меньше населения Сызрани. Принимающей стороной, согласно документам, выступали коммерческие предприятия и индивидуальный предприниматель. Сведения об иностранцах поступали в электронной форме. За услугу сообщники взимали от 2,5 до 5 тыс. рублей. Дело по семи обвиняемым в организации нелегального бизнеса передано в суд, двое из них согласились сотрудничать со следствием.

737 уголовных дел об организации нелегальной миграции возбуждено в 2020 году подразделениями МВД России. Сотрудниками полиции выявлены 7259 случаев фиктивной регистрации граждан России, иностранцев и лиц без гражданства в жилых помещениях. Установлены 33 724 факта фиктивной постановки на миграционный учет гостей из-за рубежа по месту пребывания.

Заложники ситуации

— Во многих крупных городах России успешно процветает так называемый прописочный бизнес, которым занимаются не только физические лица — собственники жилья, но и юридические — чаще всего это посреднические агентства, — рассказывает «Известиям» Артем Коростелев, член Ассоциации юристов России.

Читать еще:  Исковое заявление о взыскании заработной платы и денежной компенсации за просрочку выплаты

Рекламу подобных теневых услуг можно с легкостью найти как в некоторых СМИ, так и в объявлениях на заборах и столбах. Успешно работает и сарафанное радио внутри диаспор.

Регистрация по месту жительства

Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, обязаны оформить регистрацию по месту жительства.

Обязанность зарегистрироваться по месту жительства возникает в двух случаях:

  • Если иностранный гражданин имеет помещение, которое используется им для постоянного или временного проживания на праве пользования. Право пользования жилым помещением, в соответствии с законом, возникает у собственника или нанимателя жилого помещения, а также у членов его семьи.
  • Если иностранный гражданин проживает в РФ свыше 3-лет. Отсутствие регистрации по месту жительства у мигрантов, проживающих в РФ свыше 3-х лет, может стать препятствием к получению вида на жительство[1].

В случае отсутствия у иностранного гражданина оснований для регистрации в жилом помещении, он обязан оформить учет по месту пребывания в том помещении, где он фактически проживает. Об этом прямо сказано в ст. 20 Закона о миграционном учете. Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в данном случае нарушением закона являться не будет.

При наличии оснований, регистрацию по месту жительства иностранный гражданин обязан оформить в течение 7 суток с момента получения им разрешения на временное проживание, вида на жительство, либо с даты прибытия в место проживания. Регистрация производится миграционным органом на основании заявления иностранного гражданина. Вместе с заявлением необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением. Таким документом может быть договор найма, свидетельство о регистрации права собственности, выписка из реестра и пр. Отметим также, что, если права гражданина на жилое помещение зарегистрированы в установленном порядке, он освобождается от обязанности предоставлять соответствующие документы, поскольку эти сведения миграционный орган обязан получить самостоятельно. Подробнее порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства описан в Приказе МВД России от 30.07.2019 N 514.

О регистрации по месту жительства проставляется отметка в паспорт иностранного гражданина или в вид на жительство.

Федеральный закон наделяет МВД полномочиями по осуществлению надзора за законностью пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В целях установления фактов нарушений, сотрудники МВД уполномочены проводить проверки и устанавливать факты фиктивной регистрации иностранных граждан.

Порядок проведения подобных проверок установлен Приказом Федеральной миграционной службы от 9 декабря 2014 г. N 649. В соответствии с указанным приказом, проверка проводится в целях установления факта фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу, которого он зарегистрирован, а также установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении. Обратим внимание, что данный приказ наделяет сотрудников миграционного органа правом приводить проверки достоверности фактов постановки на учет исключительно в жилых помещениях.

По результатам проведения проверки должно быть вынесено мотивированное заключение об установлении факта фиктивной регистрации. Результаты проверки также должны быть доведены до сведения иностранного гражданина. В случае несогласия с ними, гражданин вправе обжаловать заключение об установлении факта фиктивной регистрации в установленном порядке.

Фиктивная регистрация иностранного гражданина в жилом помещении образует состав преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса РФ. Уголовной ответственности подлежат соответствующие должностные лица, поскольку действия по регистрации, за которые предусмотрена уголовная ответственность, даже если эта регистрация носит заведомо фиктивный характер, вправе произвести только сотрудник миграционного органа. Иностранный гражданин и его принимающая сторона могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за сообщение недостоверных сведений и использование подложных документов.

[1] Исходя из буквального толкования решения Верховного Суда РФ от 5 июня 2012 г. о признании незаконным положений Приказа ФМС от 29 февраля 2008 г. N 41 (дело N АКПИ12-708), иностранные граждане, пребывающие в Российской Федерации непрерывно свыше 3-х лет с момента въезда, обязаны иметь в пользовании жилое помещение.

Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?

Граждане РФ несут административную ответственность за проживание по месту пребывания или по месту жительства без регистрации, а также за нарушение правил регистрации. Иностранные граждане несут административную ответственность за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ. За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность как для граждан РФ, так и для иностранных граждан.

1. Ответственность граждан РФ за несоблюдение правил регистрационного учета

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ведет МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации (ч. 1 ст. 5 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Читать еще:  Как проверить кто собственник автомобиля

Кроме того, при изменении места жительства гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов, для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (ч. 1 ст. 6 Закона N 5242-1).

1.1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае (примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ):

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1).

1.2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1, 2 ст. 19.15.2 КоАП РФ):

  • для граждан — в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.);
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) — в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.).

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления МВД России о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили заведомо недостоверные сведения о его регистрации (если нет признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.) (ч. 3, 4 ст. 19.15.2 КоАП РФ).

1.3. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина (ст. 2 Закона N 5242-1; п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

2. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранный гражданин), временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания и обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Читать еще:  Как получить шенгенскую визу на 5 лет

Обратите внимание! В связи с COVID-19 на период с 15.03.2020 по 15.06.2021 включительно приостанавливается течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранцев в РФ, а также сроков их постановки на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства, если такие сроки истекают в указанный период. Также приостанавливается течение сроков действия, в частности, разрешения на временное проживание, вида на жительство, истекающих в этот период. В некоторых случаях период приостановления зависит от того, возобновлено ли транспортное сообщение с конкретным иностранным государством (пп. «а», «г» п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274; п. 2 Указа Президента РФ от 15.12.2020 N 791; Информация МВД России).

2.1. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях — в размере от 5 000 до 7 000 руб.) с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2, 3 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранного гражданина в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях — в размере от 5 000 до 7 000 руб.) с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1, ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

При определенных условиях дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ может не назначаться (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 64-АД18-6).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 в установленный период (продолжительность которого зависит от возобновления транспортного сообщения с конкретным иностранным государством) в отношении иностранцев (за некоторым исключением) не принимаются, в частности, решения об административном выдворении (в форме принудительного выдворения) за пределы РФ. Также приостанавливается течение сроков добровольного выезда из РФ иностранцев, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда (пп. «в» п. 1, пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ N 274; п. 2 Указа Президента РФ N 791).

2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Фиктивной признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им данное помещение для проживания (п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (примечание к ст. 322.3 УК РФ):

  • на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;
  • в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);
  • по адресу организации, в которой иностранные граждане в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.

После установления факта фиктивной регистрации либо факта фиктивной постановки на учет (что фиксируется в соответствующих заключениях) территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина соответственно с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16, пп. «г» п. 37, п. 40 Правил).

начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Ирбитский» Г.Н. Аршинова

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector