Lb66.ru

Экономика и финансы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административный штраф за нарушение трудового законодательства

Административный штраф за нарушение трудового законодательства

Глава муниципального образования город Саяногорск

  • Образование
  • Здравоохранение
  • Труд и социальные гарантии
    • — Территориальное трехстороннее соглашение от 30.12.2015 года
    • — Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 года
    • — Размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации
    • — ПАМЯТКА РАБОТНИКУ по вопросам оформления трудовых отношений и выплаты заработной платы
    • — ПАМЯТКА РАБОТОДАТЕЛЮ о мерах административной ответственности работодателей за нарушение норм трудового законодательства
    • — Закон республики хакасия о вознаграждении граждан за предоставление информации о нарушениях в области налогообложения при оплате труда
    • — ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2015 г. N 400 О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 07.11.2014 N 83-ЗРХ «О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ГРАЖДАН ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ОПЛАТЕ ТРУДА»
    • — Вознаграждения за информацию о фактах нарушения в области налогообложения при оплате труда.
  • Спорт
  • Культура

  • Административная реформа
  • Территориальная избирательная комиссия
  • Бюджет для граждан
  • Муниципальные закупки
  • Контрольно-счетная палата муниципального образования город Саяногорск
  • Охрана труда
  • Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт
  • Формирование комфортной городской среды
  • Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска
  • Муниципальные унитарные предприятия, казенные и автономные учреждения
  • Информация о результатах проверок
  • Муниципальный контроль
  • Административная комиссия
  • Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Саяногорск
  • Муниципальный архив Администрации муниципального образования г.Саяногорск
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Саяногорск
  • Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений
  • Имущественная поддержка субъектов МСП

ПАМЯТКА РАБОТОДАТЕЛЮ

о мерах административной ответственности работодателей за нарушение норм трудового законодательства, в том числе в части неоформления (либо ненадлежащего оформления) трудовых отношений с работником

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2017) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ), предусматривается усиление мер ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ:

Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:

влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор):

влечет наложение административного штрафа :

— на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ:

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем:

влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ:

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:

влечет наложение административного штрафа :

— на граждан в размере пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством:

влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ:

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния:

влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

А также согласно ст. 26.29. Федерального закона от 24.07.1998-ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

— неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Республике Хакасия осуществляется Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия (г. Абакан, ул. Крылова 68, тел.8(3902) 28-82-32).

На территории муниципального образования город Саяногорск создана Межведомственная рабочая группа Администрации муниципального образования город Саяногорск по вопросам снижения неформальной занятости, исключения выплаты работодателями нелегальной заработной платы, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и страховых взносов во внебюджетные фонды. В состав данной группы входят представители: МИФНС №2 по РХ, Управления Пенсионного фонда в г. Саяногорске РХ; ГУ — РО ФСС РФ по РХ, Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, ГКУ РХ «Центр занятости населения» по городу Саяногорску, ОМВД России по г.Саяногорску.

Председатель межведомственной рабочей группы — заместитель Главы муниципального образования город Саяногорск по экономическим вопросам А.А. Баранников, т.8(39042) 2-12-05.

Какова сейчас практика трудовой инспекции при определении налагаемого штрафа при выявленных нарушениях трудового законодательства – административный штраф налагается один за однотипные нарушения или штраф налагается за каждый случай нарушения? Например, если имеют место такие нарушения, как многочисленные неознакомления работников под роспись с ПВТР (ЛНА, регламентирующего иной способ ознакомления с ПВТР, нет), отсутствие утвержденной формы расчетного листка и нерегулярное предоставление расчетных листков, опять же, не под роспись, а по электронной почте, хотя такой порядок не введен в организации ЛНА, неведение табелей учета рабочего времени.

Если нарушений несколько, инспекторы назначают штраф за каждое отдельное правонарушение и из них складывается общая сумма штрафа. (Например, неознакомление работников под роспись с ПВТР, неведение табеля учета рабочего времени, невыдача расчетного листка). Но относительно одного и того же деяния (например, неознакомление работников под роспись с ПВТР) в отношении нескольких работников судебная практика противоречива.

Если в ходе контрольно-надзорных мероприятий будет установлено, что расчетные листки не выдаются или выдаются с нарушением требований законодательства, работодателю (представителю нанимателя) грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

– для должностных лиц – предупреждение или административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

– для юридических лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, влечет:

– для должностных лиц – административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

– для юридических лиц – штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб.

17. Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника).(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) ‘О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях’).

Каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде и об охране труда, в том числе непроведение специальной оценки условий труда, невключение в трудовой договор условий труда на рабочем месте, неустановление конкретных дат выплаты заработной платы, неуведомление работников в письменной форме о составных частях заработной платы (невыдача расчетных листков), образует самостоятельный состав административного правонарушения, за которое на организацию можно наложить отдельный штраф согласно нормам КоАП РФ.

Читать еще:  Постановка на учет в уфмс иностранных граждан

Трудовые отношения персонифицированы. Следовательно, за нарушение в отношении каждого работника должна быть установлена отдельная ответственность. Такую позицию Федеральной инспекции труда разделяет в Постановлениях Верховный Суд РФ (Постановления Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N N 60-АД14-11, 60-АД14-12, 60-АД14-13, 60-АД14-14).

Штраф – основной вид наказания, который выносится в отношении работодателей. Штрафы назначаются по каждой части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 5.27 предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства, а ст. 5.27.1 — за нарушение законодательства об охране труда). Например, если ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за общие нарушения, то другие части предусматривают уже ответственность за конкретные нарушения, так ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления трудового договора либо за заключение гражданско-правового договора взамен трудового договора. Исходя из изложенного, если госинспектор труда выявит несколько нарушений, которые подпадают под санкции разных частей ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ, он составит соответствующее количество постановлений. Это законно, и суды сходятся во мнении, что инспектор вправе это делать, так как каждая часть ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за конкретные нарушения.

Также госинспекторы труда назначают штрафы по одной части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ. Например, если организация не выплатила зарплату 20 работникам, то госинспектор труда может назначить 20 штрафов — за каждого работника. Таким образом, количество штрафов может быть равно количеству выявленных нарушений. Но некоторые суды признают такую практику незаконной, указывая, что в рамках одной части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ инспектор вправе составить только одно постановление (Постановления Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 29-АД16-9, от 07.03.2018 по делу N 20-АД18-3).

Кроме того, излишне наложенные штрафы могут затруднить для юридического лица выплату задолженности по заработной плате или привести к банкротству. Поэтому, если работодатель обращается в суд и оспаривает назначение нескольких штрафов, суды могут объединить все постановления инспектора в одно и назначить только один штраф, скорее всего, максимальный.

При этом ранее Верховный Суд РФ придерживался иной позиции, согласно которой за каждое нарушение может быть наложено несколько штрафов по одной статье КоАП РФ (Постановления Верховного Суда РФ N N 60-АД14-11, 60-АД14-12, 60-АД14-13, 60-АД14-14, 60-АД14-15).

Противоположная ситуация в Определении Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2016 N 4А-305/2015: инспектор труда выписал 17 постановлений по привлечению работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на основании которых было назначено наказание в виде штрафа 40 тыс. руб. по каждому постановлению. Вина работодателя состояла в следующем: задержка выплаты заработной платы, окончательный расчет не в день увольнения.

Инспекция мотивировала свои действия тем, что каждое нарушение трудового законодательства было допущено в отношении отдельного работника в разное время, поэтому каждое из них образует самостоятельное нарушение, влекущее назначение административного наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Однако суды объединили постановления в одно производство и назначили один административный штраф — 40 тыс. руб. По мнению судов, нарушения допущены работодателем в результате одного действия и от количества работников, чьи права нарушены, не зависит количество дел об административных правонарушениях. Поэтому нарушения, вмененные работодателю, образуют состав одного правонарушения, что влечет однократное привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. руб.

При этом согласно позиции Роструда степень ответственности разделяется в зависимости от вида нарушений: «Если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 1, 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены» (Письмо Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3).

Таким образом, инспекция труда вправе назначить количество штрафов, равное количеству работников, однако при обращении в суд постановления об административном нарушении по решению суда могут быть объединены в одно.

Если нарушений несколько, инспекторы назначают штраф за каждое отдельное правонарушение и из них складывается общая сумма штрафа. Но не всегда ясно, что считать отдельным нарушением. Если нарушены разные требования закона, вопросов нет: нарушение каждого требования штрафуется отдельно, в том числе, когда наказание предусмотрено одной статьей. Это подтверждается, в частности, ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16.

Так, если приняли на работу работника без обязательного предварительного медосмотра и не указали в трудовом договоре условия труда на рабочем месте, вашу организацию могут оштрафовать по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. и по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — от 110 000 до 130 000 руб.

Однако если одно и то же требование закона нарушено в отношении нескольких работников, нормативно не установлено, считать это одним правонарушением или по каждому работнику отдельно. Практика противоречива. При некоторых нарушениях инспекторы выносят штраф отдельно по каждому работнику. Например, если вы допустили несколько работников к работе без обязательного предварительного медосмотра, скорее всего, за каждого работника оштрафуют по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Письмо Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3). Но если такой штраф обжаловать в суде, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, возможно, он признает его незаконным.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда.

Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам:

  • заключения
  • изменения
  • расторжения трудовых договоров
  • оплаты труда
  • включая факты задержки выплаты заработной платы
  • рабочего времени и времени отдыха
  • а также нарушения по вопросам охраны труда
  • в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и:

  • выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами

Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Так, в случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического , и юридического лица , за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ:

  • Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ)
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ)
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ)
  • Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ)
  • Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ)
Читать еще:  Суд и судья в уголовном процессе

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере — трехсот до пятисот рублей
  • на должностных лиц — пятисот до одной тысячи рублей
  • на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных:

  • ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»
  • ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»
  • ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»
  • ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)»

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится:

  • определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет:

  • применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение , влечет:

  • дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом

Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками.

Так, в ходе проверки ООО «Р» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес руководителя данной организации Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. руководитель данной организации был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «С».

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

Ведение кадрового учета

Вы можете заказать услуги ведения кадрового учета, связавшись с нами по контактам ниже, или заполнив онлайн-форму:

Статья 362 ТК РФ. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 362 ТК РФ

1. Государственные инспекторы труда наделены правом предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (см. ст. 357 и коммент. к ней).

Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о труде осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 192 — 195 ТК.

2. О материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный работнику, см. гл. 38 ТК.

3. Возмещение работникам вреда, причиненного в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

4. Статьей 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусматривается административная ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.; работодателя — физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

5. С 01.01.2015 КоАП РФ будет дополнен следующими статьями.

«Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Читать еще:  Перевод земельного участка из жилого в нежилое

Совершение административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, согласно которой нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, усилена ответственность за неисполнение предписаний государственного инспектора труда. Так, невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

6. За допускаемые в сфере труда правонарушения: уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК); уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 416 ТК), ТК предусматривает привлечение работодателя к административной ответственности в виде наложения денежного штрафа.

Так, уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ), непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ), уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ) влечет административный штраф в размере от 1000 до 3000 руб.

Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору карается денежным штрафом в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. ст. 5.30, 5.31 КоАП РФ).

Невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя влечет административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 5.34 КоАП РФ).

Право налагать административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения предоставлено:

1) главному государственному инспектору труда РФ, его заместителям; главному государственному правовому инспектору труда РФ; главному государственному инспектору РФ по охране труда; руководителям структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместителям (по правовым вопросам и по охране труда), главным государственным инспекторам труда, государственным инспекторам труда;

2) руководителям государственных инспекций труда, их заместителям (по правовым вопросам и по охране труда); начальникам отделов государственных инспекций труда, их заместителям (по правовым вопросам и по охране труда); главным государственным инспекторам труда, государственным инспекторам труда.

Приказом Роструда от 10.04.2006 N 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

7. Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.07.2000 N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда»).

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14.02.2001 N 19.

8. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) имеет право привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан. Круг должностных лиц, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений предусмотрены КоАП РФ.

Так, КоАП РФ установлена административная ответственность:

— за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1);

— нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2);

— нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20) и др.

За нарушение норм и правил использования атомной энергии, порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ указанная федеральная служба налагает на руководителей и должностных лиц организаций, работодателей — физических лиц административный штраф в размере от 3000 до 4000 руб. (ст. 9.6 КоАП РФ).

К руководителям и должностным лицам, а также к работодателям — физическим лицам, нарушающим правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, правила пользования топливом и энергией, правила устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки применяется административный штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (ст. ст. 9.8, 9.11 КоАП РФ).

9. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека наделена властными полномочиями по применению штрафов в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Она налагает административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. на должностных лиц, работодателей — физических лиц, нарушающих действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполняющих санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия (ст. 6.3 КоАП РФ).

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных зданий, сооружений и транспорта влечет административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.4 КоАП РФ).

10. Право налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда КоАП РФ предоставил судам общей юрисдикции. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

11. За нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, установлена уголовная ответственность. Статья 143 УК РФ мерой наказания определила штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, предусмотрена ст. 145 УК РФ. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.

УК РФ установлена также уголовная ответственность:

— за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. в сфере труда (ст. 136);

— воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);

— нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);

— прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1);

— нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);

— нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217);

— нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218);

— нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);

— нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263);

— нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector